1. Понимать, а не зубрить
Типичная ситуация: студент зазубривает материал и даже не пытается его понять. Возможно, этого хватит на несколько дней, а если повезет — и до экзамена. Если, конечно, лектор не попросит рассказать, какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.
Вот в чем проблема: мозг отбрасывает непонятные ему буквенные сочетания — ему не хочется тратить на них время. Именно поэтому люди с трудом учат иностранные языки: странно звучащее слово не вызывает никаких ассоциаций.
Чтобы точно запомнить информацию и не рисковать пустотой в голове в самый неподходящий момент, подробно разбирайте все непонятные определения, слова и ситуации. Отличный способ — пересказать своими словами так, чтобы понял и младший братик, и любимая бабушка.
2. Использовать мнемотехнику
Мнемотехники — это ассоциации, в которых задействуют визуальные, аудиальные или кинестетические приемы: они помогает запомнить информацию даже на иностранном языке.
Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно, например, использовать правило пяти пальцев. Представьте, что вам нужно запомнить слово. К каждому пальцу привязываем ассоциацию и наполняем ее специфическим содержанием.
Например, вот так:
Информация отпечатывается в памяти сразу на всех уровнях чувств и хранится еще дольше.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
3. Играть и веселиться
Игровой формат в учебе — то, что любят в школе Skysmart. Если ребенку нужно быстро выучить важные даты, сыграйте с ним в «Кто хочет стать миллионером».
А если сложно запомнить всех персонажей «Войны и мира» — приклейте стикеры с именами на лбы всем членам семьи. Чтобы угадать свой стикер, придется вспомнить все характеристики, которые так ярко выписывает автор: участие в масонской ложе, привязанность к дубам и даже тот самый большой рот.
4. Помнить про разумные интервалы
Гораздо эффективнее узнать что-то новое и подождать как минимум один день, прежде чем повторять эту информацию. Так вы даете своему мозгу время, чтобы укрепить ассоциативные связи и точно все запомнить.
Если у вас через неделю экзамен, лучше заглядывать в свои записи один раз в день в течение недели, чем 30 раз зубрить их каждые два дня. Несмотря на то, что вы учите материал реже, результат будет более эффективным.
5. Группировать и разделять чанкинг-методом
Если вы записываете номера телефонов или банковских карт через черточку, значит уже используете чанкинг-подход.
Быстрый эксперимент: в каком формате проще запомнить номер?
89265660000 |
8-926-566-0000 |
Пример справа выглядит проще за счет того, что цифры написаны по общепринятому шаблону. В итоге мы запоминаем не все одиннадцать чисел подряд, а четыре небольшие группы.
С предметами это тоже работает — просто находим в них что-то общее и группируем. Например, составить список продуктов по алфавиту или по видам: молочка, овощи, фрукты.
Самое главное — формировать те группы, которые вам самим понятны. Если ребенок не до конца разобрался, что такое форма государственного правления, вряд ли он запомнит страны из каждой группы.
6. Сочинять истории
Если верить исследованиям, наш мозг настолько любит истории, что увлекательное повествование высвобождает окситоцин — гормон, который усиливает эмпатию. В результате мы сильнее сопереживаем собеседнику, лучше понимаем и запоминаем ключевые моменты, о которых он говорил.
Сторителлинг помогает и в учебе: наверняка у вас был преподаватель, который постоянно травил байки — такие истории запоминаются лучше, а вместе с ними и материал.
Чтобы запомнить что-то сложное и кусачее, просто придумайте про это любой сюжет, и этот монстр сразу перестанет кусаться — как и с собеседником, мы начинаем воспринимать его более дружелюбно и лучше запоминаем.
При этом не важно, насколько реалистична история — иногда сюр запоминается даже лучше. Например, вот так:
Как выучить слова на иностранном языке
Свяжите группы слов одним сюжетом: чем нереальнее он будет, тем веселее!
Таксист везет ворону в бар, кричит ему ворона: “Сar!” Им в пробку встать не повезло: движенье медленное — slow Пока я жду, варенья съем, ведь пробка — это traffic jam Мотоциклист без шлема едет. Кричит ворона: «Где твой helmet?» У traffic lights горят огни: нам красный — значит тормози!
7. «Раскидывать» информацию по комнате
Великий римский оратор Цицерон никогда не использовал шпаргалки на выступлениях. Вместо этого он прогуливался по дому и мысленно размещал в нем ключевые моменты речи: у окна пускай живет свобода, а в кастрюле — все величие Рима!
Этот прием назвали мнемокомнатой. Чтобы повторить успех разговорчивого римлянина, расставьте разные кусочки информации в хорошо знакомой комнате. На экзамене или контрольной просто вспоминаем эту комнату и то, где у нас что лежит. Главное — запомнить порядок мест, в которых вы разместили информацию.
8. Перенимать опыт великих
Чтобы быстрее запоминать новый и сложный материал, физик-теоретик и нобелевский лауреат Ричард Фейнман предложил такой алгоритм:
- Тезисно выписать все, что знаем по теме.
- Выделить все, что не знаем или не понимаем — разобраться и понять. Новую информацию записать максимально простым языком без сложных терминов и длинных предложений.
- Объединить всю информацию в одну простую и интересную историю, которую мог бы понять восьмилетний ребенок. А потом ее пересказать.
- Использовать сравнения и визуализацию.
- Записать свой рассказ на диктофон и послушать, чтобы найти белые пятна и снова их проработать.