Поможем подтянуть оценки и сдать экзамены
Начать учиться

Методика Монтессори: принципы и преимущества для раннего развития

Что такое методика Монтессори
Новое

В этой статье разберём особенности знаменитой методики «помоги мне сделать это самому» — системы Монтессори. А заодно поговорим про её плюсы и минусы, а также предположим, кому может не подойти такой подход.

Главное о методике Монтессори

Однажды врач, которая работала с детьми с ограниченными умственными возможностями, заметила, как определённые предметы помогают её подопечным развиваться. Причём без участия учителя.

Позже высокие результаты показали и дети с обычными уровнем развития. И тогда врач поняла, что среда более полезна обучению, чем помощь взрослого. Этим врачом была Мария Монтессори, а вывод стал основой её знаменитой методики, которая быстро стала популярной в XIX веке и актуальна до сих пор.

Методика Монтессори

Ключевой элемент такого обучения — развивающая среда. Когда Монтессори пыталась подтвердить свою теорию, она давала детям предметы, которые побуждали их к определённым действиям. Это были вещи с необычной текстурой, запахами, формой и размером и т. д. Их хотелось изучать, что дети и делали без подсказок старших.

Основные положения системы

Со временем методика совершенствовалась. Теперь обучать ребёнка по Монтессори означает следовать таким принципам:

  • Свобода выбирать. Монтессори верила, что ребёнок способен делать выбор уже в раннем детства, поэтому её методика позволяет ему самому решать, когда, сколько и чем заниматься.

  • Никакой оценочности и запретов. Во время обучения ребёнка нельзя критиковать, подталкивать к конкретному выбору, ругать, хвалить и мешать ему.

  • Развивающая среда. Чтобы мотивировать ребёнка изучать мир и его свойства, его нужно окружить всем необходимым — предметами, материалами и т. д.

  • Разновозрастные группы. Ребят разных возрастов объединяют в коллективы, чтобы научить взаимопомощи и развить эмпатию.

В такой системе преподаватель или родитель имеет нетипичную роль. Он не идёт впереди во время обучения, не наставляет и не подсказывает. Лишь молча и без реакции наблюдает, как дети вокруг познают мир. И подключается только тогда, когда ребёнок попросит помощи. Но делает при этом только то, что от него хотят получить.

Не получая оценки своим действиям, ребята действуют из природного интереса к миру, а не из желания угодить взрослому. Они сами выбирают, как учиться, подстраиваясь под себя. А значит, не перегружают нервную систему. Именно это делает подход Монтессори таким действенным.

Развеиваем мифы: свобода и вседозволенность по Монтессори

Бытует мысль, что если ребёнку не навязывать обучение, он не будет делать ничего полезного. Или начнёт лишь всё портить, и тогда наступит полный хаос.

Первое — неверно. Если правильно создать развивающую среду, ребёнок потянется к ней, и процесс обучения запустится сам собой.

Второе — верно, но только отчасти. То, что хаос для нас — подходящая среда для ребёнка. При этом, если следовать правилам методики, он усвоит важность порядка. Дети будут убирать за собой и не станут мешать другим ребятам в группе. Наоборот, старшие начнут помогать младшим.

Что такое сенситивные периоды

Однако не все навыки подходят для освоения в любом возрасте. Наблюдая за детьми, Монтессори пришла к выводу, что одни хорошо даются раньше, а другие — позже. Т. е. есть особые эпизоды чувствительности. Она так их и назвала — сенситивные периоды. Разберём их в таблице ниже.

Особенности сенситивных периодов по Монтессори
Сенситивный период Возраст Чем отличается
Период восприятия порядка 0–3 года Позволяет легче усвоить, что есть порядок и как его соблюдать. В этом промежутке важно, чтобы ребёнок научился убирать за собой и следить за гигиеной.
Период развития действий и движения 1–4 года В этом возрасте организм и мышцы крепнут, а ребёнок учится лучше координировать движения.
Чтобы добиться лучшего результата, важно позволять ему больше двигаться: хватать, бегать, гулять, лазать на детской площадке.
Период сенсорного развития 0–5,5 лет Время, когда ребёнок особенно активно познаёт мир через органы чувств.
Чтобы дать развиваться лучшим образом, важно позволять ребёнку слушать, рассматривать, трогать и пробовать всё, что ему хочется. Исключения — вещи, которые могут быть опасными.
Период восприятия мелких предметов 1,5–5,5 лет Это период, когда малышу особенно важно развивать мелкую моторику.
Чтобы помочь ему, нужно наполнить среду мелкими предметами, которые будет интересно изучать, вертеть в пальцах, открывать, расстёгивать и т. д.
Период развития речи 0–6 лет В этом возрасте ребёнок эффективнее всего учится говорить, читать и логически мыслить.
Согласно методике Монтессори, в этот период важно предлагать детям книжки, картинки, которые интересно рассматривать и т. д. А ещё — много говорить с ними, петь и читать стихи.
Период развития социальных навыков 2,6–6 лет Это период, когда эффективнее всего происходит социализация ребёнка. Он замечает детали в поведении других, учится понимать эмоции и мотивы, а также вести себя в обществе.
Чтобы развитие протекало в полной мере, подход советует наполнить жизнь ребёнка устным общением с детьми разных возрастов и взрослыми.

