За яркой мелодраматической историей скрывается глубокое философское размышление о природе человека, противоречивости его желаний и влиянии социальных условностей на человеческую судьбу. Гюго показывает, что истинные монстры — не те, кто уродлив внешне, а те, кто утратил человечность внутри.
Через историю средневекового Парижа автор говорит с современниками о вечных проблемах человечества: о силе предрассудков, о конфликте личности и общества, о разрушительной силе фанатизма и о спасительной силе сострадания.
Персонажи
Главные
-
Квазимодо — горбатый, глухой и одноглазый звонарь Собора Парижской Богоматери. Физически уродлив, но обладает благородной душой. Был найден подкидышем и воспитан Клодом Фролло. Безответно и самоотверженно влюблен в Эсмеральду, готов на всё ради её спасения.
-
Эсмеральда — красивая молодая цыганка, уличная танцовщица с козочкой Джали. На самом деле она не цыганка, а похищенная в детстве дочь Пакетты Шантфлёри. Обладает добрым сердцем, помогает Квазимодо, несмотря на его уродство. Страстно влюблена в капитана Феба.
-
Клод Фролло — архидьякон собора Нотр-Дам, учёный и алхимик. Воспитал брошенного Квазимодо. Терзаемый страстью к Эсмеральде, он постепенно сходит с ума от внутреннего конфликта между религиозным долгом и плотским желанием, что превращает его в главного антагониста романа.
-
Феб де Шатопер — капитан королевских стрелков, красивый и самовлюбленный молодой человек. Спасает Эсмеральду от Квазимодо, чем завоевывает её любовь. При этом относится к ней легкомысленно, как к мимолетному увлечению.
Второстепенные
-
Жеан Фролло — младший брат Клода Фролло, распутный и легкомысленный студент, значительно отличающийся от своего строгого брата.
-
Пьер Гренгуар — бедный поэт и философ, который в начале романа пытается поставить свою пьесу. Случайно женится на Эсмеральде по цыганскому обряду, чтобы спасти её от преследования.
-
Клопен Труйльфу — король нищих Двора Чудес, харизматичный лидер парижского дна.
-
Флёр-де-Лис — аристократка, невеста Феба де Шатопера, ревнующая его к Эсмеральде.
-
Пакетта Шантфлёри (сестра Гудула) — мать Эсмеральды, которая после похищения дочери сошла с ума от горя и стала отшельницей, известной как сестра Гудула. Ненавидит всех цыган, считая их виновными в исчезновении дочери.
-
Джали — козочка Эсмеральды, обученная различным трюкам. Становится причиной обвинения Эсмеральды в колдовстве.
-
Король Людовик XI — французский монарх, появляющийся в нескольких сценах романа. Расчетливый и хитрый правитель, выведенный Гюго преимущественно в сатирическом ключе.
-
Жак Шармолю — королевский прокурор при церковном суде, ведущий дело против Эсмеральды.
-
Тристан л'Эрмит — королевский палач, исполняющий смертные приговоры.
-
Матиас Хунгади — герцог цыганский, глава цыганской общины.
-
Робер д'Эстутвиль — парижский прево (градоначальник).
В романе также присутствует множество эпизодических персонажей, представляющих различные слои средневекового парижского общества: судьи, солдаты, священники, монахи, нищие, ремесленники, торговцы и другие, создающие детальную картину Парижа XV века.
Краткое содержание романа
Действие романа происходит в Париже в 1482 году. Эсмеральда — прекрасная танцовщица, которая выступает на площади перед Собором Парижской Богоматери. Она привлекает внимание Клода Фролло, который одержим страстью к ней. Квазимодо, воспитанник Фролло, также очарован Эсмеральдой, но его любовь выражается в преданности и желании защитить её.
Когда Фролло приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, того ловят королевские стрелки во главе с красавцем-капитаном Фебом. Эсмеральда влюбляется в Феба, который обещает ей встречу, но на самом деле лишь развлекается с ней.
Фролло, мучимый ревностью, следит за их свиданием и в порыве ярости наносит Фебу удар кинжалом. В покушении обвиняют Эсмеральду и приговаривают к смерти. Квазимодо спасает её от казни, укрыв в соборе, где действует право убежища.
