В 1900 году на страницах газеты «Одесские новости» Александр Куприн представил читателям свой новый рассказ «Тапер», основанный, по словам автора, на реальных событиях. В этом произведении Куприн, мастерски владеющий словом, в очередной раз обратился к одной из своих любимых тем — теме искусства.
Чтобы лучше подготовиться к уроку литературы или написать интересный отзыв в читательском дневнике, рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Тапер».
Место и время действия
Действие рассказа разворачивается в Москве, во второй половине XIX века.
Главные герои
- Аркадий Николаевич Руднев — хлебосольный и жизнерадостный мужчина, увлекающийся азартными играми.
- Тиночка Руднева — живая, эмоциональная и добрая девочка.
- Юрий Азагаров — юный тапер, скромный бедняк, наделённый невероятным музыкальным талантом.
## Музыка души и праздничная тревога
- Антон Григорьевич Рубинштейн – выдающийся музыкант, чье имя сияет в мире композиции, фортепианного искусства и педагогики.
Галерея образов
- Ирина Алексеевна – жена Руднева, женщина, окутанная пеленой сдержанности и отстраненности.
- Лидия – старшая из дочерей Рудневых, девушка, пленяющая красотой и отталкивающая высокомерием.
- Татьяна – средняя дочь Рудневых, олицетворение уравновешенности и рассудительности.
Суть повествования
Двенадцатилетняя Тиночка Руднева на грани волнительного экстаза: «еще каких-то шестьдесят минут, и стрелки часов укажут на шесть» - час волшебства, когда засияет огнями новогодняя елка. Но душу девочки омрачает тревога: никто не позаботился о музыкальном сопровождении праздника, не приглашен тапер.
В поисках помощи Тиночка обращается к старшей сестре Лидии. Но та, вооруженная «ледяным безразличием и маской вежливости», остается глуха к волнению младшей сестры, оставляя ее наедине с переживаниями.
Дом Рудневых в Москве славился своим радушием и неугомонностью. Родня, как близкая, так и дальняя, считала его своим, друзья младших Рудневых не мыслили дня без визита, и в просторных комнатах особняка всегда царил оживленный гул.
Главой дома была Ирина Алексеевна, дама из знатного и весьма состоятельного рода. Она предпочитала уединение собственных комнат, появляясь на людях лишь в исключительных случаях. Дети и супруг не часто видели ее вне этих стен. Впрочем, отсутствие интереса к семье не мешало Ирине Алексеевне ревновать Аркадия Николаевича, который, несмотря на солидный возраст, все еще пользовался репутацией галантного кавалера и покорителя сердец.
Подготовка к новогодним торжествам всегда приносила главе семейства несказанное удовольствие. Он свято чтил традицию приглашать оркестр Рябова, но в этот раз судьба распорядилась иначе, и «музыкальная составляющая праздника оказалась под угрозой». Рудневы спохватились слишком поздно, и на горизонте замаячила перспектива новогоднего вечера без привычных мелодий.
Спасать положение вызвалась Татьяна, любимица семьи, известная своим «невозмутимым нравом». Едва она отдала необходимые распоряжения, как дом наполнился радостным гомоном: «смех и оживлённые разговоры сливались с топотом ног и звоном приветственных поцелуев» – прибыли первые гости.
В самый разгар приготовлений на пороге возник неожиданный гость – щуплый, робкий мальчишка лет двенадцати. В его облике – тонкие черты лица и проницательный взгляд серых глаз – сквозила какая-то трогательная беззащитность. Оказалось, что это и есть тапёр. Сестры Рудневы были ошеломлены таким поворотом событий, но выбора не оставалось: дом сиял огнями, гости с нетерпением ожидали музыки и танцев.
Едва коснувшись клавиш роскошного инструмента, юный музыкант наполнил зал «мощными, смелыми, полными звуками». Аркадий Николаевич, тонкий ценитель музыки, был поражён виртуозностью исполнения. Узнав, что юного пианиста зовут Юрий Азагаров, он с отеческой заботой посоветовал ему не играть без перерыва, чтобы не переутомиться.
Во время одного из таких музыкальных перерывов Юра заметил появление гостя, чья осанка выдавала в нём человека незаурядного. К удивлению мальчика, гость попросил его сыграть «рапсодию № 2». После исполнения Аркадий Николаевич вручил юному дарованию конверт с деньгами и сообщил, что ему выпала невероятная удача: его игра глубоко тронула великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, который и был тем самым важным гостем. Так судьба свела бедного, но необычайно одарённого мальчика с выдающимся учителем, под чьим руководством он сам со временем стал известным композитором.
Каков же итог этой встречи?
Юрий Азагаров, благодаря своему таланту и счастливому случаю, становится учеником самого Рубинштейна, а впоследствии — известным композитором.
Великий Антон Григорьевич Рубинштейн, заметив искру незаурядного дарования в юном Юрии, берет его под свое крыло, становясь его наставником.
Заключение
Куприн убежден: чтобы талант расцвел пышным цветом, недостаточно одного лишь трудолюбия и усердия. Необходима встреча с удачей, которая, словно добрая фея, играет огромную роль в мире искусства.