## Лицемерие под маской святости: Погружение в мир Мольеровского "Тартюфа"
Написанная в далеком 1664 году комедия Мольера "Тартюф" и по сей день не сходит с театральных подмостков, покоряя зрителей по всему миру. С искрометным юмором и беспощадной сатирой французский драматург высмеивает пороки человеческой натуры, обнажая подлость, лицемерие, глупость, эгоизм и трусость.
Чтобы быстро вспомнить сюжет и подготовиться к уроку литературы, рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием "Тартюфа" по действиям и явлениям, доступным на нашем сайте.
Время и место действия
Действие комедии разворачивается на протяжении одного дня в XVII веке в Париже, в гостеприимном доме Оргона.
Ключевые персонажи
- Тартюф – ханжа и притвор, скрывающий под маской святоши коварные намерения.
- Оргон – простодушный и доверчивый хозяин дома, ставший жертвой обаяния хитрого Тартюфа.
Семья Оргона
- Эльмира – Супруга Оргона, отличающаяся мудростью и ангельским терпением.
- Дамис – Сын Оргона, пылкий юноша с горячей головой.
- Мариана – Дочь Оргона, обещана в жены Валеру. Обладает кротким нравом и застенчива.
Прочие действующие лица
- Госпожа Пернель – Мать Оргона.
- Валер – Юноша, пылающий любовью к Мариане.
- Клеант – Брат Эльмиры, шурин Оргона.
- Дорина – Горничная, приставленная к Мариане, с преданностью заботится о своей госпоже.
Сюжет вкратце
Действие первое
Явление первое
Госпожа Пернель в негодовании покидает дом сына. Чувствуя себя глубоко оскорбленной, она убеждена, что все домочадцы намеренно ей перечат.
Весь дом гудит, словно потревоженный улей: объектом всеобщего негодования становится Тартюф – ханжа и лицемер, в котором госпожа Пернель души не чает. Проникнув в семью под видом обездоленного праведника, Тартюф, этот жалкий попрошайка, настолько осмелел, что теперь «всем дерзит и возомнил себя главой семьи».
Госпожа Пернель яростно защищает своего фаворита, видя в нем лишь образец добродетели и непоколебимой праведности. Не встретив ни капли понимания у домочадцев, она в гневе покидает дом, бросая через плечо угрозу, что нескоро почтит своих родственников своим присутствием.
Явление II
Как только неугомонная госпожа Парнель покинула комнату, Дорина и Клеант продолжили обсуждать лицемерного Тартюфа. Оба вынуждены согласиться, что даже пожилая госпожа проявляет больше здравомыслия, чем ее сын, ослепленный фальшивым благочестием пройдохи. Оргон, увы, не замечает очевидного: этот ханжа лишь мастерски играет роль святоши, превратившего лицемерие в прибыльное ремесло.
Явления III–VI
Заметив приближающуюся карету мужа, Эльмира упрашивает Клеанта задержаться и поговорить с Оргоном о предстоящем бракосочетании Марианы. Она подозревает, что и в этом деле не обходится без козней Тартюфа, стремящегося отсрочить свадьбу.
Вернувшись домой, Оргон первым делом спешит узнать о благополучии своего обожаемого Тартюфа. Служанка сообщает, что госпожа чувствует себя плохо, ее донимают то озноб, то жар. Однако Оргон ее не слушает и продолжает интересоваться, как Тартюф ел и пил, как спал, и в каком он сейчас настроении.
Клеант пытается вразумить шурина, открыть ему глаза на лицемерие его идола. Но Оргон остается глух к его увещеваниям. На прощание Клеант пытается выяснить насчет предстоящей свадьбы Марианы, но не получает вразумительного ответа.
Действие второе
Явления I–II
Оргон, движимый стремлением породниться с Тартюфом, которого он считает идеальным зятем, принуждает свою дочь Мариану к браку с ним. Дорина, верная служанка, слышит этот разговор и вступается за свою госпожу, которая потеряла дар речи от такого поворота событий. Она пытается убедить хозяина, что Тартюф жаждет лишь завладеть его богатством.
Явления III–IV
Дорина упрекает Мариану за то, что та никак не отреагировала на «неслыханнейший бред» – желание отца выдать ее замуж за Тартюфа – и не отстояла перед ним свою любовь к Валеру. В ответ Мариана начинает оправдываться, ссылаясь на «могущество отцовского начала».
Молодая женщина крайне расстроена, опасаясь, что её свадьба с возлюбленным Валерием может сорваться. Между парой происходит бурная ссора, в ходе которой они обмениваются резкими словами. Мудрая Дорина выступает миротворцем, предлагая им оттянуть время, чтобы расстроить запланированную свадьбу Марианы и Тартюфа.
Действие третье
Явления I–III
Узнав о решении отца, разгневанный Дамис намерен «положить конец дерзким проделкам» Тартюфа и вызвать его на откровенный разговор. Дорина просит Дамиса сдержать свой пыл и привлечь к решению этого вопроса Эльмиру, в которую влюблен лицемер.
Дорина направляется к Тартюфу и приглашает его на встречу с госпожой Эльмирой. Ханжа с большой радостью соглашается на предстоящее свидание, о котором он давно мечтал. Он не намерен упускать этот удобный случай и признается Эльмире в любви.
Ловкая женщина осаждает пламенные чувства Тартюфа, угрожая раскрыть его обман перед супругом, и тем самым лишает его «верного друга». Испугавшись разоблачения, благочестивец отказывается от своих слов. Эльмира обещает простить нахала, но при одном условии: Тартюф должен помочь заключить брак между Валером и Марианой.
Явления IV–VII
Дамис, ставший свидетелем разговора между матерью и Тартюфом, намерен сам рассказать отцу и «представить справедливому суду» лицемера, которого тот приблизил к себе.
Оргон не верит словам Дамиса и обвиняет его в клевете на самого честного человека. В гневе он лишает сына наследства и выгоняет его из дома. Боясь, что оскорбленный Тартюф покинет его дом, Оргон обещает передать ему в дар все свое недвижимое имущество.
Действие четвертое
Явления I–IV
Клеант умоляет Тартюфа вступиться за него перед отцом и восстановить их семейное согласие. Он не понимает, как человек, проповедующий христианские ценности, может спокойно наблюдать, как «отец отвергает собственное дитя». Однако святоша оправдывает это тем, что так предопределено небесами.
Мариана с мольбой на коленях просит отца ослабить «родительскую власть» и избавить ее от ненавистного брака. Эльмира предлагает супругу тайно наблюдать за поведением Тартюфа, чтобы убедиться в его лицемерии.
Явления V–VIII
Эльмира приглашает Тартюфа к себе и признается ему в любви. Сначала он не верит ее словам и требует доказательств. Женщина говорит, что боится впасть в грех, но Тартюф успокаивает ее, заверяя, что об их маленькой тайне никто не узнает.
Гневный Оргон приказывает мошеннику покинуть его жилище. Однако Тартюф наглым образом заявляет, что роскошный дом принадлежит ему, и вскоре именно Оргон будет вынужден оставить свой дом.
Действие пятое
Явления I–III
Оргона пугает не столько написанная им дарственная на имя Тартюфа, сколько некий ларец, который он передал мошеннику на хранение. Ларец Оргону передал его «злополучный друг» Аргас, который когда-то бежал из страны. Теперь Тартюф полностью контролирует этот компромат и может им воспользоваться в любой момент.
О случившемся узнает госпожа Пернель и никак не может поверить, что ее любимец оказался пронырливым обманщиком.
Явления IV–VIII
Валер, запыхавшись, сообщает о коварстве Тартюфа: тот успел очернить Оргона перед королем, и теперь хозяину дома грозит бегство. Внезапно на пороге появляется сам Тартюф, горделиво ведя под руку офицера. Все замирают в ожидании ареста, но страж порядка неожиданно направляется к Тартюфу и заковывает его в кандалы.
Офицер, представляя волю мудрого и проницательного монарха, объявляет, что лицемерная сущность Тартюфа разоблачена. Король прощает Оргону хранение ларца и «державной властию» аннулирует дарственную. В доме царит ликование. Оргон, не скрывая радости, возносит хвалу прозорливости государя и, не мешкая, начинает готовиться к свадьбе Марианы и Валера.
Так чем же всё закончилось?
Тартюф, плетя интриги ради обладания домом и богатством Оргона, сам попался в расставленные сети. Его клевета обернулась против него, приведя к справедливому наказанию.
Развязка интриг
Оргон, прозрев благодаря мудрости монарха, разрывает путы лицемерия Тартюфа и избегает его козней. Более того, он получает королевское прощение за неосторожность, связанную с хранением компрометирующих документов.
Эльмира, проявив хитрость и находчивость, срывает маску благочестия с Тартюфа, являя Оргону его истинное лицо.
Мариана и Валер, освободившись от препятствий, чинимых коварным лицемером, с удвоенной радостью возвращаются к подготовке к бракосочетанию.
Вместо послесловия
В своей пьесе Мольер мастерски соединяет каноны классицизма с элементами реалистического изображения действительности. Персонажи и повседневные ситуации, представленные в "Тартюфе", узнаваемы и понятны каждому, что делает произведение таким близким и актуальным по сей день.
Предложенный краткий пересказ лишь приоткрывает завесу над захватывающим сюжетом "Тартюфа". Настоятельно рекомендуем познакомиться с полной версией этой знаменитой пьесы, чтобы в полной мере насладиться гением Мольера.