В финале романа Эсмеральду выдаёт Фролло. Её казнят, а безутешный Квазимодо сталкивает архидьякона с башни собора и позже умирает рядом с телом Эсмеральды в подземном кладбище для казнённых.
Роман наполнен символизмом, где главным символом выступает сам собор. Через трагические судьбы героев Гюго раскрывает социальные проблемы средневекового общества и размышляет о противоречивой природе человека.
История создания и исторический контекст
Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской богоматери» в 1829 году и завершил его в 1831 году. Первоначальным толчком к написанию романа послужило увлечение Гюго готической архитектурой и его беспокойство о состоянии исторических памятников Франции. В 1825 году он опубликовал памфлет «Война разрушителям», критикуя безразличие властей к судьбе старинных зданий.
Существует легенда, что непосредственным вдохновением послужило слово «рок», которое Гюго обнаружил, вырезанное на стене Собора Парижской Богоматери. Это слово и стало одной из центральных тем романа.
Гюго заключил контракт с издателем на написание книги еще в 1828 году, но долго откладывал работу. Когда издатель установил жесткий срок, писатель буквально заперся в своем кабинете, отложив все другие проекты, и интенсивно работал над романом, завершив его в январе 1831 года.
Роман был написан в переломный момент французской истории:
-
Июльская революция 1830 года свергла Карла X и привела к власти «короля-гражданина» Луи-Филиппа Орлеанского. Гюго работал над романом именно в этот переходный период, что нашло отражение в революционном духе произведения.
-
В литературе это был период расцвета романтизма, бунтующего против классицизма. «Собор Парижской богоматери» стал манифестом французского романтизма, с его интересом к Средневековью, готике и контрастным характерам.
-
В 1820-30-е годы сам Собор Парижской Богоматери находился в плачевном состоянии после разрушений революционного периода. Роман Гюго привлек внимание общественности к этой проблеме и способствовал началу масштабной реставрации собора под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка в 1840-х годах.
-
Гюго отразил в романе социальные противоречия не только средневекового, но и современного ему общества — тему социальной несправедливости, угнетения маргинальных групп и конфликта между народом и властью.
Роман имел огромный успех сразу после публикации и не только принес Гюго литературную славу, но и фактически спас Собор Парижской Богоматери, пробудив интерес общества к сохранению исторического наследия Франции.
Основные идеи романа
Судьба и рок
Греческое слово ANANKE («судьба, рок»), которое Гюго якобы обнаружил на стене собора, становится центральной философской темой романа. Автор показывает неизбежность трагической судьбы героев, словно движимых неумолимой силой. Жизни Эсмеральды, Квазимодо и Фролло переплетаются и неизбежно движутся к трагическому финалу.
Противостояние красоты и уродства
Гюго исследует парадоксальное сочетание физической красоты и духовного уродства (Эсмеральда, внешне прекрасная, становится источником разрушительной страсти) против физического уродства и духовной красоты (Квазимодо, отвергаемый обществом из-за внешности, способен на самую чистую и бескорыстную любовь).
Собор как символ
Собор в романе — это не просто декорация, а полноценный символический персонаж. Он олицетворяет:
-
историю народа и его культуру,
-
единство противоположностей (прекрасное и ужасное, возвышенное и низменное),
-
свидетеля исторических перемен и человеческих драм.
Социальная критика
Гюго использует средневековый сюжет для критики социальной несправедливости своего времени:
-
показывает разрыв между элитой и простым народом,
-
обличает несовершенство судебной системы,
-
раскрывает жестокое обращение с маргинальными группами (цыгане, люди с инвалидностью).
Конфликт природы и цивилизации
Автор противопоставляет естественные человеческие чувства (любовь Квазимодо и Эсмеральды) искусственным социальным и религиозным конструкциям (церковная мораль Фролло). Гюго показывает, как подавление естественных чувств приводит к разрушительным последствиям.
Призыв к сохранению культурного наследия
Одна из практических целей Гюго — привлечь внимание к плачевному состоянию готических памятников Франции, в частности Собора Парижской Богоматери. Автор выступает как защитник исторической архитектуры, напоминая обществу о важности сохранения культурного наследия.
