Главное о пешках
В начале партии у каждого из противников есть один король и ферзь, по два слона, коня и ладьи. А пешек — целых 8. Если рассматривать шахматную партию как сражение, то пешки здесь олицетворяют пехотинцев, солдат, которые в начале боя стоят на передовой позиции и именно с них начинается партия. К сожалению, крайне редко всем пешкам удается дожить до конца партии — чаще всего значительная их часть погибает во время боя. Но те пешки, которые доживают до финальной стадии партии, становятся очень опасными, ведь каждая из них может стать ферзем — превратиться из самой слабой фигуры в самую сильную.
Пешку принято считать единицей шахматной силы. Конь и слон в пешечном эквиваленте оцениваются в три пешки, ладья — в пять пешек, ферзь — в девять пешек. Однако пешка имеет свои уникальные умения, которые делают ее не просто «единичкой», а, как было сказано в начале, душой партии.
Ход пешки и ее особенности
1. Пешка ходит только вперед
Первая особенность: пешка — единственная шахматная фигура, которая не умеет ходить назад. Пешка — самый смелый солдатик, который двигается только вперед. Пешка в шахматах ходит вперед на одну клетку, но из своей начальной позиции (вторая горизонталь для белых и седьмая — для черных) каждая пешка имеет право сделать первым ходом прыжок через одно поле.
2. Пешка бьет наискосок
Второй секрет пешки и ее особенность в том, как пешка в шахматах ест другие фигуры. Пешка ходит прямо, а съедает фигуры противника наискосок (не как слон по всей диагонали, а на одну клетку). Все другие фигуры съедают так же, как и ходят, а у пешки ход и взятие отличаются. То, как бьет пешка, дает возможность проводить такие приемы, как пешечная вилка и пешечный прорыв.
3. Превращение в другие фигуры
Третий и самый необычный секрет пешки — ее волшебное умение превращаться в другую фигуру. Если пешка была настолько смелой, что смогла пройти от начального положения до противоположного конца доски, то по правилам шахмат она превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего, конечно, пешку превращают в ферзя, так как ферзь — самая сильная фигура. Но иногда оказывается полезным и другое превращение, например, в коня (когда появление коня на поле превращения объявляет сопернику шах, мат или вилку).
Пешка может превратиться в ферзя, даже если свой ферзь все еще на шахматной доске (второй ферзь тогда берется с другой доски).
Ценность пешки в шахматах невелика, а самая ценная фигура — это ферзь, и ценен он в первую очередь своей возможностью передвигаться по шахматной доске в любом направлении и на любое количество клеток. О том, как ходит ферзь, вы можете прочитать в другой нашей статье.
На диаграмме — два случая превращения пешки, которая дошла до конца доски. В первом для того, чтобы объявить мат черным, пешку можно превратить в ферзя или в ладью. А вот во втором примере гораздо выгоднее превращение пешки в коня!
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на курсы по шахматам.
-
Выбирайте из 130+ тренеров по шахматам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Взятие на проходе
С пешкой связано одно из самых сложных правил в шахматах, в котором часто путаются даже опытные шахматисты. Это правило называется взятие на проходе, и это — единственный пример взятия в шахматах, при котором для того, чтобы совершить взятие, фигура не встает на место съедаемой фигуры соперника.
Взятие на проходе возможно, когда пешка делает из начального положения прыжок через клетку, при этом перелетая через поле, атакованное пешкой соперника (битое поле). При взятии на проходе пешка также перемещается наискосок, забирая перепрыгнувшую это поле вражескую пешку.
Пример на диаграмме: белая пешка перешла середину доски и контролирует клетки d6 и f6. Если черная пешка на линии d или f пойдет на одну клетку, то это будет простое взятие. Но даже если одна из этих пешек сделает прыжок через клетку (например, с d7 на d5), то белая пешка все равно сможет забрать ее «на проходе», переместившись на пустую клетку d6 и при этом забрав с доски черную пешку с поля d5.
