b733e4
Поможем подтянуть оценки и сдать экзамены
Начать учиться

«Нам ничего не задали». 5 типов детей, когда они делают домашку

«Нам ничего не задали». 5 типов детей, когда они делают домашку
Новое

Только дети и родители знают, с какими муками, препятствиями и страданиями сопряжена миссия «сделать уроки» — и каждый справляется с ней по-своему. Мы создали классификацию детей за домашней работой и сопроводили ее полезными советами для родителей. Начнем же выдыхать!

В некоторых школах дети готовят домашние задания прямо в классе: на продленке или в специально отведенное время. Но такое положение дел — редкость и даже роскошь. Чаще всего домашнюю работу приходится делать дома, а значит, родители оказываются поблизости. И неспроста! Ведь они могут серьезно повлиять на происходящее.

Исследования показывают, что грамотное участие родителей помогает детям учиться лучше. Правда, ученые уточняют, что грамотное участие заключается не в том, чтобы лишить ребенка десерта, пока он не закончит упр. 32 на стр. 48.

Важно говорить с человеком о том, каких целей он стремится достичь, какой именно навык развивает то или иное задание. В общем, поддерживать и рефлексировать — необходимые для родителя шаги.

Несколько других полезных приемов мы включили в наш гид по детям за домашней работой. Для удобства каждому из них мы дали кодовое имя из классической литературы.

Ребенок-птица на середине Днепра

Человек, который радостно берется за уроки и даже пишет первые несколько строк, но посреди дела начинает отвлекаться, буксовать и задаваться вопросами, не входящими в учебную программу: «Когда обед?», «Не пора ли поиграть с котом?», «Обязательно ли делать эти уроки?»

Бывает, под видом подготовки к докладу лезет в компьютер и обнаруживает себя через два часа проходящим тридцать второй уровень игры-бродилки. Вернуться к дробям получается с огромным трудом.

Когда происходит остановка: перед рутинным или просто очень трудозатратным заданием, где нужно много писать, считать и прочее.

О какой потребности это может говорить: в смысле. Вероятно, сейчас игра выглядит для человека более привлекательной, ведь в ней есть и цель (победить монстра), и смысл (прокачать персонажа), и быстрая обратная связь (попал / не попал). А в отработке учебной задачи ничего такого нет.

Как помочь: обсудите, что именно трудно дается. Попробуйте сделать процесс обучения похожим на игру, добавить в него веселья. Например, после каждых 5 примеров устраиваем борьбу с котом или совместные танцы.

Обсудите, какой навык развивает ребенок, выполняя утомительные упражнения. Предложите промежуточные цели: сделать 10 примеров без ошибок, написать контрольную не ниже 4. Поздравляйте ребенка с каждым удачным этапом.

Ребенок-заблудившийся трамвай

Человек вообще не в курсе, что что-то задано. С изумлением выясняет от одноклассника о сдаче сочинения к завтрашнему уроку. Как правило, в 11 часов вечера. Долго пытается понять, где тетрадь. В итоге пишет сочинение в тетради по геометрии, прямо на рисунке кровеносной системы человека.

Утром выясняет, что он все понял неправильно: сочинение нужно было написать к прошлому вторнику, а к сегодняшнему дню задано сделать доклад.

Когда происходит остановка: всегда, когда задание нужно делать в одиночку, не напоказ, собравшись и включив внимание.

О какой потребности это может говорить: в деятельности, связанной с общением и взаимодействием, в повышенной стимуляции и сенсорном ответе от среды.

Как помочь: проговорите, как именно человеку легче всего работать. Возможно, просто писать упражнения — дело унылое. Но делать упражнения и вести об этом стрим в школьный чат — уже более вдохновляющая вещь.

Меняйте скучный формат на живой: не просто выучить стихотворение, а выучить и обязательно продекламировать соседке. Есть шанс, что азарт окажется подмогой в работе. И помогите с организацией процесса: можно показать таймеры, поставить напоминалки, помочь повесить на стену расписание уроков и многочисленные инструкции: «Как найти линейку и сделать при помощи нее физику».

Получите больше пользы от Skysmart:

Ребенок-кибитка удалая

Стремительный ученик. Быстро прибегает домой, раскладывает тетради, делает все задания за то время, пока родитель снимает в прихожей пальто. В ответ на вопрос «Разобрался ли ты с условным наклонением?», радостно кивает: «О да! Там все очень условно!».

Но если вдумчивой маме все же удастся заглянуть в его тетрадку, она заметит, что часть заданий пропущена, а то, что есть, сделано на отвяжись. Причем таким почерком, каким постеснялись бы писать даже врачи.

Когда возникает трудность: когда нужно вникать, а вникнуть не получается, возможно из-за того, что материал слишком труден.

О какой потребности это может говорить: ребенок-кибитка ставит себе галочки за сделанные дела, стремясь к внешнему статусу «сделано». Результат в виде плохо, но сделанного урока, оказывается важнее процесса. Возможно, есть тревожность в отношении собственной успешности.

Как помочь: показать человеку, что игра «я все сделал» — не самая захватывающая. Не ругайтесь за качество выполненного, не грозите двойками. Поговорите о том, какие бывают интересные задания. Можно ли найти в задаче свой интерес? Какие дела хороши сами по себе, ради процесса, а не результата?

Переведите фокус внимания на качество работы: хвалите не за то, что все сделано и быстро, а за то, что «вот эти две строчки получились очень ровными». Попробуйте поставить человека в ситуацию успеха, отмечая, что именно получилось.

Пройдитесь по темам и выясните, в чем дело: возможно, человек плавает в материале и не хочет в этом признаваться. Помогите разобраться со сложным параграфом, почитав его, например, перед сном или посмотрев вместе научно-популярный фильм по теме.

Ребенок-Карету мне, карету!

Тревожный человек. Сидит до поздней ночи над задачками. Может проснуться в холодном поту: приснилось, что забыл сделать домашнее задание. Проверяет сделанное по нескольку раз. Может впасть в панику, если младший брат прольет на тетрадь компот. Перед контрольными произносит вслух заученные правила так, что они звучат как «Отче наш». Получив четверку, ведет себя так, как будто узнал о надвигающемся апокалипсисе.

Когда возникает напряжение: всегда, когда есть ситуация оценивания и шанс упасть в грязь лицом.

О какой потребности это может говорить: о потребности в безопасности и признании. Повышенная тревожность может быть связана со страхом потери статуса «умница» или «наш Саша — математик».

Как помочь: пытаться избавить от страха провала. Говорить о том, что ошибки помогают расти и становиться лучше. Хвалить не за достижения, а за любые попытки действовать, даже если человек неудачно попытался прыгнуть через скакалку. Не фокусироваться на учебе — снимать стресс прогулками в парке, движением, шутливой борьбой и играми, в которых на себя можно примерять разные роли.

Ребенок-Летучий голландец

Человек, который делает домашнюю работу самостоятельно, качественно и быстро. Увлекается и пытается узнать о мире вокруг больше, задавая родителям вопросы. Иногда пишет учителю с просьбой подсказать, где еще можно почитать побольше о жизненном пути Достоевского.

Единственный недостаток Голландца — его мало кто встречал в реальной жизни.

Комментарии

Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Бесплатные шпаргалки
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость