Статьи для родителей

6 советов от учителей: как удержать внимание ребенка во время занятий

Представьте ситуацию: ребенок только 5 минут назад сел за уроки, а вы уже краем глаза видите, как он наливает себе чай на кухне, рисует смешных человечков в тетради или залипает в телефон. В общем, снова отвлекается от процесса. Наше внимание похоже на мышцу. Если его регулярно развивать, результат скоро будет заметен. В этой статье — лайфхаки от методистов и преподавателей Skysmart.
  • Автор

    Мария Эльзенбах

  • Дата публикации

    31.01.2022

  • Просмотры

    4961

1. Менять основной вид деятельности

Этот лайфхак хорошо действует и со взрослыми. Представим, что нужно закончить срочный отчет, а работа все никак не ладится. Хороший выход — прогуляться или сделать пару звонков, и процесс сдвинется с мертвой точки.

Вот три подхода:


  1. Менять способ восприятия информации. В психологии есть термин «анализатор» — это система, которая отвечает за анализ информации. Таких систем несколько: зрительный, слуховой, обонятельный и другие анализаторы. И если подключать их по очереди, ребенок будет меньше уставать и лучше усвоит информацию.
  2. Пример смены анализатора

    • Прочитать один параграф из учебника
    • Написать от руки конспект этого параграфа
    • Обсудить тему урока с одноклассником
    • Послушать мини-лекцию или подкаст
    • Прорешать задачи по теме
  3. Чередовать умственную и физическую активность. Например, устраивать регулярные физкультминутки, делать гимнастику для глаз и разминку для рук и шеи. Даже просто встать из-за стола и побродить по комнате — хорошая идея.
  4. Анна Черножукова,

    контент-менеджер направления дошкольной подготовки в Skysmart

    Одно и то же упражнение можно провести по-разному. Например, ребенок может прочитать текст, прослушать его или проговорить. Мы учитываем это, когда составляем уроки для Skysmart.

    Здесь многое зависит от учителей: они выбирают подходящий формат индивидуально для каждого ученика, меняют и дополняют материалы.

  5. Менять вид умственной деятельности. Например, чередовать задания на внимание, мышление, речь, воображение, память, логику. Допустим, если ребенок устал говорить на уроке, можно попросить его решить логическую задачу или запомнить карточки с персонажами.

2. Не забывать про эмоциональный настрой

Первый шаг для учителя — расположить ребенка к себе, вызвать доверие и настроить на диалог. Если школьник готов прислушиваться к педагогу и рассказывать о себе в ответ — полдела сделано.

Денис Скецин,

учитель обществознания в Skysmart

Один из способов удержать внимание ученика — смена интонации.

Повышать и понижать голос, менять скорость речи — все это помогает добавить в урок динамику. Занятия приобретают форму и объем, становятся яркими, как картина в галерее.

Но отношения ученика и преподавателя — это только часть пазла. Ребенка нужно грамотно настроить на учебу. Например, учителя Skysmart в начале каждого занятия предлагают необычные упражнения или мини-игры.


На уроке по русскому языку за 5-й класс предлагаем ученику немного размяться и собрать из букв названия животных А это разминка на уроке математики для первоклашек: ищем и считаем разные предметы на картинке А вот так семиклассники настраиваются на урок физики: ищут механические явления и заодно вспоминают устойчивые выражения с уроков русского языка

3. Выстраивать рутину

Любое занятие строится на повторяющихся действиях: сесть за стол, открыть тетрадь, взять ручку. Таким ритуалом может стать что угодно: мини-зарядка, мотивирующая песенка, забавное приветствие. Четкая структура занятия учит ребенка чувствовать время. Он понимает: «Мы приступили к практике, а значит, сейчас примерно середина урока».

Денис Скецин,

учитель обществознания в Skysmart

Я люблю начинать урок с проблемы или интересного кейса.

Так я сразу показываю ученику, что тема полезна в жизни, а не просто важна для хорошей оценки. Школьнику хочется решить этот кейс, и интерес к уроку растет.

