Что такое энерджи-менеджмент
В одни дни мы чувствуем себя полными сил, в другие — едва можем встать с дивана. В первом случае трудное дело можно решить за пару часов, во втором недостаточно и целого дня. Продуктивность напрямую зависит от внутренней энергии.
Когда мы говорим «энергия», мы имеем в виду состояние, которое способствует реализации планов. Это может касаться любой сферы: физической, эмоциональной, интеллектуальной или духовной.
Энерджи-менеджмент — это искусство управления энергией. Главное в энерджи-менеджменте — поддерживать свое состояние на комфортном уровне. Если требовать от себя слишком многого, можно доработаться до хронической усталости и долго из нее выбираться. Постоянное переутомление неизбежно сказывается на здоровье, настроении и результатах в любом деле.
Зачем родителям управлять своей энергией
Дети очень чувствительны, они легко считывают эмоциональное и физическое состояние родителей. Если родитель хочет, чтобы ребенок вырос психологически здоровым человеком — ему самому важно быть таким. Ведь дети часто копируют родителей и воспринимают их как эталон. Если вы полны энергии, ваши дети тоже будут относиться к своим делам с энтузиазмом.
К тому же если у ребенка возникла потребность в поддержке, он в первую очередь зовет маму или папу. Именно поэтому родителям важно следить за уровнем своей энергии — чтобы вовремя поддержать ребенка. В психотерапии это называют ресурсным состоянием. Когда мы в ресурсе, у нас есть силы добиваться своих целей и помогать другим.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Как позаботиться о себе
Чтобы поддерживать уровень энергии и не проваливаться в состояние «ничего не хочу, ничего не могу», нужно найти подходящие для вас инструменты заботы о себе. Вот несколько советов нашего эксперта — какой-то из них точно сработает.
Планировать задачи и следить за своими желаниями
В ежедневнике план с рабочими задачами, в гугл-календаре — список встреч, а в голове — расписание ребенка и список продуктов на ужин. Как не запутаться в обилии задач?
Чтобы меньше переживать и суетиться, рекомендуем вести планирование в одном удобном для вас месте и по максимуму разгрузить голову. Это позволит вам пошагово следовать плану на день и освободит место для спонтанных действий. Например, встать и пойти прогуляться в парк или посмотреть серию любимого сериала, если коллега вдруг отменит рабочую встречу.
Нателла Сидорова, коуч, психолог Skyeng |
Мало кто одинаково эффективен с утра до вечера, у всех нас есть спады и подъемы в течение дня. Чтобы отследить этот процесс, важно вести дневник энергии с пробуждения и до самого сна, отмечая в нем свое настроение каждые два часа. Например, вертикальная ось координат — настроение по шкале от −10 до 10, а горизонтальная — это время в течение дня. Посвятите одну неделю исследованию своего настроения или продуктивности, чтобы понять, когда у вас было много сил и что этому предшествовало. Так же и со спадами настроения — понаблюдав за собой, вы заметите, что забирает у вас энергию. |
Завершить старые дела
Незавершенные дела — источник потери энергии. Поэтому мы рекомендуем провести ревизию дел, которые вы никак не можете закончить и забыть.
Для распределения задач используйте матрицу Эйзенхауэра. Говорят, американский президент именно так и разбирался с валом дел. Эта матрица поможет быстро рассортировать любой список дел и отказаться от того, что на самом деле не так уж и важно.
Пользоваться ей просто: выпишите текущие задачи, а после оцените каждую из них по двум критериям:
- Важно ли это? — Да/Нет.
- Срочно ли это? — Да/Нет.
Затем распределите ваши задачи по четырем ячейкам матрицы Эйзенхауэра. Вот так:
Красный сектор — сделать в первую очередь. Старайтесь, чтобы там никогда не было больше 1–2 дел. В идеале этот квадрат вообще должен быть пустым.
Желтый сектор — выделить побольше времени. Именно отсюда и растут уши различных долгостроев — важных дел, которые долго висят незаконченными. Уделяйте этому квадрату как можно больше внимания и начинайте каждый день с разбора именно этих дел. Скорее всего, тут оседают задачи, связанные со здоровьем (пойти в спортзал, записаться к врачу), обучением (пройти курсы повышения квалификации), карьерным ростом (посмотреть презентацию нового направления).
Зеленый сектор — делегировать. Тут живут задачи, которые можно и нужно кому-то передать. Или просто от них отказаться. К цели они вас все равно не приближают, а времени требуют немало. Обычно в этом квадрате живут бытовые заботы, мелкий ремонт, скучные социальные обязанности вроде визита к троюродной тетке.
Синий сектор — отложить на свободный вечерок. Здесь скапливаются дела, которые и не дела вовсе, а скорее то, чем мы искренне наслаждаемся. Посмотреть сериал, поболтать с друзьями, сходить на массаж в спа-салон — может, это и не такие уж стратегически важные дела, но они заряжают нас энергией. Главное, не подменять ими дела из красного и желтого квадратов.
Этот способ планирования поможет отказаться от лишних задач, выявить дела, которые заряжают энергией, сэкономить силы и привнести больше порядка в ежедневное расписание.
Слушать свое тело
Каждый день мы принимаем множество решений при помощи логики, но часть вопросов можно решить быстрее, если прислушиваться к телу. Как научиться слушать свое тело?
Нателла Сидорова, коуч, психолог Skyeng |
Утром после пробуждения спросите себя: «А что я сейчас ощущаю? На что или на кого я сейчас похож?» Такие вопросы помогут пробудить не только физическое тело, но и ваше сознание. Они запустят процесс наблюдения за внутренним состоянием и вы заметите, что внутри вас есть энергия, которая обеспечивает работу физического тела. Задайте себе вопрос: «Что меня радует в моей жизни?» или вспомните ситуацию, которая пробуждает приятные воспоминания, дает чувство счастья и гармонии. Наблюдайте за ощущениями в теле в этот момент. Поставьте будильник и каждые два часа уделяйте минутку внимания внутреннему состоянию и настрою. Задавайте себе вопросы или вспоминайте приятные события. Очень важно научиться концентрироваться на хорошем, чтобы его приумножать. |