Краткое содержание романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака
Контекст и история создания
Роман был написан Борисом Пастернаком в 1945-1955 годах. В СССР произведение не публиковалось до 1988 года из-за критического изображения революции и советской власти. Впервые издан в Италии в 1957 году. В 1958 году Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе, от которой был вынужден отказаться под давлением советских властей.
Место и время действия
Действие разворачивается в России в период с начала XX века до 1950-х годов, охватывая Первую мировую войну, революцию 1917 года, Гражданскую войну и первые десятилетия советской власти. Основные события происходят в Москве, на Урале (Юрятин, Варыкино) и в сибирской тайге.
Основные персонажи
- Юрий Андреевич Живаго — главный герой, врач и поэт
- Лариса Федоровна Антипова (Лара) — жена Антипова, возлюбленная Живаго, медсестра
- Антонина Александровна Громеко (Тоня) — жена Живаго
- Павел Павлович Антипов (Стрельников) — муж Лары, революционер
- Виктор Ипполитович Комаровский — адвокат, соблазнитель Лары
- Александр Александрович Громеко — отец Антонины
- Иннокентий Дудоров и Миша Гордон — друзья Живаго
Краткое содержание по частям
Часть первая
После смерти матери десятилетний Юра Живаго остался круглым сиротой — отец давно бросил семью, промотал состояние и в итоге покончил с собой, бросившись с поезда. Мальчика взял на воспитание дядя Николай Николаевич, а затем он попал в профессорскую семью Громеко, где подружился с их дочерью Тоней и гимназистом Мишей Гордоном. В доме царила интеллигентная атмосфера, способствующая развитию талантов Юры.
Параллельно разворачивается история юной Лары Гишар, дочери обрусевшей француженки, которая содержит швейную мастерскую. Шестнадцатилетняя гимназистка становится любовницей пожилого адвоката Комаровского — того самого человека, который когда-то спаивал отца Юры и довёл его до самоубийства. Комаровский закабаляет девушку, и она ненавидит себя за эту постыдную связь. На рождественской ёлке у Свентицких Лара стреляет в Комаровского, но промахивается. Чтобы спастись от скандала, она соглашается на брак с влюблённым в неё учителем Пашей Антиповым, и они уезжают на Урал, в Юрятин.
Часть вторая
Началась мировая война. Юрий, ставший врачом, мобилизован на фронт в качестве военного медика. В одном из госпиталей он встречает Лару, которая работает сестрой милосердия и разыскивает пропавшего без вести мужа. Между ними вспыхивает взаимное чувство, но оба понимают безнадёжность ситуации — у каждого своя семья, свои обязательства.
На фронте Юрий становится свидетелем развала армии и всеобщего хаоса. Он видит, как война ломает человеческие судьбы, как революционные идеи захватывают умы солдат. Вернувшись в революционную Москву к жене и сыну, доктор обнаруживает совершенно изменившуюся страну — повсюду голод, разруха, классовая ненависть.
Часть третья-четвёртая
Жизнь в Москве становится невыносимой. В доме Громеко поселяются чужие люди, топят книгами и мебелью, не хватает еды. Тоня беременна вторым ребёнком, и семья принимает решение спасаться бегством — уехать в уральское имение Варыкино, которое когда-то принадлежало родственникам.
Путешествие в товарном поезде превращается в кошмар — вагоны переполнены, повсюду грязь, болезни, озлобленные люди. По дороге поезд останавливают, проверяют документы, угрожают. На одной из станций Юрий лично встречается с комиссаром Стрельниковым, жестоким революционером, которого молва прозвала «Расстрельниковым» за беспощадность к врагам советской власти.
Часть пятая-седьмая
В Варыкино рождается дочь Маша. Семья пытается наладить сельскую жизнь, но Юрий тоскует по интеллектуальной работе и регулярно ездит в соседний Юрятин в библиотеку. Там он случайно встречает Лару — оказывается, она живёт здесь с дочкой, работает учительницей и всё ещё ждёт мужа. Более того, грозный комиссар Стрельников — это и есть её Паша Антипов, принявший псевдоним.
Юрий не может устоять перед возобновившимся чувством и начинает тайно встречаться с Ларой. Он мучается между долгом перед семьёй и всепоглощающей страстью, обманывает Тоню, говоря, что ночует в городе по работе. Лара становится для него воплощением самой России — страдающей, прекрасной и обречённой. Однако счастье длится недолго.
