Знаменитая повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», увидевшая свет в 1931 году, представляет собой автобиографическое произведение, в котором отражены детские годы самого писателя и его младшего брата Иосифа.
Повествование ведется от лица ребенка, и по мере взросления главного героя меняется и тональность рассказа, отражая изменения в восприятии окружающей действительности.
Рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием «Кондуита и Швамбрании» по главам, которое будет полезно как для ведения читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.
Место и время действия
Сюжет повести разворачивается в период с 1914 по 1931 годы в российском городе Покровске.
Главные герои
- Леля (Лев Кассиль)– любознательный, живой мальчик с богатым воображением.
- Оська (Иосиф Кассиль)– младший брат Лели, его лучший друг и напарник по играм.
Другая галерея персонажей
- Отец– медицинский работник, строгий, но добрый мужчина.
- Мать– преподаватель музыки, нежная, отзывчивая женщина.
- Аннушка и Марфуша– служанки в семье доктора.
- Три тетушки– образованные, начитанные дамы старой закалки.
- Митя Ламберг– двоюродный брат Оськи и Лели, боровшийся с начальством.
- Ювенал Богданович Стомолицкий (Рыбий глаз)– директор гимназии, сухой, черствый человек, ценивший дисциплину превыше всего.
- Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч)– надзиратель, следивший за поведением гимназистов.
- Николай Ильич Ромашов– умный и строгий инспектор, любимец учащихся.
- Александр Карлович Бертелев– математический гений и вдохновляющий наставник.
- Таисия Опилова– верная подруга Лели, всегда готовая поддержать.
- Аркаша Портянко– сын кухарки, наделенный недюжинным умом и талантом.
- Комиссар Чубарьков– душа компании гимназистов, искренний и открытый молодой человек.
- Дина– двоюродная сестра Лели и Оськи, целеустремленная и умная девушка, убежденная коммунистка.
В двух словах
Часть первая. Кондуит
Глава 1. Рожденная из вулкана
Зимним февральским днем 1914 года юные Леля и Оська томились в заточении – «уголовном углу». Их преступление? Пропажа отцовской шахматной королевы. Глава семьи трепетно относился к новоприобретенным шахматам, и строжайше запретил детям прикасаться к ним. Но, увы, соблазн оказался сильнее запрета. Наказание не заставило себя ждать – провинившихся сослали в «аптечку», мрачноватую каморку, служившую проходом «между уборной и кухней».
Скука съедала братьев заживо. И тут Лелю осенило гениальной идеей – а что, если основать собственную страну? Так на свет появилась Швамбрания – «игра, ставшая для них целой жизнью».
Неделей позже пропажа чудесным образом нашлась. Но к тому времени отец, не желая мириться с утратой, уже успел выточить новую королеву. Старую фигурку он великодушно пожаловал детям. Леля и Оська, недолго думая, назначили ее хранительницей тайн Швамбрании и спрятали в потайном гроте, сооруженном из ракушек.
Братья, Оська и Леля, создали удивительный мир Швамбрании. Первую карту этой страны нарисовал Оська, и она напоминала «большой зуб с тремя корнями», окруженный со всех сторон океанами. На протяжении всей истории Швамбрании она вела многочисленные войны с соседними государствами, такими как Бальвония и Кальдония. Эти противостояния всегда начинались одинаково: почтальон (Оська) доставлял императору (Леле) письмо с вызовом на войну, и сразу же начиналось сражение, которое неизменно заканчивалось блестящей победой Швамбрании.
Братья жили в своем выдуманном мире «в бриллиантовом доме, на 1001-м этаже». Все местные жители Швамбрании были опытными мореходами, и у каждого во дворе стоял свой пароход.
В детских фантазиях братьев их дом превращался в огромный корабль. «Капитанский мостик» - отцовский кабинет, где царил строгий, но неутомимый доктор. Роскошная гостиная уподоблялась кают-компании первого класса, столовая становилась местом сбора команды, а просторная терраса служила открытой палубой. Глава семейства, вспыльчивый, но невероятно энергичный, был капитаном этого плавучего дома. Мама, талантливая пианистка и учительница музыки, умело смягчала бури отцовского гнева, становясь настоящим громоотводом для своих чад.
Стремясь воспитать в детях близость к простому люду, отец катал Лелю и Оську «в народ» на разукрашенной лошадиной повозке. Путешествия эти прекратились после того, как экипаж с треском опрокинулся в канаву. Желание привить сыновьям любовь к братьям нашим меньшим выливалось в появление в доме разнообразной живности: кошек, собак, золотых рыбок. Последние особенно привлекали Оську, который, выловив из аквариума, с упоением хоронил их в спичечных коробках.