4. Учитывать особенности ребенка

Если ребенок (а особенно — подросток) не понимает, зачем учится, он вряд ли будет вовлечен в процесс. На первый план выходит мотивация, и зависит она не только от интересов, но и от темперамента человека.

Темперамент

Особенности

Как мотивировать
Холерик Уверен, что разбирается в теме лучше взрослых, и с трудом признает свои ошибки. Задавать вопросы и инициировать диалог.
Сангвиник Легко находит повод для радости. И так же легко отвлекается от учебы. Плавно возвращать к теме урока. А если хочется обсудить что-то еще, можно сделать это в перерыве.
Флегматик Хорошо вовлекается в процесс, но делает все в своем темпе. Не торопить и вместе регулировать объем работы. Лучше медленно, но эффективно.
Меланхолик Может замкнуться, если долго не получается разобраться в теме. Вместе пройти непонятную тему мелкими шагами.

Чтобы заинтересовать учебой отличника и, например, ребенка с тройками, тоже нужны разные подходы.

Например, если цель занятий — получить заветную пятерку или подготовиться к олимпиаде, учителя Skysmart постепенно увеличивают темп урока, чтобы ребенок не заскучал. А еще предлагают разные типы заданий — в том числе необычные тесты, чтобы мозг не работал в режиме автопилота, а постоянно искал новые решения.

А если цель урока — закрыть пробелы в знаниях, учителя дробят задания на более мелкие части, проводят промежуточные итоги и хвалят учеников даже за небольшие достижения. Так ребенку проще освоить упущенный материал.

Наталья Горовая,

учитель математики в Skysmart

У каждого ученика — своя мотивация. И только в диалоге с ребенком можно понять, что именно ему нужно. Для одних работает признание, для других — спокойствие родителей и их поддержка, для третьих — перспективы.

Я интересуюсь каждым ребенком и всегда спрашиваю о делах, новостях, хобби. А еще обсуждаю пожелания учеников по поводу уроков. У меня всегда есть план, но если школьник хочет разобрать что-то другое, мы это сделаем. Такой подход помогает ученику понять, что к нему прислушиваются и его мнение ценно.

5. Играть

Дошкольникам игра помогает плавно перейти к уроку и найти мотивацию. Например, по сюжету урока по русскому языку персонаж собирается написать письмо сказочному герою. Если в письме будут ошибки, на него никто не ответит.

Так у детей появляется мотивация писать грамотно. А еще через игру и персонажей формируется эмпатия — ребенок учится осознавать свои и чужие чувства.

Юлия Клевакова,

методист направления дошкольной подготовки в Skysmart

Ребенку нужен сопровождающий герой, вместе с которым он будет двигаться по сюжету урока.

Маленькие дети хорошо запоминают информацию именно через эмоции. А такие приемы, как игры, персонажи, сюжет, красочный визуал, — как раз обращение к эмоциональному опыту малыша.

В онлайн-школе Skysmart тоже есть свои герои. На уроках по дошкольной подготовке учеников сопровождает кошка Катя, на математике — енот Макс, а на английском — пришелец Эл.

Герои Skysmart: кошка Катя, сова Саша, енот Макс и аксолотль Чак

Подростки тоже любят игры. Главное — рассказывать, зачем эти игры нужны, и подавать их как шутку и способ снять напряжение.

6. Позволять иногда отвлекаться

Бывает, что до конца занятия осталось еще 5–10 минут, а ребенок уже выключился. Здесь помогает несколько способов: менять активность, интересоваться мнением ученика и давать выбор из разных заданий.

Но иногда все эти методы не работают. Возможно, ребенок слишком устал и плохо себя чувствует. В такой ситуации лучше не давить и дать время на полноценный отдых. Главное — честно проговорить это с ребенком: «Я понимаю, что ты устал, ты уже сделал много. Давай доделаем последнее задание и пойдем отдыхать».


 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0