1. Менять основной вид деятельности
Этот лайфхак хорошо действует и со взрослыми. Представим, что нужно закончить срочный отчет, а работа все никак не ладится. Хороший выход — прогуляться или сделать пару звонков, и процесс сдвинется с мертвой точки.
Вот три подхода:
- Менять способ восприятия информации. В психологии есть термин «анализатор» — это система, которая отвечает за анализ информации. Таких систем несколько: зрительный, слуховой, обонятельный и другие анализаторы. И если подключать их по очереди, ребенок будет меньше уставать и лучше усвоит информацию.
- Прочитать один параграф из учебника
- Написать от руки конспект этого параграфа
- Обсудить тему урока с одноклассником
- Послушать мини-лекцию или подкаст
- Прорешать задачи по теме
- Чередовать умственную и физическую активность. Например, устраивать регулярные физкультминутки, делать гимнастику для глаз и разминку для рук и шеи. Даже просто встать из-за стола и побродить по комнате — хорошая идея.
- Менять вид умственной деятельности. Например, чередовать задания на внимание, мышление, речь, воображение, память, логику. Допустим, если ребенок устал говорить на уроке, можно попросить его решить логическую задачу или запомнить карточки с персонажами.
Пример смены анализатора |
Анна Черножукова, контент-менеджер направления дошкольной подготовки в Skysmart |
Одно и то же упражнение можно провести по-разному. Например, ребенок может прочитать текст, прослушать его или проговорить. Мы учитываем это, когда составляем уроки для Skysmart. Здесь многое зависит от учителей: они выбирают подходящий формат индивидуально для каждого ученика, меняют и дополняют материалы. |
2. Не забывать про эмоциональный настрой
Первый шаг для учителя — расположить ребенка к себе, вызвать доверие и настроить на диалог. Если школьник готов прислушиваться к педагогу и рассказывать о себе в ответ — полдела сделано.
Денис Скецин, учитель обществознания в Skysmart |
Один из способов удержать внимание ученика — смена интонации. Повышать и понижать голос, менять скорость речи — все это помогает добавить в урок динамику. Занятия приобретают форму и объем, становятся яркими, как картина в галерее. |
Но отношения ученика и преподавателя — это только часть пазла. Ребенка нужно грамотно настроить на учебу. Например, учителя Skysmart в начале каждого занятия предлагают необычные упражнения или мини-игры.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
3. Выстраивать рутину
Любое занятие строится на повторяющихся действиях: сесть за стол, открыть тетрадь, взять ручку. Таким ритуалом может стать что угодно: мини-зарядка, мотивирующая песенка, забавное приветствие. Четкая структура занятия учит ребенка чувствовать время. Он понимает: «Мы приступили к практике, а значит, сейчас примерно середина урока».
Денис Скецин, учитель обществознания в Skysmart |
Я люблю начинать урок с проблемы или интересного кейса. Так я сразу показываю ученику, что тема полезна в жизни, а не просто важна для хорошей оценки. Школьнику хочется решить этот кейс, и интерес к уроку растет. |
4. Учитывать особенности ребенка
Если ребенок (а особенно — подросток) не понимает, зачем учится, он вряд ли будет вовлечен в процесс. На первый план выходит мотивация, и зависит она не только от интересов, но и от темперамента человека.
Темперамент |
Особенности |
Как мотивировать |
Холерик | Уверен, что разбирается в теме лучше взрослых, и с трудом признает свои ошибки. | Задавать вопросы и инициировать диалог. |
Сангвиник | Легко находит повод для радости. И так же легко отвлекается от учебы. | Плавно возвращать к теме урока. А если хочется обсудить что-то еще, можно сделать это в перерыве. |
Флегматик | Хорошо вовлекается в процесс, но делает все в своем темпе. | Не торопить и вместе регулировать объем работы. Лучше медленно, но эффективно. |
Меланхолик | Может замкнуться, если долго не получается разобраться в теме. | Вместе пройти непонятную тему мелкими шагами. |
Чтобы заинтересовать учебой отличника и, например, ребенка с тройками, тоже нужны разные подходы.
Например, если цель занятий — получить заветную пятерку или подготовиться к олимпиаде, учителя Skysmart постепенно увеличивают темп урока, чтобы ребенок не заскучал. А еще предлагают разные типы заданий — в том числе необычные тесты, чтобы мозг не работал в режиме автопилота, а постоянно искал новые решения.
А если цель урока — закрыть пробелы в знаниях, учителя дробят задания на более мелкие части, проводят промежуточные итоги и хвалят учеников даже за небольшие достижения. Так ребенку проще освоить упущенный материал.
Наталья Горовая, учитель математики в Skysmart |
У каждого ученика — своя мотивация. И только в диалоге с ребенком можно понять, что именно ему нужно. Для одних работает признание, для других — спокойствие родителей и их поддержка, для третьих — перспективы. Я интересуюсь каждым ребенком и всегда спрашиваю о делах, новостях, хобби. А еще обсуждаю пожелания учеников по поводу уроков. У меня всегда есть план, но если школьник хочет разобрать что-то другое, мы это сделаем. Такой подход помогает ученику понять, что к нему прислушиваются и его мнение ценно. |
5. Играть
Дошкольникам игра помогает плавно перейти к уроку и найти мотивацию. Например, по сюжету урока по русскому языку персонаж собирается написать письмо сказочному герою. Если в письме будут ошибки, на него никто не ответит.
Так у детей появляется мотивация писать грамотно. А еще через игру и персонажей формируется эмпатия — ребенок учится осознавать свои и чужие чувства.
Юлия Клевакова, методист направления дошкольной подготовки в Skysmart |
Ребенку нужен сопровождающий герой, вместе с которым он будет двигаться по сюжету урока. Маленькие дети хорошо запоминают информацию именно через эмоции. А такие приемы, как игры, персонажи, сюжет, красочный визуал, — как раз обращение к эмоциональному опыту малыша. |
В онлайн-школе Skysmart тоже есть свои герои. На уроках по дошкольной подготовке учеников сопровождает кошка Катя, на математике — енот Макс, а на английском — пришелец Эл.
Подростки тоже любят игры. Главное — рассказывать, зачем эти игры нужны, и подавать их как шутку и способ снять напряжение.
6. Позволять иногда отвлекаться
Бывает, что до конца занятия осталось еще 5–10 минут, а ребенок уже выключился. Здесь помогает несколько способов: менять активность, интересоваться мнением ученика и давать выбор из разных заданий.
Но иногда все эти методы не работают. Возможно, ребенок слишком устал и плохо себя чувствует. В такой ситуации лучше не давить и дать время на полноценный отдых. Главное — честно проговорить это с ребенком: «Я понимаю, что ты устал, ты уже сделал много. Давай доделаем последнее задание и пойдем отдыхать».