Зачем хвалить, если результата нет
Да, мы действительно предлагаем хвалить ребенка, а не ругать. Пряники работают лучше кнутов — особенно если мы пытаемся подарить человеку вдохновение и настойчивость. А родитель именно тот человек, от которого ребенок ждет обратной связи. То, что скажете вы, гораздо важнее, чем мнение учительницы, и с гораздо большей вероятностью сформирует нужное поведение.
Как это работает
Обратная связь — отклик от мира на наши действия. Каждый раз что-то делая, мы получаем ответ: получилось или не получилось, что именно сработало, а что нет. С учетом обратной связи мы корректируем свои действия. Если мы понимаем, что что-то удается, то в другой раз мы охотнее вкладываемся в деятельность. И наоборот — если все старания не дали результата, то браться за работу в другой раз кажется нам бессмысленным.
Родитель для ребенка — тот человек, который формирует отношение к миру, а значит, мы можем серьезно повлиять на поведение и подход человека к конкретным занятиям и к обучению в целом.
Современная наука в лице американского психолога Кэрол Дуэк, автора книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», утверждает: то, как именно мы рассказываем детям об их достижениях, сильно влияет на их успехи.
Исследования, проведенные Дуэк, показывают: ребята, которых хвалили за их способности, теряли запал и переставали браться за сложные задачи. Они хотели сохранить свой статус «умный», «талантливый», «сообразительный», а в следующем тесте и вовсе утрачивали академическое преимущество.
А те, кого хвалили за усилия («Ты старался», «Ты проявил настойчивость»), не только улучшили свой результат, потому что брались за сложные задачи, но даже получили больше удовольствия от решения задач.
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Как правильно похвалить ребенка
- Хвалить не результат, а старание. «Видно, что ты вложился в эту работу». Дайте понять, что пусть сейчас результат не каждого усилия очевиден, они все же работают на прогресс человека: «В другой раз тебе будет легче с этим справиться».
- Не говорить общих слов, быть конкретными. Вместо «красивый рисунок» лучше сказать «Тебе удалась уверенная линия горизонта».
- Говорить о том, что поддается контролю ребенка. Бессмысленно отмечать то, с чем ты родился. Важно отметить то, на что человек может повлиять. Не «У тебя блестящий математический ум», а «Ты смог сосредоточиться и внимательно отнестись к задаче».
- Не врать. Не стоит придумывать то, чего нет. Дети прекрасно чувствуют искренность, а похвала, данная просто так, в будущем может и вовсе подорвать веру в себя: «Раз взрослый врет, может быть, меня не за что хвалить в реальности?» Поэтому не «Ты самый гениальный футболист на Земле», а «Как четко ты попал в перекладину! Я поражен твоим ударом!»
Бывает и так, что родителям действительно нечего сказать. Вы честно пытаетесь вспомнить прошедшую четверть, но в голову ничего не приходит. Вы не можете похвалить даже почерк — хотя бы потому, что дневник электронный.
Не оставлять же ребенка без обратной связи. Важно дать понять, что его работа для вас важна, вы ее видите и оцениваете. Мы собрали список вещей, за которые нужно хвалить человека, чтобы сформировать ответственный подход к учебе — это будет гораздо правильнее, чем хвалить за оценки, которые всю четверть расставляла МарьИванна.
Общее правило похвалы
То, что вы в человеке видите и отмечаете, он присваивает и культивирует. А так точно появляется шанс привить правильное отношение к учебе.
Кое-где мы позволили себе иронизировать, но помните — все перечисленные качества страшно важны для познания и развития вообще.
Итак, вот за что стоит похвалить вашего школьника.
11 причин похвалить ребенка вопреки оценкам
1. Самостоятельность
Ты всю четверть самостоятельно собирал рюкзак и просыпался по будильнику, даже делал домашнюю работу! По рисованию.
2. Упорство и настойчивость в достижении цели
Помнишь, как тебя все отговаривали от проекта с разведением насекомых? Но ты все же настоял на своем!
3. Преодоление себя
Я знаю, тебе не хотелось выступать на конкурсе «Читаем стихи о зиме», но ты мужественно вышел на сцену с «Белой березой».
4. Смелость и отвага
Не каждый дерзнет украсить школьную стенгазету карикатурой на вашего директора!
5. Энергичность и задор
Я вижу, учитель пишет, что ты весь урок бегал по классу. Думаю, в тебе много жизненной силы!
6. Артистизм
Сынок, что значит «Изображал в лицах преподавательский состав»? Я даже не знала, что у тебя есть сценические способности.
7. Выдержка
В этой четверти ты посетил все лекции в зоологическом музее. А ведь даже лектор на них спит!
8. Умение заботиться об окружающих
Мы рады, что ты стремишься подсказывать всем, кто выходит к доске. Жаль, что педагога это расстраивает.
9. Позитивное мировосприятие
Ты все время верил, что на контрольной тебе повезет. Это очень здорово. Но давай в другой раз все же попробуем выучить новые темы.
10. Чувство юмора
Читали с папой твою переписку с учителем. Много смеялись. Несколько мемов были удачными.
11. Свобода мышления
Да, сынок, это здорово, что ты свободен от условностей и выходишь за рамки, предложенные учителем. Но давай все же попробуем сделать домашку по физике не в виде песни.
Как научить ребенка оценивать свои результаты
И кстати. Привязываться к чужим оценкам — пусть даже это и оценка учительницы — не здорово. Лучше учить ребенка формировать собственное отношение к происходящему.
Спросите ребенка:
- А как ты сам(-а) оцениваешь свои успехи?
- Что именно тебе особенно удалось в этой четверти?
- Чем ты больше всего гордишься?
- Где твои ожидания разошлись с результатом? Что тебя удивило в учебе?
- В чем ты чувствуешь наибольший прогресс?
- Чего ты хочешь достичь в новой четверти?