Организационные вопросы
Навигация по школе будет сложнее. Если раньше почти все уроки проходили в одном кабинете, то теперь каждый день — большое путешествие с десятком пунктов назначения. Даже перемены поначалу покажутся короче, ведь за это время нужно успеть собрать все вещи и переместиться из одного кабинета в другой.
Как подготовиться:
1. Узнать и показать ребенку, где находится кабинет классного руководителя. Так школьник будет знать, к кому обратиться, даже если потеряется.
2. Порассуждать, чем отличаются друг от друга разные помещения: почему в кабинете географии стоит глобус и висит карта, а в кабинете литературы — много портретов поэтов и писателей. Можно даже сделать рисунок каждого кабинета.
3. В первые недели пятого класса попробовать вместе составить «навигатор» по школе. Нарисовать картинку или схему, на которой будут изображены все нужные ребенку кабинеты, спортзал и место, где висит расписание уроков.
Придется носить в школу больше учебников. Мастхэв для пятиклассника — удобный рюкзак, в который поместится все необходимое. Важно, чтобы спинка была жесткой, а лямки можно было отрегулировать.
Был один учитель — станет несколько. И у каждого педагога свои порядки и требования. Если ребенок помимо школы посещает кружки и секции, привыкнуть чуть проще. Школьник уже понимает, что к тренеру по боксу бесполезно обращаться за помощью с домашкой по математике. А учитель фортепиано вряд ли даст дельные советы по технике боксерских ударов.
Как подготовиться:
- Вместе с ребенком познакомиться с учителями заранее или посмотреть их профили и открытые уроки на сайте школы.
- Объяснить ребенку, что учителей теперь больше, и это нормально. Рассказать, что так было и у вас, когда вы были в том же возрасте.
- После первых недель в пятом классе предложить школьнику вместе выписать самое главное обо всех учителях. Например, составьте простую табличку:
Предмет |
Имя и отчество |
Номер кабинета |
Один важный факт, который стоит знать об этом учителе |
Литература |
Мария Александровна |
25 |
Знает 1000 и 1 поговорку на все случаи жизни |
В графе с фактами оставьте простор для творчества. Спросите у ребенка, что он сам хотел бы здесь написать. Может быть, преподаватель математики каждый урок проводит мини-проверочную работу, учитель музыки любит кошек, а русичка каждый раз хмурится, когда ученики произносят слово с ошибкой. Так ребенок систематизирует всё, что знает, а вы выясните больше о том, что происходит в школе.
Изменения в учебе
Школьных предметов станет больше. А некоторые теперь фигурируют под новыми названиями. Чтение превратится в литературу, а «окружающий мир» — в биологию, географию и историю. При этом многие предметы останутся в привычном виде: русский язык, математика (делится на алгебру и геометрию только в 7 классе), иностранный язык, музыка, изо, технология и физкультура.
Как подготовиться:
- Коротко объяснить ребенку, что он будет изучать на каждом уроке. Можно даже вместе полистать учебники.
- Сыграть в небольшую игру: предложить назвать один интересный факт по каждому предмету. Так ребенок поймет, что все дисциплины — не такие уж новые, а он уже что-то знает.
Учебная нагрузка возрастет. Самостоятельных работ и домашек станет больше. Да и подача материала изменится. Поэтому на первый план выйдут четкий режим дня, качественный отдых и удобная среда для обучения.
Как подготовиться:
- Заранее продумать режим дня и попробовать его соблюдать. Важно добавить в это расписание не только учебные обязанности, но и время на сон, еду, отдых, развлечения.
- Проследить, что у ребенка удобное рабочее место: стол и стул соответствуют росту, хватает света и воздуха.
- Рассказать, как можно восстанавливать силы в перерывах между заданиями. Объяснить, что отдыхать можно не только в гаджетах: гораздо лучше работают небольшая зарядка, прогулка или гимнастика для глаз.
- Повторить главное за начальную школу. Первые месяцы пятого класса — и так большой стресс. И на то, чтобы закрыть старые пробелы, может не хватить времени и сил. Лучше сделать это заранее. Не нужно зубрить учебники за все 4 класса, но вспомнить основные положения — хорошая идея.
- Быть готовыми, что сначала ребенку может понадобиться помощь с домашним заданием. А дальше будет видно, где предоставить самостоятельность, а по какому предмету придется позаниматься дополнительно.
- Поговорить об оценках и ошибках. Объяснить, что «двойка» — не приговор, а просто повод внимательнее отнестись к учебе.
