Всемирно известная повесть Льва Толстого «Крейцерова соната», написанная в 1890 году, поднимает сложные вопросы, связанные с браком, семьей и отношением к женщине. В центре сюжета – главный герой, который, не сумев правильно выстроить свою семейную жизнь, становится убийцей.
Важную роль в произведении играет его композиционное решение – повесть представляет собой монолог главного героя, обращенный к попутчикам в поезде.
Мы рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием «Крейцеровой сонаты» на нашем сайте, которое будет полезно при подготовке к урокам литературы.
Место и время действия
Действие повести разворачивается на территории Российской империи, при этом точное время не указывается.
Главные герои
- Позднышев– помещик средних лет, глубоко разочарованный в любви и супружеской жизни.
Другие персонажи
- Елизавета Алексеевна Позднышева – юная жена главного героя, попавшая в сети соблазна и ставшая заложницей слепой ревности мужа.
- Владимир Николаевич Трухачевский – талантливый скрипач, чей шарм и обаяние пленили сердце госпожи Позднышевой.
- Неизвестный попутчик – случайный собеседник Позднышева, которому выпала доля стать слушателем исповеди измученной души.
Суть повествования
Завязка драмы (Главы 1-2)
В железнодорожном вагоне между скучающими пассажирами развернулась оживленная дискуссия о женщинах, браке и внебрачной любви. Одна дама с удивлением отмечала, что раньше люди «женились, не разбирая, и всю жизнь маялись». Она считала, что человек не может просто соединяться с другим человеком, словно животные, и что совершенно неправильно «жить с кем-то, если нет любви». Строгий старый купец уверял, что «женщина – сосуд слабый», и что никому не интересны ее чувства и переживания в браке – «привыкнет и приспособится».
Внезапно тишину нарушил молчаливый доселе господин, чьё лицо выражало крайнюю взволнованность. Он обратился к присутствующим с вопросом о том, что они "разумеют под истинной любовью", но никто не смог дать ему исчерпывающего ответа. Тогда господин заявил, что верная и настоящая любовь существует "лишь на страницах романов, а в жизни - никогда". Разгорелся спор, и в пылу дискуссии господин признался, что он и есть тот самый Позднышев, о котором судачила вся Москва - тот, кто поднял руку на собственную жену. Новость ошеломила всех, и наступила гробовая тишина.
В ту же ночь Позднышев поведал свою скорбную историю случайному попутчику.
Главы 3–10
Вот перефразированный текст с сохранением HTML-разметки:
Помещик Позднышев, выпускник университета, до женитьбы вел весьма беспорядочный образ жизни. Он считал себя нравственным человеком и был убежден, что все идет должным образом. Позднышев предавался разврату размеренно, достойно, якобы ради здоровья, и всячески избегал женщин, способных каким-либо способом привязать его к себе.
Так Позднышев жил до тридцати лет, пока, наконец, не решил «жениться и устроить себе самую высокую, чистую семейную жизнь». Однажды он познакомился с очаровательной дочерью обедневшего помещика. Девушка полностью соответствовала его идеалу, и герой поспешил предложить ей брак.
В отличие от приятелей, грезивших о вольных похождениях, Позднышев нёс в сердце непоколебимую веру в святость и нерушимость брачных уз. Эта мысль, подобно теплому пледу в зимнюю стужу, согревала его душу. Однако путь к алтарю оказался тернист: общение с будущей супругой напоминало «сизифов труд». Их души не находили общего языка, и зияющую пропасть между ними заполняла лишь предсвадебная суета – бесконечные «разговоры о жилище, спальне, постелях, капотах, халатах, белье, туалетах».
Главы 11–18
Так называемый "медовый месяц" оказался для молодоженов полным разочарованием. Не прошло и недели после свадьбы, как Позднышев заметил, что его жена погружена в уныние. Он попытался обнять её, но девушка лишь разрыдалась, не в силах объяснить причину своей печали. Однако её лицо красноречиво говорило о "ледяном безразличии и отчуждении, почти ненависти". Позднышев был шокирован. Разве любовь может соседствовать с такими ужасными чувствами? Вскоре с горечью он осознал, что враждебность жены — не сиюминутное явление, а пугающая постоянная. Именно тогда в его душе зародилась мысль о том, что "брак — это не только не гарантия счастья, но и тяжёлое испытание".
