«Мама, я хочу стать предпринимателем»: как поддержать стремления ребенка и какие навыки развивать
Лидия Казанцева
27.05.2021
534
Кто такой предприниматель
Чтобы понять, как правильно воспитывать будущего предпринимателя, давайте разберемся, кто это такой.
По сути предприниматель — это инициативный человек, который берет на себя ответственность за дела на собственном проекте или предприятии. В чистом виде предпринимательству не учат ни в школе, ни в университете, поскольку это не столько профессия, сколько набор навыков.
Хорошими предпринимателями могут стать два типа людей:
- универсальные солдаты — те, кому нравится делать все самостоятельно
- мастера делегирования — те, кому нравится продумывать логистику и управлять процессами
А вот какие навыки пригодятся, чтобы заняться своим делом:
- дальновидность;
- ответственность;
- наблюдательность;
- осторожность;
- решительность;
- оригинальность;
- гибкость;
- целеустремленность;
- новаторство;
- коммуникативность.
В этом списке нет каких-то конкретных знаний по математике, русскому, программированию или другим предметам из школьной программы. Но это не значит, что они вовсе бесполезны. Так, математика учит мыслить логически и управлять финансами, русский — формулировать свои идеи четко и доносить их до команды, а та же физика — не бояться экспериментировать снова и снова. И хотя сами знания тоже могут пригодиться, главная суперсила предпринимателя — в его навыках.
На интерактивном фестивале Smart Fest родители-предприниматели, психологи, представители топовых компаний поговорили о том, как не испортить будущее ребенка и чему учить детей прямо сейчас, чтобы они выросли в успешных и счастливых взрослых.
Смотрите бесплатные записи фестиваля в любое время с компьютера или планшета. И не забудьте показать вашему ребенку блок для школьников: внутри — советы молодых и инициативных ребят о том, как начать зарабатывать еще в школе, учиться в удовольствие и много знать. Присоединяйтесь!
Если ваш ребенок еще не определился с профессией, но точно знает, что хочет создать свой проект — сделайте упор на развитие гибких навыков, они-то и делают предпринимателя предпринимателем. Вот некоторые из них.
Гибкость: вовремя реагировать на изменения мира
Современный мир особенно непредсказуем: все меняется настолько быстро, что привычные алгоритмы и шаблоны просто напросто не работают. В проектах то же самое: то нужно перевести весь бизнес в онлайн, то придумать, чем привлечь новых клиентов.
Закостенелые компании, которым больно что-то менять, часто проигрывают тем, в которых изменения внедряют быстро — пусть не идеально с первого раза, но зато своевременно. А гибкость компании начинается с гибкости руководителя, и этому можно научиться.
На самом деле наши дети уже учатся этому в школе. Например, когда выбирают, как сдать сложный экзамен: поднажать и все выучить, прочитать по диагонали или подглядеть ответы у соседа (и хоть мы не рекомендуем, но это ведь тоже своего рода тактика). Но можно пойти дальше и помочь ребенку развивать адаптивность вне школы.
Как развивать адаптивность:
- Узнавать новое вместе с ребенком: «Как думаешь, как это работает?»
- Придавать нестандартные смыслы скучным занятиям: «Давай представим, что во время приборки в комнате ты раскладываешь по полочкам новые знания в своей голове»
- Менять привычные роли: «Будешь моим учителем? Расскажи мне, как решить уравнение с одной переменной — я никак не могу понять»
Планирование: просчитывать риски
Уметь управлять временем и соблюдать сроки важно как в школе, так и в бизнесе. Да, порой, если не успел хорошенько подготовиться и завалил экзамен — можно и пересдать. Но в бизнесе подобные ошибки могут стоить очень и очень дорого: не только про деньги, но и про репутацию.
Расскажите ребенку, что вам дает самодисциплина и планирование. Возможно, у вас даже есть история из личного опыта — на работе или в обычной жизни — когда плохое планирование привело к неприятным последствиям.
Как научить ребенка планировать:
- Составляйте вместе расписание на день, неделю. В конце каждого периода анализируйте результаты: что получилось, а что — не очень, где случился перегруз и как в следующий раз сделать по-другому
- Спрашивайте ребенка про время: «Как думаешь, сколько времени у тебя это займет?»
