b733e4
Поможем подтянуть оценки и сдать экзамены
Начать учиться

Какие бывают уроки в школе

Какие бывают уроки в школе
Новое

Для ребят в школе урок — это время, когда ты слушаешь учителя, читаешь или решаешь задачи. Но на самом деле это куда более сложная система с особой структурой и большим количеством типов. Подробнее об уроках — в этой статье.

Что такое урок

Урок — это основная единица образовательного процесса, которая строго ограничена временными рамками академического часа, планом работы и составом участников.

Из определения понятно, что не каждая встреча учителя и учеников может считаться уроком. У Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) даже есть отдельные требования к этому виду деятельности. Они помогают определить, что можно назвать уроком, а что — нет.

Требования ФГОС к урокам в современных школах

Дидактические

Организационные

Воспитательные

Уроки должны:

  • ставить чёткие образовательные задачи;

  • занимать место в общей системе уроков по программе;

  • сочетать лучшие методы, приёмы и средства обучения;

  • сочетать разные формы обучения: самостоятельную, индивидуальную и групповую работу;

  • учитывать все условия, которые нужны для успешного обучения;

  • иметь подходящее содержание, исходя из целей и задач обучения;

  • помогать учителю прогнозировать академические результаты учеников.

Уроки должны:

  • содержать строгий план, которому должен следовать учитель;

  • проходить в серьёзной рабочей обстановке, которая способствует усвоению знаний;

  • полностью раскрывать тему, которой они посвящены;

  • использовать современные средства обучения: технологии и материалы.

Уроки должны:

  • развивать мышление, концентрацию и память учеников;

  • помогать детям развиваться творчески;

  • поощрять стремление к самореализации;

  • воспитывать в ребятах высокие моральные качества;

  • прививать любовь к учёбе и стремление к знаниям;

  • учить детей работать в коллективе, разрешать и предупреждать конфликты;

  • воспитывать в учениках уважение к учителю и способность соблюдать правила дисциплины.

Структура уроков

Далее станет ясно, что уроки бывают разными и у каждого есть свои особенности. Однако в основе стандартного школьного урока лежит чёткая структура. Рассмотрим её пункты в таблице.

Структура школьного урока

Этап

Что происходит

Сколько длится

Введение

Учитель называет тему урока и вовлекает детей в работу, чтобы завладеть их вниманием.

~ 2 минуты

Контроль знаний, усвоенных на прошлом уроке

Вместе с учениками преподаватель проверяет, как те справились с домашним заданием.

~ 5 минут

Изучение нового материала

Учитель объясняет новый материал в одном из подходящих уроку форматов.

~ 15–20 минут

Первичное закрепление нового материала

Школьники выполняют небольшие задания, чтобы показать, насколько они поняли тему.

~ 5–10 минут

Контроль или самопроверка учеников

Учитель оценивает работу детей на уроке, отмечает их достижения и подсказывает, как исправить ошибки. Также ученики могут сделать это сами при самопроверке.

~ 5 минут

Подведение итогов

Преподаватель и ученики вместе делают вывод из изученного на занятии.

~ 5 минут

Обозначение тем для контроля знаний на следующем занятии

Ребята получают задание на дом, которое учитель проверит в будущем.

~ 3 минуты

Структура урока может меняться — это зависит от его типа. Однако в каждом уроке всегда будет введение, основная часть и подведение итогов.

Какие типы уроков бывают

Существует несколько классификаций уроков, которые в разное время предлагали разные педагоги. Мы рассмотрим ту, что утверждена ФГОС.

Урок изучения нового материала

На таких уроках ученики должны познакомиться с новым учебным материалом, т. е. погрузиться в теорию. Задача учителя при этом — преподнести его простым и понятным языком. Это можно сделать несколькими способами.

Какие бывают уроки изучения нового материала

Вид

Что происходит

Чем полезен

Урок-лекция

Учитель объясняет материал, ученики слушают и конспектируют.

