Пунктуация при однородных членах
Знания по этой теме пригодятся в задании ЕГЭ №16.
Если между однородными членам нет союзов, их всегда разделяют запятыми.
Пример:
Красные, белые, сиреневые цветы заполняли поле.
Если между однородными членами есть союзы а, но, да (но), зато, хотя, однако, а также, перед ними ставят запятую.
При этом после однородного члена с таким союзом запятая не нужна, если обратно не требует другое правило.
Пример:
Поле заполняли не красные, а белые цветы.
Если союзы и, или, либо, да (и), ни, то, либо повторяются перед однородными членами, перед ними должны стоять запятые.
Пример:
Красные и белые цветы заполняли поле.
При этом в выражениях ни то ни сё, ни туда ни сюда, ни свет ни заря запятая не нужна. Как и при однородных членах, соединённых сочинительными союзами по парам. В последнем случае запятая будет разделять только эти пары.
Пример:
Чтобы собрать полевые цветы, мы встали ни свет ни заря.
Запятую ставят перед второй частью двойных союзов: как – так и, не так – как, не только – но и, хотя и – но, если не – то, чем – тем, настолько – насколько, не столько – сколько и т. д.
Пример:
Тут чем дальше, тем проще.
Обобщающие слова при однородных членах
После обобщающего слова перед однородными членами ставят двоеточие.
Пример:
Сад оказался полон фруктов: яблок, груш, винограда.
После однородных членов перед обобщающим словом ставят тире.
Пример:
Леса, тропинки, дома — всё покрылось инеем.
Бывают случаи, когда обобщающее слово встречается дважды: до и после однородных членов. Тогда нужно ставить и двоеточие, и тире.
Пример:
Хотелось скорей увидеть всё: луга, поля, холмы — всё, что запомнилось из детства.
Двоеточие ставят перед перечислением, даже если перед ними нет обобщающего слова.
Пример:
Там меня уже ждали: бабушка, дедушка и кот Матрос.
Пунктуация в сложных предложениях
Задания по этой теме встречаются в №16, №19, №20 и №21 ЕГЭ по русскому языку.
Бессоюзные предложения
При перечислении фактов или событий между частями бессоюзного предложения ставят запятую.
Пример:
Солнце греет, река блестит, колышется трава.
Если вторая часть БСП указывает на причину, дополняет смысл или поясняет первую, между ними ставят двоеточие.
Пример:
Я едва не уснул: лекция было невыносимо скучной.
Если первая часть БСП обозначает время или условия для действия, описанного во второй, между ними ставят тире.
Пример:
Быстрее управимся — скорее пойдём домой.
Если вторая часть БСП обозначает вывод, содержит сравнение с первой или противопоставление ей, между ними ставят тире.
Пример:
А лес шумит — (будто) песню поёт.
Сложносочинённые предложения
Между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью с союзами и, да, однако, либо и т. д., нужна запятая.
Пример:
Ветер шелестел, да ивы гнулись.
Если вторая часть обозначает вывод, неожиданное действие или противопоставляется первой, между ними ставят тире.
Пример:
Из кустов донеслась возня — и на дорогу выпрыгнула белка.
Сложноподчинённые предложения
Если придаточная часть сложноподчинительного предложения стоит перед или до главной, между ними ставят запятую. Если же она стоит в середине, зависимое предложение нужно обособлять с обеих сторон.
Пример:
-
Лишь зашло солнце, я отправился домой к бабушке.
-
Я отправился, лишь зашло солнце, домой к бабушке.
Если перед составными союзами в СПП есть слова лишь, только, ещё и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно или частицы не и ни, такие союзы могут делиться. В таком случае перед что нужно ставить запятую.
Пример:
Я отказал ещё и потому, что у меня не оставалось времени.
Если изъяснительные и условные (с союзом ли) придаточные стоят перед главным предложением и выделены интонацией, их разделяют тире.
Пример:
Хочется ли оставить всё — никак не пойму.
Если в части перед ним есть предупреждение о том, что дальше будет разъяснение, то иногда перед подчинительным союзом ставят двоеточие.
Пример:
И тогда стало ясно: ждать мне некого.
Чтобы лучше подготовиться к заданиям по этой теме, советуем также повторить отличия видов подчинительной связи: однородное, параллельное и последовательное подчинение. Мы разобрали их в статье «Сложноподчинённое предложение».
Пунктуация в причастных и деепричастных оборотах
Эту тему проверяют в заданиях ЕГЭ №17.
Причастные обороты
Причастные обороты выделяют запятыми, если они стоят после определяемого слова.