- Используйте таймер для разных задач, чтобы ребенок понимал, сколько времени он тратит на каждое дело, и мог это учитывать при планировании
Эмоциональный интеллект: использовать чувства, как маячки
Современные компании редко проверяют коэффициент интеллекта будущих сотрудников, зато они обращают внимание на soft skills, а именно — на эмоциональный интеллект.
Сам навык включает много поднавыков: способность вести коммуникацию, мотивировать себя на достижение целей, понимать чувства других людей и сопереживать им, а еще адекватно реагировать на вызовы мира.
В своем бизнесе эти навыки сильно упрощают работу. Например, заметить, что сотрудник демотивирован и не выполняет планы — вовремя с ним поговорить и вместе прийти к решению. Или убедить инвесторов в том, почему эта идея стоит вложений.
Как развивать эмоциональный интеллект:
- Озвучивайте ребенку свои эмоции, интересуйтесь его состоянием в различных ситуациях
- Обсуждайте, что чувствуют главные герои фильмов и мультиков. Например, спросите ребенка, согласен ли он с тем, как герои выражают свои эмоции, и что бы он сделал по-другому
- Придумайте ритуал по обмену переживаниями. Например, во время ужина каждый член семьи может поделиться тремя самыми яркими чувствами за день или неделю
Дарья Шаршова, методист и создатель курсов для подростков Skysmart English |
Современные дети проводят в виртуальном мире много времени. Бывает так, что ребенок выходит из онлайн-игры в реальный мир и не понимает, что игра закончилась. Он видит живых людей, с которыми нужно как-то взаимодействовать: проявлять интерес, внимание, терпение, обозначать свои границы. И с этим могут возникать трудности после виртуальной реальности. Поэтому развивать эмоциональный интеллект лучше постепенно с дошкольного возраста. Делайте с ребенком специальные упражнения, научите его чувствовать и различать эмоции. Покажите на своем примере, как можно выражать чувства — это поможет направить энергию на мотивацию и поддерживать его желания и стремления. |
Креативность: мыслить за рамками повседневности
Современные программы и приложения уже многое умеют: распознавать речь, создавать тексты и музыку, продумывать оптимальный маршрут. Но вот что машина точно не умеет (и вряд ли научится) — определять, что красиво, а что нет.
Чувство эстетики, эмоциональное наполнение, вдохновение тоже можно развивать. И именно чувственный опыт часто отличает успешные проекты: они нас трогают, мы хотим принимать в них участие..
Как развивать креативность и чувство прекрасного:
- Играть. Например, возьмите самую обычную вещь (скажем, ручку) и предложите ребенку придумать 20 способов ее использования на детской площадке. Чем неожиданнее и смешнее варианты, тем лучше
- Использовать специальные методы. Например, брейншторм: придумать 10 развлечений на лето, чтобы не скучать. Или обратный мозговой штурм: придумать 10 идей, чтобы летом точно было скучно.
А еще можно каждый день делать что-то новое. Находить новые пути к школе, ходить в незнакомые места, делать по-другому привычные действия.
Критическое мышление: фильтровать информацию, отсекать лишнее
Каждый день мы обрабатываем огромное количество информации. И помимо того, что для этого нужна прокаченная концентрация внимания, важно еще уметь фильтровать.
Дезинформация, искажение фактов, откровенная ложь или просто шум, — чего только не бывает в информационном поле. Знать, как проверить утверждение и принимать решения на основе фактов, — навык, без которого предпринимателю не обойтись.
Как развивать критическое мышление:
- Расширяйте кругозор: узнавайте о предметах и явлениях не только из сферы своих интересов. Предложите ребенку спросить у друга-шахматиста про пешки и ферзи, отправьтесь вместо книжного магазина в читальный клуб или поразмышляйте на тему «Чем касатки отличаются от китов, если выглядят они порой одинаково»
- Учитесь задавать вопросы: открытые вопросы предполагают развернутый ответ, поэтому в большинстве случаев они эффективнее закрытых с односложными ответами «да/нет». Сравните: «Тебе понравилось кино?» или «Расскажи, как тебе этот фильм?»