В парке, где резвилась детвора, мальчишкам повстречался священник. Оська, поначалу приняв его за женщину с бородой, не удержался и вывалил на батюшку свои познания о вере: мол, у Бога фамилия — "Христос Воскрес", а первая женщина сама собой "потихоньку из обезьяны вышла". Позже, наблюдая за венчанием в церкви, куда их привела нянька Аннушка, мальцы решили, что рай — это выдуманная взрослыми "Швамбрания" для бедняков.
Вскоре к ним пожаловал кузен Митька Ламберг, изгнанный из гимназии "за дерзкие речи о законе божьем". С тех пор он считал своим долгом пакостить всякому начальству.
Рождественские праздники сулили волшебство, и в доме царило оживление. Все семейство готовилось к грандиозному балу-маскараду, где Митя задумал блестящую шалость, направленную против самого земского. Отец, заразившись азартом сына, с энтузиазмом поддержал идею. Вскоре весь дом превратился в мастерскую, где под покровом тайны рождался невероятный костюм для Марфуши, верной служанки. На балу она предстала в образе гигантского почтового конверта, украшенного диковинными марками. Эффект был ошеломительным! Марфуша произвела настоящий фурор, покорив сердца всех присутствующих. Победа в конкурсе костюмов и главный приз – изящные золотые часы – стали заслуженной наградой. Каково же было разочарование земского, когда, узнав от отца Мити имя таинственной незнакомки, пленившей всех на балу, он осознал, что стал жертвой искусной мистификации!
Глава 2. Голубиная книга
Юный Леля вступил в ряды гимназистов. Накануне занятий его волосы были коротко острижены, придавая ему строгий, унифицированный облик. В классе крупный второгодник сорвал с его гимнастерки пуговицы. Но на этом испытания Лели не закончились – директор застал мальчика в кондитерской, куда тот пришел с матерью, чтобы полакомиться сладостями. Гимназистам запрещалось посещать подобные развлекательные заведения, и Леля тут же попал в «кондуит» – список проступков учащихся.
В городе гимназистов прозвали «сизяками» из-за серых шинелей, которые они были обязаны носить. Однако одноклассники редко обижали Лелю, опасаясь причинить ему серьезный вред из-за его хрупкого телосложения и небольшого роста.
Директор гимназии, известный под прозвищем «Рыбий глаз», Ювенал Богданович Стомолицкий, отличался любовью к «муштровке, тишине и дисциплине» и внушал страх всем без исключения ученикам. Ребята находили утешение, изощренно издеваясь над надзирателем Цезарем Карпычем, также известным как «Цап-Царапыч», в чьи обязанности входил контроль «за поведением учеников в гимназии и вне ее». Особой любовью гимназистов пользовался Николай Ильич Ромашов – умный, ироничный и строгий инспектор, который делил всех учеников на «козлищ» и «агнцев».
Однажды Леля, прогуливаясь по крышам, был вынужден скрываться от разъяренного дворника. Во время погони он познакомился с девочкой Таисией Опиловой, или просто Таей, которой «суждено было стать швамбранской Евой». Однако это знакомство принесло лишь разочарование, поскольку Тая раскрыла тайну Швамбрании другому мальчику, который высмеял Лелю.
Атмосфера военных действий затронула умы учащихся гимназии. Старшие ученики пытались «отправиться на фронт», в то время как младшие собирали пустые гильзы, что неизменно оборачивалось для них попаданием в дисциплинарный список. В город начали прибывать первые раненые солдаты из действующей армии, которых местные жители встречали с почестями. Зимой гимназистов водили на «показательную битву», и Леля пришел к выводу, что «война на самом деле совершенно не красива».
Глава 3. Февральский кондуит
Телефонный звонок от дяди Леши перевернул мир Лели с ног на голову: «Революция, понимаешь? Свобода! И царя больше нет!». Эта новость, словно раскаленный уголек, упала в сухую траву гимназических коридоров. Взволнованные гимназисты, не найдя лучшего применения своему пылу, всунули дымящуюся сигарету в портрет Николая II, создав кощунственный образ курящего императора. По гимназии поползли слухи о готовящемся заговоре учителей против директора. Встревоженный Рыбий глаз, опасаясь за свою шкуру, бросился за помощью к отцу Лели, занимавшему пост секретаря родительского комитета. Родители, однако, не разделяли юношеского восторга от свободы, справедливо опасаясь, что их чада могут не справиться с такой ответственностью. В итоге на экстренном собрании гимназии было принято решение отправить директора в отставку.
