Статьи для родителей

4 неочевидные ошибки родителей, которые убивают мотивацию учиться

У каждого из нас была своя мотивация учиться: любознательность, похвала, деньги, ремень. Что из этого работало, а что нет — мы можем оценить лишь спустя годы. И возможно, отказаться от лишнего в подходе к собственным детям. Вместе с психологом разбираем распространенные ошибки родителей и предлагаем альтернативные варианты.
  • Автор

    Лидия Казанцева

  • Дата публикации

    03.10.2021

  • Просмотры

    734

Как заинтересовать ребенка учебой

Детьми движет любопытство: им интересно пробовать и узнавать новое. Но со временем мотивация может снижаться из-за усталости и перенапряжения. Это происходит потому, что в школе дети значительно меньше двигаются, им все время нужно подстраивать свои желания под правила. А еще — перерабатывать много информации.


Виктория Шиманская,


доктор психологии, автор методики по развитию эмоционального интеллекта, мама двоих детей

Общая задача учителей и родителей — поддерживать мотивацию детей. А самая сильная мотивация — это интерес.


Есть три метода, которые помогут поддерживать мотивацию к учебе:


  1. Устраивать регулярную физическую разгрузку: танцы, разминку, игровые упражнения.

  2. Создавать атмосферу принятия, чтобы ребенок мог практиковаться в общении и не беспокоиться, что его отругают за ошибку.

  3. Учитывать индивидуальные особенности — тогда уроки по всем предметам станут пространством, где ребенок сможет естественным образом раскрывать свои таланты.

Настоящая мотивация — это стремление двигаться вперед и преодолевать трудности на пути к цели. Задача взрослых — создать такие условия для ребенка, чтобы он почувствовал желание изучать новый материал и заниматься самостоятельно.

Все родители так или иначе пытаются мотивировать детей учиться: разговорами, наградами или ограничениями, личным примером. Но иногда они добиваются совершенно противоположного эффекта: ребенок почему-то опять забыл про домашку, плохо подготовился к контрольной и не стал исправлять трояк.

Вот самые частые ошибки родителей, которые могут отбить у детей желание познавать мир.

Ошибка 1. Навязывать свой опыт

Самая распространенная ошибка родителей — навязывать ребенку собственный опыт из прошлого. Возможно, вы сталкивались в школе с похожими трудностями, но это не значит, что ребенку подойдут те решения, которое когда-то помогли вам. Важно предлагать несколько вариантов и оставлять за ребенком право выбора.

Если вы чувствуете раздражение и желание сделать все по старинке, например, заставить ребенка переписывать целый лист из-за помарки в последнем предложении, — сделайте вдох-выдох и погрузитесь в момент «сейчас».

Наши эмоции тесно связаны с физиологическими реакциями, поэтому рекомендуем принять максимально комфортное положение. Уже одно это поможет расслабиться и затормозить ссору.

Сядьте на пол или лягте на диван — из этого положения сложнее усугубить конфликт. Согласитесь, как-то странно ругаться и скандалить, лежа на мягких подушках. А после, в эмоционально стабильном состоянии, поговорите с ребенком и расскажите, как можно сделать лучше. И главное — спросите его мнение на этот счет.

Ошибка 2. Обобщать и сравнивать с другими детьми

Если к любой мысли добавить «ты опять», «ты каждый раз», «все время так» — мотивация что-то сделать по-другому отпадет молниеносно. Такие слова провоцируют чувство вины и приводят к нежеланию что-либо делать вообще. Зачем стараться, если я «всегда» неправ?

Со сравнением та же история. Сравнение ребенка с другими — это то еще наказание. В нем таится неявный посыл: «не будь собой», «будь как другой», «делай вот так, а не как ты хочешь». Представьте, что кто-то сравнивает вас с соседом или коллегой, намекая, что он лучше. Какие чувства вызовет у вас такой прием? Скорее всего, вы начнете испытывать неприязнь и к тому, с кем вас сравнивают, и к тому, кто это делает.

Замените сравнение на диалог с искренними вопросами о том, как ребенок сам оценивает ситуацию:

  • Как думаешь, ты хорошо выполнил задание?
  • А можно было сделать лучше?
  • Что ты учтешь в следующий раз, чтобы получилось совсем хорошо?

Чтобы достичь цели, нужно прежде всего разобраться с собой. Эти три вопроса покажут ребенку, что вам важно его мнение. А вы сможете лучше понять своих детей и посмотреть на ситуацию с их точки зрения.

Чтобы узнать, как поддерживать интерес детей к учебе, приходите на SmartFest — бесплатный онлайн-фестиваль для родителей, которым не все равно. 16 октября 38 звездных экспертов в области педагогики и психологии соберутся вместе, чтобы рассказать, как помогать детям учиться и раскрывать их таланты. Всем участникам — полезные подарки!

Ошибка 3. Планировать далеко вперед

План развития на пять лет запросто может отбить желание учиться. В начальной и средней школе время летит очень быстро. С детьми постоянно что-то происходит, появляются новые предметы, приятели и хобби, меняется мода на увлечения — сегодня все танцуют Renegade, а завтра делают роботов из конструктора Lego. Жесткий план, от которого нельзя отступать ни на шаг, может навредить, точнее — ограничить.

Определяться с вузом, компанией для стажировки и будущей профессией лучше не раньше 10-го класса. До этого момента не планируйте дальше, чем на один год.

И не думайте, что вы плывете по течению. Скажем по секрету, даже крупные компании и корпорации сегодня отдают предпочтение краткосрочному планированию и не загадывают дальше, чем на несколько месяцев вперед. Это позволяет сохранить гибкость и быстро адаптироваться к переменам.

Вместе с тем это не значит, что глобальной цели быть не должно: если ребенок сам ей вдохновляется — здорово. Но если пока что он точно не определился — не страшно, пускай он нащупает ее по пути.

Дайте ребенку возможность получить разнообразный опыт — пусть он знает, что может в любой момент передумать, отказаться и уйти оттуда, где ему больше не нравится. И всегда обратиться за поддержкой к родителям, потому что они не будут навязывать ему то, что не про него.

Ошибка 4. Говорить «молодец»

Мы говорим слово «молодец», когда хотим отметить действия ребенка, похвалить его. На деле это слово не приносит пользы. Ведь оно не говорит ничего о том, что конкретно ребенок сделал правильно, чем именно он отличился. И главное — что он должен сделать снова, чтобы повторить свой успех.

Лучшая похвала — безоценочная. Перечислите все, что у ребенка получилось хорошо, подчеркните, какие качества помогли ему так здорово справиться со всеми трудностями.

Например: «Ого, ты сегодня прямо метеор — сделала пять упражнений за 50 минут! Гораздо быстрее, чем в прошлый раз. Здорово, что ты не отвлекалась на телефон и смогла сосредоточиться. Теперь у тебя целый свободный вечер впереди!»

После такого комментария ребенок поймет, почему именно у него все получилось, ощутит себя увереннее и захочет сделать все так же и, может, даже чуточку лучше.

 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0