«Мещанин во дворянстве» — краткое содержание

«Мещанин во дворянстве» - краткое содержание
Новое

Жан Батист Мольер — 8 класс — 10 мин.

Пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» была создана в 1670 году в рамках реалистического литературного направления. Автор высмеивает типичного буржуа – господина Журдена, который тщетно пытается приобщиться к «высшему свету», лишь неуклюже подражая жизни дворянства.

Если вы хотите быстро разобраться в содержании комедии Мольера, рекомендуем ознакомиться с кратким пересказом «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Это поможет вам быстро подготовиться к уроку мировой литературы, так как данная пьеса входит в учебную программу 8 класса.

Место и время действия

Комедия разворачивается во второй половине XVII века во Франции, в Париже.

Главные герои

  • Господин Журден – провинциальный буржуа, мечтавший о дворянском статусе. Окружающие насмехались над его стремлениями, но потакали ему ради личной выгоды.
  • Госпожа Журден – супруга господина Журдена; не разделяла его амбициозное желание стать дворянином.
  • Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.
  • Ковьель – слуга Клеонта.
  • Дорант – граф, знакомый Журдена, постоянно занимавший у него деньги. Влюблен в Доримену.

Другие персонажи

  • Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.
  • Николь – служанка Люсиль.
  • Доримена – маркиза; Журден пытался заручиться ее расположением через Доранта.
  • Преподаватели танцев, музыки, фехтования и философии, нанятые господином Журденом.

Краткое содержание

Действие первое

Явление 1

Действие происходит в доме господина Журдена в Париже. Преподаватель музыки и преподаватель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что, хотя Журден не разбирается в искусстве, «его денежные средства перевешивают недостаток в суждениях, его здравый смысл находится в кошельке».

Явление 2

Господин Журден хвалится перед преподавателями своим новым халатом, а те в ответ льстят ему.

Буржуа недоволен звучанием скрипки. Преподаватели отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле», «все невзгоды, которыми полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

Действие второе

Явление 1

Господин Журден распорядился, чтобы к вечеру балет был завершен, поскольку ожидается визит высокопоставленной особы, для которой он организует это мероприятие. Учитель музыки, предвкушая достойное вознаграждение, советует мещанину проводить концерты по средам и четвергам, как это принято у знатных господ.

Явления 2-3

Прибывший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «суть фехтования заключается в нанесении ударов противнику» и «избежании таковых самому». Учитель фехтования высказывает мнение, что танцы и музыка – бесполезные занятия. Между учителями разгорается спор.

Явления 4-5

Господин Журден просит пришедшего учителя философии урегулировать ссору между учителями. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам включается в полемику, которая переходит в физическую конфронтацию.

Явление 6

На уроке философии учитель предлагает преподать Журдену основы философии: логику, этику и физику, но мещанин не проявляет к ним интереса. Вместо этого он просит обучить его правописанию. Учитель объясняет ему, что существуют гласные и согласные буквы.

Журден обращается к философу с просьбой помочь ему составить любовное письмо, но в конце концов они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: "Прекрасная маркиза, ваши чудесные глаза грозят мне смертью от любви". Неожиданно Журден узнает, что всю жизнь выражался прозой.

Явления 7-8

Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что ткань и рисунок (цветочки) на костюме совпадают с одеждой самого портного, причем узор расположен вверх ногами. Портной успокаивает его, что это модно в высшем обществе.

Явления 9-10

Кружась вокруг Журдена словно мотыльки вокруг огня, ловкие подмастерья облачают растроганного мещанина в новый костюм. Словно драгоценные камни, сыплются из их уст сладкие титулы: "Ваша милость", "Ваше сиятельство", "Ваша светлость". И за каждое льстивое слово щедро награждает их Журден звонкой монетой.

Действие третье

Явления 1-3

Едва взглянув на новоиспеченного франта, Николь не смогла сдержать смех, который вырвался из ее груди подобно ручью, прорвавшему плотину. Госпожа Журден, напротив, была вне себя от возмущения, увидев нелепый наряд супруга. "Вырядился шутом!" - негодовала она, напоминая, что и без того над Журденом весь город потешается. В попытках затмить конфуз, Журден решает блеснуть перед женой и Николь свежеприобретенными знаниями. Однако потуги его не впечатлили женщин и вызвали лишь новую волну насмешек. Более того, в шуточном поединке с Николь, вооружившейся шпагой, незадачливый фехтовальщик терпит фиаско, получая от служанки несколько чувствительных уколов.

Явления 4-5

Дорант, не моргнув глазом, расхваливает нелепый наряд Журдена, уверяя, что костюм произвел фурор при дворе. Более того, хитрец уверяет, что лично рассказывал о нем "в королевской опочивальне", льстя тщеславию простака-мещанина и теша его непомерное самолюбие.

В очередной раз обращаясь к Журдену, Дорант с лукавством просит "всего лишь" двести пистолей, чтобы, так сказать, округлить сумму своего внушительного долга. Госпожа Журден, не сдерживая праведного гнева, называет мужа не иначе как "дойной коровой", а хитрого Доранта – "отъявленным проходимцем".

Явления 6

В беседе с Журденом Дорант уверяет, что ему удалось уговорить маркизу посетить мещанина этим же вечером. В качестве веского аргумента он упоминает бриллиант – щедрый подарок Журдена, который непременно должен быть вручен. Случайно подслушав часть разговора, Николь с удивлением узнает, что вечером господин отправляет жену к сестре, дабы ничто "не мешало" их встрече с маркизой.