В классе Лели бесплатно обучался сын кухарки, Аркадий Портянко – весьма умный и талантливый мальчик. Все знали, что он влюблен в Люсю, дочь богатой председательницы. Однако мать девочки была резко против их дружбы, и от горя Аркадий «стал болезненным и хуже учиться». На уроке алгебры он написал Люсе трогательное письмо, которое перехватил учитель и зачитал всему классу. Бедный Аркадий «сидел как оплеванный». Когда он попросил вернуть письмо, учитель в сердцах напомнил, что «он учится милостью добрых людей» и в любой момент может быть исключен из гимназии. Так Аркадий понял, что революция ничего не изменила, и «мир по-прежнему делится на платных и бесплатных».
Часть вторая. Швамбрания
Глава 1. Швамбранская революция
Для установления истинных границ Швамбрании было предпринято грандиозное морское путешествие, известное как «великий поход швамбранского флота вокруг материка». Смелые моряки столкнулись с серьезными испытаниями, но они с достоинством справились с ними и благополучно вернулись на родину.
Глава 2. Хочу участвовать
Все взрослые жители города были вовлечены в политическую жизнь – «повсюду проходили собрания, заседания, митинги». Леля также был охвачен стремлением к «политической деятельности». Он решил организовать из гимназистов отряд бойскаутов, чтобы они совершали добрые дела – «чинили скамейки, поправляли изгороди, помогали старушкам нести кошелки с базара». Леля был очень гордым тем, что сформировал четыре отряда бойскаутов, а сам был назначен «начальником главного штаба».
Наступила осень 1917 года, которую называли «первой осенью без царя». К городу причалил пароход, на борту которого находились большевики. По сложившейся традиции, гимназисты по окончании учебной четверти сжигали свои дневники. Ребята решили избавиться от прошлого и сжечь все тетради с записями, за исключением одной – «для истории».
Глава 3. Блуждающие острова
В летний период 2018 года братья провели время в деревне Квасниковке, занимаясь борьбой с крапивой и поганками. По возвращении в город Леля и Оська заметили, что он сильно изменился: исчез базар, «знакомые буржуа подметали площадь», а на гимназии развевался красный флаг.
Было принято решение о создании единой трудовой школы путем слияния мужской и женской гимназий. Из-за большого количества учеников классы разделили «на основные и параллельные, на «А» и «Б»». Позже к школе присоединили и учеников Высшего начального училища.
Появление девочек в классе ознаменовалось введением ряда новшеств, среди которых особо выделялась игра в «гляделки». Участники пристально всматривались друг в друга, и тот, кто первым отводил взгляд или моргал, считался проигравшим. С приходом девушек также распространились «вежливые записки, секретные послания, конвертики».
Во время перемены детям предлагали чай и два кусочка сахара, что было большой редкостью в городе. Леля «пил школьный чай без сахара и уносил драгоценные кусочки домой».
Когда Оська присоединился к школе, Леля помогала ему осваивать правила поведения, чтобы тот не стал объектом насмешек. Увлечение «гляделками» было забыто, и все учащиеся с азартом занялись изучением французской борьбы. Вскоре внимание ребят переключилось на алгебру, которую умело преподавал Александр Карлович Бертелев, вызвав живой интерес к предмету. Родители были поражены, увидев своих детей, увлеченно погруженных в учебные книги и тетради. Между классами «А» и «Б» началось математическое соревнование.
Все ученики были встревожены, узнав, что их любимый комиссар Чубарьков заболел тифом и находится в тяжелом состоянии. Отец Лели взял на себя его лечение. Когда стало известно, что комиссар идет на поправку, ребята по очереди навещали его.
События, происходящие в Покровске, оказывали непосредственное влияние и на Швамбранию, где регулярно происходили изменения государственного устройства. По настоянию Оськи в Швамбрании была введена смертная казнь. Однажды он не сдержался и рассказал в школе о существовании новой страны, которая еще не нанесена на карты.
Леля и Ося привлекли внимание «голодающих теток» со всех уголков России. Они были весьма образованными людьми и неустанно рассуждали о литературе и спорили о политике. Тетки настаивали на том, чтобы братьев забрали из советской школы, которая, по их мнению, «калечила интеллигентную личность и ее восприимчивость». Узнав о существовании Швамбрании, тетки стремились оказать на нее влияние. Лишь благодаря дипломатическому искусству Лели и Оськи удалось защитить свою страну от чужеземного вмешательства.
Смена места жительства всколыхнула всю семью. Едва переступив порог новой квартиры, юные обитатели кинулись обустраивать свою "Швамбранию", не замечая ничего вокруг. Отец с грустью наблюдал за этой суетой, размышляя о том, как легко люди становятся пленниками материальных благ. Его слова о "жалких рабах вещей" потонули в детском смехе. Однако, когда неосторожное движение привело к печальной участи изящного блюда-барельефа, отцовское спокойствие испарилось. Гневные слова о "варварах" и "вандалах" обрушились на огорченных мальчишек. Робкие попытки Лели напомнить о презрении к вещам были пресечены раздраженным заявлением отца: "Сперва научитесь ценить то, что имеете, потом заработайте собственное, и только тогда сможете позволить себе разбрасываться этим!".
