Статьи для родителей

Школьный стресс: почему учеба — дело нервное, и что с этим делать

Если вам до сих пор иногда снится, что учитель вызвал вас к доске, а вы ничего не выучили — ничего удивительного. Школа — это не просто десять лет передачи знаний, но еще и огромный стресс, которому подвержены все: и отличники, и прогульщики. Такое быстро не забывается! Почему учеба почти всегда сопряжена со стрессом и как помочь ребенку справиться с напряжением — разбираемся вместе с популяризатором науки Асей Казанцевой.
  • Автор

    Ольга Лысенко

  • Дата публикации

    18.01.2022

  • Просмотры

    1256

Что такое стресс и зачем он нам нужен

В биологическом смысле стрессом называют очень конкретную вещь — физиологический гормональный ответ на угрозу. Столкнувшись с опасностью или даже чем-то непонятным и непредсказуемым, животные (и мы в том числе) сперва замирают, и все процессы в организме замедляются — это нужно, чтобы сориентироваться и выбрать тактику поведения.

А потом они очень быстро переключаются на взрывную хаотичную деятельность: бросаются в драку или убегают. А если и это не помогает — падают и прикидываются мертвыми.

В тот момент, когда мы переходим к бегству или борьбе, происходят две вещи:

1. Активируется симпатическая нервная система, и происходит выброс адреналина из надпочечников. Он нужен для того, чтобы кровь приливала к мышцам, сердцебиение участилось и зрачки расширились — всё это готовит организм к действию. Эта реакция происходит за секунды.

2. Через несколько минут происходит выброс второго гормона стресса — кортизола. Он отвечает за административно-хозяйственную часть стресса — за мобилизацию ресурсов и производство энергии. При этом уровень сахара в крови повышается, иммунитет и воспалительные реакции приглушаются, чтобы боль не мешала нам спасать свою жизнь.


Короче, биологическая реакция организма (стресс) мобилизует какое-то неимоверное количество ресурсов. И в ситуации, когда мы убегаем от дикого зверя, это оправдано и помогает.

Но не каждая ситуация в обычной жизни требует подобного гормонального ответа. Нам не нужно драться с начальником, который недоволен нашей работой, или убегать от курса доллара. Однако организм этого не понимает и запускает ту же самую реакцию.

Вот почему это плохо:

  • Мы расходуем силы просто так. И физические, и ментальные. А могли бы потратить их на что-то более полезное: защитить проект, подготовиться к переезду, поговорить с ребенком о сложных вещах.
  • Организм перегружается. Особенно тогда, когда мы переходим к хроническому стрессу и новые пугающие события происходят раньше, чем уровень гормонов успел прийти в норму с прошлого раза — это приводит к разбалансировке всего организма.

При этом стресс возникает не только из-за неприятных событий — позитивные явления тоже могут его запустить: нашли кошелек с тысячей долларов, получили повышение, услышали комплимент от человека, который нам не безразличен. Все это тоже стресс и та же мобилизация внутренних сил.

Почему хронический стресс вреден

Дети сталкиваются со стрессовыми реакциями постоянно. Учитель вызывает ребенка к доске, а ребенок думает, что не готов, стесняется говорить перед всем классом или знает, что Васька с третьей парты обязательно будет над ним смеяться.

Эти ситуации включают все те же стрессовые реакции: ребенок либо выходит к доске и начинает что-то лихорадочно говорить не по теме, либо молчит, либо вообще вжимается в парту и отказывается вставать. И такая ситуация может повторяться несколько раз за день. Привет, хронический стресс.

Несмотря на то, что у детей большой запас прочности, постоянный стресс им все равно вреден. Самое заметное и самое серьезное отклонение, вызванное хроническим стрессом, — уменьшение объема гиппокампа. Гиппокамп — это зона мозга, которая отвечает за память и пространственное мышление. Одна из его функций — перевод воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную.

Ася Казанцева,

журналист, популяризатор науки, писатель

Известно, что дети, которые живут в хроническом стрессе, хуже выполняют задачи, требующие запоминания и обработки информации.

Примерно то же самое наблюдается и в семьях, где подросткам по какой-либо причине — например, из-за того, что родители пребывают в тяжелой депрессии — приходится взять на себя функции взрослого.

Поэтому долг всякого родителя — сначала надеть маску на себя, а потом на ребенка. Если родителю плохо, то и ребенку от этого тоже неизбежно будет плохо. Взрослый обязан заботиться о себе и решать свои психологические проблемы. Иначе плохо будет всем.

Любая проблема кусается меньше, если сначала в ней разобраться. Смотрите на нашем ютуб-канале полное интервью с Асей Казанцевой: там говорим о том, как управлять стрессом, почему бездельничать — полезно, а ругать за двойки — бессмысленно.



Как снизить стресс во время учебы

Репетировать

Стресс — это реакция на что-то неожиданное и потенциально угрожающее. Стрессоустойчивости на самом деле не существует, но существует привычка к конкретной ситуации. Если мы знаем, что нас ждет, если ситуация знакома и предсказуема, она перестает быть такой уж травмирующей.

Поэтому полезно проигрывать разные ситуации, которые могут возникнуть в школе. Например, предложить ребенку рассказать вам урок так, как бы он рассказывал его в классе у доски — выйти на середину комнаты и проговорить все вслух. Если есть возможность, можно даже сначала прийти в тот самый класс, где предстоит выступать с презентацией или защищать реферат, когда там никого не будет, и провести выступление перед пустой комнатой. Это снизит новизну и обманет мозг — он будет думать: «Так, мы этот класс уже видели, вчера мы тут уже рассказывали урок, все прошло хорошо, и сейчас ничего нового не происходит».

Не ссориться из-за оценок

Уровень стресса напрямую зависит и от того, насколько важна ситуация для ребенка. Одно дело — просто получить плохую оценку, другое — знать, что за эту двойку учитель над ним посмеется, а дома родители устроят скандал. Поэтому так важно, чтобы в семье оценки не становились поводом для конфликтов, а родители интересовались не только успеваемостью, но и школьным окружением детей.

Мамы и папы всегда должны быть на стороне ребенка, но в старших классах это особенно важно. Академический стресс нарастает по ходу приближения к выпускным экзаменам. Причем ему больше подвержены девочки, чем мальчики.

Ася Казанцева,

журналист, популяризатор науки, писатель

Скорее всего, дело не в биологических каких-то отличиях между девочками и мальчиками, а в том, что на девочек социум давит посильнее, и они к этому давлению более восприимчивы.

Мальчику могут сказать: «Да ладно, тройки, что с мальчишки взять, иди побегай с друзьями», а девочке говорят: «Ну ты же девочка, ты должна быть старательной и прилежной».

Компенсировать неудачи

Любому человеку нужна зона, в которой он успешен. Детям особенно важен опыт победы. Если у них что-то не получается в школе, эта неудача обязательно должна компенсироваться другими достижениями — в танцевальной школе, кружке робототехники, на футбольном поле, в любом хобби.

Например, если не получается заслужить популярность среди одноклассников, нужно обзавестись приятелями на даче или в театральной студии. И конечно, обязательна поддержка и любовь семьи. Человеку важно иметь несколько точек опоры и не позволять одной стороне жизни полностью формировать самооценку.

 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0