Представим это в виде такой ситуации: черная пешка d7 делала свой двойной прыжок, но в момент, когда она пролетала атакованную клетку d6, белая пешка ее «подстрелила». Черная пешка долетает до поля d5 подраненной, и на этом ходу ее можно съесть — для этого пешка соперника перемещается наискосок на пустую клетку c e5 на d6, забирая перелетевшую ее пешку.
Обратите внимание: взятие на проходе игрок может совершить только в течение одного хода, того самого, когда пешка перелетела битое поле. Если взятие не было совершено сразу, то к следующему ходу пешка «подлечивается», и забрать ее на проходе будет уже нельзя.
И еще: по правилам игры в шахматы на проходе можно забирать только пешки соперника! Если через битое поле пешки пролетает фигура, съедать ее нельзя. Коней, слонов, ладей и ферзя пешка может съесть только прямым взятием — если они окажутся от наискосок от нее.
Приемы, которые умеет делать пешка
Теперь рассмотрим несколько приемов, которые может делать шахматная пешка.
Пешечная вилка — это разновидность двойного удара, ситуация, когда пешка атакует сразу две стоящие от нее наискосок фигуры. Пример — на диаграмме: чтобы поставить пешечную вилку, пешка d идет на одну клетку вперед, атакуя одновременно и короля, и ферзя соперника. Важно, что пешка на соседней линии при этом ее защищает. Черным приходится отдавать за пешку своего ферзя.
Пешечный прорыв — это прием, который помогает провести пешку в пешечном окончании. Пешечный прорыв проводится пешками, расположенными на соседних вертикалях или через вертикаль. Одна из них отвлекает на себя пешку соперника, чтобы вторая смогла прорваться и пройти в ферзя.
На диаграмме — два примера простых пешечных прорывов. В первом случае кажется, что пешка а6 сдерживает обе пешки белых, однако белые играют 1. b5! и прорываются: если черные в свой ход не забирают эту пешку, то она пройдет в ферзя сама, а если забирают, то оказывается открыт путь для пешки а5. Эта пешка продвинута дальше, поэтому пройдет в ферзя раньше черной пешки.
Во втором примере белые пешки не на соседних линиях, но им все равно удается провести прорыв. Перед пешкой с5 нет пешек соперника, но сразу пройти вперед она не может — ее заберет пешка b7. Поэтому белые играют 1. а6, отвлекая на себя пешку b7, и после взятия путь перед пешкой с5 свободен.
Роль пешки в атаке на короля
Роль пешек в атаке на короля не ограничивается возможностью превращения в ферзя — даже будучи маленькой пешкой, эта фигура способна создавать матовые угрозы. Пешка часто помогает ферзю в создании матовой сети для короля соперника, защищая своего ферзя и отнимая поле отступления у вражеского короля. Например, в позиции на диаграмме белые ставят мат в 2 хода с помощью взаимодействия ферзя и пешки: первым ходом белые с шахом играют 1. Фh7 под защитой пешки, а в ответ на отход короля 1. ...Крf8 ставят мат 2. Фh8, пешка на поле g6 отнимает у короля поле отступления f7.
А иногда пешка и сама может поставить мат — ситуации «мата пешечкой» королю в центре доски всегда являются очень эффектными. В позиции на последней диаграмме у черных большой материальный перевес, но их король застрял в центре — белые пешки отнимают у него все поля отступления. Белые играют 1. Крd3, и неожиданно оказывается, что у черных нет никакой защиты от угрозы мата пешкой на втором ходу 2. е4!
Мы разобрали, насколько важны пешки в шахматах и сколько у них необычных особенностей — от превращения в другие фигуры до уникального взятия. Теперь, услышав в жизни крылатые фразы «все мы — только пешки», или «даже пешка может стать ферзем», мы точно знаем, о чем идет речь! 😉
Разобрались в правилах, связанных с шахматной пешкой? Пора двигаться дальше — переходите к статье «Как ходит конь в шахматах».