Уникальность текста
- Николай Семенович Лесков написал повесть "Очарованный странник" в 1872-1873 годах. Это произведение входит в цикл легенд, посвященных русским праведникам. Оно имеет особую форму сказового повествования, где Лесков передает устную речь персонажей, использовывая диалектизмы и просторечные слова.
- Сюжет повести состоит из 20 глав, где первая - экспозиция и пролог, а последующие - рассказывают о жизни главного героя в жанре жития, включая историю его детства, его судьбу и борьбу с искушениями.
- На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание "Очарованного странника" по главам. Это будет полезно и удобно для школьников и студентов, которые захотят ознакомиться с основными сюжетными линиями произведения.
Место и время действия
Аренда века харизматические герои двигались из одной местности в другую. География их пути: Г. Орловской губернии, Карачев, Николаев, Пенза, степь (в татарском плену), Астрахань, Кавказ, Петербург, монастырь на Ладожском озере, другие места поклонения.
Центральные персонажи
- Флягин Иван Северьяныч (Голован)– главный герой произведения, закаленный монах с пятидесяти опытом, бывший воин, добавляющий к своей беседе истории своей биографии.
- Грушенька– молодая цыганка, сильно займавшаяся прекрасным князем, которого на просьбу Голована Ивана Северьяныча Голована Гренина умертвил. Флягин Иван Северьяныч безмерно любит ее и очень страдает.
Другие персонажи
Граф и княгиня– важные лица, поддерживавшие Флягина от Орловской губернии.
Барин из Николаева, у которого Флягин работал гувернанткой для маленькой дочери.
Флягин нянчил девочку и был вторым мужем ее матери.
Владелец суконной фабрики был князем, для которого Флягин работал конэсером.
Князь был влюблен в Евгению Семеновну.
Краткое содержание
Глава первая
Во время путешествия на судне «по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму», с остановкой в Кореле, среди путников был заметен монах, который был бывшим конэсером и обладал навыками верховой езды и дрессировки лошадей.
Спутники стали интересоваться причиной его пострижения в монахи, и он ответил, что это было результатом «родительского обещания», и что он всю свою жизнь рисковал, но никак не мог умереть.
Глава вторая
Иван Северьяныч, бывший конюх, рассказывает своим спутникам долгую и уникальную историю своей жизни. Он был рожден в крепостном звании и происходил из дворовых людей графа К с Орловской губернии. Его отец был кучером по имени Северьян. При его рождении мать Ивана умерла из-за того, что он появился на свет с необыкновенно большой головой, поэтому его прозвали не Иван Флягин, а просто Голован. Мальчик проводил много времени у своего отца в конюшне, где он изучил и научился ухаживать за лошадьми.
Когда-то Ивана посадили за руль шестерки, которой управлял его отец. Однажды, во время езды на шестерке, герой для забавы сбил монаха. В ту же ночь умерший явился в видении к Головану и сообщил ему, что Иван был посвящен Богу матерью, а затем передал ему предсказание: «ты множество раз будешь сталкиваться с смертью и ни разу не умрешь, пока не придет твоя настоящая гибель, и тогда ты вспомнишь материнское обещание за себя и станешь монахом».
Некоторое время спустя, Иван спас графа и графиню от гибели, когда они ехали в Воронеж, за что он заслужил их особое расположение.
Третья глава
Голован завел свою стайку голубей, но кошка графини стала охотиться на птиц. В один приступ гнева Иван избил эту кошку, уронив ей хвост. Узнав о происшествии, ему назначили наказание: "выпороть и после этого уйти из конюшни, а в английский сад для дорожек бить камни молотком". Ивану это наказание показалось невыносимым, поэтому он решил покончить с собой, но цыгане-разбойники не дали ему повеситься.
Глава 4
По просьбе цыган Иван украл из дворянской конюшни двух лошадей и, получив немного денег, пошел к "члену собрания, чтобы объявить, что он сбежавший". Однако писарь за серебряный крест написал ему выездной и посоветовал отправиться в Николаев.
В городе Николаеве встретилось некоторое количество славян гораздо моложе моего собеседника, Михаила Евгеньевича, каждый со своим семейным положением и со своей внеурочной деятельностью. Так произошло, что один из городских аристократов, которого я считаю занудным типом, привлек моего хорошего друга Ивана к работе няни для своей дочери. Главным образом это произошло потому, что Иван проявил себя как порядочный и заботливый воспитатель, который не только наслаждался уходом за маленькой девочкой, но и беспокоился о ее здоровье. Однако чувство скуки становилось все сильнее.
Глава пятая
Однажды, во время прогулки по берегу лимана, Иван и мать девочки случайно встретились. Женщина начала плакать и просить Ивана отдать ей дочь обратно. Герой отказался, но она уговорила его приводить ребенка на то же самое место каждый день, не сообщая об этом барину.
