Величественный Санкт-Петербург, окутанный мистическим туманом ноября 1824 года, становится безмолвным свидетелем трагедии маленького человека. Поэма «Медный всадник» — это пронзительная история Евгения, простого петербуржца, чья жизнь безжалостно разбивается о грозную стихию наводнения. Вместе с любимой девушкой он теряет не только счастье, но и все свои надежды на будущее, погружаясь в пучину безумия.
Пушкин мастерски переплетает в «Медном всаднике» судьбу маленького человека с темой величия и противоречивости петровских преобразований. Конфликт личности и безжалостной государственной машины достигает апогея, оставляя после себя горькое послевкусие и множество вопросов. Чтобы проникнуть в глубины этого сложного произведения, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием поэмы, изложенным опытным литературоведом.
Место действия и время
Действие разворачивается в ноябре 1824 года в северной столице Российской империи — Санкт-Петербурге.
Ключевые персонажи
- Евгений — скромный чиновник, мечтающий о тихой семейной гавани. Гибель возлюбленной во время разрушительного наводнения становится для него роковым ударом, приводя к потере рассудка.
- Медный Всадник – грозная фигура царя-реформатора, оживающая в воспаленном сознании Евгения.
Другие действующие лица
- Параша – юная возлюбленная Евгения, ставшая жертвой разрушительного петербургского наводнения.
Краткое содержание поэмы
Предисловие
Автор подчеркивает, что описываемые им события основаны на реальных фактах, а информация о наводнении почерпнута из подлинных журналов того времени.
Вступление
На пустынных берегах Невы некогда стоял Петр Великий, охваченный мечтой о будущем городе:
«Здесь нам по воле роковой
Открыть окно в Европу суждено».
Спустя столетие на месте, где некогда царила "тьма лесов" и топкие болота, вырос величественный и горделивый молодой город. Этот "юный град" затмил своей красотой, богатством и мощью даже саму Москву. Автор выражает свою любовь к городу, "творению Петра", и верит, что созданный волей правителя, он будет стоять "неколебимо как Россия" на протяжении многих веков, а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет тревожить "вечный сон Петра".
Повествователь приступает к рассказу о трудном периоде, воспоминания о котором еще свежи.
Часть первая
Поздним ненастным ноябрьским вечером герой по имени Евгений вернулся домой после посещения гостей.
"Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине".
Гнетущие мысли о безденежье, о необходимости выбиться в люди, чтобы обрести «независимость и честь», не давали Евгению сомкнуть глаз. Вдобавок ко всему, разбушевавшаяся стихия гнала по Неве мутные волны, грозя затопить мосты. Если это случилось, то путь к возлюбленной Параше, живущей «у самого залива», на другом берегу реки, будет отрезан на несколько дней. Евгений рисовал в своем воображении картины счастливой жизни с Парашей, их совместное будущее, и, наконец, погрузился в сон.
Пробуждение принесло с собой ужасающую картину:
«Нева металась, грозно ревя,
И вдруг, свирепой тварью взъярясь,
На город ринулась, круша» .
Там, где еще вчера были площади, теперь плескались мутные озера, в которые «широкими потоками устремлялись улицы». Разъяренная стихия крушила всё на своем пути: дома превращались в щепки, унося жизни людей, мосты исчезали в пучине вод.
На могучем мраморном льве, охранявшем порог одного из нововыстроенных дворцов, застыл в оцепенении Евгений. Буря бушевала вокруг, ветер хлестал дождем по лицу, но он не замечал ничего, кроме леденящей тревоги за любимую. Взор его, полный отчаяния, был прикован к месту, где "из взбесившейся пучины, словно исполины, вставали валы, ревел ветер, неся обломки". Там, в бушующей стихии, находился дом Параши и её матери. Взглядом, затуманенным ужасом, он видел покосившийся заборчик и их ветхую избушку.
Евгений был словно прикован к месту неведомой силой. Вокруг плескалась вода, а перед ним, гордо возвышаясь над бушующей Невой, стоял "кумир на бронзовом коне", обращенный к нему спиной. Памятник Петру I, казалось, бросал вызов разъяренной стихии.
Часть вторая
Спад воды принёс Евгению не облегчение, а леденящую душу смесь надежды, страха и тоски. Не медля ни минуты, он нанимает лодку и пускается в путь к своей возлюбленной. Добравшись до берега, Евгений бежит к дому Параши, но то, что он видит, не укладывается у него в голове. Он мечется вокруг места, где ещё недавно стоял дом, но его больше нет – Нева поглотила его. «Куда же ты пропала?» – словно пытаясь прогнать страшное видение, шепчет Евгений, а потом, охваченный горем, разражается безумным смехом.
Новый день засиял над Петербургом. Нева успокоилась, словно ничего и не было. Горожане потянулись в храмы, на улицах снова закипела торговля, жизнь вернулась в привычное русло.
Утрата возлюбленной сломила Евгения. Его разум, подобно хрупкому стеклу, раскололся под гнетом горя. Погруженный в пучину отчаяния, он бесцельно бродил по улицам, позабыв о доме. Дни складывались в недели, недели – в месяцы. Юноша находил приют где придется, довольствуясь подаянием сердобольных прохожих. Случалось, мальчишки швыряли в него камни, а кучера хлестали кнутами, когда он, потерянный в своих мыслях, чудом не попадал под копыта лошадей. Душевная боль терзала его изнутри, подобно ненасытному зверю.
«И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»
Последние дни лета баловали теплом, но эта ночь у невской пристани выдалась тревожной. Проливной дождь, завывания ветра и грозный рокот Невы вырвали Евгения из сна. Воспоминания о пережитом ужасе наводнения нахлынули ледяной волной, заставляя его метаться по мокрым улицам. Внезапно он замер, скованный леденящим страхом – перед ним вырос дом, где он искал спасения от разбушевавшейся стихии в ту страшную ночь, когда погибла Параша. Каменные львы все так же грозно стерегли вход на крыльце выстроенного на месте старого дома, а неподалеку, словно призрак былого величия, возвышался на своем бронзовом коне Петр. Все было до боли знакомо: и место, где «бесновался потоп», и грозные фигуры хищников, и тот, «по чьей неумолимой воле из пучины вод явился город». Именно в нем, в основателе Петербурга, Евгений видел виновника своего страшного горя.
С яростью, исказившей его лицо, скрежеща зубами и сжимая кулаки, он пронзил Петра взглядом, полным ненависти. «Попомнишь ты это!» – прошипел он с угрозой и бросился бежать. Герою померещилось, что лицо царя исказила гримаса гнева, а всадник начал разворот в его сторону. Всю ночь Евгений бежал от мнимой погони Петра – куда бы он ни свернул, ему слышался неумолимый цокот копыт ожившего «медного царя».
С того рокового дня, стоило Евгению оказаться у подножия монумента, он покорно склонял голову, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, словно пытаясь утихомирить грызущую его боль.
Евгений так и не смог оправиться от утраты и вернуть рассудок. Весной бездыханное тело «несчастного безумца» обнаружили у порога ветхой лачуги, которую наводнение выбросило на пустынный остров у самого моря. Там, на этом безлюдном клочке земли, его и предали земле.
Каков же итог этой трагедии?
Евгений, сражённый горем от потери возлюбленной, лишился рассудка. Его бездыханное тело было обнаружено на руинах дома, некогда служившего убежищем для его Параши, безжалостно поглощенного разбушевавшейся стихией.
Параша пала жертвой разрушительного петербургского наводнения.
Заключение
Повествуя о трагической участи Евгения, Пушкин проводит тонкую нить сквозь повествование, подталкивая читателя к горькому осознанию: пропасть между державной волей и чаяниями простого люда остается зияющей раной, не подвластной ни времени, ни переменам. Автор мастерски иллюстрирует трагическую взаимозависимость этих сил. Впервые на страницах русской литературы столь ярко и пронзительно показана непреодолимая преграда, разделяющая государственные интересы и чаяния простого человека. Именно поэтому образы, созданные пером Пушкина, полны противоречий: перед нами предстает Петр – реформатор и деспот в одном лице, Евгений – ничем не примечательный чиновник, восставший против несправедливости, источником которой стал сам царь.
Изучив пересказ "Медного всадника", читатель готов полностью прочувствовать уникальные образы и языковые особенности пушкинской поэмы.