Питчинг: учим ребенка защищать свои идеи

Психологи говорят, что мы составляем первое впечатление о человеке всего за 20–30 секунд. С идеями примерно та же история. Одной минуты достаточно, чтобы продать свою идею другим или провалить ее. На этом и строится питчинг — искусство убеждать за минуту. Рассказываем, зачем это нужно детям и как их этому научить.
  • Автор

    Ольга Лысенко

  • Дата публикации

    26.05.2021

  • Просмотры

    133

Что такое питчинг

Питчинг (от англ. pitch — бросок в бейсболе) — это когда вы за очень короткое время излагаете свою идею так, что никто не сомневается: она гениальна.

Практика пошла от дерзких стартаперов, которым часто приходится убеждать инвесторов в том, что их бизнес-предложение перспективно и отобьет вложения. Но инвесторы — люди занятые: у них нет времени по два часа выслушивать соображения начинающих бизнесменов. Все плюсы и риски нужно донести максимально сжато и при этом убедительно.

Есть даже термин elevator pitch или «питч в лифте» — очень короткая презентация (не более минуты). Представьте, что вы вошли в лифт с Уорреном Баффетом и у вас есть всего 20 этажей, чтобы заинтересовать его — вот так и работает скоростной питчинг.

Инструмент настолько удобен и популярен, что в бизнесе часто практикуют питчинг-сессии: стартаперы сбиваются в стаи и идут к инвесторам, чтобы по-быстрому представить им свои идеи. А инвесторы, не тратя лишнего времени, выбирают лучшие. Получше узнать про такие сессии можно в реалити-шоу Shark Tank.

Техника питчинга популярна не только в мире стартапов, но и в киноиндустрии. Практически все известные фильмы и сериалы начинались с коротенькой презентации для продюсеров.

Зачем детям учиться питчингу

Может показаться, что питчинг — это специфический бизнес-инструмент. Но на самом деле умение выражать свои мысли кратко и емко — полезный навык для каждого, и для детей тоже.

Вот чему учит питчинг:

  • концентрироваться на сути
  • отличать важное от второстепенного
  • говорить убедительно
  • выглядеть уверенно
  • защищать свои идеи и не пасовать перед критикой
  • «считывать» заинтересованность или отсутствие интереса и вовремя корректировать тактику

Искусство питчинга лежит где-то на стыке литературы, психологии и актерского мастерства. И его вполне можно освоить. Хотя в школе питчингу не учат, ну разве что в каком-нибудь кружке юных предпринимателей. Обычные уроки этот навык не затрагивают, но его можно прокачать и дома.

А еще лучше записать ребенка на наш летний марафон писательского мастерства. Это курс для подростков 12–15 лет, которые хотят научиться писать самые разные тексты: от презентации и поста в соцсети до рецензии. На курсе школьники сочиняют истории, выбирают меткие слова, умело пользуются метафорами и сравнениями.

В конце программы помогаем школьникам составить писательское портфолио из 12 текстов в разных жанрах и стилях. Присоединяйтесь!

Прокачиваем навык быстрого убеждения

Учить детей презентовать и отстаивать свои идеи можно примерно лет с 12–13. К этому возрасту у них уже достаточно развиты логика и эмпатия: они могут объяснить свои желания и в чем-то да умеют убеждать.

Чтобы направить все это в нужное русло, важно разобраться, как устроен процесс убеждения.

В основе питчинга — три элемента.

Идея. Все начинается с идеи, и бизнес-тренеры любят повторять, что первый покупатель — тот, кто ее придумал. То есть он сам должен убедить себя, что идея стоящая.

Чтобы оценить потенциал идеи, предложите ребенку спросить самого себя: какие проблемы — его и ваши — решит эта хотелка? Что изменится, если вы скажете да? А если откажете? Почему вам выгоднее согласиться?

