Поможем заговорить по-английски без стеснения
Начать учиться

Все о Past Continuous: как образуется, правила употребления, примеры

Все о Past Continuous: как образуется, правила употребления, примеры
222.3K

Вчера вы занимались спортом онлайн и вдруг в комнату ворвался партнер, сосед или ребенок и прервал вас криком «Давай закажем пиццу?». Вам пригодится Past Continuous.

Именно в этом времени мы рассказываем о действиях, которые длились в прошлом и были прерваны. Но это не единственный случай употребления Past Continuous. 

Также читайте нашу статью, где собраны все времена + подсказка как их быстро выучить!

Узнайте свой уровень английского за 15 минут
Бесплатно оценим словарный запас и языковые навыки и посоветуем, как развивать их дальше
Узнайте свой уровень английского за 15 минут

Что это за время

Past Continuous или Past Progressive Tense — это прошедшее длительное время. По-русски оно произносится как «паст континиус». В русском языке нет аналога для Past Continuous, мы используем только одно прошедшее время. Давайте разберемся в примерах паст континиус, в каких случаях используется эта форма времени и поймем его логику. 

Бесплатные упражнения по английскому
Интерактивные задания по всем темам со 2‑го по 11‑й классы
Бесплатные упражнения по английскому

Образование Past Continuous

Вот таблица для быстрого запоминания паст континиус:
формула образования Past Continuous

Новичкам в Past Continuous сложнее всего дается написание окончания -ing у глаголов и изменение глагола to be с разными местоимениями. Повторим эти сложные моменты. 

Правила написания окончания -ing у глаголов

Обычно к глаголу просто прибавляется окончание -ing:

  • play => playing (играть)
  • laugh => laughing (смеяться)
  • do => doing (делать)

Но есть несколько исключений:

  • Если глагол заканчивается на гласную -e, то она опускается: 

    bake => baking (печь)

  • Когда глагол оканчивается на -ie, эти две буквы заменяются на одну -y:

    lie => lying (лгать)

  • Если глагол оканчивается на одну согласную букву, перед которой есть ударный гласный звук, то согласная буква на конце удваивается:

    beg – begging (умолять),

    begin – beginning (начать),

    regret – regretting (сожалеть)

  • Mary (she) was baking a cake. — Мэри пекла торт.
  • Bob (he) was begging Mary to let him try a piece of cake. — Боб умолял Мэри дать попробовать кусок торта. 
  • Students (they) were lying about their homework. — Студенты лгали о домашней работе. 
Выберите идеального репетитора по английскому
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выберите идеального репетитора по английскому

Утверждение

Разберем, как образуется утверждение и примеры утвердительных предложений в Past Continuous Tense.

Подлежащее: существительное или местоимение

Вспомогательный глагол to be

Сказуемое: глагол 

I, he, she, it

Bob (he)

Mary (she)

dog (it) 

was



 

глагол с окончанием -ing

working, eating, sleeping

you, we, they

students (they) 

my family and I (we) 

were

Примеры утверждений в Past Continuous: 

  • I was eating breakfast. — Я ел завтрак.
  • Students (they) were working on essays. — Студенты работали над эссе.
  • Bob (he) was sleeping. — Боб спал.
  • Mary (she) was feeding the dog. — Мэри кормила собаку. 

Отрицание

Отрицательное предложение в Past Continuous формируется так:

Подлежащее: существительное или местоимение

Вспомогательный глагол + частица not

Сказуемое: глагол

I, he, she, it

Bob (he)

Mary (she)

dog (it)

was not (wasn’t)

 

глагол с окончанием -ing

jumping, playing, sitting

you, we, they

students (they) 

my family and I (we)

were not (weren’t)

Примеры отрицательных предложений в Past Continuous: 

  • I was not playing football. — Я не играл в футбол.
  • Mary (she) wasn’t playing he piano. — Мэри не играла на пианино.
  • Students (they) weren't sitting in the classroom. — Студенты не сидели в классе.
  • The dog (it) wasn’t jumping on people. — Собака не прыгала на людей. 

Записывайтесь на наши курсы обучения английскому языку для детей и подростков!

Вопрос

Учимся формировать общие вопросительные предложения в Past Continuous:

Вспомогательный глагол

Подлежащее: существительное или местоимение

Сказуемое: глагол

Was

I, he, she, it

Bob (he)

Mary (she)

dog (it) 



 

глагол с окончанием -ing

watching, studying, singing, smiling

Were

you, we, they

students (they) 

my family and I (we) 

  • Were students (they) watching a film? — Студенты смотрели фильм?
  • Was Bob (he) singing “Let It Be”? — Боб пел “Let It Be”?
  • Was Mary (she) studying yesterday? — Мэри училась вчера?
  • Was I smiling? — Я улыбался?