Явления 7-11

Сердце госпожи Журден разрывается от ревности – она убеждена, что муж "крутит амуры" за ее спиной. Желая отомстить, она решает выдать дочь за Клеонта, который давно пылает к девушке страстью. Николь в полном восторге от такого решения, ведь ей небезразличен Ковьель, слуга Клеонта.

Госпожа Журден советует Клеонту не мешкая просить руки ее дочери у господина Журдена.

Явление 12

Молодой Клеонт обращается к господину Журдену с просьбой о руке его дочери Люсиль. Однако мещанина интересует лишь дворянское происхождение будущего зятя. Клеонт, не желая обманывать, признается, что он не является дворянином. Журден отказывает, поскольку мечтает, чтобы его дочь стала маркизой.

Сцены 13-14

Верный слуга Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта и придумывает, как «одурачить нашего простака».

Сцены 15-18

Доримена не хотела встречаться с Дорантом ни у себя, ни у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки, преподнесенные мещанином, граф вручал маркизе от своего имени.

Сцены 19-20

Приветствуя маркизу, Журден нелепо кланяется, чем вызывает у нее веселье. Дорант предупреждает мещанина, чтобы тот не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неуместно в светском обществе.

Действие четвертое

Сцена 1

Доримена, пораженная размахом «роскошного пира», устроенного ради ее визита, обращает внимание Журдена на блистающее украшение на своей руке. Журден, рассматривая бриллиант, легкомысленно называет его «сущей безделицей», предполагая, что маркиза знает о его происхождении от него самого.

Явления 2-4

Неожиданно появляется госпожа Журден. Возмущенная тем, что ее муж, выпроводив ее, устраивает пиршество для другой женщины, она требует объяснений. Дорант пытается убедить ее, что обед был организован им, но супруга Журдена ему не верит. Расстроенная маркиза покидает сцену, за ней следует Дорант.

Явления 5-8

## Буржуа-Мамамуши: Новые одежки Императора

Хитрец Ковьель, облачившись в облик старого приятеля отца Журдена, являет себя семейству новоиспеченного дворянина. С его уст слетает невероятная история: оказывается, отец мещанина вовсе не торговал сукном, а носил гордое звание дворянина! Но это всего лишь прелюдия к главному – Ковьель возвещает о пылкой страсти сына турецкого султана к дочери Журдена и о его жгучем желании взять её в жены.

Вскоре на сцене появляется и сам "сын султана" – Клеонт, искусно загримированный под турка. Его признания в любви, естественно, переводит незаменимый Ковьель.

Дорант, завидев разворачивающийся фарс, получает от Ковьеля заманчивое предложение присоединиться к спектаклю.

Картина вторая. Действие девятое-тринадцатое

Восточная сказка оживает на глазах: звучат турецкие напевы, вихрем проносятся дервиши в экзотических нарядах, а муфтий, окружённый свитой, возглашает церемонию посвящения. Журден, облаченный в восточные одежды, превращается в настоящего "мамамуши". На спину новоиспечённого турка возлагается Коран, а муфтий возносит молитвы Магомету.

День пятый

Картина первая

Окрыленный Журден спешит поделиться с женой своим новым титулом – "мамамуши". Госпожа Журден, видя метаморфозы супруга, начинает подозревать худшее – не сошёл ли он с ума?

Картина вторая-третья

(Продолжение следует…)

Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы вместе с Клеонтом устроить маскарад и посмотреть специально подготовленный для нее балет.

Явления 4-7

Сначала Люсиль отказывалась выходить замуж, но, узнав в «турке» Клеонта, соглашается.

Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее лишь маскарад, она распорядилась позвать нотариуса.

Дорант объявляет, что он и маркиза тоже решили пожениться. Господин Журден думает, что граф это сказал, чтобы сбить его с толку. Довольный мещанин отдает Николь «переводчику» Ковьелю, а свою «супругу — кому угодно». Ковьель удивляется, что «другого такого безумца на всем свете не сыщешь!».

«Комедия заканчивается балетом».

И что в итоге?

Господин Журден, думая, что Клеонт — сын турецкого султана, дает согласие на его брак с Люсиль.

Госпожа Журден — узнав, что жених Люсиль, выдававший себя за сына султана, на самом деле является Клеонтом, дает родительское благословение на их брак.

Клеонт — становится официальным женихом Люсиль.

Ковьель — устраивает масштабную розыгрыш с переодеваниями, в результате которого Люсиль и Клеонт обручаются.

Дорант и Доримена — планируют обратиться к нотариусу, чтобы узаконить свои отношения.

Люсиль — соглашается выйти замуж за "турка", позже узнав, что это Клеонт.

Заключение

Комедия Мольера "Мещанин во дворянстве" является одним из наиболее известных драматических произведений. Пьеса была поставлена более чем двадцатью ведущими театрами и четырежды экранизирована. Яркие характеры персонажей и тонкий юмор обеспечивают интерес к этому гениальному творению и для современных читателей.

Рекомендуем ознакомиться с комедией "Мещанин во дворянстве" в полном объеме, а не ограничиваться кратким пересказом сюжета.

Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Бесплатный вебинар
Для родителей Для подростков

Определите, что мешает получать пятёрки

  • Оставьте заявку на вводный урок
  • Получите бесплатную оценку знаний ребёнка
  • Узнайте конкретные шаги, чтобы поднять успеваемость