b733e4
На какой балл ты сдашь ОГЭ по информатике?
Узнать бесплатно

ОГЭ по информатике за 9 класс

ОГЭ по информатике за 9 класс
101.7K

Про ОГЭ по информатике часто говорят, что он один из самых лёгких. Это действительно так: подготовиться к нему проще, чем к тому же обществознанию. Но и расслабляться тоже не стоит. Обидно будет потерять баллы или вовсе завалить экзамен. Особенно если вы планируете учиться на технической специальности.

Подготовка к ОГЭ по информатике

Сегодня мы расскажем вам всё, что стоит знать про экзамен по информатике. В этой статье вы узнаете больше о его структуре, заданиях и критериях. А ещё сможете настроиться на подготовку к ОГЭ по информатике с нуля по нашим советам и выбрать язык программирования.

Как устроен ОГЭ по информатике в 2024 году

На экзамен по информатике у каждого ученика 9 класса будет 2 часа 30 минут (150 минут). За это время он должен будет выполнить 15 заданий: 12 из 1-й части и 3 из 2-й.

Теста, привычного ученикам по другим ОГЭ, в экзамене по информатике не будет. Вместо этого в 1-й части нужно будет выполнить задание и записать краткий ответ. Во 2-й части школьника ждут практические задания. Их нужно будет выполнить на компьютере в специальных программах.

Все задания ОГЭ по информатике также можно разделить по уровням сложности. Так, на экзамене ученик столкнётся:

  • с 10 заданиями базового уровня;

  • с 3 заданиями повышенного уровня;

  • с 2 заданиями высокого уровня.

Изменений в структуре экзамена или КИМах ОГЭ по сравнению с предыдущим годом не будет.

Как подготовиться к заданиям ОГЭ по информатике в 2024 году

Теперь давайте проведём разбор заданий, которые могут встретиться вам на экзамене. Здесь мы поговорим об условиях и темах, которые нужно повторить для решения задач.

Задания № 1 и № 2

Эти задания посвятили кодированию информации и единицам измерения её количества. Чтобы справиться с № 1, нужно помнить, что 1 байт содержит 8 бит, и опираться на условия задачи.

Чтобы разобрать это задание, посмотрим на пример из демонстрационного варианта. А ещё советуем добавить эту тему в ваш план подготовки к ОГЭ по информатике, если вы учите предмет с нуля.

Задание № 1.

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ученик написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».

Ученик удалил из списка название одного животного, а также лишние запятую и пробел – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе удалённое название животного.

В 1 байте 8 бит, а это значит, что 1 символ «весит» 16:8 = 2 байта. Тогда мы можем сначала вычесть вес символов, чтобы узнать, сколько информации в байтах занимает удалённое слово. Пробел тоже символ, поэтому не забываем про него.

Итак, получается 16 – 4 = 12 байтов — столько занимает удалённое слово. Чтобы посчитать количество символов, делим 12 на «вес» 1 символа в байтах: 12:2 = 6 символов. Теперь ищем в тексте слово из 6 символов — подходит только «тюлень». Это и есть правильный ответ.

В задании ОГЭ по информатике № 2 условие даёт нам числовой код с зашифрованным паролем и ключ к нему. Всё, что нужно, — перевести код в слово по этому ключу.

Задание № 3

Это задание на основы математической логики. Чтобы решить его, нужно понимать базовые определения из математики и уметь пользоваться логическими операторами.

Задание № 3.

Напишите наименьшее натуральное число x, для которого истинно высказывание:

(x > 16) И НЕ (x нечётное).

Оператор «И НЕ» означает, что для искомого натурального числа должны быть справедливы оба условия. Тогда наименьшим чётным числом больше 16 будет 18. Это и есть ответ.

Задание № 4

Это задание об информационных моделях данных, которые представлены в виде таблиц. Чтобы справиться с ним, нужно уметь анализировать их, чтобы найти кратчайший путь по данным из условия.

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

A B C D E
A 1 4 3 7
B 1 2 5
C 4 2 3
D 3 5 3 2
E 7 2

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. Каждый пункт можно посетить только один раз.

Задание № 4.

Это задание ОГЭ по информатике можно решить перебором путей. Главное — помнить про условие, что дорога должна проходить через пункт C. Тогда у нас всего 2 варианта пути:

  1. A — B — C — D — E = 1 + 2 + 3 + 2 = 8;

  2. A — C — D — E = 4 + 3 + 2 = 9.

Кратчайший из них — первый. Значит, ответ — 8.