Тренирует внимательность, усидчивость и способность воспринимать информацию на слух.

Урок-беседа

Учитель и ученики обсуждают новый материал в формате беседы.

Прокачивает способность вести диалог, анализировать информацию на ходу и задавать к ней вопросы.

Видеоурок

Ученики получают новый материал через видеоролик.

Улучшает способность анализировать устную речь и ряд визуальных образов одновременно.

Исследовательский урок теоретических или практических работ

Учитель знакомит учеников с новым материалом через готовые работы. Ученики осваивают его, пока разбирают пример.

Учит анализировать примеры, разбирать их на составляющие, выдвигать гипотезы и делать выводы.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

К этим занятиям переходят, когда теория ещё свежа в памяти. Они помогают закрепить новый материал: попробовать свои силы на практических заданиях по теме в разных форматах.

Какие бывают уроки совершенствования знаний, умений и навыков

Вид

Что происходит

Чем полезен

Урок самостоятельных работ

Учитель даёт задание, которое ученики выполняют самостоятельно, без его помощи.

Улучшает способность самостоятельно принимать решения и пользоваться своими знаниями без опоры на окружающих.

Урок-лабораторная работа

Чтобы закрепить теорию практикой, ребята проводят эксперимент в специальных условиях и записывают выводы из него.

Прокачивает самостоятельность, умение следовать чётким инструкциям, делать выводы и анализировать их.

Урок практических работ

Ученики по очереди выполняют задания, как правило, у доски. В это время учитель оценивает их рассуждения и ответы.

Помогает улучшить самооценку и навык публичных выступлений.

Урок-экскурсия

Ребята вместе с учителем проводят урок за пределами школы, где они могут познакомиться с предметом темы урока в реальной жизни, а также показать свои знания, отвечая на вопросы учителя.

Позволяет увидеть реальный пример из жизни, связанный с темой урока. Повышает работоспособность и интерес к предмету за счёт смены обстановки.

Семинар

Ученики готовят собственные исследования на тему урока, после чего представляют их классу и учителю.

Улучшает навык публичных выступлений и самостоятельной работы, прокачивает способность слушать и анализировать информацию, задавать вопросы по ней и делать выводы.

Урок обобщения и систематизации

Это занятие, на котором ученики могут встроить новые знания в систему уже полученных. Как правило, на нём учитель даёт им задания, в которых ребятам нужно проанализировать свежий материал с оглядкой на тот, что они изучили ранее.

Какие бывают уроки обобщения и систематизации

Вид

Что происходит

Чем полезен

Урок-игра

Ученики выполняют задания в игровой форме, которые затрагивают новую и старые темы предмета.

Снимает усталость от рутинных видов учебной деятельности, повышает интерес к предмету.

Урок-инсценировка

Ребята воспроизводят ситуацию, в которой им могут понадобиться все ранее полученные знания.

Вовлекает ребят в исследовательскую деятельность, учит применять знания в подходящей ситуации.

Урок-диспут

Ученики обсуждают пройденные темы в формате диспута.

Учит правильно выражать своё мнение, слушать и слышать других, уважать чужую точку зрения.

Урок-путешествие

Ученики проходят «‎путешествие» по теме с остановками в виде разных видов деятельности: дискуссии, практическими заданиями, играми и т. д. Учитель помогает подвести итог.

Показывает, как пользоваться совокупными знаниями в разных видах деятельности. Прокачивает связанные с ними навыки.

Урок контроля, учёта, коррекции знаний, умений, навыков

Цель такого занятия — проверить, насколько хорошо ученики разобрались в теме и, если нужно, помочь им исправить ошибки.

Какие бывают уроки контроля, учёта, коррекции знаний, умений, навыков

Вид

Что происходит

Чем полезен

Устная форма проверки знаний

Учитель проверяет знания учеников через устный опрос.

Помогает выявить бреши в знаниях и понять, как их закрыть. Тренирует навыки самостоятельной подготовки к срезам знаний. Укрепляет общий багаж знаний: помогает закрепить новую тему и освежить старые.

