Главное о методике Монтессори
Однажды врач, которая работала с детьми с ограниченными умственными возможностями, заметила, как определённые предметы помогают её подопечным развиваться. Причём без участия учителя.
Позже высокие результаты показали и дети с обычными уровнем развития. И тогда врач поняла, что среда более полезна обучению, чем помощь взрослого. Этим врачом была Мария Монтессори, а вывод стал основой её знаменитой методики, которая быстро стала популярной в XIX веке и актуальна до сих пор.
Методика Монтессори
Ключевой элемент такого обучения — развивающая среда. Когда Монтессори пыталась подтвердить свою теорию, она давала детям предметы, которые побуждали их к определённым действиям. Это были вещи с необычной текстурой, запахами, формой и размером и т. д. Их хотелось изучать, что дети и делали без подсказок старших.
Основные положения системы
Со временем методика совершенствовалась. Теперь обучать ребёнка по Монтессори означает следовать таким принципам:
-
Свобода выбирать. Монтессори верила, что ребёнок способен делать выбор уже в раннем детства, поэтому её методика позволяет ему самому решать, когда, сколько и чем заниматься.
-
Никакой оценочности и запретов. Во время обучения ребёнка нельзя критиковать, подталкивать к конкретному выбору, ругать, хвалить и мешать ему.
-
Развивающая среда. Чтобы мотивировать ребёнка изучать мир и его свойства, его нужно окружить всем необходимым — предметами, материалами и т. д.
-
Разновозрастные группы. Ребят разных возрастов объединяют в коллективы, чтобы научить взаимопомощи и развить эмпатию.
В такой системе преподаватель или родитель имеет нетипичную роль. Он не идёт впереди во время обучения, не наставляет и не подсказывает. Лишь молча и без реакции наблюдает, как дети вокруг познают мир. И подключается только тогда, когда ребёнок попросит помощи. Но делает при этом только то, что от него хотят получить.
Не получая оценки своим действиям, ребята действуют из природного интереса к миру, а не из желания угодить взрослому. Они сами выбирают, как учиться, подстраиваясь под себя. А значит, не перегружают нервную систему. Именно это делает подход Монтессори таким действенным.
Развеиваем мифы: свобода и вседозволенность по Монтессори
Бытует мысль, что если ребёнку не навязывать обучение, он не будет делать ничего полезного. Или начнёт лишь всё портить, и тогда наступит полный хаос.
Первое — неверно. Если правильно создать развивающую среду, ребёнок потянется к ней, и процесс обучения запустится сам собой.
Второе — верно, но только отчасти. То, что хаос для нас — подходящая среда для ребёнка. При этом, если следовать правилам методики, он усвоит важность порядка. Дети будут убирать за собой и не станут мешать другим ребятам в группе. Наоборот, старшие начнут помогать младшим.
Что такое сенситивные периоды
Однако не все навыки подходят для освоения в любом возрасте. Наблюдая за детьми, Монтессори пришла к выводу, что одни хорошо даются раньше, а другие — позже. Т. е. есть особые эпизоды чувствительности. Она так их и назвала — сенситивные периоды. Разберём их в таблице ниже.
Особенности сенситивных периодов по Монтессори | ||
---|---|---|
Сенситивный период | Возраст | Чем отличается |
Период восприятия порядка | 0–3 года | Позволяет легче усвоить, что есть порядок и как его соблюдать. В этом промежутке важно, чтобы ребёнок научился убирать за собой и следить за гигиеной. |
Период развития действий и движения | 1–4 года | В этом возрасте организм и мышцы крепнут, а ребёнок учится лучше координировать движения. Чтобы добиться лучшего результата, важно позволять ему больше двигаться: хватать, бегать, гулять, лазать на детской площадке. |
Период сенсорного развития | 0–5,5 лет | Время, когда ребёнок особенно активно познаёт мир через органы чувств. Чтобы дать развиваться лучшим образом, важно позволять ребёнку слушать, рассматривать, трогать и пробовать всё, что ему хочется. Исключения — вещи, которые могут быть опасными. |
Период восприятия мелких предметов | 1,5–5,5 лет | Это период, когда малышу особенно важно развивать мелкую моторику. Чтобы помочь ему, нужно наполнить среду мелкими предметами, которые будет интересно изучать, вертеть в пальцах, открывать, расстёгивать и т. д. |
Период развития речи | 0–6 лет | В этом возрасте ребёнок эффективнее всего учится говорить, читать и логически мыслить. Согласно методике Монтессори, в этот период важно предлагать детям книжки, картинки, которые интересно рассматривать и т. д. А ещё — много говорить с ними, петь и читать стихи. |
Период развития социальных навыков | 2,6–6 лет | Это период, когда эффективнее всего происходит социализация ребёнка. Он замечает детали в поведении других, учится понимать эмоции и мотивы, а также вести себя в обществе. Чтобы развитие протекало в полной мере, подход советует наполнить жизнь ребёнка устным общением с детьми разных возрастов и взрослыми. |
Как создают развивающую зону
Знания о сенситивных зонах помогают следующим подходу Монтессори создавать развивающую среду. Например, в период восприятия мелких предметов вокруг ребёнка должны быть вещи, полезные для моторики. Это могут быть бусы, конструктор, пальчиковые тренажёры с крупой и т. д. Ближе к 6 годам этот период закончится, но будет активен другой, посвящённый речи. Тогда конструктор вытеснят книжки и карточки.
