1banner-popap-bts-exams-trainingБот BTS Exams
2banner-popap-probnik-exams-trainingБот с пробниками Exams

Все правила пунктуации для ЕГЭ

Одно лишь умение интуитивно расставлять знаки препинания не поможет сдать ЕГЭ по русскому. Здесь нужно понимать правила. Да, их много, но они логичны. И эта статья поможет разобраться в них, чтобы больше не бояться экзаменационных заданий на тему пунктуации.

Постановка знаков препинания в различных случаях

Пунктуация при однородных членах

Знания по этой теме пригодятся в задании ЕГЭ №16.

Если между однородными членам нет союзов, их всегда разделяют запятыми.

Пример:

Красные, белые, сиреневые цветы заполняли поле.

Если между однородными членами есть союзы а, но, да (но), зато, хотя, однако, а также, перед ними ставят запятую.

При этом после однородного члена с таким союзом запятая не нужна, если обратно не требует другое правило.

Пример:

Поле заполняли не красные, а белые цветы.

Если союзы и, или, либо, да (и), ни, то, либо повторяются перед однородными членами, перед ними должны стоять запятые.

Пример:

Красные и белые цветы заполняли поле.

При этом в выражениях ни то ни сё, ни туда ни сюда, ни свет ни заря запятая не нужна. Как и при однородных членах, соединённых сочинительными союзами по парам. В последнем случае запятая будет разделять только эти пары.

Пример:

Чтобы собрать полевые цветы, мы встали ни свет ни заря.

Запятую ставят перед второй частью двойных союзов: как – так и, не так – как, не только – но и, хотя и – но, если не – то, чем – тем, настолько – насколько, не столько – сколько и т. д.

Пример:

Тут чем дальше, тем проще.

Обобщающие слова при однородных членах

После обобщающего слова перед однородными членами ставят двоеточие.

Пример:

Сад оказался полон фруктов: яблок, груш, винограда.

После однородных членов перед обобщающим словом ставят тире.

Пример:

Леса, тропинки, дома — всё покрылось инеем.

Бывают случаи, когда обобщающее слово встречается дважды: до и после однородных членов. Тогда нужно ставить и двоеточие, и тире.

Пример:

Хотелось скорей увидеть всё: луга, поля, холмы — всё, что запомнилось из детства.

Двоеточие ставят перед перечислением, даже если перед ними нет обобщающего слова.

Пример:

Там меня уже ждали: бабушка, дедушка и кот Матрос.

Пунктуация в сложных предложениях

Задания по этой теме встречаются в №16, №19, №20 и №21 ЕГЭ по русскому языку.

Бессоюзные предложения

При перечислении фактов или событий между частями бессоюзного предложения ставят запятую.

Пример:

Солнце греет, река блестит, колышется трава.

Если вторая часть БСП указывает на причину, дополняет смысл или поясняет первую, между ними ставят двоеточие.

Пример:

Я едва не уснул: лекция было невыносимо скучной.

Если первая часть БСП обозначает время или условия для действия, описанного во второй, между ними ставят тире.

Пример:

Быстрее управимся — скорее пойдём домой.

Если вторая часть БСП обозначает вывод, содержит сравнение с первой или противопоставление ей, между ними ставят тире.

Пример:

А лес шумит — (будто) песню поёт.

Сложносочинённые предложения

Между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью с союзами и, да, однако, либо и т. д., нужна запятая.

Пример:

Ветер шелестел, да ивы гнулись.

Если вторая часть обозначает вывод, неожиданное действие или противопоставляется первой, между ними ставят тире.

Пример:

Из кустов донеслась возня — и на дорогу выпрыгнула белка.

Сложноподчинённые предложения

Если придаточная часть сложноподчинительного предложения стоит перед или до главной, между ними ставят запятую. Если же она стоит в середине, зависимое предложение нужно обособлять с обеих сторон.

Пример:

  • Лишь зашло солнце, я отправился домой к бабушке.

  • Я отправился, лишь зашло солнце, домой к бабушке.

Если перед составными союзами в СПП есть слова лишь, только, ещё и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно или частицы не и ни, такие союзы могут делиться. В таком случае перед что нужно ставить запятую.

Пример:

Я отказал ещё и потому, что у меня не оставалось времени.

Если изъяснительные и условные (с союзом ли) придаточные стоят перед главным предложением и выделены интонацией, их разделяют тире.

Пример:

Хочется ли оставить всё — никак не пойму.

Если в части перед ним есть предупреждение о том, что дальше будет разъяснение, то иногда перед подчинительным союзом ставят двоеточие.

Пример:

И тогда стало ясно: ждать мне некого.

Чтобы лучше подготовиться к заданиям по этой теме, советуем также повторить отличия видов подчинительной связи: однородное, параллельное и последовательное подчинение. Мы разобрали их в статье «Сложноподчинённое предложение».

Пунктуация в причастных и деепричастных оборотах

Эту тему проверяют в заданиях ЕГЭ №17.

Причастные обороты

Причастные обороты выделяют запятыми, если они стоят после определяемого слова.

Пример:

Дверь, оставленная ранее закрытой, теперь глядела на меня чёрной щелью.