Как создают развивающую зону

Знания о сенситивных зонах помогают следующим подходу Монтессори создавать развивающую среду. Например, в период восприятия мелких предметов вокруг ребёнка должны быть вещи, полезные для моторики. Это могут быть бусы, конструктор, пальчиковые тренажёры с крупой и т. д. Ближе к 6 годам этот период закончится, но будет активен другой, посвящённый речи. Тогда конструктор вытеснят книжки и карточки.

Также по таблице выше видно, что все сенситивные зоны пересекаются между собой. Однако это не значит, что всё для развития этих навыков должно находиться в одной куче. Напротив, Монтессори советует создать отдельные зоны для каждой категории:

  • Сенсорная зона. Посвящена осязанию, зрению, слуху, вкусу, обонянию. Здесь ребёнок развивает сенсорное восприятие, учится воспринимать, сравнивать и классифицировать предметы с помощью тренажёров.

  • Зона практической жизни. Посвящена бытовым навыкам: уборке, гигиене, уходу за одеждой, обувью, а также домашними растениями и животными. В отличие от остальных, обязательно дублируется в комнатах разного назначения.

  • Зона языка. Посвящена развитию речи и содержит всё необходимое, чтобы научиться читать, писать и говорить. Здесь ребёнок изучает особенности родного языка и учится выражать свои мысли.

  • Математическая зона. Посвящена развитию логики и аналитического мышления. В этой зоне малыш учится понимать, как работают арифметические действия и для чего они нужны.

  • Зона естественных наук. Посвящена ряду сфер: биологии, анатомии, ботанике, зоологии, экологии и т. д. Она помогает ребёнку разобраться, как работает его собственное тело и другие естественные процессы вокруг.

Лучше всего, если Монтессори-среду организовывает педагог, который разбирается в тонкостях методики. Например, в специальном детском саду. Но вы можете и сами попробовать создать такую дома. В таблице ниже — советы, как это сделать для разных комнат дома.

Как создать дома Монтессори-среду
Комната Чем наполнить Чем отличается
Прихожая Здесь должны быть:
  • крючки для верхней одежды, до которой сможет достать ребёнок;
  • низкая полка для обуви;
  • детское кресло или банкетка, чтобы было удобно обуваться.
Позволяет легче усвоить, что есть порядок и как его соблюдать. В этом промежутке важно, чтобы ребёнок научился убирать за собой и следить за гигиеной.
Ванная Здесь должны быть:
  • крючок для полотенца на уровне, доступном ребёнку;
  • таз подходящего размера с водой;
  • табурет, чтобы достать до раковины, если ребёнок уже хорошо держит равновесие и лазает;
  • корзина для белья;
  • детская зубная щётка, своё мыло, отдельные паста и стакан для полоскания рта.
В этом возрасте организм и мышцы крепнут, а ребёнок учится лучше координировать движения.
Чтобы добиться лучшего результата, важно позволять ему больше двигаться: хватать, бегать, гулять, лазать на детской площадке.
Кухня Здесь должны быть:
  • обеденная зона, подходящая росту ребёнка;
  • станция помощника, чтобы малыш мог участвовать в готовке;
  • веник и совок, отдельная тряпка, чтобы поддерживать чистоту в своей зоне;
  • детские приборы и посуда в свободном доступе;
  • перекус, вода в небольшом графине.
Время, когда ребёнок особенно активно познаёт мир через органы чувств.
Чтобы дать развиваться лучшим образом, важно позволять ребёнку слушать, рассматривать, трогать и пробовать всё, что ему хочется. Исключения — вещи, которые могут быть опасными.
Детская Здесь должны быть:
  • низкая кровать, чтобы ребёнок сам мог лечь в неё без посторонней помощи;
  • открытый доступ к нижним полкам в шкафу;
  • отдельное место для вешалок на том же уровне, чтобы малыш сам одевался, раздевался и убирал одежду;
  • стеллаж с дидактическими материалами для развития навыков;
  • зона для чтения с низким креслом и всеми книжками в быстром доступе;
  • настенные украшения и зеркала на уровне роста ребёнка.
Это период, когда малышу особенно важно развивать мелкую моторику.
Чтобы помочь ему, нужно наполнить среду мелкими предметами, которые будет интересно изучать, вертеть в пальцах, открывать, расстёгивать и т. д.

Развеиваем мифы: Монтессори и опасности

Ещё один страх родителей перед методикой Монтессори — что ребёнок навредит себе, если его не ограничивать.

