Повесть «Хлеб для собаки» Владимира Тендрякова, написанная в 1970 году, отражает тяжелые послереволюционные годы, которые пришлись на детство автора. В ней сквозь призму детского восприятия показано жестокое и безжалостное время.
Для лучшей подготовки к изучению произведения на уроке литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хлеба для собаки» по главам. Пересказ книги также будет полезен для читательского дневника.
Место и время действия
Повествование разворачивается летом 1933 года в одном из русских сел, расположенных вблизи железной дороги.
Главные герои
- Володя Тенков– десятилетний рассказчик, добрый и простодушный мальчик
Другие персонажи
- Отец Володи– герой революции, честный и порядочный человек
- Ваня Душной – блюститель порядка, очерствевший душой и равнодушный к чужой боли.
- Абрам – конюх, на чьи плечи легла тяжкая ноша – сбор и погребение тел умерших раскулаченных.
- Дыбаков – партийный руководитель, человек с железной хваткой и сердцем, не знающим жалости.
В знойном мареве 33-го
Лето 1933 года. По маленьким деревням, словно призраки, бродят «те, кого уже вычеркнули из списка живых». Это раскулаченные крестьяне, заклеймённые как «кулаки». Их сослали в Сибирь, но роковой путь оборвался где-то на полпути...
Вымученные голодом, одни из них напоминали «скелеты с кроткими, пылающими очами», в то время как другие были настолько распухшие, что казалось, «вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа». Брошенные на произвол судьбы, они тихо угасали в небольшом парке на глазах у местных жителей. Милиционер Ваня Душной следил за тем, чтобы они «не расползались из парка — ни на платформу, ни на пути».
Взрослые старались обходить это ужасное место, но любопытство детей было неукротимо. С ужасом, сочувствием и отвращением они наблюдали за мучительной смертью этих людей. Начальник станции, глядя на этих детей, задавался вопросом, какими же личностями они вырастут, если уже сейчас они «любуются смертью».
Повествователь поражается, как он, в детстве чуткий и впечатлительный мальчик, умудрился «не впасть в безумие, не слечь от ужаса» перед лицом мучительной смерти от голода. Объяснение этому, впрочем, простое: юное сердце, увы, уже начало покрываться «броней равнодушия, мозолями безразличия» к людскому горю. Будучи отпрыском человека с положением, сам он не знал нужды в хлебе, но был окружен теми, кто ради него был готов на любые унижения.
Изможденных, похожих на скелеты жителей поселка прозвали «шкилетниками», страдающих от голодных отеков — «слонами». Однажды Володе «довелось невольно подслушать разговор Дыбакова с одним из таких «шкилетников». Наткнувшись на умирающего, распростертого в пыли, Дыбаков «уже было хотел пройти мимо, не вмешиваясь в последние минуты чужой жизни», но тот перед смертью решил обратиться к начальнику. Он никак не мог взять в толк, за что его обрекли на такую участь: «Неужели всерьез за то, что держал двух лошадей?», — и получил в ответ ледяное подтверждение.
Страшные картины, свидетелем которых он невольно стал, отбивали у Володи всякий аппетит. В отличие от ничего не понимающего младшего брата, он с трудом заставлял себя проглотить хоть кусочек, чувствуя, как к горлу подкатывает тошнота. Мать ругалась, не понимая, что творится с сыном. Душа Володи разрывалась от жалости к людям, вынужденным питаться древесной корой. Однако, тут же одергивал он себя, это же кулаки, враги народа, разве они достойны сочувствия?
Каждое утро в привокзальную берёзовую рощу отправлялся конюх Абрам "собирать падалицу" - бездыханные тела раскулаченных. Живых он не трогал, а мертвых складывал в телегу, словно дрова, один к одному. Затем поселок жил своей обычной жизнью, словно ничего не происходило.
Володю мучило осознание того, что он один из немногих, кому не знакомо чувство голода. Он решил тайком делиться едой с тем, кто голодает сильнее всех, даже если это враг. Нужно просто пойти в берёзовый скверик и протянуть хлеб - там уж точно не ошибёшься. Главное - действовать скрытно, чтобы никто не заметил.
Володя хитрил, чтобы незаметно от матери спрятать оставшуюся еду после обеда. Встретив бездомного человека, он поделился с ним своими скромными запасами, надеясь помочь ему продержаться. Мальчик был рад, что смог поддержать ближнего в трудную минуту.
На следующий день Володя вновь отправился с остатками своего скромного обеда, чтобы передать их тому человеку. Но на его пути оказалась тяжелобольная женщина, умолявшая о помощи для ее голодающего ребенка. Не в силах отказать, Володя отдал ей все свои припасы, так и не дойдя до встречи с первым нуждающимся.
На следующий день Володя заметил знакомого человека у ворот, и, дождавшись ухода матери, принес ему немного хлеба и картофеля. Тогда он узнал, что у той больной женщины и вовсе нет детей.
Случайно подслушав диалог Володи с зажиточным мужиком, отец мальчика, коим Володя безмерно гордился как героем революции, стал невольным свидетелем их разговора. Страх сковал сердце Володи: а вдруг отец, узнав о его помощи классовому врагу, сочтёт это предательством? Но, к удивлению мальчика, отец лишь произнёс, что хлеба не хватает на всех, и «чайной ложкой море не вычерпаешь».
Вскоре Володя оказался словно в осаждённой крепости: молва о его доброте разнеслась среди голодающих, и у дома начали появляться похожие на «шкилетов» и «слонов» люди, молящие о куске хлеба. Когда же они окружили Володю плотным кольцом, настойчиво требуя еды, мальчика охватил ужас, переросший в истерику. Так он «излечился» от детской, наивной жалости.
Однажды Володя случайно повстречал на улице истощенную, облезлую собаку с безжизненным взором и осознал, что это, без сомнения, «самое несчастное существо в поселке». Мальчик начал регулярно подкармливать пса, но тот упорно отказывался брать еду из рук, так как доверие к человеку навсегда было утрачено в нем. Несмотря на это, Володя не ждал благодарности от собаки – для него главным было то, что он поддерживает чью-то жизнь и этим обретает собственное «право есть и жить».
И что в итоге?
Володя Тенков – когда местные жители стали массово требовать от него еду, он решает отказаться от жалости и отдавать хлеб голодной собаке.
Заключение
В произведениях Владимира Тендрякова затрагиваются важные нравственные вопросы: совесть, гуманность, сострадание, моральная ответственность каждого человека перед обществом и самим собой.