Задание № 5

Это задание экзамена проверит, умеет ли ученик 9 класса работать с алгоритмами и знает ли их свойства.

Задание № 5.

У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:

  1. прибавь 1;

  2. умножь на b (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2).

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая — умножает его на b. Алгоритм для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Найдите значение числа b, при котором из числа 6 по алгоритму 11211 будет получено число 82.

Важно помнить, что компьютер выполняет команды алгоритма в строгой последовательности. А значит, умножение на число b произошло точно между сложением в начале и конце. Тогда найдём первый множитель и произведение:

  1. 6 + 1 + 1 = 8 — это число умножали на b, чтобы получить некое произведение.

  2. 82 – 1 – 1 = 80 — это произведение 8 и b.

Выполним деление, чтобы найти b: 80 : 8 = 10. Это натуральное число, и оно ≥ 2. А значит, это и есть искомое b.

Задание № 6

Это задание ОГЭ по информатике проверит, как хорошо школьник знает операторы одного из 5 предложенных языков программирования. Для того чтобы решить эту задачу, можно выбрать любой знакомый язык. Мы же для примера будем опираться на язык программирования Python.

Задание № 6.

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

s = int(input())
t = int(input())
if (s > 10) or (t > 10):
print(′YES′)
else:
print(′NO′)

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных вводились следующие пары чисел (s, t): (1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, –12); (–11, 12); (–12, 11); (10, 10); (10, 5).

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»?

Оператор if задаёт условия для работы программы: если переменная s > 10 или переменная t > 10, она выведет YES. В других случаях — NO. Теперь давайте считать.

(1, 2) = s < 10, t < 10 = NO
(11, 2) = s > 10, t < 10 = YES
(1, 12) = s < 10, t > 10 = YES
(11, 12) = s > 10, t > 10 = YES
(–11, –12) = s < 10, t < 10 = NO
(–11, 12) = s < 10, t > 10 = YES
(–12, 11) = s < 10, t > 10 = YES
(10, 10) = s = 10, t = 10 = NO
(10, 5) = s = 10, t < 10 = NO

Итого программа вывела YES 5 раз. Это ответ на задание.

Задание № 7

Это задание на принципы адресации в интернете. Чтобы правильно выполнить его, повторите, из каких частей состоит URL.

Задание № 7.

Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите в ответе последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

  1. obr.

  2. /

  3. org

  4. ://

  5. doc

  6. rus.

  7. https

Итак, первым в адресной строке всегда идёт протокол — у нас это https под № 7. Далее — разделитель ://. После этого указывается доменное имя obr. и доменная зона org. После — снова разделитель, на этот раз одинарный /. И в конце — сам документ: сначала его название rus., а потом — формат doc.

Теперь соберём эту последовательность в ответ из цифр: 7413265. Это наш ответ.

Задание № 8

Это задание покажет, понимает ли школьник, как работает выдача по запросам в поисковых системах. Если хотите справиться с ним, повторите темы «Средства и методика поиска информации в сети Интернет» и «Построение запросов». Советуем добавить материалы по ним в ваш план для подготовки к ОГЭ по информатике.

Задание № 8.

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос Найдено страниц (в тысячах)
Рыбак | Рыбка 780
Рыбак 260
Рыбак & Рыбка 50

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу «Рыбка»? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Важно помнить, что по запросу с оператором & поисковая система покажет меньше всего страниц. Всё потому, что ей придётся выбирать те из них, где есть оба слова. С другой стороны, больше всего страниц найдётся по запросу с |. По нему поисковая система может предложить все страницы, на которых есть хотя бы одно из этих слов.

Теперь приступим к разбору задания. Возьмём страницы, где есть «Рыбак» или «Рыбка» и вычтем из них те, где 100 % есть «Рыбак»: 780 – 260 = 520 тыс. запросов.

Но также важно помнить, что у нас остались ещё 50 тыс. запросов из этих 260, где есть и Рыбка тоже. Тогда 520 + 50 = 570. Это и есть количество страниц по запросу «Рыбка» в тысячах.

Задание № 9

Это задание, которое покажет, хорошо ли ученик умеет воспринимать информацию, которую подали в виде схемы. Конкретно в № 9 ему нужно будет найти количество таких путей из одного города в другой, чтобы они обязательно проходили через третий.

Решить эту задачу будет проще всего с помощью дерева. В нём можно перечислить все пути, а после просто подсчитать их.

Задание № 10

Это последнее задание 1-й части экзамена. Оно посвящено системам счисления. Чтобы как можно лучше подготовиться к ОГЭ по информатике, советуем отработать этот тип задач.

