6 главных принципов, без которых учеба не будет комфортной для ребенка
Инна Прибора
27.01.2022
2331
Есть мнение, что комфорт и обучение противостоят друг другу. Ведь если человек находится в зоне комфорта, он не прикладывает усилий, а значит, не растет. Этот тезис легко опровергается, если идти от противного.
Поставьте человека в неудобное положение, усадите за неудобный стол, создайте неподходящий ему график, предложите запутанные задания — получите ли вы рывок в освоении сложного? Вряд ли. В действительности мы видим самые разные примеры. Можно совершать подвиги вопреки всему, а можно работать на пределе сил в удобном кресле с понятными правилами и четкими критериями успеха.
Говоря о комфортном обучении, мы имеем в виду такое, которое играет на руку ребенку, то есть помогает ему развиваться, быстрее достигать его целей и чувствовать себя увереннее. В общем, учиться не вопреки.
Педагоги во всем мире делают ставку на комфортную образовательную среду. Чем большего мы требуем от детей, тем больше возможностей для преодоления стресса должно быть вокруг. В школах появляются классы без парт, с гамаками и фитболами, тьюторские службы помогают детям осознать свои сильные стороны и поставить достижимые цели, рисуют карты и древа навыков. Педагоги проектируют свои курсы, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников, включают туда игровые элементы и вау-эффекты.
В общем, образовательный мир движется в сторону комфортного, а значит, эффективного обучения. Мы собрали главные аспекты по-настоящему грамотной образовательной среды.
1. Прозрачность: ученик понимает, что именно изучает, в чем его цель и зона ответственности, как отследить прогресс
В бизнесе под словом «прозрачность» понимают открытость: все заинтересованные стороны в любой момент могут получить ту информацию, которая поможет им принять решение. В школе ребенок обычно лишен такого понимания: ты каждый день приходишь, делаешь какие-то упражнения, но почему именно эти и куда я в итоге двигаюсь — неясно.
И пусть педагоги сегодня формируют субъектный подход к образованию: ведущая роль не у того, кто учит, а у того, кто учится, — без открытой карты океана, в который ты плывешь, сориентироваться непросто. Кстати, роль ученика бывает непонятна ему самому: «Почему мне это надо? Что я получаю от конкретного задания? Что именно мне нужно сделать, чтобы приобрести навык?»
Чтобы обучение было более прозрачным, должны работать договоренности с ребенком. То есть ученик не под дулом пистолета, а по собственной воле решает, что сейчас он изучает вот это, тратит такое-то количество времени, у обучения будет такой-то результат.
А главное — информация о курсе должна быть в ясной и наглядной форме, как в компьютерной игре, где видно, какой процент морской карты ты уже открыл, где тебя могут ждать рифы и сколько попыток у тебя есть, чтобы пройти сквозь шторм.
В детской школе Skysmart именно так и устроено обучение. Приходите вместе с ребенком на бесплатный вводный урок и попробуйте сами.
2. Возможность выбора: ученик может повлиять на то, что он учит и как именно
Школа, в которой человек покорно следует чужим инструкциям и при этом не делает никакого выбора, не принимает никаких решений — не может клясться на Библии, что в ней применяется субъектный подход. Если человек осознанно учится, значит, он может выбирать. Тем более что современная психология — например, теория самодетерминации Райана и Деси — ставит автономность, то есть возможность самостоятельно влиять на свою деятельность, во главу угла, когда речь идет о благополучии человека.
Итак, что конкретно может выбирать человек, если он окунулся в определенную дисциплину? Например, учебные материалы. Так, навык работы с текстом можно развивать на учебнике по географии, а можно — с помощью занимательной энциклопедии.
Или можно выбирать темп освоения материала и его ритм: эту неделю я погружаюсь в английский с головой и занимаюсь по пять часов, а потом устраиваю перерыв. Или методы подачи: ученик понимает, что лекции вгоняют его в сон, поэтому он делает упор на практических занятиях: вижу проблему, копаюсь в материале, ищу и нахожу решение.
