Буллинг в России и за рубежом: чему нам стоит поучиться
Ольга Лысенко
16.04.2021
2566
Постоянный стресс может вылиться в невроз и депрессию, он неизбежно скажется на успеваемости и отразится на всей последующей жизни ребенка. Во многих странах проблема буллинга решается на государственном уровне — и нам точно есть, чему поучиться у США, Великобритании и Канады.
Чем буллинг отличается от обычной ссоры
Bullying (англ. «запугивание») — намеренная и систематическая травля человека, который не может дать сдачи. При этом буллинг — это не то же самое, что конфликт. Между ссорой и травлей есть очень существенная разница.
Конфликт |
Буллинг |
Обе стороны могут повлиять на развитие событий | Жертва ощущает беспомощность и не решается ни защищаться, ни нападать |
Просто случается из-за того, что дети в чем-то не согласны и продолжается недолго — максимум несколько дней | Планируется заранее и продолжается долгое время: недели, месяцы и даже годы |
Можно найти решение, которое устроит обе стороны | Можно только прекратить |
Взрослые не всегда могут отличить травлю от конфликта. И потому относятся к ситуации недостаточно серьезно и дают советы, которые лишь ухудшают ситуацию. Вот некоторые из них:
Не будь ябедой, разбирайся своими силами. При буллинге силы не равны, и жертва не может дать отпор. К тому же, дети, столкнувшиеся с травлей, и так чувствуют себя одинокими изгоями, которым никто не может помочь. То, что ребенок нашел в себе силы рассказать о травле родителям, уже хорошо — по статистике, почти 40% жертв травли ни слова не говорят о ней взрослым, а 15% — вообще ни с кем не делятся своими проблемами.
Попробуй с ними подружиться. Цель организатора травли — заставить жертву страдать. Поведение жертвы тут не имеет никакого значения. Более того, любая попытка быть «хорошим» для агрессора лишь раззадорит его и ухудшит ситуацию.
Сам (а) виновата, надо было вести себя иначе. В буллинге всегда виноват агрессор и никогда — жертва. Детей в школе травят за внешность и национальность, за хорошие и плохие отметки. Травят богатых и бедных, застенчивых и бойких, активных и спокойных. «Травлезащитного» поведения и профиля просто не существует.
Борьба с буллингом: иностранный опыт
США
В США буллинг — не просто детские разборки, а нарушение закона. Несмотря на то, что федерального закона о буллинге в этой стране нет, практически у каждого штата есть закрепленные законодательно правила предотвращения школьной травли и борьбы с хулиганами. Например, в Неваде предусмотрена уголовная ответственность для тех, кто запугивает школьников: устно или письменно, онлайн или оффлайн.
Активисты из Bully Police USA помогают разрабатывать законы, защищающие жертв травли, и помогают детям, которым пришлось столкнуться с буллингом. А на правительственном сайте Stop Bullying школьники и их родители могут найти все американские законы, связанные с предотвращением травли и наказанием хулиганов — ведь люди порой даже не знают, что закон защищает их права.
Великобритания
Здесь давно признали, что буллинг — проблема, которую проще предотвратить, чем решить. Профилактика буллинга начинается еще в младших классах: в коридорах и двориках начальных школ Англии стоят «Скамейки дружбы» (Buddy Benches). На них можно присесть, если чувствуешь себя грустно и одиноко.
Учителя присматривают за скамейками дружбы и помогают малышам влиться в школьную компанию. Застенчивые дети, которым трудно налаживать контакты, входят в группу риска по буллингу. Но проблем можно избежать, если как можно раньше помочь им с социализацией.
В старших классах проводят уроки «персонального и социального образования» (Personal and Social Education). На них школьники развивают социальный интеллект, обсуждают вопросы морали и толерантности, проблемы в коллективе и в личных взаимоотношениях.
