Когда мы говорим о творческом наследии великого русского писателя А.П. Чехова, в первую очередь в нашем сознании всплывают его небольшие юмористические рассказы, наполненные глубокой философской мыслью и нередко трагическими нотками. Для театралов же он, бесспорно, является одним из самых выдающихся драматургов конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Пьеса Чехова «Вишневый сад» стала итоговой в его драматургическом творчестве. Созданная в 1903 году, она была поставлена на сцене любимого автором Московского художественного театра годом позже и стала квинтэссенцией размышлений Чехова о судьбах России. Для тех, у кого нет возможности полностью погрузиться в чеховскую пьесу, краткое содержание по действиям поможет ознакомиться с этим значимым произведением.
Критики определили чеховскую пьесу «Вишневый сад» как драму, в то время как сам автор считал ее, прежде всего, комедией, не находя в ней ничего драматического.
Место и время действия
Действие разворачивается в угасающей атмосфере дворянских усадеб конца XIX века, где в имении Раневских сталкиваются прошлое и настоящее, реальность и мечты.
В центре повествования:
- Любовь Андреевна Раневская – некогда богатая помещица, бегущая от горьких воспоминаний о трагической утрате сына в объятия иллюзорного мира. Её легкомысленность и непрактичность, нежелание признавать перемены – черты характера, не позволяющие ей адаптироваться к новой реальности.
- Аня – юная дочь Раневской, семнадцатилетняя девушка с ясным умом и трезвым взглядом на жизнь. Она понимает неизбежность перемен и необходимость расстаться с прошлым, чтобы построить новое будущее.
- Леонид Андреевич Гаев – брат Раневской, мастер пространных рассуждений, часто не к месту и не ко времени. Его слова воспринимаются скорее как чудачества, а сам он – как некий блаженный чудак. Взгляды на мир Гаева перекликаются с мироощущением сестры, он так же далёк от понимания настоящего.
- Ермолай Алексеевич Лопахин - преуспевающий купец, типичный представитель буржуазной России. Выходец из деревенских лавочников, он преуспел благодаря деловой хватке и предпринимательскому чутью, но при этом не может похвастаться высоким образованием.
- Варя - приемная дочь Раневской, мечтающая совершить паломничество к святым местам. Во время отсутствия матери она исполняла обязанности хозяйки дома.
- Петр Сергеевич Трофимов - студент, бывший учитель Гриши (сына Раневской), погибшего в детстве. Вечный студент, любящий размышлять о судьбе России, о том, что правильно, а что нет. Его мысли весьма прогрессивны, но он не предпринимает никаких действий для их реализации.
Другие персонажи
- Борис Борисович Симеонов-Пищик - помещик, сосед Раневской, так же, как и она, погрязший в долгах.
- Шарлотта Ивановна– гувернантка, чье детство прошло в атмосфере циркового закулисья, где работали ее родители. Она владеет множеством захватывающих трюков и фокусов, которые с удовольствием демонстрирует. Однако, Шарлотта Ивановна постоянно задается вопросом о смысле своего существования и испытывает отсутствие душевной близости с окружающими.
- Епиходов Семен Пантелеевич– конторский служащий, отличающийся крайней неуклюжестью, заслуживший прозвище «22 несчастья» среди окружающих его людей. Его глубоко волнует чувство, которое он испытывает к Дуняше.
- Дуняша– молодая горничная, жаждущая настоящей любви. Она старается вести себя как утонченная барышня, воспринимая себя «нежным существом, привыкшим к галантному отношению».
- Фирс– пожилой лакей, в течение всей жизни верно служивший семье Раневской и Гаева. Он отказался от создания собственного очага и обретения свободы, посвятив себя верной службе.
- Яша– молодой лакей, возомнивший о себе слишком много после поездки за границу. Характеризуется наглостью и распущенностью.
В двух словах о пьесе
Четыре действия пьесы "Вишневый сад" разыгрываются в стенах уютного имения, принадлежащего Любови Андреевне Раневской.
Первое действие
Занавес поднимается, открывая взору зрителей "комнату, хранящую в себе отголоски детства", — именно здесь и берёт свое начало первое действие.
Майское утро наполнено свежестью и благоуханием цветущего вишневого сада. Лопахин и Дуняша с нетерпением ожидают возвращения Раневской, которая провела последние пять лет за границей вместе с дочерью Аней, гувернанткой и слугой Яшей. Лопахин вспоминает Любовь Андреевну как человека простого и непосредственного. Он рассказывает о своем происхождении, упоминая, что его отец был простым крестьянином, а сам он теперь «в белой жилетке, желтых башмаках». Лопахин не стесняется признаться, что, несмотря на свое богатство, не получил должного образования. При этом он упрекает Дуняшу в том, что она одевается слишком по-барски и ведет себя не как обычная горничная. Дуняша взволнована предстоящим прибытием хозяев. В этот момент в комнату входит Епиходов с букетом, и Дуняша рассказывает Лопахину, что тот сделал ей предложение.
Долгожданное прибытие участников спектакля «Вишневый сад». Кроме главных героев, на сцену выходят и другие персонажи пьесы – Гаев, Варя, Семеонов-Пищик и Фирс, встречавшие их на вокзале.
«Аня. Давай пройдемся здесь. Помнишь, мама, это же твоя детская комната?
Любовь Андреевна (радостно, со слезами на глазах). Да, это она, моя детская!
Варя. Как здесь холодно, руки совсем закоченели. (Любови Андреевне.) Твои комнаты, белая и фиолетовая, остались такими же, мамочка.
Любовь Андреевна. Детская, моя милая и прекрасная комната... Здесь я спала, когда была маленькой... (Плачет.) И сейчас я снова чувствую себя ребенком... (Целует брата, Варю, затем снова брата.) А Варя по-прежнему такая же, как монашка. И я узнала Дуняшу...»
Анна и Любовь Андреевна испытывают радость от возвращения домой. Они отмечают, что окружающее пространство практически не изменилось, создавая ощущение, будто они и не уезжали. В доме начинается оживленная суета, Дуняша пытается рассказать Анне о происходившем в их отсутствие, но та не проявляет к этому интереса, ее внимание привлекает лишь информация о приезде Пети Трофимова.
«Любовь Андреевна, неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Клянусь богом, я люблю родину, люблю ее нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив».
Первое действие пьесы открывает завесу над плачевным положением Раневской. Продажа недвижимости за границей стала вынужденной мерой, а уже в августе грядет неизбежное – торги, на которых с молотка пустят родовое гнездо, имение с вишневым садом, чтобы покрыть накопившиеся долги. Пока Аня и Варя с тревогой обсуждают их незавидное положение, Любовь Андреевна, не привыкшая к экономии и лишениям, лишь печально вздыхает, погруженная в рассказы Фирса о былых временах, когда вишневый сад приносил доход, а его плоды превращались в изысканные лакомства.
«Любовь Андреевна (устремив взор на сад за окном). О, мое беззаботное детство, моя непорочная чистота! В этой детской комнате я проводила ночи, а по утрам мои глаза радовались виду сада, счастье пробуждалось вместе со мной. И он казался именно таким, неизменным. (Ее лицо озаряет радостная улыбка.) Весь, весь утопающий в белоснежных цветах! О, мой дивный сад!»
Лопахин предлагает Раневской и Гаеву модернизировать свое имение, разделив территорию вишневого сада на участки и сдавая их в аренду состоятельным горожанам. Он уверяет, что это решение принесет им ежегодный доход в размере не менее двадцати пяти тысяч рублей. Однако Раневская и ее брат категорически отвергают этот план, дорожа своим вишневым садом, который они считают настоящим украшением всей губернии. Тем не менее, Лопахин настаивает, чтобы они хорошо обдумали его предложение, и уходит. Гаев надеется, что ему удастся занять деньги для погашения долгов, а пока он пытается заручиться поддержкой богатой тетушки-графини, рассчитывая на ее помощь в решении финансовых проблем.
В этом же акте появляется Петя Трофимов, страстно влюбленный в Аню.
Действие 2
В сцене второго действия «Вишневого сада» действие переносится на природу, неподалеку от старой церквушки. Отсюда открывается живописный вид на вишневый сад и на горизонте виднеется городской пейзаж. Уже прошло некоторое время после возвращения Раневской, и до аукциона по продаже сада осталось совсем немного. За это время у Дуняши возникли чувства к Яше, но он не спешит с открытием их отношений и даже испытывает некоторое смущение.
Во время прогулки Епиходова, Шарлотты Ивановны, Дуняши и Яши Шарлотта делится своими переживаниями об одиночестве и отсутствии близких, с кем можно было бы поделиться душевными тревогами. Епиходов, заметив предпочтение Дуняши в отношении Яши, расстроен и даже намекает на возможность совершить самоубийство. Дуняша глубоко влюблена в Яшу, но его поведение свидетельствует, что для него это всего лишь мимолетное увлечение.
У церкви собрались Раневская, Гаев и Лопахин. Гаев восхваляет преимущества железной дороги, которая позволила им быстро добраться до города и позавтракать. Лопахин просит Любовь Андреевну дать ответ об аренде земель поместья, но она, сетуя на отсутствие денег и осуждая себя за неразумные расходы, словно не слышит его. Однако чуть позже она отдает золотой рубль случайному прохожему.
Раневская и Гаев ждут денежного перевода от тетушки графини, но этой суммы не хватит, чтобы погасить долги. Идея сдать землю в аренду дачникам для них неприемлема и даже кажется унизительной. Лопахин удивляется их легкомысленности и близорукости - ведь имение продается, а аренда земель могла бы стать гарантией для любого банка. Но помещики не слышат и не понимают, что пытается им объяснить Лопахин.
«Слушайте же! Каждый божий день я вам талдычу одно и то же, как попугай! Вишневый сад и землю нужно сдавать под дачи, немедленно, сию минуту! Аукцион уже на носу, опомнитесь! Решитесь же, наконец, на дачи – и деньги польются рекой! Вы будете спасены!
Любовь Андреевна. Дачи и дачники – это так вульгарно, простите.
Гаев. Полностью разделяю ваше мнение.
Лопахин. Да что же это такое! Сейчас расплачусь, как дитя, или заору во всё горло! Сил моих больше нет! Вы меня совсем извели! (Гаеву.) Старая дева, вот ты кто!”»
Любовь Андреевна, словно укоряя Лопахина в его практичности и недостатке утонченности, неожиданно предлагает ему руку Вари. В этот момент, как всегда некстати, в разговор встревает Гаев с новостью о возможном трудоустройстве в банке. Сестра, не разделяя его энтузиазма, осаждает брата, утверждая, что ему не место среди банкиров. Появляется старый Фирс, погруженный в воспоминания о своей молодости и о том, как, по его мнению, было хорошо при крепостном праве, когда каждый знал свое место: господин – господином, а слуга – слугой.
К прогуливающейся компании присоединяются Варя, Аня и Петя. Разговор, начатый еще вчера, возобновляется. Темой становятся гордость и интеллигенция, которая, несмотря на кажущуюся образованность, нередко оказывается сборищем мелких и скучных личностей. Становится очевидной пропасть, разделяющая этих людей.
Вечером, когда все уже разошлись по домам, Аня и Петя остаются наедине. В этой тишине Аня признается, что вишневый сад, по сути, не имеет для нее большого значения, и что она готова начать новую жизнь.
«Трофимов. Варя боится, а что, если мы влюбимся друг в друга, и постоянно следует за нами. Она своим узким мышлением не понимает, что мы выше чувств любви. Преодолеть то мелкое и неустойчивое, что мешает быть свободными и счастливыми, — вот цель и смысл нашего существования. Вперед! Мы движемся неудержимо к яркой звезде, которая светит там вдали! Вперед! Не отставайте, друзья!»
Аня (всплескивая руками). Как красиво вы говорите!
Действие 3
Третье действие «Вишневого сада» происходит в гостиной вечером.
В доме играет оркестр, кружатся пары в танце. Все действующие лица здесь, кроме Лопахина и Гаева. 22 августа - день, назначенный для аукциона по продаже имения.
Пищик и Трофимов ведут беседу, когда их прерывает Любовь Андреевна, она крайне взволнована, ждет возвращения своего брата с торгов, но тот задерживается. Раневская гадает, состоялись ли торги и каков их исход.