Александра Просветова, учитель начальной школы и математики в Skysmart |
Пятиклассникам поначалу сложно воспринимать новый способ подачи материала. В учебниках для начальной школы много иллюстраций, а тексты делятся на темы. В средней школе всё это резко пропадает: материал учебников оформлен более сухо, а в одной главе слишком много информации. Здесь очень важна грамотная работа педагога. Если учитель продолжает включать в уроки занимательные игровые моменты, то переход происходит не так резко, и ребенку комфортнее настроиться на учебу. |
Получите больше пользы от Skysmart:
-
Запишите ребёнка на обучающие онлайн-курсы.
-
Выбирайте из 4800+ репетиторов по всем предметам.
Приходите на бесплатные курсы для детей.
Психологический комфорт
Будет сложнее выстраивать общение с учителями. Педагоги начальной школы обычно знают каждого ребенка «от» и «до». А вот с учителями-предметниками другая история. У этих преподавателей — сразу несколько классов, они не так погружены в особенности каждого ребенка. Поэтому первое время пятиклашкам хочется сходить в гости к первой учительнице, поделиться новостями и пожаловаться на жизнь.
Как подготовиться:
- Не терять контакт. Обсудить с учителем начальной школы, может ли ребенок первое время ему звонить, писать, заходить в гости в его кабинет. Но при этом объяснить ребенку, что эта опция лимитирована: у учительницы новый класс и свои дела.
- Поговорить с ребенком о пользе новой ситуации. Необходимость находить общий язык с разными учителями учит гибкости. А это качество пригодится еще не раз. Есть и еще один плюс: если в начальной школе с предметом не ладилось, то новый учитель — возможность начать всё с чистого листа.
Александра Просветова, учитель начальной школы и математики в Skysmart |
Даже ученики онлайн-школы часто очень привязываются к учителю, и им тяжело расставаться с ним. В этом случае преподаватель может оставить свои контакты, по которым ребенок и родители могут обратиться с вопросами. Эта опция вряд ли пригодится, но школьнику так точно будет спокойнее. |
Остро встанет вопрос самостоятельности. У многих ребят пятый класс совпадает с переходным возрастом. Ребенок становится подростком и хочет делать всё сам. Но это не всегда дается легко.
Как подготовиться:
- Выделить зоны ответственности — причем не только в учебе, но и в других делах. Обговорить сферы, в которых ребенок всё решает сам, а где важно посоветоваться со взрослыми.
- Обсуждать то, что происходит в школе. Самостоятельность — это хорошо. Но важно, чтобы ребенок не думал, что теперь должен справляться сам даже с трудными ситуациями. Помогать со сложными домашками и общаться с учителем, если это нужно, — нормально, даже если ребенок уже повзрослел.
На первый план выйдет мнение сверстников. Все ребята становятся независимыми и теперь больше ориентируются друг на друга, а не на учителя. Здесь рецепт тот же — разговоры. Обсуждайте с ребенком, что он ценит в дружбе, с какими ребятами хочет общаться и с какими трудностями сталкивается.
Как подготовиться:
- Объяснять, что понравиться всем невозможно. И вместе учиться фильтровать чужое мнение. Полкласса занимаются музыкой, а ребенок сам давно мечтал сесть за фортепиано, но не решался? Это повод попробовать. Но бывает, что школьник, например, просит новую модель гаджета только потому, что одному приятелю купили такой же. Тогда стоит обсудить, правда ли это нужно самому ребенку.
- Аккуратно помогать завести друзей. Например, предложить позвать одноклассников в гости. Ребята могут вместе сделать домашку или просто посмотреть кино, поиграть в приставку, снять крутое видео для блога.
Любовь Чепурная, учитель начальной школы и математики в Skysmart |
Считается, что период адаптации в пятом классе — один из самых трудных в жизни школьника. И родителям нужно быть к этому готовыми. Пятиклассники — это уже не дети, а маленькие взрослые. Для них на первый план выходит общение, и общественная оценка затрагивает их больше, чем оценка в дневнике. Если родители поймут и поддержат в этом своего ребенка, адаптироваться будет легче. В этом возрасте детям важно самим принимать решения и доказывать, что они уже не малыши. Мой совет родителям: будьте ребенку другом, поддерживайте в начинаниях, говорите больше комплиментов. У подростка появляется своя позиция, в которой его трудно переубедить. Если эмоциями младшего школьника можно управлять, то подростки более упрямы и вспыльчивы. Поэтому важно быть деликатными и относиться к ребенку как к равному: с уважением и вниманием. |
Чтобы ничего не забыть — подготовили для родителей шпаргалку. Сохраняйте ее на компьютер или смартфон или распечатайте и отмечайте все пунктики вместе с ребенком.