Также по таблице выше видно, что все сенситивные зоны пересекаются между собой. Однако это не значит, что всё для развития этих навыков должно находиться в одной куче. Напротив, Монтессори советует создать отдельные зоны для каждой категории:
-
Сенсорная зона. Посвящена осязанию, зрению, слуху, вкусу, обонянию. Здесь ребёнок развивает сенсорное восприятие, учится воспринимать, сравнивать и классифицировать предметы с помощью тренажёров.
-
Зона практической жизни. Посвящена бытовым навыкам: уборке, гигиене, уходу за одеждой, обувью, а также домашними растениями и животными. В отличие от остальных, обязательно дублируется в комнатах разного назначения.
-
Зона языка. Посвящена развитию речи и содержит всё необходимое, чтобы научиться читать, писать и говорить. Здесь ребёнок изучает особенности родного языка и учится выражать свои мысли.
-
Математическая зона. Посвящена развитию логики и аналитического мышления. В этой зоне малыш учится понимать, как работают арифметические действия и для чего они нужны.
-
Зона естественных наук. Посвящена ряду сфер: биологии, анатомии, ботанике, зоологии, экологии и т. д. Она помогает ребёнку разобраться, как работает его собственное тело и другие естественные процессы вокруг.
Лучше всего, если Монтессори-среду организовывает педагог, который разбирается в тонкостях методики. Например, в специальном детском саду. Но вы можете и сами попробовать создать такую дома. В таблице ниже — советы, как это сделать для разных комнат дома.
Как создать дома Монтессори-среду | ||
---|---|---|
Комната | Чем наполнить | Чем отличается |
Прихожая | Здесь должны быть:
|
Позволяет легче усвоить, что есть порядок и как его соблюдать. В этом промежутке важно, чтобы ребёнок научился убирать за собой и следить за гигиеной. |
Ванная | Здесь должны быть:
| В этом возрасте организм и мышцы крепнут, а ребёнок учится лучше координировать движения. Чтобы добиться лучшего результата, важно позволять ему больше двигаться: хватать, бегать, гулять, лазать на детской площадке. |
Кухня | Здесь должны быть:
| Время, когда ребёнок особенно активно познаёт мир через органы чувств. Чтобы дать развиваться лучшим образом, важно позволять ребёнку слушать, рассматривать, трогать и пробовать всё, что ему хочется. Исключения — вещи, которые могут быть опасными. |
Детская | Здесь должны быть:
|
Это период, когда малышу особенно важно развивать мелкую моторику. Чтобы помочь ему, нужно наполнить среду мелкими предметами, которые будет интересно изучать, вертеть в пальцах, открывать, расстёгивать и т. д. |
Развеиваем мифы: Монтессори и опасности
Ещё один страх родителей перед методикой Монтессори — что ребёнок навредит себе, если его не ограничивать.
Чтобы не опасаться этого, Монтессори-среду готовят так, чтобы сделать безопасной. Всё, к чему у ребёнку есть доступ, должно быть позволено изучать, брать в рот и ломать. Это неизбежно. Поэтому готовьтесь заранее: предлагайте специальные безопасные столовые приборы, устойчивые табуреты и крепкую детскую мебель. А все опасности убирайте подальше: медикаменты, острые предметы, бытовую химию и т. д.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Преимущества и недостатки методики Монтессори
Несмотря на то, что этот подход изобрели ещё в XIX веке, он популярен и сейчас. Держаться на плаву в современной педагогике ему помогают такие преимущества:
-
Развитие самостоятельности. Ребёнок учится делать всё сам, не полагаясь на взрослого: и учиться, и обслуживать себя в бытовом плане. Это помогает ему стать личностью, которая рассчитывает на свои силы и не боится пробовать.
-
Эффективная социализация. Подход Монтессори не ограничивает общение ребят их возрастом. Напротив, разные возрастные группы занимаются вместе, самостоятельно изучают друг друга, учатся понимать и вести себя в обществе. В будущем это помогает адаптироваться в любом коллективе.
-
Принятие ответственности с раннего возраста. Ошибки — важная часть обучения, и методика Монтессори помогает ребятам понять это. Они учатся замечать связь между действиями и последствиями. А значит, в будущем успешнее выявляют ошибки и исправляют их.
-
Живой интерес к обучению. Методика даёт свободы выбирать. Ребёнок делает только то, что его увлекает, и не испытывает давления извне. А интерес — это лучшая мотивация для развития в любом возрасте.
-
Формирование здоровой самооценки. В этом подходе запрещено сравнивать детей, ругать и хвалить их за поступки. Это помогает им расти уверенными в своих силах и избежать развития синдрома отличника.
Однако в системе Монтессори есть детали, которые отталкивают родителей. Некоторые из них мы уже назвали в мифах — это вседозволенность и опасности, которые, как считают мамы и папы, связаны с этой методикой. А теперь разберём ещё несколько:
-
Мало внимания творчеству. Главный фокус подхода — интеллектуальное развитие ребёнка. При этом Монтессори не предлагает «зоны воображения», где тот сможет создавать новое. Вместе этого малышу дают лишь изучать то, что уже есть.
-
У детей не формируется авторитет взрослого. Когда тот играет лишь роль помощника и наблюдателя, ребёнок не воспринимает его как человека с властью. Это может вызвать проблемы с поведением, когда придёт время идти в 1 класс.
-
Нет подготовки к школе. Система поможет ребёнку развить навыки, но она не даёт нужного количества академических знаний. А они пригодятся и в саду, и в 1 классе.
-
Трудно организовать Монтессори-среду. Для обучения понадобятся материалы, которые не везде найдёшь. И подходить к созданию такой среды дома нужно со всей отдачей — есть слишком много нюансов, которые могут «отобрать» часть эффективности при их несоблюдении.
-
Возможные проблемы в коллективе. Несмотря на свободное общение, не все ребята хорошо уживаются в одной группе, особенно разновозрастные. Это важно помнить и учитывать их индивидуальные особенности при распределении.
Однако помните: если грамотно спланировать индивидуальный подход к обучению, можно нивелировать часть недостатков.
Кому подойдёт такая система
Главное в выборе подхода — учитывать индивидуальность ребенка. Он может не подойти, и тогда придётся подбирать иную систему. Методика Монтессори — хорошее решение для родителей, который хотят вырастить самостоятельную и свободолюбивую личность. Она подойдёт склонным к индивидуализму ребятам, которые легко социализируются.
С другой стороны, есть дети, которым нужна чёткая структура обучения, конкретная поэтапная программа и контроль, которых методика Монтессори не предлагает. Также она не подойдёт активным, неусидчивым ребятам и тем, у кого есть проблемы с общением.
Развеиваем мифы: Монтессори — только для дошкольников
Методика Монтессори подходит не только ребятам младшего возраста. Некоторые заведения успешно адаптируют её для и обучения школьников. А если хорошо подготовиться, вы сможете сделать это и в домашних условиях.
Но если на это нет времени, а результат нужен, попробуйте Домашний лицей Skysmart. В нём ребята занимаются по программе, которая помогает достичь того же эффекта, что и методика Монтессори:
-
стать самостоятельным и ответственным;
-
научиться планировать;
-
найти интерес в каждом предмете и полюбить учёбу;
-
здоровым образом переживать ошибки и поражения;
-
прокачать soft skills;
-
укрепить самооценку.
Таких результатов ученики Домашнего лицея достигают благодаря понятно изложенной теории, большому количеству разнообразной и интересной практики, а также помощи учителя. Играет роль и формат — это та же школа, только уроки проходят онлайн и по удобному расписанию. В конце обучения школьника ждёт аттестат государственного образца.
Первая консультация — бесплатно!