Например, ребенок просит купить собаку. И вместо того, чтобы просто канючить: «Мам, ну давай купим песика», он может составить настоящий питч и прийти к вам, как к инвестору. Чтобы убедить вас, что собака — дело славное, предложите ребенку рассмотреть пользу собаки со всех сторон:

  • Вы постоянно ругаетесь, что я сижу в компьютере. А с собакой я буду гулять вдвое больше
  • Я буду ухаживать за псом и учиться ответственности
  • Если мы купим собаку сейчас, вы можете не дарить мне ничего на день рождения и Новый год — это экономия
  • Мой младший брат тоже будет играть с собакой и меньше отвлекать вас от работы

История. Потенциальный инвестор (в нашем случае — вы) должен в красках вообразить, как идея улучшит жизнь. Поэтому автор презентации может сочинить историю, которая проиллюстрирует, как его предложение повлияет на инвестора.

Можно начать историю с чего-то вроде «Представьте, что вы…», «Вам случалось когда-нибудь…»

Настоящий юный мастер питчинга, мечтая о собаке, подошел бы к маме и сказал:

«Мам, случалось ли тебе просыпаться утром в паршивом настроении — когда все так плохо, что ни кофе, ни новое платье, ни даже моя пятерка по математике никак не помогают?

А теперь представь, что к тебе подбегает славная биглюша Боня (в этот момент на планшете ребенок показывает самую милую фотку собаки мечты) и хвостиком так ать-ать, и лижет тебе лицо, и уши ее развиваются от радости. Как думаешь, что бы ты чувствовала?»

Коммуникация. Когда мы рассказываем другим о своих идеях, мы их структурируем и развиваем. Рассказ постепенно превращается из хаоса во что-то понятное и цельное, мы учимся подбирать правильные слова. Поэтому идеи полезно обсудить несколько раз еще до того, как предъявлять их инвесторам.

Сам питч должен быть четким, последовательным и кратким. Хорошо, если выступление последовательно отвечает на несколько вопросов:

  • В чем суть идеи?
  • Какую проблему она решает?
  • Почему это лучший способ решения проблемы?
  • Кто от этого выиграет?
  • Что нужно сделать для реализации идеи?
  • Что требуется от инвестора?

Например, в случае с нашей собакой ответы могут быть такие:

  1. Я хочу собаку.

  2. У меня беда с дисциплиной, мне грустно дома одному, я мало гуляю, у меня нет хобби.

  3. Собака — это надолго, с ней я буду много двигаться, она научит меня заботиться о других, я могу даже вступить в клуб дрессировки.

  4. Я получу собаку и буду рад, собака получит дом, а вы, дорогие родители, перестанете ругаться, что я ничем не занимаюсь и только сижу в планшете. Всем хорошо.

  5. Чтобы это случилось, нужно купить или взять из приюта пса.

  6. Давайте вместе посмотрим питомники и приюты и выберем хорошую собаку. Если она будет дорогой, я согласен отказаться от подарков на ближайший год.

Где еще пригодится питчинг

В университете. Даже если ребенку вовсе не нужна собака, питчинг ему все равно пригодится — и не раз. Например, если в будущем ребенку придется иметь дело с университетскими грантами и конкурсами идей. Он должен уметь объяснить комиссии, почему именно его проект самый лучший, необычный и важный.

На работе. Еще важнее питчинг на работе, ведь сегодня недостаточно просто следовать инструкциям. Проактивность — один из важнейших навыков будущего, и хороший сотрудник должен постоянно предлагать что-то новое и доказывать руководству ценность своих разработок.

В отношениях. Да и в личных отношениях питчинг полезен: сколько конфликтов можно было бы избежать, если бы люди умели кратко доносить до партнера суть своих пожеланий и показывать, как все от их исполнения выиграют.

И никогда нельзя исключать того, что ваш ребенок вырастет предпринимателем с необычными идеями и будет много общаться с инвесторами. Тогда он точно скажет спасибо за то, что вы научили его навыкам питчинга еще в школе.

Тренируем навыки питчинга дома

Учиться на практике всегда эффективнее. Предложите ребенку провести питчинг-сессию с вами и убедить вас, что собака сделает жизнь вашей семьи интереснее, курсы робототехники и скейт — прекрасное вложение средств, а уборка комнаты в воскресенье — наоборот, бездарная трата времени.

Предложите ему продумать аргументы, выбрать самые весомые из них и потренироваться заранее. А потом за 2 минуты уговорить вас занять его сторону.

Презентация может быть устной, нарисованной в блокноте или на компьютере. Главное, никаких «Ну ма-а-ам, ну па-а-ап, ну пожалуйста!»

 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Консультация с экспертом по поступлению в университет