С каждым днем пропасть между супругами становилась все глубже. Восемь лет брака и пятеро детей, казалось бы, должны были укрепить их союз, но реальность оказалась жестокой насмешкой. Появление наследников, вместо того чтобы сблизить, лишь усугубило разлад. Позднышев, убежденный в том, что «дети – это сплошные тяготы», а родительская любовь – не более чем эгоизм, все дальше отдалялся от семьи. Молодая жена, поглощенная заботами о малышах, совершенно перестала обращать внимание на мужа. Однако самым страшным было то, что дети превратились в инструмент манипуляций в руках родителей, ожесточившихся в своей ненависти. У каждого появился свой любимчик, ставший разменной монетой в их бесчувственных играх, где не было места заботе о детской душе.
Прошли годы, и от былой близости не осталось и следа. Их общение свелось к дежурным фразам о погоде, обсуждению детских болезней и решению бытовых проблем. Позднышевы стали похожи на «двух узников ненависти, скованных одной цепью, отравляющих друг другу существование, но неспособных разорвать этот порочный круг».
Многодетное материнство не прошло бесследно для госпожи Позднышевой. После рождения пятого ребёнка её здоровье пошатнулось. Врачи настоятельно рекомендовали ей воздержаться от дальнейших беременностей и "просветили" относительно способов предохранения. Молодая женщина с облегчением последовала совету эскулапов, чем навлекла на себя гнев мужа. "Последнее утешение в его жалкой жизни — дети — было отнято, и существование его стало ещё невыносимее". Между тем, госпожа Позднышева словно расцвела: посвежела, похорошела и стала привлекать внимание других мужчин. Болезни детей больше не вызывали у неё прежней тревоги, она всё чаще позволяла себе маленькие женские радости и даже вернулась к давнему увлечению — игре на фортепиано.
Главы 19–28
Душа госпожи Позднышевой, казалось, пробудилась ото сна, жаждая любви. Но как могла она вкусить это чувство с мужем, чье сердце отравляли подозрения, ревность и злоба? Судьба, словно услышав ее мольбы, послала в их дом Трухачевского – молодого, статного музыканта, в глазах которого горел огонь. Позднышев видел, с какой живостью жена откликается на внимание скрипача, и в его душе зашевелился змей ревности.
Однажды вечером, под сводами их дома, Позднышева и Трухачевский исполнили Крейцерову сонату Бетховена. Музыка захлестнула госпожу Позднышеву, проникла в самые потаенные уголки ее души, оставив после себя тревожное предчувствие чего-то рокового.
Тревожные мысли о жене и музыканте, словно хищные птицы, кружили над Позднышевым, не давая ему покоя даже вдали от дома, куда он отправился по делам. Не в силах больше бороться с гнетущим предчувствием, он вернулся, и его худшие опасения подтвердились: влюблённые были застигнуты врасплох. В первом порыве ярости Позднышев бросился к Трухачевскому, но тот успел ретироваться. Мысль о том, чтобы «гнаться в чулках за беглецом», показалась мужу нелепой и унизительной, и он остановился. Ослепленный ревностью, он схватил «искривлённый клинок из дамасской стали» и в порыве безумия лишил жену жизни. Но даже в предсмертной агонии на ее лице застыла «ледяная маска ненависти». Последним желанием умирающей было оградить детей от влияния убийцы, вверив их заботам своей сестры. И только увидев бездыханное тело жены в гробу, Позднышев с леденящей душу ясностью осознал непоправимость содеянного: «нет такой силы, которая могла бы вернуть прошлое».
Томясь в ожидании судебного разбирательства, Позднышев провел в заключении одиннадцать месяцев, после чего был признан невиновным. Однако он так и не сумел простить себе того, что совершил.
И что же в итоге произошло?
Позднышев— застав жену с Трухачевским, убивает её кинжалом.
Госпожа Позднышева— стала жертвой убийства, совершенного мужем в приступе ревности.
Заключение
Повесть «Крейцерова соната» является одним из самых скандальных произведений Льва Толстого. Взгляд автора на актуальные проблемы оказался настолько шокирующим для его современников, что повесть была запрещена к публикации, а в дальнейшем подвергалась суровой цензуре.
После ознакомления с кратким пересказом «Крейцеровой сонаты» рекомендуем прочитать произведение в полном объеме.