Как в «бесполезных» интересах ребенка разглядеть его талант
Инна Прибора
05.09.2021
2741
Как в принципе определить талант ребенка
Было бы здорово в определении детских способностей полагаться на что-то надежное и безошибочное. Например, привел ребенка в школу, и там специальный тест показал: «У вас юный Моцарт. Предложите ему скрипку. Или хотя бы укулеле!»
К сожалению, диагностика нашей образовательной системы до сих пор лежит на двух китах: метод педагогического наблюдения, когда «МарьИванна» на глаз определяет склонности пятиклассника и его оценки. Оба приема страшно субъективны, а оценки, пожалуй, еще хуже. Они еще и определяют успешность ребенка примерно по одному и тому же параметру: усердие плюс внимательность.
В этом случае забота о развитии юного дарования ложится исключительно на плечи папы и мамы. Кстати, слово «юный» тут неслучайно: одно из исследований показало, что из 24 звезд (самых разных: от фигуристов до шахматистов) 22 приобщились к своей сфере деятельности, благодаря усилиям родителей, в возрасте от 2 до 5 лет.
Нет, если ваш ребенок старше, это не значит, что все пропало. Даже наоборот, можно выдохнуть: вы дали ему развиваться, изучать самую разную деятельность и проявлять любопытство. Да, можно с двух лет заниматься чем-то из-под палки, а можно и во взрослом возрасте выбрать себе дело, полюбить его и преуспеть в нем.
А к детскому любопытству стоит и вовсе относиться с особым вниманием. Если судить по выводам авторитетных исследований, а именно такое проводили в течение 30 лет ученые Калифорнийского государственного университета, любознательность и настойчивый интерес к предмету — один из самых важных показателей одаренности. И умение не сбить это живое любопытство навязчивыми попытками вручить четырехлетке букварь дорогого стоит. Любознательность стоит холить, лелеять и взращивать.
Нельзя точно предсказать, где именно ребенок достигнет успеха. Мы можем только приглядываться: «Ого, Ване нравится бросать учебники в корзину». И предлагать: «Хочешь попробовать пульнуть самолетик? У него будет другая траектория...» — для стимуляции любопытства, разумеется.
Американский психолог, специалист в области нейропсихологии и профессор Гарварда Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которую удобно использовать в своих наблюдениях. Это не панацея и не бесспорная штука — в научных кругах есть немало критиков этой теории. Однако она может быть полезным инструментом в качестве опоры.
Мы привязали к каждому типу интеллекта соответствующую ему деятельность и тип одаренности. Посмотрите, где именно стремится приложить усилия ваш ребенок, и дайте ему в этой сфере больше поддержки.
Именно так мы и делаем в Skysmart, потому что верим: неспособных детей нет. Стоит лишь подобрать подход к ребенку, как волшебный ключ, — и вот его интерес к учебе оживает и раскрывается. Запишите ребенка на уроки по школьным предметам в Skysmart: здесь не только про знание предмета, но и самого себя. Первое занятие — бесплатно.
1. Лингвистический или вербальный интеллект
Ребенок с таким типом интеллекта легко запоминает странные слова и выражения, может огорошить бабушку раз услышанной неприличной частушкой. Придумывает странные тексты, сочиняет сказки или ловко придумывает рифмованные обзывательства.
Умеет хорошо объяснять предметы или явления, у него острый язык, отчего родители часто грустят и советуют его придержать. Может испытывать страсть к рэп-баттлам. Вступает в словесные перепалки в интернете. Может любить много и хаотично читать.
Что предложить: кружок риторики, журналистики, читательский клуб, поэтические вечера. Или даже вести блог.
2. Визуально-пространственный интеллект
Человек здорово понимает графики, схемы и ориентируется по карте. Один раз даже вывел маму из леса, а папе помог правильно припарковаться. Рисует план квартиры. Видит закономерности и ритм в архитектуре и даже на дачном заборе. Увлекается конструкторами и головоломками.
Может соорудить звездолет из трех пустых коробок и перевернутого стула. Рано начинает читать. Испытывает удовольствие от гармоничной картинки и от живописи в целом. Хорошо играет в компьютерные игры.
Что предложить: кружок инженерного творчества, работу с дронами, архитектуру, уроки живописи. Поощряйте фантазию: создавайте вместе макеты миров из бросового материала или виртуальные миры при помощи родственника-программиста.
3. Логико-математический интеллект
Ребенок критически настроен относительно ваших рассуждений: нет, не обязательно заболеешь без шапки, и не все, кто получил двойки, становятся дворниками. Обладает хорошим чувством юмора, видит противоречия и нестыковки: спорить с ним невозможно. То и дело обнаруживает неочевидные закономерности.
Обладают отличным навыком решения проблем: каждый раз находит новый способ разобрать самокат и достать из верхнего ящика конфеты. Часто витает в облаках, обдумывая какую-то дикую абстрактную задачу. Например, может ли летать плоский дирижабль.
Что предложить: кружок олимпиадной математики, философию для школьников, клуб любителей научных экспериментов. Играйте дома в настольные абстрактно-логические игры.
4. Телесно-кинестетический интеллект
Очень ловкий ребенок, которого вы всякий раз долго уговариваете спуститься с дерева. Сходу учится делать сальто, колесо или хотя бы кувырок. Долго не слезает с батута. Любит разные текстуры, увлеченно лепит из пластилина, делает уши пельменям, может связать лапшу в морской узел.
Если такой человек обустраивает себе домик или чердак — будьте уверены, там будет страшно уютно. Испытывает радость от камушков, бус, узлов, веревок. Любит бороться с собакой и тискать кота. Гениально имитируют чужую мимику, жесты и походку, отчего другие считают, что он их дразнит.
Что предложить: клуб акробатики или паркура, театр, танцы, любое ручное творчество: от кружка макраме до скульптурной лепки из глины. В выходные не забывайте про семейные подвижные игры: прятки, догонялки и всякая борьба — полезные и терапевтичные вещи для любого возраста.
5. Музыкальный интеллект
Часто сидит в наушниках. С детства доводил окружающих самодельными ударными (ритмичный стук машинкой по батарее) или перкуссией. Восхищается гремучим звуком гречки, попавшей в пластиковую бутылку. Часто может воспроизвести интонацию учительницы или ведущего стендапа.
Здорово помнит даже те странные колыбельные, которые вы пели ему много лет назад. Экспериментирует с электронной музыкой, что-то все время сочиняет при помощи синтезатора, отчего соседи вас недолюбливают.
Что предложить: билеты на концерт-любимой группы и в оперу, студию игры на музыкальных инструментах, вокальные занятия, включая хор, театральный кружок. Подарите ребенку диск, который вы слушали подростком, и вместе обсудите стиль той самой песни, которая для вас — на века.
6. Межличностный интеллект
Человек, у которого целая куча друзей. Убедителен. Отлично ладит с вашими коллегами и, что удивительно, даже с детьми ваших коллег. Может придумать игру и включить в нее каждого. Правда потом он докажет вам, что убирать разбитое стекло не входит в его обязанности.
Умеет, не сделав урока, договориться с учителем и получить пятерку. Не любит что-то писать, но вот объясниться устно — всегда рад. Может как устроить большой скандал, так и погасить даже уже разгоревшийся конфликт. Его все время посылают на участок к злому дачнику вытаскивать закатившийся мячик — он-то и нащупает нужные струны, чтобы договориться.
Что предложить: школьное самоуправление или совет школы, клуб философии и ролевых игр, студия журналистики или занятия «юный менеджер». Попробуйте вместе волонтерить в детских домах и домах престарелых.
7. Внутриличностный интеллект
Ребенок отличается особенной осознанностью, здорово может объяснять свои чувства и мотивы. Любит размышлять в одиночестве, отчего ему все время достается: родные видят в этом лень. Может увлекаться книгой, как художественной, так и психологическим научпопом. Пишет эссе, интересные с точки зрения философии, однако учительница почему-то упорно ставит тройки.
Увлекается интересными теориями о человеке, радостно рассказывает религиозной тетушке, почему между ней и обезьяной не такая уж большая дистанция. Примеряет на себя теорию пассионарности. Может вести себя странно и непредсказуемо, испытывая теории о человеке прямо на себе.
Что предложить: клуб творческого письма, писательские курсы, киноклуб, на котором обсуждают классику, студию философии. Устраивайте дома дебаты о природе человека и истории человечества. Харари вам в помощь.
8. Натуралистический интеллект
Любит копаться в земле, испытывает неподдельный интерес к клубням и росткам. Второй год пытается вырастить на балконе виноград. Смело сажает улитку себе на лицо. Собирает в баночку жуков, в раннем детстве освободил червей, которых отец приготовил на рыбалку.
Хорошо чувствует себя на природе. Тянется исследовать палки, камни и огонь — даже с риском вызвать недовольство родных. Может устроить на дачном крыльце выставку птичьих скелетов. Замечает изменение погоды, не испытывает проблем с окружающим миром, даже когда учитель использует слова «озимые» и «нивы».
Что предложить: прогулки в ботаническом саду и зоопарке, кружки по ботанике и энтомологии. Старшекласснику будет приятно вступить в группу экоактивистов. И да — купите сачок и микроскоп!
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0