Часть восьмая-девятая
Красные партизаны насильно мобилизуют Живаго в качестве врача. Его увозят в тайгу, где он проводит два мучительных года в отряде под командованием жестокого Ливерия Микулицына. Юрий ненавидит братоубийственную войну, но вынужден лечить раненых и даже участвовать в боях против белых.
В партизанском лагере царят произвол и жестокость. Живаго видит, как революционная идеология превращает людей в фанатиков, готовых на любые преступления. Он трижды пытается бежать, но каждый раз его ловят. Доктор ведёт дневник, пишет стихи и мечтает о возвращении к мирной жизни, к любимой Ларе.
Часть десятая-двенадцатая
После окончания Гражданской войны Живаго бежит из партизанского отряда и возвращается в Юрятин исхудавший, обросший, в лохмотьях. В доме Лары он находит записку — она с дочкой уехала в Варыкино, а его семья эмигрировала в Париж. Тоня родила дочь Машу, но больше они, видимо, не увидятся.
Лара выхаживает больного Юрия, и они поселяются вместе в заброшенном Варыкино как муж и жена. Это самые счастливые месяцы в их жизни — Живаго снова пишет стихи, Лара ведёт хозяйство в разрушенной усадьбе. Но идиллия длится недолго. Неожиданно появляется Комаровский с официальными документами и предупреждает, что Юрия арестуют как дезертира, а Лару — как жену «врага народа» Стрельникова, который якобы расстрелян. Комаровский предлагает Ларе спасение — отъезд на Дальний Восток. Юрий убеждает Лару согласиться, соврав, что присоединится к ним позже. После мучительного расставания Лара уезжает с Комаровским. Вскоре к одинокому Юрию приходит Стрельников — оказывается, он жив, но приговорён к расстрелу. Проговорив всю ночь о жизни, революции и Ларе, утром Павел застреливается.
Часть тринадцатая-пятнадцатая
Юрий возвращается в нэповскую Москву сломленным человеком. Он женится на дочери дворника Марине, у них рождаются две дочки, но доктор постепенно деградирует — пьёт, запускает себя, перебивается случайными заработками. Болезнь сердца обостряется, он стареет, хотя ему нет ещё и пятидесяти.
Однажды жарким августовским днём 1929 года, находясь в душном трамвае, Живаго умирает от сердечного приступа. На похороны приходит неожиданно много людей — его стихи при жизни ценили знатоки. Среди прощающихся оказывается и Лара, зашедшая по старой памяти в дом, где когда-то жил её первый муж. Через несколько дней после похорон она исчезает — видимо, её арестовывают, и она пропадает в сталинских лагерях.
Эпилог
Проходят годы. В 1943 году на фронте генерал-майор Евграф Живаго, сводный брат Юрия, встречает молодую прачку Таню и по её рассказу понимает, что это внебрачная дочь его брата и Лары. Девочку когда-то бросили на железнодорожном разъезде, она выросла беспризорницей, не зная своих родителей. В послевоенные годы друзья Живаго — Гордон и Дудоров — читают собранные Евграфом стихи покойного поэта и чувствуют, что «эта свобода души», о которой писал Юрий, наконец пришла в мир.
Стихотворения Юрия Живаго
Роман завершается циклом из 25 стихотворений — поэтическим завещанием главного героя. Среди них знаменитые «Гамлет» о судьбе художника, «Зимняя ночь» с припевом «свеча горела на столе, свеча горела», «Рождественская звезда» и «Магдалина» — произведения о любви, смерти, вере и красоте, которые переживают любые исторические катаклизмы.
Идея и нравственный смысл
Роман исследует судьбу русского интеллигента в эпоху исторических катаклизмов. Пастернак показывает конфликт между личностью и историей, частной жизнью и общественными потрясениями. Главные темы:
- Любовь как высшая ценность — чувство Живаго и Лары противопоставлено жестокости эпохи
- Творчество и поэзия — способ сохранения человеческого в бесчеловечное время
- Христианские мотивы — идеи жертвенности, прощения, воскресения души
- Критика революционного фанатизма — показ разрушительного воздействия идеологии на человеческие отношения
- Единство человека и природы — природа как источник духовного обновления
Роман утверждает вечные ценности любви, красоты, творчества против исторического насилия и идеологического принуждения. Живаго воплощает тип художника-гуманиста, сохраняющего верность своим принципам в условиях тоталитарного режима.