Денежная сумма, предоставленная заботливой теткой для выкупа поместья, оказалась недостаточной, не покрывая даже проценты по долговым обязательствам. Несмотря на это, хозяйка Шарлотта Ивановна развлекает гостей своими фокусами, стремясь создать легкую, непринужденную атмосферу. Между тем, молодой Яша выражает желание отправиться в Париж вместе с хозяйкой, тяготясь окружающей грубостью и невежеством. Раневская, с нетерпением ожидая своего скорого отъезда во Францию и встречи с любимым человеком, пытается наладить жизнь своих дочерей. Она предвидит брак Вари с Лопахиным, а для Ани рассматривает вариант союза с Петей, однако опасается его неопределенного статуса «вечного студента».
В разгар событий разгорается спор о том, что для любви человек готов на любые жертвы. Любовь Андреевна упрекает Петю в его высокомерии, в том, что он считает себя "выше любви", а Петя напоминает ей, что она увлечена недостойным человеком, который уже однажды обманул и бросил ее. Хотя пока нет конкретных известий о продаже дома и сада, но чувствуется, что все присутствующие уже обсуждают, как они будут жить, если сад будет продан.
Епиходов пытается поговорить с Дуняшей, но она уже потеряла к нему всякий интерес; Варя, которая так же сильно взволнована, как и ее приемная мать, прогоняет Епиходова, упрекнув его в том, что он слишком свободно себя ведет для слуги. Фирс суетится, предлагая гостям закуски, и все замечают, что он плохо себя чувствует.
На пороге появляется Лопахин, едва сдерживая ликующую улыбку. Он возвратился вместе с Гаевым, которому было поручено принести вести с торгов. Леонид Андреевич, не скрывая слёз, молчит. Весть о продаже имения сообщает сам Ермолай Алексеевич: отныне он – его владелец! И только после этого Лопахин позволяет чувствам вырваться наружу.
«Пищик. Ну что там? Состоялись торги? Говори же!
Любовь Андреевна. Так продан вишневый сад?
Лопахин. Продан.
Любовь Андреевна. И кто же его купил?
Лопахин. Я купил».
Он опьянён победой. Самое прекрасное имение, где его дед и отец были бесправными мужиками, теперь принадлежит ему. Он волен вершить свою волю, он – хозяин не только вишневого сада, но и собственной судьбы: «За всё могу заплатить!». Не медля ни дня, он готов начать вырубку сада, чтобы на его месте возвести дачи – символ новой жизни, которую он сам себе построит.
Вот перефразированный текст с сохранением HTML-разметки:
Варя покинула дом, оставив ключи позади, Любовь Андреевна рыдает, а Аня пытается ее успокоить, говоря, что впереди еще много хорошего и жизнь не заканчивается.
«Аня, моя дорогая мама, почему ты плачешь? Моя милая, добрая и прекрасная мама, я люблю тебя и благословляю. Вишневый сад продан, его больше нет, это правда, но не рыдай, мама, ведь у тебя впереди жизнь, и твоя душа остается прекрасной и чистой... Пойдем со мной, пойдем отсюда, моя дорогая. Мы посадим новый, великолепный сад, ты увидишь его и обретешь радость, тихую и глубокую, как закат солнца, и улыбнешься, мама! Пойдем, моя дорогая, пойдем!»
Действие 4
Четвертое действие начинается в детской комнате, которая пуста, лишь в уголке стоит собранный багаж, готовый к отправке. Издалека слышен звук вырубки деревьев. Лопахин и Яша ожидают появления бывших хозяев, к которым пришли проститься их крестьяне. Лопахин предлагает семье Раневской шампанское на прощание, но никто не проявляет к нему интереса. Настроения у всех разные: Любовь Андреевна и Гаев печальны, Аня и Петя полны ожиданий от начала нового этапа, Яша рад покинуть надоевшую родину и мать, а Лопахин спешит закрыть дом и приступить к своим планам. Раневская сдерживает слезы, но, когда Аня говорит, что после продажи поместья всем стало легче, так как они поняли, куда двигаться дальше, все с ней соглашаются. Теперь все вместе отправляются в Харьков, а оттуда их пути разойдутся: Раневская с Яшей уезжает в Париж, Аня - учиться, Петя - в Москву, Гаев поступает на работу в банк, Варя находит место экономки в соседнем городке. Лишь Шарлотта Ивановна пока не определилась с дальнейшими планами, но Лопахин обещает ей помочь. Он также берет к себе Епиходова, чтобы тот помогал с делами имения. Из бывших жильцов этого дома спокойнее всех себя ведет больной Фирс, которого должны были с утра отвезти в больницу, но из-за суматохи непонятно, успели ли это сделать.