В одной из последующих встреч на берегу лимана появился вновьобращенный муж женщины, офицер, и предложил Ивану выкупить ребенка. Герой снова отказался, и между мужчинами произошла драка. Внезапно появился раздраженный барин с пистолетом. Иван отдал ребенка его матери и скрылся. Офицер объяснил, что не может оставить Ивана Голована с собой, так как у него нет паспорта, и герой был вынужден бежать в степь.
На ярмарке, проходящей в степи, Иван наблюдал, как хан Джангар, известный коневод, продавал лучших своих лошадей. За одну из белых кобылиц даже двое татаринов устроили дуэль, схватываясь и стегая друг друга плетьми.
Шестая глава
Последним на продажу был выведен дорогой жеребенок караковой породы. Сразу же татарин Савакирей предложил устроить дуэль - сражаться за право приобрести этого жеребца. Иван немедленно согласился поддержать одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, благодаря своей хитрости и сноровке, нанес Савакирею такие раны, что тот скончался. Из-за этого убийства Ивана пытались арестовать, но ему удалось сбежать со своими азиатскими спутниками в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Татары, чтобы предотвратить его побег, подрезали кожу на его пятках, насыпали туда конских волос и зашили раны. Это ограничение в движении сделало героя инвалидом, научившимся передвигаться на щиколотках.
Седьмая глава
Иван был отправлен к хану Агашимоле. У нашего героя, как и в предыдущем ханстве, было две жены-татарки по имени "Наташа", у которых тоже были дети. Однако Иван не испытывал родительских чувств по отношению к своим детям, потому что они не были крещеными. Проживая среди татар, Иван очень сильно скучал по родной земле.
Восьмая глава
Иван Северьянович рассказывает о том, что к ним приезжали люди различных религий, пытающиеся проповедовать татарам. Однако те убивали этих "миссионеров". "Азиатов нужно покорять вере с помощью страха, чтобы они тряслись от испуга, а они проповедуют им миролюбивого бога". "Азиат без угрозы не почитает миролюбивого бога и наказывает проповедников".
В степь приезжали также русские миссионеры, но они отказались выкупить Голована у татар. Когда одного из них убивают со временем, Иван хоронит его по христианским обычаям.
Девятая глава
Однажды к татарам прибыли поселенцы из Хивы с намерением приобрести лошадей. С целью запугать степных жителей (чтобы они не причинили вреда), гости продемонстрировали все мощь своего непобедимого бога– Талафы: подожгли степь и, пока татары ошарашенно разбирались в произошедшем, эмигранты скрылись в ночи. Господа посетители случайно оставили за собой ящик, который обнаружил Иван. Внутри ящика он обнаружил обычные фейерверки. Прикинувшись и самим Талафой, наш герой начал пугать татар огнем и убедить их принять их христианскую веру. Кроме того, Иван заметил в ящике некий едкий порошок, которым он вылечил запустившийся воспаленный потницей конский хвост. Когда рана затянулась, Иван устроил грандиозный фейерверк и неуловимо скрылся.
Прошедшие несколько дней вместе с русскими, Иван остановился у них только на одну ночь, и после продолжил свой путь, так как они не желали принимать человека без паспорта. В городе Астрахань, начав употреблять алкоголь в больших количествах, наш герой попал в тюрьму, откуда его отправили обратно в его родную губернию. Когда Иван вернулся домой, граф, который потерял свою жену и преданно поверил в религию, выдал ему паспорт и отпустил его "на работу".
Глава номер десять
Иван начал ходить по ярмаркам и давать советы простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что они угощали его или благодарили деньгами. Когда его "слава на ярмарках разнеслась", князь пришел к герою с просьбой раскрыть свою тайну. Иван пытался научить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года в качестве своего консультанта. Время от времени у героя возникают "сбои": он сильно пьет, хотя стремится закончить с этим.
Глава номер одиннадцать
Во время отсутствия князя, Иван снова отправился в трактир на выпивку. Герой очень беспокоился, так как у него были при себе деньги барона. В трактире Иван познакомился с человеком, который обладал особым талантом - «магнетизмом»: он мог в одну минуту усыпить страсть к алкоголю в любом другом человеке. Иван попросил его избавиться от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставил его сильно выпить. Уже совсем пьяных мужчин выгнали из трактира.
Глава двенадцатая
В результате действий «магнетизера» Ивану начали сниться «отвратительные маски на ногах», и когда видение прекратилось, мужчина остался один. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.
Глава тринадцатая
Ивану открыла дверь цыганка, и герой очутился в еще одном трактире. Голован заинтересовался молодой цыганкой - певицей Грушенькой - и потратил на нее все деньги барона.