Чтобы не опасаться этого, Монтессори-среду готовят так, чтобы сделать безопасной. Всё, к чему у ребёнку есть доступ, должно быть позволено изучать, брать в рот и ломать. Это неизбежно. Поэтому готовьтесь заранее: предлагайте специальные безопасные столовые приборы, устойчивые табуреты и крепкую детскую мебель. А все опасности убирайте подальше: медикаменты, острые предметы, бытовую химию и т. д.

Получите больше пользы от Skysmart:

Преимущества и недостатки методики Монтессори

Несмотря на то, что этот подход изобрели ещё в XIX веке, он популярен и сейчас. Держаться на плаву в современной педагогике ему помогают такие преимущества:

  • Развитие самостоятельности. Ребёнок учится делать всё сам, не полагаясь на взрослого: и учиться, и обслуживать себя в бытовом плане. Это помогает ему стать личностью, которая рассчитывает на свои силы и не боится пробовать.

  • Эффективная социализация. Подход Монтессори не ограничивает общение ребят их возрастом. Напротив, разные возрастные группы занимаются вместе, самостоятельно изучают друг друга, учатся понимать и вести себя в обществе. В будущем это помогает адаптироваться в любом коллективе.

  • Принятие ответственности с раннего возраста. Ошибки — важная часть обучения, и методика Монтессори помогает ребятам понять это. Они учатся замечать связь между действиями и последствиями. А значит, в будущем успешнее выявляют ошибки и исправляют их.

  • Живой интерес к обучению. Методика даёт свободы выбирать. Ребёнок делает только то, что его увлекает, и не испытывает давления извне. А интерес — это лучшая мотивация для развития в любом возрасте.

  • Формирование здоровой самооценки. В этом подходе запрещено сравнивать детей, ругать и хвалить их за поступки. Это помогает им расти уверенными в своих силах и избежать развития синдрома отличника.

Однако в системе Монтессори есть детали, которые отталкивают родителей. Некоторые из них мы уже назвали в мифах — это вседозволенность и опасности, которые, как считают мамы и папы, связаны с этой методикой. А теперь разберём ещё несколько:

  • Мало внимания творчеству. Главный фокус подхода — интеллектуальное развитие ребёнка. При этом Монтессори не предлагает «зоны воображения», где тот сможет создавать новое. Вместе этого малышу дают лишь изучать то, что уже есть.

  • У детей не формируется авторитет взрослого. Когда тот играет лишь роль помощника и наблюдателя, ребёнок не воспринимает его как человека с властью. Это может вызвать проблемы с поведением, когда придёт время идти в 1 класс.

  • Нет подготовки к школе. Система поможет ребёнку развить навыки, но она не даёт нужного количества академических знаний. А они пригодятся и в саду, и в 1 классе.

  • Трудно организовать Монтессори-среду. Для обучения понадобятся материалы, которые не везде найдёшь. И подходить к созданию такой среды дома нужно со всей отдачей — есть слишком много нюансов, которые могут «отобрать» часть эффективности при их несоблюдении.

  • Возможные проблемы в коллективе. Несмотря на свободное общение, не все ребята хорошо уживаются в одной группе, особенно разновозрастные. Это важно помнить и учитывать их индивидуальные особенности при распределении.

Однако помните: если грамотно спланировать индивидуальный подход к обучению, можно нивелировать часть недостатков.

Кому подойдёт такая система

Главное в выборе подхода — учитывать индивидуальность ребенка. Он может не подойти, и тогда придётся подбирать иную систему. Методика Монтессори — хорошее решение для родителей, который хотят вырастить самостоятельную и свободолюбивую личность. Она подойдёт склонным к индивидуализму ребятам, которые легко социализируются.

С другой стороны, есть дети, которым нужна чёткая структура обучения, конкретная поэтапная программа и контроль, которых методика Монтессори не предлагает. Также она не подойдёт активным, неусидчивым ребятам и тем, у кого есть проблемы с общением.

Развеиваем мифы: Монтессори — только для дошкольников

Методика Монтессори подходит не только ребятам младшего возраста. Некоторые заведения успешно адаптируют её для и обучения школьников. А если хорошо подготовиться, вы сможете сделать это и в домашних условиях.

Но если на это нет времени, а результат нужен, попробуйте Домашний лицей Skysmart. В нём ребята занимаются по программе, которая помогает достичь того же эффекта, что и методика Монтессори:

  • стать самостоятельным и ответственным;

  • научиться планировать;

  • найти интерес в каждом предмете и полюбить учёбу;

  • здоровым образом переживать ошибки и поражения;

  • прокачать soft skills;

  • укрепить самооценку.

Таких результатов ученики Домашнего лицея достигают благодаря понятно изложенной теории, большому количеству разнообразной и интересной практики, а также помощи учителя. Играет роль и формат — это та же школа, только уроки проходят онлайн и по удобному расписанию. В конце обучения школьника ждёт аттестат государственного образца.

Первая консультация — бесплатно!

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость