Что такое питчинг
Питчинг (от англ. pitch — бросок в бейсболе) — это когда вы за очень короткое время излагаете свою идею так, что никто не сомневается: она гениальна.
Практика пошла от дерзких стартаперов, которым часто приходится убеждать инвесторов в том, что их бизнес-предложение перспективно и отобьет вложения. Но инвесторы — люди занятые: у них нет времени по два часа выслушивать соображения начинающих бизнесменов. Все плюсы и риски нужно донести максимально сжато и при этом убедительно.
Есть даже термин elevator pitch или «питч в лифте» — очень короткая презентация (не более минуты). Представьте, что вы вошли в лифт с Уорреном Баффетом и у вас есть всего 20 этажей, чтобы заинтересовать его — вот так и работает скоростной питчинг.
Инструмент настолько удобен и популярен, что в бизнесе часто практикуют питчинг-сессии: стартаперы сбиваются в стаи и идут к инвесторам, чтобы по-быстрому представить им свои идеи. А инвесторы, не тратя лишнего времени, выбирают лучшие. Получше узнать про такие сессии можно в реалити-шоу Shark Tank.
Техника питчинга популярна не только в мире стартапов, но и в киноиндустрии. Практически все известные фильмы и сериалы начинались с коротенькой презентации для продюсеров.
Зачем детям учиться питчингу
Может показаться, что питчинг — это специфический бизнес-инструмент. Но на самом деле умение выражать свои мысли кратко и емко — полезный навык для каждого, и для детей тоже.
Вот чему учит питчинг:
- концентрироваться на сути
- отличать важное от второстепенного
- говорить убедительно
- выглядеть уверенно
- защищать свои идеи и не пасовать перед критикой
- «считывать» заинтересованность или отсутствие интереса и вовремя корректировать тактику
Искусство питчинга лежит где-то на стыке литературы, психологии и актерского мастерства. И его вполне можно освоить. Хотя в школе питчингу не учат, ну разве что в каком-нибудь кружке юных предпринимателей. Обычные уроки этот навык не затрагивают, но его можно прокачать и дома.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Прокачиваем навык быстрого убеждения
Учить детей презентовать и отстаивать свои идеи можно примерно лет с 12–13. К этому возрасту у них уже достаточно развиты логика и эмпатия: они могут объяснить свои желания и в чем-то да умеют убеждать.
Чтобы направить все это в нужное русло, важно разобраться, как устроен процесс убеждения.
В основе питчинга — три элемента.
Идея. Все начинается с идеи, и бизнес-тренеры любят повторять, что первый покупатель — тот, кто ее придумал. То есть он сам должен убедить себя, что идея стоящая.
Чтобы оценить потенциал идеи, предложите ребенку спросить самого себя: какие проблемы — его и ваши — решит эта хотелка? Что изменится, если вы скажете да? А если откажете? Почему вам выгоднее согласиться?
Например, ребенок просит купить собаку. И вместо того, чтобы просто канючить: «Мам, ну давай купим песика», он может составить настоящий питч и прийти к вам, как к инвестору. Чтобы убедить вас, что собака — дело славное, предложите ребенку рассмотреть пользу собаки со всех сторон:
- Вы постоянно ругаетесь, что я сижу в компьютере. А с собакой я буду гулять вдвое больше
- Я буду ухаживать за псом и учиться ответственности
- Если мы купим собаку сейчас, вы можете не дарить мне ничего на день рождения и Новый год — это экономия
- Мой младший брат тоже будет играть с собакой и меньше отвлекать вас от работы
История. Потенциальный инвестор (в нашем случае — вы) должен в красках вообразить, как идея улучшит жизнь. Поэтому автор презентации может сочинить историю, которая проиллюстрирует, как его предложение повлияет на инвестора.
Можно начать историю с чего-то вроде «Представьте, что вы…», «Вам случалось когда-нибудь…»
Настоящий юный мастер питчинга, мечтая о собаке, подошел бы к маме и сказал:
«Мам, случалось ли тебе просыпаться утром в паршивом настроении — когда все так плохо, что ни кофе, ни новое платье, ни даже моя пятерка по математике никак не помогают?
А теперь представь, что к тебе подбегает славная биглюша Боня (в этот момент на планшете ребенок показывает самую милую фотку собаки мечты) и хвостиком так ать-ать, и лижет тебе лицо, и уши ее развиваются от радости. Как думаешь, что бы ты чувствовала?»
Коммуникация. Когда мы рассказываем другим о своих идеях, мы их структурируем и развиваем. Рассказ постепенно превращается из хаоса во что-то понятное и цельное, мы учимся подбирать правильные слова. Поэтому идеи полезно обсудить несколько раз еще до того, как предъявлять их инвесторам.
Сам питч должен быть четким, последовательным и кратким. Хорошо, если выступление последовательно отвечает на несколько вопросов:
- В чем суть идеи?
- Какую проблему она решает?
- Почему это лучший способ решения проблемы?
- Кто от этого выиграет?
- Что нужно сделать для реализации идеи?
- Что требуется от инвестора?
Например, в случае с нашей собакой ответы могут быть такие:
- Я хочу собаку.
- У меня беда с дисциплиной, мне грустно дома одному, я мало гуляю, у меня нет хобби.
- Собака — это надолго, с ней я буду много двигаться, она научит меня заботиться о других, я могу даже вступить в клуб дрессировки.
- Я получу собаку и буду рад, собака получит дом, а вы, дорогие родители, перестанете ругаться, что я ничем не занимаюсь и только сижу в планшете. Всем хорошо.
- Чтобы это случилось, нужно купить или взять из приюта пса.
- Давайте вместе посмотрим питомники и приюты и выберем хорошую собаку. Если она будет дорогой, я согласен отказаться от подарков на ближайший год.
Где еще пригодится питчинг
В университете. Даже если ребенку вовсе не нужна собака, питчинг ему все равно пригодится — и не раз. Например, если в будущем ребенку придется иметь дело с университетскими грантами и конкурсами идей. Он должен уметь объяснить комиссии, почему именно его проект самый лучший, необычный и важный.
На работе. Еще важнее питчинг на работе, ведь сегодня недостаточно просто следовать инструкциям. Проактивность — один из важнейших навыков будущего, и хороший сотрудник должен постоянно предлагать что-то новое и доказывать руководству ценность своих разработок.
В отношениях. Да и в личных отношениях питчинг полезен: сколько конфликтов можно было бы избежать, если бы люди умели кратко доносить до партнера суть своих пожеланий и показывать, как все от их исполнения выиграют.
И никогда нельзя исключать того, что ваш ребенок вырастет предпринимателем с необычными идеями и будет много общаться с инвесторами. Тогда он точно скажет спасибо за то, что вы научили его навыкам питчинга еще в школе.
Тренируем навыки питчинга дома
Учиться на практике всегда эффективнее. Предложите ребенку провести питчинг-сессию с вами и убедить вас, что собака сделает жизнь вашей семьи интереснее, курсы робототехники и скейт — прекрасное вложение средств, а уборка комнаты в воскресенье — наоборот, бездарная трата времени.
Предложите ему продумать аргументы, выбрать самые весомые из них и потренироваться заранее. А потом за 2 минуты уговорить вас занять его сторону.
Презентация может быть устной, нарисованной в блокноте или на компьютере. Главное, никаких «Ну ма-а-ам, ну па-а-ап, ну пожалуйста!»