- Придумывайте разные варианты развития событий. Например, если я пойду в школу по этой дороге, то могу застрять на долгом светофоре и опоздать на урок. А если пойду по другому пути, то встречу Васю, мы заболтаемся и снова опоздаем. Третья дорога надежнее всех — я точно доберусь вовремя и даже смогу послушать аудиокнигу по дороге
- Играйте в головоломки и ребусы , чтобы тренировать логику, внимание и воображение
Финансовая грамотность: как минимум — не разориться
Кажется, тут и так все понятно. Считать бюджеты, вести учет, платить зарплаты и налоги — обычная рутина предпринимателя. Даже если у владельца проекта есть бухгалтер, базово разбираться в финансах и быть в состоянии решить проблему в непредвиденной ситуации — крайне полезные вещи.
Чтобы ребенок научился управлять деньгами, ему нужно как можно чаще взаимодействовать с ними самостоятельно.
Дарья Шаршова, методист и создатель курсов для подростков Skysmart English |
Сейчас есть много курсов финансовой грамотности, в том числе и для детей. Считаю их стратегически важными! Многие дети просто не понимают, из чего складываются реальные траты родителей. Они получают деньги на расходы и не задумываются, как происходит круговорот денег на самом деле. Если вы хотите привить ребёнку финансовую грамотность, знакомьте его с экономикой семьи: объясняйте, как и на что вы тратитесь или откладываете. Это можно и даже нужно делать в раннем возрасте. Ведь в России с 14 лет дети уже могут заниматься предпринимательством с 14 лет дети уже могут заниматься предпринимательством (при соблюдении ряда условий). |
Как развивать финансовую грамотность:
- Давайте маленькому ребенку карманные деньги просто так. Потом, сохраняя те же суммы, добавляйте ответственности. Например, на следующий год предложите ребенку самому купить принадлежности для рисования или учебники. Желание купить и то, что надо, и то, что хочется, поможет пробудить предпринимательский дух и найти новые решения (купить учебник у старшеклассника, а не в магазине и немного сэкономить)
- Придумайте вознаграждения за определенный результат или потраченное время (пятерку за контрольную, ожидание бабушки на почте)
Наталья Козлова, мама предпринимательницы |
Моя дочь с детства стремилась быть самостоятельной, и я старалась ее поддерживать. Я ничего ей не запрещала (кроме прыжка с парашютом), а в спорных ситуациях мы через разговоры приходили к тому, чтобы ей было хорошо, а мне — спокойно. Когда я получала зарплату, мы вместе обсуждали, на что потратим деньги, а от чего откажемся в этом месяце. Так она понимала, какие ресурсы у нас есть, и что я действительно не могу выделить деньги на развлечения. Тогда она вместе с подружкой организовала продажу билетов на дискотеку среди своих знакомых и одноклассников — так училась зарабатывать на карманные расходы. Сейчас она руководит большим онлайн-проектом, который делает жизнь других людей лучше. Единственный совет, который я могу дать родителям, — это разговаривать со своим ребенком и внимательно слушать его. А еще важно донести, что что бы ни случилось — вы всегда на его стороне. |
Мечтать
«Мечтать не вредно» — так называется книга Барбары Шер, которая разработала свой подход по поиску дела жизни. Она утверждает, что то, кем мы хотим стать в детстве не пустые фантазии, а инструкция к счастью. И реализация детских мечт может принести чувство удовлетворения во взрослом возрасте.
Настоящий предприниматель всегда немного мечтатель. У предпринимателей есть идеи, часто они одержимы своими интересами и, видя потребности других, могут придумать, как их реализовать.
Дарья Шаршова, методист и создатель курсов для подростков Skysmart English |
Мы часто учим наших детей тому, что нельзя делать: не бей, не кричи, не ругайся, не кусайся. Но истинные предприниматели — это люди действия. Пусть и не всегда размеренные. Именно такие люди двигают прогресс и меняют нашу жизнь. Поэтому нужно поддерживать мечты и фантазии детей, чтобы у них было больше смелости для действий и реализации задуманного. |
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0