Некоторые школы предлагают специальные антибуллинговые программы. Например, в одной из британских школ детям предложили онлайн-карту, на которой можно анонимно отметить места, где кучкуются школьные хулиганы. Так взрослые могут отслеживать и контролировать «горячие точки». В других школах действуют кружки психологической поддержки, где психологи рассказывают, как дать отпор агрессорам.
Все это — инициативы на местах, но законодательная борьба с травлей в школе тоже ведется. В 2016 году в Великобритании вступил в силу закон о борьбе с буллингом, а школьных инспекторов обязали принимать меры для предотвращения травли и следить за психологической обстановкой в учебных заведениях.
Канада
У Канады давно сложилась репутация «страны милых людей», но тем не менее, травля есть и там. И канадское правительство решило разбираться с проблемой буллинга с другого края: если в большинстве стран основная работа ведется со школьниками, то в Канаде меры по работе с буллингом направлены на родителей.
Тут не без оснований считают, что именно взрослые должны распознавать травлю, выявлять и перевоспитывать агрессоров, помогать жертвам. Нередко родители своим примером «вдохновляют» детей на травлю.
На государственном уровне стратегию борьбы с травлей разрабатывает организация Promoting Relationships and Eliminating Violence Network (PREVNet). Параллельно на канадскую землю высаживают и финскую анти-буллинг программу Kiva, которая предотвращает случаи травли, контролируя культуру школы и семьи.
Как борются с травлей в России
Системы профилактики буллинга в нашей стране нет, но кое-какая работа с жертвами травли все же ведется.
Проекты «Травли.net» и «Вместе против травли» рассказывают о буллинге, учат отличать систематическое запугивание от ссор, обучают инструкторов для работы в школах, разрабатывают опросники для выявление и предупреждения буллинга.
Для борьбы с кибербуллингом есть эстонский проект «Будь смелым». Жертвы буллинга, их родители и учителя могут получить тут помощь и информацию о том, как противостоять интернет-травле.
Нельзя перекладывать ответственность за буллинг на детей. Задача взрослых — выявлять случаи травли, помогать хулиганам осознать свое поведение и прекратить самоутверждаться за счет слабых, и поддерживать жертв буллинга.
Что делать, если ребенок попал в ситуацию буллинга
Поддержать ребенка. При разговоре важно присесть или наклониться, чтобы быть с ребенком на одном уровне — так он будет чувствовать себя безопаснее и что разговор ведется на равных. Психолог и основатель центра «Академия дыхания» Оксана Богданова подчеркивает, что в каждой семье приняты разные стили общения. Если сложно подобрать правильные слова, психолог может с этим помочь. Но вот две базовые вещи, от которых стоит отталкиваться каждому родителю:
1. Не упрекать и не наказывать ребенка, даже если он сам стал организатором травли. Помощь нужна и жертвам, и агрессорам. Проявите внимание к его чувствам: «Я твоя мама/твой папа, и мне важно то, что с тобой происходит. Я с тобой, вместе мы во всем разберемся». Важно, чтобы ребенок чувствовал, что он не один.
2. Не грозиться «пойти и во всем разобраться». Дети часто переживают, что своими действиями родители еще сильнее подорвут их авторитет в школе. Поэтому важно прямо сказать: «Я ничего не буду предпринимать, если ты мне не разрешишь» — и сдержать обещание.
Назвать травлю травлей и обратиться за поддержкой к школьной администрации. Разбирательства на уровне «жертва-агрессор» будут неэффективны — важно, чтобы школа включилась в создание здорового климата в коллективе. В этом могут помочь совместные задания, групповые активности на уроках и после школы.
Обратить внимание на психологический климат в семье. Дети не становятся жертвами или агрессорами просто так — это результат отношений в семье. Поэтому важно восстановить психологическое равновесие ребенка и создать дома условия, в которых ребенку безопасно и хорошо.
Обратиться к психологу за поддержкой, чтобы снизить риск травматизации. Оксана Богданова считает, что в такой ситуации терапия необходима и взрослому, и ребенку. Детский психолог бессилен, если ребенок возвращается домой в те же условия.
Оксана Богданова, |
|
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0