Письменная форма проверки знаний

Учитель проверяет знания учеников через письменный опрос.

Зачёт

Ученики проходят устную проверку знаний в формате собеседования или письменно отвечают на вопросы по теме зачёта.

Контрольная работа

Ученики пишут комплексную работу, которая проверит их уровень знаний через задания в разных форматах.

Урок комплексного применения знаний

Это занятия, где ученики должны использовать знания по всем темам, которые они уже прошли. Для такого типа уроков учителя могут использовать различные практические форматы и даже сочетать их. Например, урок-путешествие, урок-диспут, урок-игру и т. д.

Получите больше пользы от Skysmart:

Дистанционные уроки

Дистанционное обучение — это формат уроков, при которых ребята осваивают материал онлайн с помощью технологий для дистанционного обучения.

Иными словами, это те же уроки по стандартному школьному расписанию, где есть и учитель, и все ученики, только проходят они онлайн. Такие занятия проводят на собственной платформе школы, если она есть, или на одной из популярных. Например, Zoom или Skype.

В обычных школах такой формат не встретишь на постоянной основе. Как правило, ребята временно занимаются дистанционно, если:

  • школа некоторое время не может принимать учеников из-за своего технического состояния;

  • учиться очно не позволяют погодные условия или катаклизмы;

  • посещать обычные занятия небезопасно из-за опасной эпидемиологической ситуации;

  • в регионе установлены ограничения, из-за которых нельзя выходить на улицу, например, из-за военных действий.

Также в некоторых школах ученикам позволяют заниматься дистанционно в индивидуальном порядке. Например, если ребёнок часто болеет. Тогда он может подключиться к очному уроку через интернет, чтобы ничего не пропустить.

Чем дистанционные уроки отличаются от очных

Вопреки стереотипам, хорошо организованное дистанционное обучение не менее эффективно, чем очное. Но и у него есть свои особенности:

  • занятия проходят на онлайн-платформе вместо обычного класса;

  • если платформа предназначена для онлайн-обучения, ребята выполняют задания на цифровой доске вместо рабочих тетрадей;

  • в случае работы на специальной платформе детям не нужна канцелярия — только мышь и клавиатура;

  • в дистанционных занятиях учителя используют больше форматов заданий: онлайн-тесты, игры, интерактивные задания и др.;

  • разнообразие онлайн-уроков делают их более интересными и вовлекающими для ребят;

  • на дистанционных уроках детям проще поддерживать дисциплину — никто не разговаривает, не перебивает учителя, не мешает вести урок, потому что не на что отвлекаться.

Кроме того, занятия в онлайн-формате и под присмотром педагога — это среда, свободная от конфликтов между ученикам и буллинга. В такой обстановке детям нет причин оценивать друг друга, распределяться по группам, нечего делить. Это способствует здоровой атмосфере в классе, где все ребятам комфортно получать знания.

Дистанционные уроки в обычной школе — это временное явление. Но если вам близки их преимущества, можно сменить форму обучения на семейную. Тогда вы сможете подобрать онлайн-школу, где ребёнок сможет учиться по гибкому графику, например, Домашний лицей Skysmart. При этом академические результаты ученика вырастут, а в конце он получит аттестат государственного образца.

В Домашнем лицее ученика ждут:

  • разные форматы обучения — групповой, индивидуальный или самостоятельный;

  • программа по ФГОС, но составленная так, чтобы вырастить интерес к учёбе, а не загубить его;

  • возможность подготовиться к ЕГЭ на 80+ баллов без стресса;

  • обучение по гибкому графику, который учтёт темп жизни школьника;

  • много практики: на Тренажёре ЕГЭ, в домашке, на уроках;

  • постоянно обновляемая статистика в личном кабинете, которая расскажет об успехах и многое другое.

Первая консультация и тест, который поможет определить уровень знаний, — бесплатно!

Комментарии

Открыть диалоговое окно с формой по клику
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость