Вдохновленный красотами и историями Кавказа, Михаил Юрьевич Лермонтов создает в 1839 году поэму «Мцыри», которая увидит свет уже годом позже в сборнике его стихов. Интересно, что замысел этого произведения зародился у поэта еще в юности, когда ему было всего 17 лет. Тогда он мечтал написать исповедь молодого монаха. Позже, во время ссылки на Кавказ в 1837 году, Лермонтов встречает на Военно-Грузинской дороге, в древнем городе Мцхета, загадочного монаха, чья судьба и легла в основу поэмы. Этот человек, будучи родом из гордого кавказского народа, был пленен в детстве генералом Ермоловым и нашел приют в стенах монастыря. Многократно пытался он вырваться на свободу, но лишь однажды ему удалось ненадолго покинуть обитель, что закончилось тяжелой болезнью. Эта полная драматизма история, пропитанная духом романтизма, послужила Лермонтову источником вдохновения для создания бессмертной поэмы «Мцыри».
Чтобы глубже погрузиться в мир произведения Лермонтова, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием «Мцыри», представленным по главам.
Где и когда разворачивается действие?
Действие поэмы переносит нас в живописную Грузию первой половины XIX века. Монастырь в окружении величественных гор становится основным местом развития событий.
Кто в центре внимания?
- Мцыри – юноша-горец, чьё детство прошло в стенах монастыря, где его готовили к принятию монашества. Несмотря на это, память о родных кавказских вершинах не угасла в его сердце, и он решается на побег, чтобы вернуться на родину. Увы, судьба распоряжается иначе: попытка оканчивается неудачей, и Мцыри умирает от тоски по свободе. Перед смертью он исповедуется, и в его словах слышны отголоски бунтарства, горечь утраченных надежд и сожаление о несбывшейся мечте. Интересно, что, как поясняет сам Лермонтов, слово "мцыри" по-грузински может означать как "послушник", так и "пришелец", "чужестранец". Получается, герой лишён не только свободы, но и собственного имени.
Кого ещё мы встречаем?
- Генерал – именно он привозит в монастырь больного ребёнка и оставляет его на попечение монахов.
## Герои и их значение:
Суть повествования:
В начале поэмы Лермонтов обращается к строкам из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Эта фраза – ключ к пониманию трагедии Мцыри, нарушившего запрет и жаждущего от жизни полноты ощущений.
Глава 1: Руины прошлого
У слияния бурных вод Арагвы и Куры некогда возвышался величественный монастырь. Время не пощадило его стен, оставив лишь груды камней. Здесь обитает одинокий старец, хранитель памяти о былом величии. Он сметает пыль с могильных плит, где покоятся те, кто помнил, как грузинский царь передал бразды правления России. С тех пор Грузия существует под ее защитой, «за оградой из блестящих штыков».
Глава 2: ...
Однажды мимо православной обители проследовал российский военачальник. С ним находился юный горец, страдающий серьезным недугом, которого путешественник вынужден был оставить на попечение монахов. Ребенок рос замкнутым и тоскливым, но один из иноков проявил о нем заботу, наставляя и готовя к принятию иноческого сана. Незадолго до торжественной церемонии юноша тайно покинул стены монастыря, но был найден спустя трое суток и возвращен в обитель. Однако его здоровье было подорвано, и перед смертью он исповедался перед священником.
Главы 3-5
«Я мало прожил, но жизнь моя была в плену», – так начинает Мцыри свое откровение. Он упрекает монаха за то, что тот спас и воспитал его, ведь ему пришлось взрослеть вдали от родных, не зная ни отца, ни матери, испытывая постоянную тоску. Юноша молод, он жаждет любви и полноты бытия. В то время как монах, хоть и молод, уже обрел жизненные ориентиры, Мцыри же был лишен этого.
Главы 6-7
Юноша, взирая на простор полей и величественного Кавказа, невольно погружается в воспоминания о родном доме. Перед его мысленным взором проносятся образы отца, сестер, колыбельных песен, реки, на золотистых берегах которой он резвился в детские годы. Эта мирная картина сменяется суровыми деталями: старики, сидящие на пороге аула, длинные кинжалы и иное оружие. В центре этого видения возникает фигура отца, облаченного в кольчугу и сжимающего ружье. Эти воспоминания пробуждают в юноше тоску по утраченному прошлому, по той жизни, которой он был лишен.
