Виды социальных конфликтов

Конфликтовать — не самое приятное дело, но иногда только так можно решить проблему. Раскроем понятие и виды социальных конфликтов.
  • Автор

    Лидия Казанцева

  • Рубрика

    10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

  • Дата публикации

    29.06.2021

  • Просмотры

    150

Понятие социального конфликта

Понятие социального конфликта значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться вместе!

По-латински конфликт переводится как «столкновение». В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология.

В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.

Функции социальных конфликтов:

  • позитивные:

    • информирование о социальной напряженности;
    • стимуляция решения проблемы, социальных изменений;
    • снятие социальной напряженности;
  • негативные:

    • создание стрессовых ситуаций;
    • дезорганизация социальной жизни;
    • разрушение социальной системы.

Возможные стадии конфликта:

  1. Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.

  2. Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.

  3. Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение.

Продолжим узнавать, что такое социальный конфликт, и перейдем к теме причин и структуры.

Типология конфликтов

Структура любого конфликта:

  1. Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.

  2. Объект конфликта: ценности и интересы.

  3. Фундамент: этнические, экономические, политические.

  4. Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.

  5. Последствия: конструктивные и деструктивные.

Субъекты конфликтной ситуации:

  • свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;

  • подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;

  • пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);

  • посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Предмет конфликта — обладание тем или иным ресурсом

Причина конфликта — обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.

Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные.

Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.

Поговорим подробнее про причины, а после рассмотрим типы социальных конфликтов.

Причины социальных конфликтов

Самые распространенные причины конфликтов:

  • Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.

  • Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.

  • Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.

Виды социальных конфликтов

Перечислим основные виды социальных конфликтов.

По количеству участников конфликта:

  • внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);
  • межличностные (например, между друзьями);
  • межгрупповые (например, конкуренция фирм).

По направленности конфликта:

  • горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);
  • вертикальные (работник против начальства);
  • смешанные (и те, и другие).

По функции социального конфликта:

  • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
  • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По средствам разрешения:

  • мирные или ненасильственные;
  • вооруженные или насильственные.

По содержанию проблемы:

  • экономические;
  • политические;
  • производственные;
  • бытовые;
  • духовно-нравственные и т. д.

По характеру развития:

  • спонтанные (непреднамеренные);
  • преднамеренные (заранее спланированные).

По объему:

  • глобальные (II мировая война);
  • локальные (Чеченская война);
  • региональные (Израиль и Палестина);
  • групповые (менеджеры против бухгалтеров);
  • личные (бытовые, семейные).

Разрешение социальных конфликтов

Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.

Способы решения социальных конфликтов:

  • компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
  • переговоры — обмен мнениями обеих сторон;
  • посредничество — использование третьей стороны;
  • арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти;
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.

Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия;
  • определить пути преодоления конфликта.

Три пути выхода из конфликта:

  1. Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.

  2. Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.

  3. Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.

 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0