Тем временем, хор мальчишек готовился к предстоящему празднику, и ради благой цели было решено "позаимствовать" пианино у доктора. "Пророчество Аннушки" сбылось – тетки горько оплакивали пропажу. Каково же было удивление матери, когда, вернувшись домой, она обнаружила инструмент в целости и сохранности! Оказалось, что под крышкой пианино скрывался тайник, хранивший в себе "сокровища": четыре бруска диковинного заграничного мыла и пачку обесценившихся "николаевских" купюр. Но самое главное – в недрах инструмента покоились важные документы "Швамбрании".
Словно отважный рыцарь, мама отправилась спасать свою драгоценность, завёрнутую в холстину. Леля, словно маленький Моцарт, заиграл для красноармейцев задорную польку, а после мама, подобно истинной виртуозке, поразила всех «увертюрой из клавира оперы «Князь Игорь»». Спустя месяц пленённое пианино вернулось на законное место.
Вскоре тихую жизнь докторского семейства нарушили: их гнездышко "уплотнили", отщипнув целых три комнаты, одну за другой. В первой комнате обосновался поправляющийся комиссар Чубарьков, во вторую вселился статный военный, которого тетушки, за его выправку и лоск, прозвали "маркизом", а в третьей комнате расположилась важная комиссия по борьбе с дезертирством. Увы, интеллигентный вид "маркиза" оказался обманчив – он стащил свёрток с мылом, но был с позором разоблачён бдительными сотрудниками ЧК.
Не прошло и месяца, как семью снова переселили, но на этот раз все отнеслись к переезду философски, словно к неизбежности. Ведь в городе распахнул свои двери театр имени Луначарского, и местные жители, заразившись театральным вирусом, превратились в ярых театралов. Леля и Оська, подхватив всеобщее увлечение, записались в детские театральные студии.
Когда отец отправился на фронт, дом был поражен «сыпнотифозной вошью», и Леля стал главным мужчиной в семье.
Глава 4. На твердой земле
Наступили долгие, тяжелые и голодные дни. Леля давал уроки грамоты и счета одной взрослой девушке за фунт мяса в месяц, впервые узнав, «как трудно живется». В доме не было ни электричества, ни дров. Мать отдала свой драгоценный ракушечный свод, в котором когда-то держали в заточении шахматную королеву, чтобы купить четверть керосина. Леля, как мог, поддерживал маму, которая уже опустила руки.
Вскоре к Леле и Оське приехала жить их молоденькая двоюродная сестра Дина, устроившаяся заведующей в библиотеке. Она оказалась коммунисткой и быстро «привела в порядок» своих тетушек.
Вернувшийся с фронта отец был с длинной бородой, пожелтевшим лицом и вшами. Он заболел сыпняком и долго балансировал между жизнью и смертью.
## Тепло Швамбрании
Зима сковала город лютыми морозами. Дрова заканчивались, и даже библиотека, этот храм знаний, оказалась под угрозой закрытия. Леля и Оська, верные рыцари своего детства, не могли остаться равнодушными. Они поведали горожанам о тайне заброшенного дома, где пряталась их воображаемая страна – Швамбрания. Дом был полон строительных остатков: досок, бревен, обломков – настоящего клада для замерзающего очага культуры. И мальчики, не колеблясь, принесли свой выдуманный мир в жертву, чтобы спасти библиотеку. Так угасла Швамбрания, оставив после себя лишь тепло воспоминаний.
Прошли годы. Покровск, переименованный в Энгельс, встречал Лелю. Он приехал поздравить Оську, ставшего отцом, с рождением дочери. Крошечной племяннице Леля преподнес необычный подарок – «погремушку: маленький глобус на длинной ножке», словно частичку той самой, некогда утраченной, Швамбрании. И вот, под тихий шелест страниц книги о приключениях в вымышленной стране, братья вновь погрузились в беззаботное время своего детства…
Так что же в итоге?
Лёля и Оська, пожертвовав своим детским миром – Швамбранией, спасли библиотеку от зимней стужи. Оська обрел счастье отцовства, а тепло воспоминаний о Швамбрании навсегда осталось в сердцах братьев.
Заключение
Произведение раскрывает процесс взросления и формирования личности детей в условиях политических и социальных трансформаций, происходящих в стране.
Предлагаем ознакомиться с полной версией повести «Кондуит и Швамбрания» после ознакомления с ее кратким изложением.