На вопросы приходится отвечать. В английском нельзя ответить просто yes или no, в ответе нужно использовать вспомогательный глагол: 

Вопрос

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Were you smiling?

Was I smiling?

Were we smiling?

Were they smiling?

Was he smiling?

Was she smiling?

Was it smiling?

Yes, I was.

Yes, you were.

Yes, we were.

Yes, they were.

Yes, he was.

Yes, she was. 

Yes, it was. 

No, I was not.

No, you weren’t.

No, we weren’t.

No, they weren’t.

No, he wasn’t.

No, she wasn’t.

No, it wasn’t.

Лайфхак: как запомнить. Слушайте внимательно вопрос, в нем всегда есть элементы ответа. В вопросе «Was Mary smiling?» уже есть вспомогательный глагол was и Mary (she). Это поможет ответить правильно: Yes, she was. 

Когда используется Past Continuous

Мы разделили правила употребления Past Continuous на три уровня сложности: простые, чуть сложнее и сложные. Если сложно запомнить все и сразу, запомните сначала простые примеры.

Простые случаи употребления Past Continuous

  • действие, которое длилось в определенный момент в прошлом

Bob was watching a new episode yesterday at 8pm. — Боб смотрел новую серию вчера в 8 вечера.

At midnight Mary was reading book. — Мэри читала книгу в полночь. 

  • два действия, которые длились в прошлом параллельно друг другу

Mary was studying while Bob was cooking dinner. — Мэри училась пока Боб готовил ужин. 

Student’s weren’t working, and I wasn’t working either. — Студенты не работали, и я тоже не работал. 

  • временная ситуация, которая длилась в прошлом непродолжительное время

Bob was studying English in London in summer. — Боб учил английский в Лондоне летом. 

Last winter Mary was studying literature. — Прошлой зимой Мэри изучала литературу. 

 

Чуть более сложные случаи употребления Past Continuous

  • когда говорим о длительном действии, которое было прервано коротким действием (о нем говорим в Past Simple)

I was watching a TV when my mom called. — Я смотрел телек, когда мама позвонила. 

While Bob and Mary were walking, it started to rain. — В то время как Боб и Мэри прогуливались, и начался дождь. 

I was writing an email when computer went off. — Я писал емейл когда компьютер выключился. 

  • когда хотим описать атмосферу в прошлом, рассказать историю

When I walked into the office, several managers were fastly typing, some were talking on the phones, and one customer was yelling at a secretary and waving hands. — Когда я вошел в офис, несколько менеджеров быстро печатали, некоторые говорили по телефонам, и один клиент орал на секретаря и махал руками. 

  • раздражающие повторяющиеся действия и привычки в прошлом со словами always (всегда), constantly (постоянно), all the time (все время)

Students were always coming to class late. — Студенты всегда опаздывали на занятия.

Mary’s friend was constantly complaining, and Bob didn’t like her. — Подруга Мэри постоянно жаловалась, и Боб ее не любил. 

  • нераздражающие повторяющиеся действия и привычки в прошлом со словами always (всегда), constantly (постоянно), all the time (все время)

Bob was always telling funny stories about his childhood. — Боб всегда рассказывал смешные истории о своем детстве. 

Grandma was constantly signing me songs before sleep. — Бабуля постоянно пела мне песни перед сном. 

 

Сложные случаи употребления Past Continuous

  • когда хотим рассказать о событиях, которые были запланированы в прошлом, но не произошли

Mary was hoping to have a simple wedding, but Bob insisted on white dress and 100 guests. — Мэри надеялась на простую свадьбу, но Боб настоял на белом платье и 100 гостях. 

My family was thinking of buying a car, but then the crisis happened. — Моя семья думала о покупке машины, но потом случился кризис.

  • когда хотим вежливо попросить о чем-то со словом wonder (задаваться вопросом), союзом if (если) и вспомогательным глаголом could (мог бы)

I was wondering if you could help me. — Я был бы рад, если бы ты мне помог. 

Mary was wondering if Bob could make a dinner. — Мэри подумала, мог бы Боб приготовить ужин. 

 

Маркеры времени

В отличие от других времен, слова-маркеры, слова-якоря или вспомогательные слова в Past Continuous не сильно отличают его от других времен. Но в некоторых случаях они все же могут помочь выделить это время.
маркеры Past Continuous

Если мы говорим о привычках и повторяющихся действиях в прошлом в Past Continuous, могут быть такие слова-маркеры: always (всегда), constantly (постоянно), all the time (все время)

В чем сложность запоминания: как выучить

Мы выделили три основные сложности времени Past Continuous: 

Глаголы состояния

Есть такие глаголы, которые не употребляются в длительной форме Continuous. По-английски они называются stative verbs. Они выражают мыслительные процессы, чувства — то, что происходит внутри нас. 

Вот какими бывают статичные глаголы:

  • абстрактные глаголы — abstract verbs

    to be (быть), to want (хотеть), to cost (стоить), to seem (казаться), to need (нуждаться), to care (заботиться), to exist (существовать)

  • глаголы владения — possession verbs

    to own (владеть), to belong (принадлежать) 

  • глаголы эмоций — emotion verbs

    to like (нравиться), to love (любить), to hate (ненавидеть), to fear (бояться), to envy (завидовать)

Единственный случай, когда мы можем употреблять глаголы состояния — это когда они меняют свое значение на какое-то действие: 

  • This pizza tasted good. — Пицца была вкусная. Здесь глагол taste — это абстрактный глагол, мы не можем поставить его в длительную форму.
  • This pizza was tasting good. — Так сказать нельзя. 
  • Bob was tasting pizza. — Боб пробовал пиццу. Глагол taste превращается в глагол-действие “пробовать”. Мы можем его употреблять в Past Continuous. 

Продолжаем примеры:

to think — считать, полагать (состояние) и to think — размышлять (действие)

  • Bob thought Mary was beautiful. — Боб думал, что Мэри была красивая.
  • Bob was thinking of proposing to Mary. — Боб размышлял над тем, чтобы сделать Мэри предложение.

to see — видеть (состояние) и to see — встречаться, видеться (действие)

  • Mary saw Bob. — Мэри видела Боба.
  • Mary was seeing Bob. — Мэри встречалась с Бобом. 

Различие между while и when

Союз when переводится на русский как «когда», и в предложении в прошедшем времени чаще всего после when идет Past Simple. 

Союз while указывает на длительность и переводится как «в то время как». После него идет Past Continuous. 

  • Mary was studying when Bob called. — Мэри училась, когда Боб позвонил.
  • While Mary was studying, Bob called. — Пока Мэри училась, Боб позвонил. 

Как не перепутать с Past Simple

Эти два времени: Past Simple и Past Continuous очень похожи. На русский они переводятся одинаково, поэтому важно отличать их по смыслу. Мы подготовили для вас удобную таблицу различий паст континиус и паст симпл:

Различия Past Continuous и Past Simple

Примеры предложений

Мы разобрали время Past Continuous. Теперь вы знаете: 

  • что такое время Past Continuous и как оно образуется
  • как образовать утвердительное, отрицательное и вопросительное предложения
  • как добавлять к глаголам окончание -ing
  • как изменять глагол to be
  • случаи употребления Past Continuous: простые, чуть посложнее и сложные
  • слова-маркеры Past Continuous
  • глаголы состояния и как их употреблять в Past Continuous
  • как отличить Past Simple и Past Continuous

Давайте потренируемся

Попробуйте правильно изменить глагол в скобках. Ниже мы дадим правильные ответы, но вы не подглядывайте. 

  • I (work) on the project all day.
  • Bob (leave) his socks on the floor before.
  • Students (present) their ideas when the bell rang. 
  • When Bob and Mary (watch) a TV, electricity went off. 
  • While Bob (read), Mary (play) the piano. 
  • Last night at 6 pm I (eat) dinner with my friends.

Правильные ответы: 

  • I was working on the project all day.
  • Bob was leaving his socks on the floor before.
  • Students were presenting their ideas when the bell rang. 
  • When Bob and Mary were watching TV, electricity went off. 
  • While Bob was reading, Mary was playing piano. 
  • Last night at 6 pm I was eating dinner with my friends.
 
Бесплатные шпаргалки по английскому
Все правила английского языка под рукой в одном PDF-файле. Удобно смотреть с телефона
Бесплатные шпаргалки по английскому

Бесплатные вебинары

    27.09 онлайн-встреча с Иреной Понарошку

    Как снять с себя груз школьных забот — и всё равно быть хорошим родителем
    Decorative Image
    20.09 — 22.09
    Вместе с психологом Викторией Шиманской
    Создайте стратегию развития ребёнка на ближайшие 10 лет
    Decorative Image

Получите план развития в английском на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Определим уровень и дадим советы по обучению
  2. Расскажем, как проходят занятия
  3. Подберём курс

Оставляя заявку, вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных