Как в принципе смотреть на прогресс
Мы рекомендуем родителям следить за прогрессом ребенка сразу с трех сторон:
- проверять самостоятельно;
- выяснять у учителей;
- доверять оценку знаний самому ребенку.
У каждой из сторон свои ожидания и цели. Например, родителям хочется, чтобы ребенок за месяц подготовился к Кембриджскому экзамену. Учитель понимает, что потребуется больше времени. А сам ребенок учит язык не для экзамена, а чтобы лучше понимать англоязычные игры и сериалы.
Важно сразу сопоставить эти ожидания и периодически смотреть на прогресс со всех этих ракурсов.
Как родителю оценить прогресс самостоятельно
Чем старше ребенок, тем сложнее оценить, как он продвигается в учебе — особенно если речь идет об узких школьных темах. Классический способ родительской проверки — прямые вопросы, как на экзамене.
Допустим, семья приходит в ресторан за границей, и родители просят ребенка: «Ты же учишь английский, сделай заказ и продемонстрируй свои знания». Но в такой стрессовой ситуации ребенку легко переволноваться и не справиться с задачей. И это не значит, что он ничего не знает и ходит на английский зря.
Вот более эффективные способы, чтобы понять уровень знаний ребенка.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Сопоставлять школьные темы с повседневными задачами
Придумайте мини-кейсы по каждому предмету и невзначай обратитесь с ними к ребенку. Например, вот так:
Химия | «Давай прочитаем состав этого средства. Им точно можно стирать одежду?» |
Русский язык | «Я тут написала пост для инстаграма. Проверь, пожалуйста, нет ли ошибок». |
Математика | «Давай посчитаем, за сколько мы накопим на новый ноутбук, если каждый месяц будем откладывать по 5 000 рублей». |
Дети 10–12 лет воспримут это как игру, а не как проверку, и с радостью с вами поиграют. А ребята постарше могут заподозрить неладное, поэтому с ними лучше говорить о том, в чем вам и правда нужен их совет.
Например, попросите помочь вам разобраться в инвестициях, устройстве смартфона или молодежном сленге. Важно выбирать действительно непростые темы, чтобы подросток почувствовал себя экспертом.
Превращать вопрос в совместное исследование
Ну и что, если вы сами не знаете, как применять интегралы в жизни — можно честно признаться в этом ребенку и предложить разобраться вместе. Так вы меняете свою роль в этой ситуации: становитесь не выше, а на равных. Школьнику проще открыться в таких условиях и проявить себя.
Всей семьей решать тематические тесты и квизы
Это могут быть и тесты по школьным предметам, и видео на ютубе из разряда «Задаем людям на улице вопросы по школьным темам». А можно всей семьей ходить на квизы.
Такой подход помогает убить двух зайцев: классно провести время с близкими и увидеть, разбирается ли ребенок в предмете.
Поощрять участие в челленджах и конкурсах
Некоторые дети обожают соревнования, их это мотивирует. Если ваш ребенок один из таких — предложите ему устроить семейный челлендж или поучаствовать в конкурсе.
Например, у учеников школы Skysmart есть закрытое сообщество в телеграме. Там мы часто проводим челленджи и конкурсы по разным предметам. Если со стороны наблюдать, как ребенок участвует в таких мероприятиях, можно оценить, какие задания он выполняет, что у него получается, как быстро он реагирует на вопросы.
Как узнать о прогрессе у учителя или в школе
Сразу обсудите с преподавателем, как он будет измерять прогресс. Вот примеры вопросов, которые можно задать учителю.
Вопросы перед тем, как начать заниматься | Вопросы, которые можно задавать во время учебного процесса |
«Как вы будете понимать, что все идет по плану?» | «Как часто ребенок делает ошибки в домашнем задании?» |
«Какие тестирования вы будете проводить?» | «Все ли домашние задания выполняет ребенок?» |
«Что вы будете делать, если прогресс слишком медленный?» | «Сколько ошибок обычно делает ребенок вот в этой теме?» |
Узнать о результатах тестов и проектов
Один из инструментов измерения прогресса — финальный срез знаний. После каждой темы — итоговый проект или контрольная.
Круто, если учитель проводит тест по одной и той же теме дважды — в начальной и конечной точке. Так можно наглядно увидеть «до» и «после».
А итоговый проект — классный способ оценить прогресс в игровой форме и без лишнего стресса. Вот пример такого проекта по английскому языку: чтобы закрепить лексику о семье и конструкции прошедшего времени, ребенку нужно сделать презентацию о семейном древе. Рассказать, кем родственники работали, когда жили, чем увлекались. Учитель проверяет проект по нескольким критериям: считает лексические ошибки, смотрит на логику презентации, следит за произношением.
Выяснить, оценивает ли прогресс сама школа
Например, мы в Skysmart много работаем над тем, чтобы прогресс был прозрачным и для ребенка, и для родителя. Рассчитываем его по сложным формулам и ориентируемся на общепринятые стандарты: что должен уметь ребенок в каждом классе, какие навыки нужны для каждого уровня английского и так далее.
Вот инструменты оценки прогресса в Skysmart:
Обратная связь от преподавателя. Сначала учитель пишет отчет для родителей. В нем по специальному шаблону расписывает, как проходят уроки, чему ребенок научился, над какими темами нужно поработать.
Второй этап — личный разговор. На специальный слайд мы выводим всю важную статистику: средний балл за урок и за домашнюю работу, пройденные темы, процент выполненных заданий.
Страница «Мои результаты». Ее можно найти в личном кабинете ученика. Внутри — все главные цифры. А если возникли вопросы — дождаться личной встречи с учителем и задать их.
«Шкала прогресса». Она появилась совсем недавно и пока работает только для ребят от 7 до 12 лет, которые занимаются английским. Шкала — это наглядная инфографика со всеми навыками ученика. Родители могут посмотреть, как у ребенка развиты чтение, грамматика, говорение, задания какой сложности он выполняет.
Как научить ребенка следить за своим прогрессом
В первую очередь важно договориться с ребенком на берегу, как он будет измерять прогресс. И научить его рефлексировать в процессе.
Вместе ставить цели
Важно, чтобы ребенок понимал, какого измеримого результата он хочет достичь через неделю, месяц, к концу четверти. Сначала эти цели можно формулировать вместе, а потом ребенок научится справляться сам.
Вопросы, чтобы поставить цель | Вопросы, чтобы проконтролировать себя |
«К какому результату ты хочешь прийти?» | «Если бы завтра учитель провел контрольную по этой теме, как бы ты справился? Стоит ли изучить еще что-то?» |
«Как ты поймешь, что через месяц ты стал разбираться лучше?» | «Какие задания дались тебе легко, а с какими есть трудности?» |
«Как ты хотел бы проверить свои знания? Сделать тест, проект, презентацию?» | «Почему не получилось прийти к результату за этот срок? Что нужно подкорректировать, чтобы в следующий раз все удалось?» |
Еще больше про цели читайте в материале «Как поставить цель в учебе не сойти с ума от напряжения».