Что такое урок
Урок — это основная единица образовательного процесса, которая строго ограничена временными рамками академического часа, планом работы и составом участников.
Из определения понятно, что не каждая встреча учителя и учеников может считаться уроком. У Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) даже есть отдельные требования к этому виду деятельности. Они помогают определить, что можно назвать уроком, а что — нет.
Разобраться в типах и видах уроков в школе очень важно для общего образовательного процесса, и правильное распределение различных видов уроков может определять успех учеников. Если вас интересует, какие предметы нужно сдавать для достижения карьерных целей, например, [что нужно сдавать на кинолога](что нужно сдавать на кинолога), то это тоже важная информация для планирования обучения и выбора образовательных траекторий.
Требования ФГОС к урокам в современных школах |
||
---|---|---|
Дидактические |
Организационные |
Воспитательные |
Уроки должны:
|
Уроки должны:
|
Уроки должны:
|
Структура уроков
Далее станет ясно, что уроки бывают разными и у каждого есть свои особенности. Однако в основе стандартного школьного урока лежит чёткая структура. Рассмотрим её пункты в таблице.
Структура школьного урока |
||
---|---|---|
Этап |
Что происходит |
Сколько длится |
Введение |
Учитель называет тему урока и вовлекает детей в работу, чтобы завладеть их вниманием. |
~ 2 минуты |
Контроль знаний, усвоенных на прошлом уроке |
Вместе с учениками преподаватель проверяет, как те справились с домашним заданием. |
~ 5 минут |
Изучение нового материала |
Учитель объясняет новый материал в одном из подходящих уроку форматов. |
~ 15–20 минут |
Первичное закрепление нового материала |
Школьники выполняют небольшие задания, чтобы показать, насколько они поняли тему. |
~ 5–10 минут |
Контроль или самопроверка учеников |
Учитель оценивает работу детей на уроке, отмечает их достижения и подсказывает, как исправить ошибки. Также ученики могут сделать это сами при самопроверке. |
~ 5 минут |
Подведение итогов |
Преподаватель и ученики вместе делают вывод из изученного на занятии. |
~ 5 минут |
Обозначение тем для контроля знаний на следующем занятии |
Ребята получают задание на дом, которое учитель проверит в будущем. |
~ 3 минуты |
Какие типы уроков бывают
Существует несколько классификаций уроков, которые в разное время предлагали разные педагоги. Мы рассмотрим ту, что утверждена ФГОС.
Урок изучения нового материала
На таких уроках ученики должны познакомиться с новым учебным материалом, т. е. погрузиться в теорию. Задача учителя при этом — преподнести его простым и понятным языком. Это можно сделать несколькими способами.
Какие бывают уроки изучения нового материала |
||
---|---|---|
Вид |
Что происходит |
Чем полезен |
Урок-лекция |
Учитель объясняет материал, ученики слушают и конспектируют. |
Тренирует внимательность, усидчивость и способность воспринимать информацию на слух. |
Урок-беседа |
Учитель и ученики обсуждают новый материал в формате беседы. |
Прокачивает способность вести диалог, анализировать информацию на ходу и задавать к ней вопросы. |
Видеоурок |
Ученики получают новый материал через видеоролик. |
Улучшает способность анализировать устную речь и ряд визуальных образов одновременно. |
Исследовательский урок теоретических или практических работ |
Учитель знакомит учеников с новым материалом через готовые работы. Ученики осваивают его, пока разбирают пример. |
Учит анализировать примеры, разбирать их на составляющие, выдвигать гипотезы и делать выводы. |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
К этим занятиям переходят, когда теория ещё свежа в памяти. Они помогают закрепить новый материал: попробовать свои силы на практических заданиях по теме в разных форматах.
Какие бывают уроки совершенствования знаний, умений и навыков |
||
---|---|---|
Вид |
Что происходит |
Чем полезен |
Урок самостоятельных работ |
Учитель даёт задание, которое ученики выполняют самостоятельно, без его помощи. |
Улучшает способность самостоятельно принимать решения и пользоваться своими знаниями без опоры на окружающих. |
Урок-лабораторная работа |
Чтобы закрепить теорию практикой, ребята проводят эксперимент в специальных условиях и записывают выводы из него. |
Прокачивает самостоятельность, умение следовать чётким инструкциям, делать выводы и анализировать их. |
Урок практических работ |
Ученики по очереди выполняют задания, как правило, у доски. В это время учитель оценивает их рассуждения и ответы. |
Помогает улучшить самооценку и навык публичных выступлений. |
Урок-экскурсия |
Ребята вместе с учителем проводят урок за пределами школы, где они могут познакомиться с предметом темы урока в реальной жизни, а также показать свои знания, отвечая на вопросы учителя. |
Позволяет увидеть реальный пример из жизни, связанный с темой урока. Повышает работоспособность и интерес к предмету за счёт смены обстановки. |
Семинар |
Ученики готовят собственные исследования на тему урока, после чего представляют их классу и учителю. |
Улучшает навык публичных выступлений и самостоятельной работы, прокачивает способность слушать и анализировать информацию, задавать вопросы по ней и делать выводы. |
Урок обобщения и систематизации
Это занятие, на котором ученики могут встроить новые знания в систему уже полученных. Как правило, на нём учитель даёт им задания, в которых ребятам нужно проанализировать свежий материал с оглядкой на тот, что они изучили ранее.
Какие бывают уроки обобщения и систематизации |
||
---|---|---|
Вид |
Что происходит |
Чем полезен |
Урок-игра |
Ученики выполняют задания в игровой форме, которые затрагивают новую и старые темы предмета. |
Снимает усталость от рутинных видов учебной деятельности, повышает интерес к предмету. |
Урок-инсценировка |
Ребята воспроизводят ситуацию, в которой им могут понадобиться все ранее полученные знания. |
Вовлекает ребят в исследовательскую деятельность, учит применять знания в подходящей ситуации. |
Урок-диспут |
Ученики обсуждают пройденные темы в формате диспута. |
Учит правильно выражать своё мнение, слушать и слышать других, уважать чужую точку зрения. |
Урок-путешествие |
Ученики проходят «путешествие» по теме с остановками в виде разных видов деятельности: дискуссии, практическими заданиями, играми и т. д. Учитель помогает подвести итог. |
Показывает, как пользоваться совокупными знаниями в разных видах деятельности. Прокачивает связанные с ними навыки. |
Урок контроля, учёта, коррекции знаний, умений, навыков
Цель такого занятия — проверить, насколько хорошо ученики разобрались в теме и, если нужно, помочь им исправить ошибки.
Какие бывают уроки контроля, учёта, коррекции знаний, умений, навыков |
||
---|---|---|
Вид |
Что происходит |
Чем полезен |
Устная форма проверки знаний |
Учитель проверяет знания учеников через устный опрос. |
Помогает выявить бреши в знаниях и понять, как их закрыть. Тренирует навыки самостоятельной подготовки к срезам знаний. Укрепляет общий багаж знаний: помогает закрепить новую тему и освежить старые. |
Письменная форма проверки знаний |
Учитель проверяет знания учеников через письменный опрос. |
|
Зачёт |
Ученики проходят устную проверку знаний в формате собеседования или письменно отвечают на вопросы по теме зачёта. |
|
Контрольная работа |
Ученики пишут комплексную работу, которая проверит их уровень знаний через задания в разных форматах. |
Урок комплексного применения знаний
Это занятия, где ученики должны использовать знания по всем темам, которые они уже прошли. Для такого типа уроков учителя могут использовать различные практические форматы и даже сочетать их. Например, урок-путешествие, урок-диспут, урок-игру и т. д.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Дистанционные уроки
Дистанционное обучение — это формат уроков, при которых ребята осваивают материал онлайн с помощью технологий для дистанционного обучения.
Иными словами, это те же уроки по стандартному школьному расписанию, где есть и учитель, и все ученики, только проходят они онлайн. Такие занятия проводят на собственной платформе школы, если она есть, или на одной из популярных. Например, Zoom или Skype.
В обычных школах такой формат не встретишь на постоянной основе. Как правило, ребята временно занимаются дистанционно, если:
-
школа некоторое время не может принимать учеников из-за своего технического состояния;
-
учиться очно не позволяют погодные условия или катаклизмы;
-
посещать обычные занятия небезопасно из-за опасной эпидемиологической ситуации;
-
в регионе установлены ограничения, из-за которых нельзя выходить на улицу, например, из-за военных действий.
Также в некоторых школах ученикам позволяют заниматься дистанционно в индивидуальном порядке. Например, если ребёнок часто болеет. Тогда он может подключиться к очному уроку через интернет, чтобы ничего не пропустить.
Чем дистанционные уроки отличаются от очных
Вопреки стереотипам, хорошо организованное дистанционное обучение не менее эффективно, чем очное. Но и у него есть свои особенности:
-
занятия проходят на онлайн-платформе вместо обычного класса;
-
если платформа предназначена для онлайн-обучения, ребята выполняют задания на цифровой доске вместо рабочих тетрадей;
-
в случае работы на специальной платформе детям не нужна канцелярия — только мышь и клавиатура;
-
в дистанционных занятиях учителя используют больше форматов заданий: онлайн-тесты, игры, интерактивные задания и др.;
-
разнообразие онлайн-уроков делают их более интересными и вовлекающими для ребят;
-
на дистанционных уроках детям проще поддерживать дисциплину — никто не разговаривает, не перебивает учителя, не мешает вести урок, потому что не на что отвлекаться.
Кроме того, занятия в онлайн-формате и под присмотром педагога — это среда, свободная от конфликтов между ученикам и буллинга. В такой обстановке детям нет причин оценивать друг друга, распределяться по группам, нечего делить. Это способствует здоровой атмосфере в классе, где все ребятам комфортно получать знания.
Дистанционные уроки в обычной школе — это временное явление. Но если вам близки их преимущества, можно сменить форму обучения на семейную. Тогда вы сможете подобрать онлайн-школу, где ребёнок сможет учиться по гибкому графику, например, Домашний лицей Skysmart. При этом академические результаты ученика вырастут, а в конце он получит аттестат государственного образца.
В Домашнем лицее ученика ждут:
-
разные форматы обучения — групповой, индивидуальный или самостоятельный;
-
программа по ФГОС, но составленная так, чтобы вырастить интерес к учёбе, а не загубить его;
-
возможность подготовиться к ЕГЭ на 80+ баллов без стресса;
-
обучение по гибкому графику, который учтёт темп жизни школьника;
-
много практики: на Тренажёре ЕГЭ, в домашке, на уроках;
-
постоянно обновляемая статистика в личном кабинете, которая расскажет об успехах и многое другое.
Первая консультация и тест, который поможет определить уровень знаний, — бесплатно!