Глава 8
Замысел о побеге давно зрел в душе Мцыри, нашептывая ему обещание хоть миг вкусить свободу. И судьба исполнила его желание: за три дня скитаний, по его словам, он узрел больше, чем за годы заточения в монастырских стенах. Первым потрясением стала гроза, в которой он ощутил родственную, мятежную душу. Он был готов, «как брат, / Обняться с бурей...». Жадно ловил он взглядом игру стихий, пытаясь ухватить молнию рукой. В этот момент Мцыри замолкает, и с горечью спрашивает монаха: разве мог бы монастырь подарить ему хоть подобие подобных чувств?
Главы 9-13
Гроза миновала, и Мцыри продолжил свой путь. Будучи чужим среди людей, он находит свой дом в лоне природы. Юноша внимает голосу потока, любуясь окружающими красотами. Небесный свод над ним столь чист и бездонен, что, по его словам, на нем можно различить даже полет ангела. Для Мцыри, дитя природы, деревья, кусты и камни вещают о "тайнах неба и земли", и он постигает их язык. Все, что он передумал у ручья, уже исчезло, ибо человеческие слова не в силах передать его мысли в те моменты. Но Мцыри хотел бы вновь поведать о них, чтобы вновь ощутить себя живым, пусть даже в своих воспоминаниях.
Его взор был устремлен вдаль, где открывался бескрайний горизонт. Он мог бы сидеть так бесконечно, но голод и жажда все же вынудили его спуститься к ручью. Несмотря на опасность, «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».
Вдруг раздался мелодичный голос – это девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она шла легко, откинув чадру, иногда спотыкаясь на камнях, но тут же заливаясь смехом. Юноша увидел ее лицо и грудь, озаренные солнцем, а главное – ее глаза, черные и полные тайн любви. Мцыри был очарован. Он прервал свой рассказ, понимая, что монаху все равно этого не понять.
Главы 14-15
Разбуженный в ночной тишине, Мцыри упорно продолжает свой отчаянный путь к заветной родине. Он движется вперед, полагаясь на едва различимые вдали горные вершины, но вскоре понимает, что заблудился. Его окружает бескрайнее зеленое море – лес. Выросший в заточении, он давно утратил врожденный инстинкт ориентирования, свойственный каждому сыну гор.
Главы 16-19
В лесной чаще Мцыри сталкивается с «могучим барсом», и в нем вспыхивает ярость. Сердце юноши охватывает жажда битвы, он ощущает в себе силу и уверенность: «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Жестокая схватка длится долго – свидетельством тому служат глубокие раны на груди Мцыри. Но он выходит из битвы победителем.
Главы 20-23
Юноша, блуждая по лесу, с ужасом осознает, что возвращается к стенам монастыря, откуда он некогда сбежал. Колокольный звон подтверждает его страшные догадки. Мцыри понимает, что его мечте о возвращении домой не суждено сбыться, и с горечью винит себя за это: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». В предсмертном бреду ему чудится, будто он лежит на дне реки, а вокруг него резвятся рыбки. Одна из них заговаривает с ним, уговаривая остаться здесь, где «холод и покой», и созывая своих сестер, чтобы они танцами развеселили умирающего юношу. Мцыри долго внимает этим сладким речам, пока окончательно не теряет сознание. Позже его находят монахи.
Главы 24-26
Предсмертная исповедь Мцыри подходит к концу, и юноша обращается к своему наставнику, делясь сокровенными мыслями. С самых юных лет он был охвачен неуемным желанием свободы, и это пламенное стремление, в конечном счете, стало его погибелью. Перед лицом смерти его гнетет лишь одна печаль: его бренные останки не будут покоиться на родной земле. Возможно, Мцыри и уготован рай, но мысль об этом не приносит ему утешения.
«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»
Он просит, чтобы перед самым последним вздохом его вынесли в сад, чтобы он мог в последний раз насладиться видом Кавказских гор, бескрайним небом и чудесными цветущими акациями. Прохладный ветерок будет словно ласковые руки друга или брата, отирающие предсмертный пот, а шум ветра прозвучит как песня о родной стране. Эти мысли успокоят его, и он уснет со словами: "И никого не прокляну!".
И что в итоге?
Мцыри - проведя три дня на воле, возвращается к стенам монастыря, исповедуется монаху. Он истощён и ожидает смерти.
Заключение
Как видим, в поэме "Мцыри" раскрываются характерные для творчества Лермонтова мотивы: одиночества, любви к родине и бунта против устоявшихся традиций. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Язык поэмы, по мнению критиков, звучит отрывисто, словно падающий меч, усиливая тем самым романтические мотивы. Выбор Кавказа в качестве места действия также не случаен, ведь это страна вольности. Благодаря художественному своеобразию и актуальности поднятых проблем, поэма "Мцыри" Лермонтова интересна для чтения и сегодня. Поэтому мы рекомендуем ознакомиться с полным текстом этого произведения.