«Смотреть в экран с пользой — это вообще возможно?» И еще 6 вопросов про разумное потребление гаджетов
Елизавета Кокорина
03.08.2021
612
С какого возраста стоит разрешать ребенку пользоваться гаджетами?
Первый интерес к гаджетам дети могут проявлять в совсем раннем возрасте — малышам нравится нажимать на кнопки. Но до трех лет лучше познавать окружающий мир через реальный опыт и общение — это важный этап для гармоничного развития ребенка.
Виктория Шиманская, доктор психологии, эксперт в области эмоционального интеллекта и развития софт скиллов, сооснователь Skillfolio |
Начиная с трех лет можно знакомить ребенка с гаджетами, и тут главное — контент. Он должен быть в первую очередь развивающим: помогать совершенствовать мелкую моторику, развивать логику и внимание, изучать иностранный язык. |
Проводить время перед экраном с пользой — это вообще возможно?
Короткий ответ — да. Гаджеты — это не только про видео с котиками и игры-стрелялки. Это инструмент: и от нас зависит, используем мы его как тайм-киллер или как помощник.
Позвонить бабушке по скайпу — это живое общение. Найти рецепт пирога в интернете и вместе его приготовить — это семейный досуг. Посмотреть ютуб-видео про космос — это саморазвитие. Записаться на онлайн-курс шахмат — это новое хобби.
Анастасия Никитина, лидер детского направления компании SberDevices |
Ищите вместе с ребенком полезные функции и приложения, которые интересны самому ребенку или могут помочь ему в занятиях. Например, если ребенок увлекается танцами, пригодится функция замедленной съемки — так можно рассмотреть в деталях, правильно ли он выполняет движения, или просто снять красивое видео для семейного архива. |
Читать интерактивные книги, играть в игры на развитие памяти и логики, составлять муд-борды, карты желаний и целей, чтобы визуализировать путь к вдохновляющей ребенка мечте — способов использовать технологии с пользой просто море!
А еще ноутбук и смартфон пригодятся для занятий по школьным предметам: выучить новые английские слова через увлекательную игру, порисовать геометрические фигуры на онлайн-доске, разобраться в пунктуации прямой речи любимых персонажей или провести настоящий физический опыт и навсегда влюбиться в физику.
Приходите на бесплатный вводный урок в Skysmart — покажем, как наша интерактивная платформа превращает любой гаджет в виртуальный класс, где каждый ребенок находит интересное именно ему.
От обучения онлайн действительно есть толк?
Мы в Skysmart верим, что смартфон похож на артефакт из видеоигры — он тоже дает суперспособности. Поэтому мы делаем так, чтобы экранное время было максимально полезным и нескучным.
На наших курсах можно создать свою компьютерную игру и освоить азы программирования, отправиться в кругосветное путешествие на английском с инопланетянином Элом, изучать математику по комиксам и квестам.
Елизавета Кокорина, методист в современной школе для детей и подростков Skysmart |
В уроках мы используем разные форматы: тексты, видео, картинки, аудио. Так новый материал удается объяснить более наглядно, а главное — он лучше усваивается. Детей увлекает интерактивность: игры, симуляторы, тренажеры. Учиться так интереснее, потому что есть ощущение, что ты просто играешь, но на самом деле — узнаешь новое, получаешь поддержку от внимательных учителей и веришь в себя еще больше. |
Ребенок слишком много времени проводит в телефоне. Что делать?
Используйте таймер — вот так все просто. Таймер помогает добавлять виртуальную реальность в мир ребенка дозированно. Вы заранее договариваетесь о лимите времени — это может быть 10–30 минут в зависимости от того, чем именно занят ребенок. Звенит таймер, телефон или планшет выключаются.
Виктория Шиманская, доктор психологии, эксперт в области эмоционального интеллекта и развития софт скиллов, сооснователь Skillfolio |
Важно вводить ограничения через обсуждение, а не жесткую диктатуру: «потому что я так сказала» — недостаточно веский аргумент. Объясните, почему вы ограничиваете экранное время и что ребенок получит вместо залипание в гаджет. Составьте вместе с ребенком карту интересов и отобразите на ней все, что ему нравится: рисовать, танцевать, собирать конструктор, готовить, читать. На эту карту можно ориентироваться, когда звенит таймер — и переключаться на любимое занятие в реальной среде. |
Как только я забираю у ребенка телефон, случается истерика. Как быть?
Часто проблема не в самих гаджетах, а в том, что мы ими замещаем. Например, скуку — когда у ребенка нет особых интересов и увлечений, ему скучно и непонятно, чем себя занять, кроме как уткнуться в телефон. Взрослые поступают так же. Если не хотите, чтобы дети переняли эту привычку, избавьтесь от нее сами — больше беседуйте друг с другом, играйте, читайте, занимайтесь творчеством.
Другая ситуация: ребенок отказывается есть без мультфильмов на планшете и устраивает истерику. Тогда стоит вообще отказаться от планшета, но не ругать ребенка, когда он начнет скандалить, а дать ему понять, что вы понимаете его чувства и знаете, как он расстроен.
Но правила есть правила — за едой вы больше мультики не смотрите. Несколько дней будут непростыми, но потом ребенок привыкнет. Однако важно не просто отбирать гаджет, но и обсуждать ваши чувства и эмоции. А для этого родителям вместе с ребенком стоит работать над развитием эмоционального интеллекта.
Виктория Шиманская, доктор психологии, эксперт в области эмоционального интеллекта и развития софт скиллов, сооснователь Skillfolio |
Я советую родителям составить чек-лист, когда они дают ребенку гаджеты. Используйте его хотя бы на протяжении недели и понаблюдайте. Может оказаться, что осознанное потребление контента (например, просмотр мультфильма, общение, развивающие игры) занимает 30–40%, а все остальное — просто замещение других эмоциональных потребностей. Старайтесь это замечать и не формировать у ребенка привычку брать гаджет каждый раз, когда ему, например, не хватает близости с родителями. |
А как быть с огромным массивом информации — не всегда качественной и полезной. Нужно ли ее фильтровать?
Вспомните, как мы выбираем школу или спортивные секции для детей — тщательно и сами. Вряд ли вы разрешите своему семилетнему ребенку самостоятельно найти себе педагога по вокалу в интернете.
С цифровой средой то же самое. Родитель заботится о том, какой именно контент ребенок будет потреблять. Базовая цифровая гигиена — навык, которому нужно в первую очередь учиться взрослым.
Анастасия Никитина, лидер детского направления компании SberDevices |
Моему старшему сыну 12 лет. Он увлекается компьютерными играми и постоянно смотрит на ютубе геймерские стримы и летсплеи. Чтобы не лишать сына любимого хобби, но внести немного пользы, я добавила ему в подписки образовательные и DIY-каналы — в итоге ему иногда попадается контент, который мне хотелось бы, чтобы он потреблял. Что-то он сразу выключает, а какие-то видео ему кажутся интересными. Так формируется его кругозор: без давления и как бы между делом. |
Какой главный совет родителям?
Начать с себя. Чтобы дети пользовались гаджетами с умом, важно воспитывать в себе культуру осознанного использования гаджетов: учиться искать качественный контент, полезные приложения, ограничивать свое время в соцсетях.
Тогда вы сможете передать эти навыки и ребенку.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0