Стоящие перед определяемым словом причастные обороты выделяют запятыми, если те отделены от него другими членами предложения, имеют обстоятельственное значение или относятся к личному местоимению.

Примеры:

  • Напуганный шагами туристов, стараясь быстрее скрыться из виду, лис кинулся в чащу.

  • Вконец уставший, я вернулся домой поздно.

  • Окрылённая своим счастьем, она провела вечер с улыбкой на губах.

Деепричастные обороты

Деепричастные обороты обособляются запятыми вне зависимости от того, где они расположены.

Пример:

Собираясь на прогулку, я оставила зонт дома.

Деепричастный оборот не обособляется, если это фразеологизм.

Пример:

Он делал всё спустя рукава.

Пунктуация при других конструкциях

Знания о том, как расставлять запятые при междометиях, обращениях, вводных словах и других обособляемых конструкциях, пригодится в №18 и №21.

Обращения

Обращения всегда выделяют запятыми.

Пример:

Как красива ты, Москва!

Если обращение разделено на части, запятыми выделяют каждую из них.

Пример:

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Вводные слова и конструкции

Обычно вводные слова и конструкции выделяют запятыми.

Пример:

Значит, время ещё не пришло.

Если перед вводном словом есть союз а, и они образуют единое целое, между ними не ставят запятую.

Пример:

Из кухни шёл аромат выпечки, а значит, мама уже была дома.

Для усиления эмоционального эффекта перед вводными словами иногда ставят тире.

Пример:

Он ушёл — видите ли, ему не понравилась наша компания.

Междометия

Междометия всегда выделяют запятыми.

Но при этом важно не путать их с усилительными частицами о, а, ну, ах, ох. Те, в отличие от междометий, не выражают чувств, а только подчёркивают оттенки значений слов.

Примеры:

  • Ох, не по душе мне это место.

  • Ох и хитрый ты!

Сравнительные обороты

Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто, словно, точно, что, чем, нежели выделяются запятыми, если обозначают уподобление одного предмета другому.

Пример:

Я летала в своих снах, как птица легка и свободна.

Сравнительные обороты не выделяют запятыми, если они имеют значение образа действия, приравнивания или как означает в качестве. Также не обособляются сравнительные обороты, которые являются фразеологизмами.

Примеры:

  • Ручей звенел как колокольчик.

  • Попробуй этот препарат как лекарство от тошноты.

  • Весь день я провёл как на иголках.

Уточнения

Уточнения, пояснения, дополнительные замечания к предыдущим членам предложения принято выделять запятыми.

Особенно, если перед ними есть слова например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе, то есть и т. д.

Пример:

В моей семье не любят кошек, особенно британских.

Иногда уточнения выделяют тире.

Пример:

Мне хотелось только одного — всё объяснить!

Приложения

Приложения обособляются, если:

  • относятся к личному местоимению;

  • относятся к имени собственному, но стоит после определяемого слова;

  • обозначают уточнение или пояснение, но стоит после определяемого слова;

  • имеют при себе союз как в значении причинности или слова то есть, даже, а именно и т. д.;

  • стоят до определяемого слова — нарицательного существительного.

Примеры:

  • Мы, туристы, стараемся запомнить каждое мгновение отпуска за границей.

  • В комнату зашёл Сергей Михайлович, учитель литературы.

  • Саша, его брат, не хотел делиться найденным.

  • Художнику, как человеку искусства, было положено в таком разбираться.

  • Появился оценщик, этот пройдоха.

  • Большой ценитель классической музыки, отец сразу зашёл ко мне в комнату.

Для усиления выразительности приложения иногда ослабляют тире.

Пример:

Мне сразу понравился город — серый, но живой — и люди, что его населяли.

Пунктуация при прямой речи

В таких предложениях есть самая прямая речь и слова автора, которые могут стоять как до, так и после неё. В зависимости от этого, предложения оформляют по-разному. Ниже — все схемы.

Оформление прямой речи знаками препинания

Прямая речь до слов автора

Прямая речь после слов автора

  • А: «П».

  • А: «П?»

  • А: «П!»

  • А: «П…»

  • «П», — а.

  • «П?» — а.

  • «П!» — а.

  • «П…» — а.

Запятая, двоеточие, тире: сводная таблица

В ЕГЭ также есть задание №21, которое требует не только расставить знаки препинания, но и объяснить, как именно. В таблице ниже мы кратко изложили случаи, когда нужно ставить каждый из знаков препинания.

Все случаи постановки знаков препинания

Запятая

Тире

Двоеточие

  • в БСП;

  • в СПП;

  • в ССП;

  • при обособленных членах;

  • с вводными словами;

  • с уточнениями;

  • с приложениями;

  • с междометиями;

  • с обращениями;

  • со сравнительными оборотами;

  • с причастными и деепричастными оборотами;

  • в прямой речи.

  • в БСП;

  • в СПП;

  • после однородных членов;

  • между подлежащим и сказуемым;

  • с приложениями;

  • с вводными словами;

  • с уточнениями;

  • в неполных предложениях.



  • в прямой речи;

  • при однородных членах;

  • в БСП;

  • в СПП.

Опирайтесь на таблицу и разделы этой статьи во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и у вас не будет проблем с заданиями по пунктуации. И не забывайте практиковаться!