Глава №14
После помощи магнитизера Иван стал воздерживаться от употребления алкоголя. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, вначале разгневался, но затем успокоился и рассказал, что отдал полсотни тысяч за "эту Грушу", чтобы она была с ним. Теперь цыганка проживает у него в его доме.
Глава №15
Князь, занимаясь своими делами, стал реже появляться дома с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван, насколько мог, ее развлекал и успокаивал. Все, за исключением Груши, было известно о "другой любви князя - благородной дочери секретаря Евгении Семеновне", у которой от князя была дочка Людочка.
Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, и в тот же день к ней заглянул князь.
Глава №16
Случайно Иван оказался в гардеробной, где, укрываясь, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что желает приобрести суконную фабрику и намеревается в ближайшее время жениться. Грушеньку же, которую мужчина совсем забыл, планирует выдать замуж за Ивана Северьяныча.
Голован занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись обратно, узнал, что девушку куда-то увез князь.
Глава семнадцатая
Накануне свадьбы князя Грушенька является ( «появляется здесь, как призрак» ). Девушка рассказывает Ивану, что князь утаил ее в «неприступном месте и установил стражников, чтобы бдить за моей красотой» , но она убежала.
Глава восемнадцатая
Оказалось, что князь украл Грушеньку и увез ее в лес, где нашел пчелиный улей. Он назначил трех девушек, чтобы следили, чтобы цыганка не сбежала. Но во время игры в жмурки Грушенька смогла их обмануть и вернулась.
Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она убеждает его, что после свадьбы с князем не сможет жить: ее страдания только усилятся. Цыганка просит, чтобы ее убили, угрожая: "Если не убьете меня, я стану самой постыдной женщиной для вас всех в отместку". И Голован, толкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.
Девятнадцатая глава
Голован был не в себе от страха и спешно убегал от того места. Вдруг на его пути возник старик. Семья старика горевала, потому что их сына забрали в армию. Пожалев стариков, Иван решил заменить их сына и пошел в армию. Попросив, чтобы его отправили на боевую службу на Кавказе, Голован пробыл там 15 лет. После отличной участии в одном из сражений, Иван в ответ на похвалы полковника сказал: "Я, ваше благородие, не герой, а человек с большими грехами, и ни земля, ни вода меня не примут", и рассказал свою историю.
За заслуги в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург на пенсию. Служба в канцелярии не приносила ему удовлетворения, поэтому Иван решил попробовать себя в актерстве. Однако из театральной труппы его быстро выгнали из-за того, что он заступился за молодую актрису и ударил обидчика.
В результате этого Иван принимает решение отправиться в монастырь. В настоящее время он проживает в подчинении, не считая себя достойным стать старшим постригом.
Третья глава
В конце товарищи поинтересовались у Ивана, как ему удается жить в монастыре и не попасться в сети искушения дьявола. Герой ответил, что он испытывал искушения, являясь в образе Грушеньки, но теперь он окончательно преодолел их. Когда-то Голован убил явившегося дьявола, но оказалось, что это была корова, а в другой раз из-за дьявольских искушений мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя обнаружился дар пророчества. Вместе с Голованом Иван едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию», чтобы перед своей смертью поклониться им, а затем собирается отправиться на войну.
«Зачарованный странник снова почувствовал в себе влияние внушающего духа и впал в тихую концентрацию, в которой никто из собеседников не посмел себе позволить помешать новым вопросом».
И, в завершение, что получается?
Иван Северьяныч Флягин стал послушником в монастыре, однако его тревожат бесы; у главного героя появляется способность предвидеть будущее, и он решает отправиться на войну, чтобы умереть ради своего народа, но перед этим он путешествует на Соловки к преподобным Зосиме и Савватию.
Грушенька погибает, попросив Ивана толкнуть ее с обрыва из-за неответной любви к князю.
Бояре из Орловской губернии — графиня умирает, граф передает Ивану документ, который дает ему свободу.
В заключение
В своем произведении "Очарованный странник", Лесков представил широкую галерею ярких и оригинальных русских персонажей, организовав их вокруг двух основных тем - "странничества" и "очарования". Протагонист повести, Иван Северьяныч Флягин, на протяжении всей своей жизни стремился обрести "совершенную красоту" (очарование жизни) через свои путешествия, находя ее во всем: в лошадях, в прекрасной Грушеньке и в итоге - в образе Родины, за которую он готов отправиться на войну.
Персонаж Флягин символизирует духовное созревание человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор описывает перед нами настоящего русского благочестивого человека, прозорливого "провещателя", чьи предсказания "остаются в руке, скрывающей свои судьбы от мудрых и разумных и только иногда открывающей их младенцам".
Рекомендуем ознакомиться не только с кратким пересказом "Очарованного странника", но и полностью прочитать повесть Лескова.