3. Обратная связь: на свои действия ученик получает отклик, который помогает ему двигаться вперед
Обратная связь — реакция мира на действия человека. Ученик сделал какое-то действие, получил обратную связь и увидел, где именно относительно своей цели он находится: близко или далеко, насколько успешен был предыдущий шаг. Так обратная связь мотивирует нас действовать дальше.
Традиционное образование предлагает в качестве обратной связи оценки, но они как раз нарушают главные принципы обратной связи:
- Безоценочность. Твое решение не хорошо и не плохо, ты отработал тему деления и решил 6 примеров из 10.
- Своевременность. Получаешь отклик сразу после своего действия, а не через месяц.
- Конкретность. Обратная связь дается не вообще и не на поведение человека, а на определенное действие: это оценка не знания географии в целом, а работы с именно этой контурной картой.
- Актуальность. Ученику важно получить ответ, чтобы двигаться в нужном ему направлении. А был ли у него запрос на эту обратную связь?
4. Самовыражение и рефлексия: человек понимает, как он чувствует себя в процессе учебы
Обучение связано с нашей эмоциональной сферой, и это неудивительно. Любознательность, личные склонности, особенности мышления и восприятия заставляют нас влюбляться в одну науку и пренебрегать другой, ценить одни виды деятельности и тосковать на других. Совершенно невозможно учиться механически: получил информацию — запомнил — выдал.
Образование идет по пути гуманизации. Ученику важно осознание себя в процессе: какой я, в чем моя сила, в чем мои склонности, что меня вдохновляет, а где мне нужно прикладывать дополнительные усилия. И это не значит, что на ребенка нужно цеплять ярлык: «Ты у нас математик, поэтому стихи тебе не даются!»
Скорее наоборот: предлагая человеку разную деятельность в обучении, есть смысл рефлексировать: что было сложным, где ты через себя переступал, что тебе помогало, что удивляло, что показалось необыкновенным. И конечно, лучше всего проводить такую рефлексию после творческой работы — той, в которой ребенку проще всего проявить свою уникальность.
5. Право на ошибку и поддержка близких: промахи не становятся трагедией, и есть те, кто разделит с тобой трудности
Мы существуем в культуре, где значение имеет результат: мы гордимся медалями, победами и завершенными проектами. Нам трудно с пониманием отнестись к самому процессу и смириться с неизбежностью ошибок.
Представьте себя ребенком, стоящим посреди класса. Согласились бы вы ошибаться, решая задачу, на глазах у всех? Как бы вы себя оценивали при этом? Да, часто мы воспринимаем такие случаи как болезненный опыт.
Неудивительно количество исследований о том, что излюбленная школьная стратегия учеников — любой ценой избежать ошибки. Но этот путь оказывается проигрышным, потому что не способствует ни учебным достижениям, ни желанию практиковаться.
Помочь здесь ребенку можно лишь научив его правильно реагировать на неудачу: ошибка — это не то, что делает тебя хуже, а наоборот, она может помочь вырасти. Но за один день, конечно, такие вещи, как самооценка и упорство, не формируются. Для этого понадобится много внимания и поддержки близких. Для начала можно сосредоточиться на бережном отношении к эмоциям человека, на проживании промахов.
6. Хороший контакт с учителем: ребенок без страха обращается к педагогу и понимает, что они работают в команде
Контакт между педагогом и учеником часто недооценивается, однако это один из важнейших факторов, влияющих на обучение. Учитель может создать чувство доверия и безопасности во время обучения. Он может мотивировать учиться, выступать ролевой моделью, заражать энтузиазмом.
Но впрочем, это не обязательно. Американским ученым удалось доказать, что, если учитель вкладывается в установление хороших отношений с учениками, они сразу начинают учиться лучше.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0