Задание № 10.

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2316, 328, 111102

В условии задачи даны 3 числа в различных системах счисления: двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной. Чтобы решить её, нужно перевести их в десятичную.

  1. 23 = 2*161 + 3*160 = 35.

  2. 32 = 3*81 + 2*80 = 26.

  3. 11110 = 1*24 + 1*23 + 1*22 + 1*21 + 0 = 30.

Теперь мы можем сравнивать эти числа. Максимальное — 35.

Задание № 11

В этом задании школьнику нужно будет найти нужную информацию в документе. Конкретно в демоверсии — имя персонажа, который произносит реплику из условия. Чтобы справиться с этим, нужно уметь:

  • искать нужный каталог через строку поиска;

  • искать подкаталог внутри каталога;

  • искать фразу через поиск по документу с помощью горячих клавиш в разных типах файлов.

Задание № 12

В этом задании ОГЭ по информатике ученик должен посчитать, сколько файлов определённого расширения есть внутри каталога. Например, в демоверсии — это файлы .txt. Ученику нужно будет ввести маску с нужным расширением *.txt. Тогда система отсортирует файлы txt. Их останется только посчитать.

Задание № 13

Это задание проверит, как школьник умеет работать с презентациями и текстом в редакторах. Здесь авторы предложат ученику выбрать одно из двух заданий: 13.1 или 13.2.

В задании 13.1 нужно создать презентацию по заданным параметрам. Будьте внимательны к условиям, чтобы не пропустить ни одного пункта. Не забудьте, что готовую работу нужно сохранить в одном из предложенных форматов.

Задание 13.2 проверит, умеет ли школьник форматировать текст. Условие здесь похоже на то, что уже встречалось в подзадании 13.1: нужно создать работу по заданным параметрам. Чтобы справиться с ним, нужно заранее потренироваться работать с Word.

Задание № 14

Это задание экзамена покажет, умеет ли ученик 9 класса работать с электронными таблицами в Excel. Чтобы решить его, нужно изучить таблицу в файле и ответить на 3 вопроса.

С первым проблем не возникнет: для ответа достаточно будет проанализировать уже готовые данные. Во 2-м вопросе пригодятся формулы. Конкретно для демоверсии — формула СРЗНАЧ для поиска среднего значения. И 3-й вопрос — самый сложный. В нём нужно будет построить круговую диаграмму на основе диапазона ячеек. Всё это стоит повторить во время подготовки к ОГЭ по информатике в 9 классе.

Задание № 15

Это последнее задание в ОГЭ по информатике. И в нём нужно проявить знания базовых принципов языков программирования. Как и в случае с заданием № 13, оно тоже делится на 2 варианта: 15.1 и 15.2. Вы сможете выбрать любой.

В задании № 15.1 ученик должен повторить указанный в условии рисунок с помощью алгоритма для Робота, который умеет закрашивать клеточки. Для этого нужно уметь:

  • задавать начало и конец цикла;

  • пользоваться логическими операторами;

  • пользоваться условными операторами.

При этом Робот не должен проходить через указанные на рисунке стены, иначе он разрушится. И каждый цикл алгоритма должен быть завершён.

В задании № 15.2 ученика тоже ждёт задача с алгоритмом, но на этот раз — для решения числовой задачи. В нём школьнику нужно будет написать код для программы по заданному примеру, которая будет выполнять условия из задачи.

Получи больше пользы от Skysmart:

Как оценивают готовые работы на ОГЭ по информатике

Теперь разберёмся, сколько баллов можно получить за верные ответы. В 1-й части ОГЭ по информатике 12 заданий, и за каждое из них можно получить 1 балл. Так, верно выполненная часть с кратким ответом гарантирует вам 12 первичных баллов.

2-я часть — это практика, которую ученик проходит под наблюдением. Задачи здесь сложнее, но и баллов за них дают больше: до 2–3. Познакомиться с критериями, по которым будут оценивать готовые работы, можно в конце Демоверсии.

Сколько баллов нужно набрать на ОГЭ по информатике на оценку 3, 4 и 5

Если вы хотите подготовиться к экзамену так, чтобы сдать его на конкретные баллы, таблица ниже поможет в этом. В ней мы указали первичные баллы — те, что первым делом выставляют за правильные ответы.

Разбалловка ОГЭ по информатике в 2024 году
Оценка по пятибалльной шкале
«2»

«3»

«4»

«5»
Первичные баллы 0–4 5–10 11–16 17–19

5 советов, как лучше подготовиться к ОГЭ по информатике

Теперь поделимся лайфхаками и советами для подготовки к экзаменам — они помогут вам сохранить баллы.