Пример:
Дверь, оставленная ранее закрытой, теперь глядела на меня чёрной щелью.
Стоящие перед определяемым словом причастные обороты выделяют запятыми, если те отделены от него другими членами предложения, имеют обстоятельственное значение или относятся к личному местоимению.
Примеры:
-
Напуганный шагами туристов, стараясь быстрее скрыться из виду, лис кинулся в чащу.
-
Вконец уставший, я вернулся домой поздно.
-
Окрылённая своим счастьем, она провела вечер с улыбкой на губах.
Деепричастные обороты
Деепричастные обороты обособляются запятыми вне зависимости от того, где они расположены.
Пример:
Собираясь на прогулку, я оставила зонт дома.
Деепричастный оборот не обособляется, если это фразеологизм.
Пример:
Он делал всё спустя рукава.
Пунктуация при других конструкциях
Знания о том, как расставлять запятые при междометиях, обращениях, вводных словах и других обособляемых конструкциях, пригодится в №18 и №21.
Обращения
Обращения всегда выделяют запятыми.
Пример:
Как красива ты, Москва!
Если обращение разделено на части, запятыми выделяют каждую из них.
Пример:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Вводные слова и конструкции
Обычно вводные слова и конструкции выделяют запятыми.
Пример:
Значит, время ещё не пришло.
Если перед вводном словом есть союз а, и они образуют единое целое, между ними не ставят запятую.
Пример:
Из кухни шёл аромат выпечки, а значит, мама уже была дома.
Для усиления эмоционального эффекта перед вводными словами иногда ставят тире.
Пример:
Он ушёл — видите ли, ему не понравилась наша компания.
Междометия
Междометия всегда выделяют запятыми.
Но при этом важно не путать их с усилительными частицами о, а, ну, ах, ох. Те, в отличие от междометий, не выражают чувств, а только подчёркивают оттенки значений слов.
Примеры:
-
Ох, не по душе мне это место.
-
Ох и хитрый ты!
Сравнительные обороты
Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто, словно, точно, что, чем, нежели выделяются запятыми, если обозначают уподобление одного предмета другому.
Пример:
Я летала в своих снах, как птица легка и свободна.
Сравнительные обороты не выделяют запятыми, если они имеют значение образа действия, приравнивания или как означает в качестве. Также не обособляются сравнительные обороты, которые являются фразеологизмами.
Примеры:
-
Ручей звенел как колокольчик.
-
Попробуй этот препарат как лекарство от тошноты.
-
Весь день я провёл как на иголках.
Уточнения
Уточнения, пояснения, дополнительные замечания к предыдущим членам предложения принято выделять запятыми.
Особенно, если перед ними есть слова например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе, то есть и т. д.
Пример:
В моей семье не любят кошек, особенно британских.
Иногда уточнения выделяют тире.
Пример:
Мне хотелось только одного — всё объяснить!
Приложения
Приложения обособляются, если:
-
относятся к личному местоимению;
-
относятся к имени собственному, но стоит после определяемого слова;
-
обозначают уточнение или пояснение, но стоит после определяемого слова;
-
имеют при себе союз как в значении причинности или слова то есть, даже, а именно и т. д.;
-
стоят до определяемого слова — нарицательного существительного.
Примеры:
-
Мы, туристы, стараемся запомнить каждое мгновение отпуска за границей.
-
В комнату зашёл Сергей Михайлович, учитель литературы.
-
Саша, его брат, не хотел делиться найденным.
-
Художнику, как человеку искусства, было положено в таком разбираться.
-
Появился оценщик, этот пройдоха.
-
Большой ценитель классической музыки, отец сразу зашёл ко мне в комнату.
Для усиления выразительности приложения иногда ослабляют тире.
Пример:
Мне сразу понравился город — серый, но живой — и люди, что его населяли.
Пунктуация при прямой речи
В таких предложениях есть самая прямая речь и слова автора, которые могут стоять как до, так и после неё. В зависимости от этого, предложения оформляют по-разному. Ниже — все схемы.
Оформление прямой речи знаками препинания |
|
---|---|
Прямая речь до слов автора |
Прямая речь после слов автора |
|
|
Запятая, двоеточие, тире: сводная таблица
В ЕГЭ также есть задание №21, которое требует не только расставить знаки препинания, но и объяснить, как именно. В таблице ниже мы кратко изложили случаи, когда нужно ставить каждый из знаков препинания.
Все случаи постановки знаков препинания |
||
---|---|---|
Запятая |
Тире |
Двоеточие |
|
|
|
Опирайтесь на таблицу и разделы этой статьи во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и у вас не будет проблем с заданиями по пунктуации. И не забывайте практиковаться!