Внезапно врывается Пищик, приводя всех в изумление своим неожиданным появлением. Словно сбросив груз с плеч, он возвращает долг Лопахину и Раневской, поведав удивительную историю о том, как сдал свои земли в аренду англичанам. Оказывается, иностранцы заинтересовались его угодьями для добычи редкой белой глины. Пищик признаётся, что решиться на сдачу земель было для него подобно прыжку в неизвестность, но, сделав шаг, он понял, что всё не так страшно, как рисовало воображение.
Любовь Андреевна, не теряя надежды, предпринимает последнюю попытку соединить судьбы Лопахина и Вари. Однако, оставшись наедине, Лопахин так и не решается сделать предложение, оставляя Варю в глубоком разочаровании. Тем временем, подъезжают экипажи, и начинается погрузка вещей. Все расходятся, и только брат с сестрой остаются наедине с домом, где прошли их детские и юношеские годы. В объятиях друг друга они льют слёзы, прощаясь не только с родными стенами, но и с прошлым, с мечтами, с воспоминаниями. В этот момент они остро осознают, что жизнь безвозвратно изменилась, открыв новую, неизведанную главу.
В опустевшем доме, где царит гнетущая тишина, появляется одинокая фигура Фирса. Забытый в водовороте событий, он с грустью обнаруживает, что двери заперты, а его оставили на произвол судьбы. Но в сердце старика нет места обиде, лишь смирение и покорность. Он опускается на диван, словно из последних сил цепляясь за ускользающую жизнь, и вскоре его дыхание замирает навсегда.
«Фирс подходит к двери, дрожащей рукой нащупывает ручку. Заперто. Все уехали… Старик медленно оседает на диван. Про меня-то и позабыли… Ничего… Посижу здесь… Леонид Андреич, видать, впопыхах и шубу не надел, в одном пальто поехал… Фирс с тревогой качает головой. Я-то не доглядел… Эх, молодость-зеленость! Старик бормочет что-то невнятное, словно пытаясь ухватить ускользающие мысли. Жизнь-то пролетела, как сон… как будто и не жил вовсе… Фирс ложится на диван, прикрывая глаза. Отдохну… Силушки уж нет, совсем из сил выбился… Эх ты… старый дурак. Фирс затихает, погружаясь в неподвижность.
В наступившей тишине раздается звук лопнувшей струны, словно стон умирающей души. Затем доносятся глухие удары топора по дереву – символ безжалостного хода времени и конца эпохи. Занавес медленно опускается.
А что же герои?
Раневская, ослепленная любовью, отправляется в Париж к своему возлюбленному, прихватив с собой деньги, отправленные щедрой тётей.
Гаев, пытаясь найти свое место в новом мире, решает устроиться на работу в банк.
Лопахин, некогда крепостной на этих землях, теперь является владельцем поместья и стремится как можно скорее вырубить старый вишнёвый сад, чтобы отдать землю под дачи.
Петя Трофимов вновь уезжает в Москву, чтобы предпринять очередную попытку завершить своё образование и получить высшее.
Аня уезжает вместе с Трофимовым, намереваясь поступить в гимназию и найти работу.
Фирс, всеми забытый, остаётся в полном одиночестве в заколоченном доме.
Заключение
В пьесе «Вишнёвый сад» Чехов размышляет об эпохе угасания дворянства и неопределённом будущем России, которое символизирует сам вишнёвый сад. Через образы персонажей автор показывает прошлое, настоящее и неясную перспективу страны. В произведении также затрагивается тема конфликта поколений и неспособности человека приспособиться к меняющимся реалиям. Краткое изложение пьесы «Вишнёвый сад» поможет читателю в общих чертах ознакомиться с её темой и идеей.