Совет № 1. Изучите всю документацию об экзамене

Система ОГЭ и ЕГЭ — довольно сложная штука. А потому важно заранее узнать, как она устроена, чтобы не сесть в лужу на экзамене. Для начала советуем зайти на официальный сайт ФИПИ — там собраны все документы об ОГЭ, с которыми вам стоит познакомиться:

  • Демоверсия. Это пробный вариант экзамена по информатике, который покажет, чего стоит ждать на ОГЭ. Именно на его примере мы сегодня разбирали задания.

  • Спецификация. Документ, который раскрывает структуру ОГЭ.

  • Кодификатор. Здесь перечислены темы, которые встретятся на экзамене, и навыки, которые они должны проверить.

Но даже если вы уже изучили всё это, не спешите уходить с портала ФИПИ. Там есть ещё много полезного. Например методические рекомендации, которые помогут вам в подготовке к ОГЭ по информатике в 9 классе, а после и к ЕГЭ тоже.

Совет № 2. Не будьте слишком самоуверенными

В начале статьи мы упомянули, что экзамен по информатике считают простым. И это правда: он требует меньше времени для подготовки, чем экзамены по другим предметам. Но не стоит и совсем забывать о подготовке к ОГЭ по информатике, особенно если нужно готовиться с нуля.

Даже если в итоге вам не нужны высокие баллы за ОГЭ по информатике, стоит повторить темы из кодификатора и порешать задачи. Иначе вы рискуете совсем завалить экзамен.

Совет № 3. Выберите язык программирования и практикуйте его

В экзамене есть 2 задания, которые связаны с программированием. И они — одни из самых сложных, а потому стоит уделить этой теме особое внимание. ОГЭ предлагает на выбор 5 языков:

  • Basic;

  • КуМир;

  • Pascal;

  • Python;

  • C++.

Давайте подумаем, какой из них стоит практиковать перед экзаменом.

Языки программирования Basic и Pascal сразу не советуем. Они морально устарели и нигде, кроме как в ОГЭ, вам не пригодятся. C++ — популярный в наше время язык, но и его мы бы не рекомендовали. Он слишком сложный, у вас ещё будет время прийти к нему, если сперва начнёте с чего-то попроще.

Самый простой — КуМир. Его элементы пишутся на русском и оттого интуитивно понятны. Python похож на него, только код на английском языке. И он — самый перспективный из языков с простым синтаксисом. А значит, с ним вы можете не просто готовиться к экзаменам, но и закладывать фундамент навыков на будущее. Если, конечно, хотите связать свою жизнь с IT. Кстати, научиться работать с ним можно на курсе программирования на Python в Skysmart Pro.

Совет № 4. Занимайтесь с учителем

Если ваша цель — получить высокие баллы, подумайте о занятиях с преподавателями, например, на курсе подготовки к ОГЭ по информатике для 9 класса. На онлайн-занятиях школьники занимаются по индивидуальному плану, который учитывает их знания и цель в баллах. А сам преподаватель не только объясняет, как решать задачи, но и делится опытом. К примеру, рассказывает о ловушках экзамена и частых ошибках учеников.

Но всё это не значит, что не нужно заниматься самостоятельно. Самоподготовка — это личный инструмент, который при верном подходе только повысит ваши шансы на хорошие баллы. А вот грамотно спланировать её поможет учитель.

Совет № 5. Найдите полезные сайты для подготовки к ОГЭ по информатике

Это могут быть ресурсы с главными понятиями и формулами, Youtube-каналы, где преподаватели объясняют решение задач и многое другое. Не стоит забывать и о практике. Для этого ищите сайты с примерами заданий, которые можно порешать во время подготовки к ОГЭ по информатике в 2023–2024 годах. Мы советуем обратить внимание на Открытый банк заданий. Там собраны тренировочные задания по информатике от ФИПИ.

Поставьте цель и готовьтесь к ОГЭ по информатике вместе с нами! Преподаватели Skysmart помогут найти сильные и слабые места в знаниях, а после заполнить пробелы на заданиях экзамена. А ещё — научат переносить ответы в бланки, готовиться без тревоги и разбираться в критериях. До встречи на бесплатном вводном занятии!

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Научиться разработке
Подготовиться к ОГЭ/ЕГЭ
Получите план развития в программировании
  • Поможем с выбором IT-профессии
  • Вместе сделаем первый проект
  • Расскажем, как проходят занятия
Шаг 1 из 2
Шаг 1 из 2
Шаг 2 из 2