1banner-popap-exams-channel-math-trainingЭкзамс математика — тренажер
1banner-popap-exams-channel-soc-trainingЭкзамс общество — тренажер
1banner-popap-exams-channel-rus-trainingЭкзамс РЯ — тренажер
Заданий выполнено0 из 4
Показать предыдущие
  • Задание 1
    Просмотрено
  • Задание 2
    Ещё не выполнено
  • Задание 3
    Ещё не выполнено
  • Задание 4
    Ещё не выполнено
Показать следующие
Задание 1
Все задания

Прочитай фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Лексико-синтаксический приём — (А) ___ (предложения 2—5) − и синтаксическое средство выразительности — (Б) ___ (в предложении 8), троп — (В) ___ («словно чужие» в предложении 2) автор использует для того, чтобы показать страдания героя. Такая форма речи, как (Г) ___ (предложения 13-18) помогает понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:

  1. ряд(-ы) однородных членов предложения
  2. эпитет
  3. риторический вопрос
  4. анафора
  5. парцелляция
  6. диалог
  7. градация
  8. сравнение
  9. синонимы

Запиши в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А — 4 ; Б — 3 ; В — 8 ; Г — 6 .

(1) Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый, больной человек.

(2)Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… (3)Он изнемогал.

(4)Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль. (5)Он вспоминал...

(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат – и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... (7) И вот теперь у него нет куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.

(10)А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.

(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

(12)Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

(13)– Ты всё своё богатство роздал, – послышался ровный голос... (14) – Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

(15)– Не жалею, – ответил со вздохом старик, – только вот умираю я теперь.

(16)– И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, – продолжал незнакомец, – не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

(17) Старик ничего не ответил – и задумался.

(18)– Так и ты теперь не гордись, бедняк, – заговорил опять незнакомец, – ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

(19)Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

(20)Старик подошел к нему – и протянул руку. (21)Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

(22)Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

(23)И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный кусок – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

* Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) — русский писатель, публицист, поэт, драматург, прозаик, переводчик.

Открыть текст И. С. Тургенева
Закрыть текст И. С. Тургенева
Текст является адаптацией произведения И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе», взятого с сайта https://www.litres.ru, (Public Domain).

Прочитай фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова "Поэт" используются различные средства выразительности: (А) ____ («таинственный закал», «изнеженный век», «ветхая краса»), а также возвышенная (Б) ____ («наследье», «бранный», «порок», «усердье») передают исторический колорит, а (В) ____ (предложения 9,10) более детально раскрывают созданные автором образы. С помощью (Г)____ (предложения 8,12) заставляют читателя задуматься о важном вместе с автором.

Список терминов:

  1. риторический вопрос
  2. гипербола
  3. метафора
  4. сравнение
  5. книжная лексика
  6. лексический повтор
  7. парцелляция
  8. эпитеты
  9. олицетворение

Запиши в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А — 8 ; Б — 5 ; В — 4 ; Г — 1 .

(1) Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока.

(2) Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

(3) Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

(4) В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

(5) Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

(6) Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

(7) Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает...

(8) В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

(9) Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

(10) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

(11) Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны...

(12) Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Открыть текст М. Лермонтова
Закрыть текст М. Лермонтова
Текст является адаптацией произведения М. Лермонтова «Поэт», взятого с сайта https://ilibrary.ru, (Public Domain).

Прочитай фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Стихотворение С. Есенина богато различными средствами выразительности. Они помогают передать красоту осенней природы. В тексте преобладают (А) ____: «души сиреневая цветь», «костёр рябины красной», «отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Описание пейзажей дополняется (Б) _____ («юность весёлая», «рябина красная», «милым языком») и (В) _____ («как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова»). Печальное настроение лирического героя подчёркивается интонацией. Автор использует (Г) _____ (предложение 2 ) и многоточия, чтобы читатели прочувствовали эмоциональное состояние героя.

Список терминов:

  1. сравнение
  2. метафоры
  3. риторические вопросы
  4. фразеологизмы
  5. книжная лексика
  6. лексический повтор
  7. эпитеты
  8. назывные предложения
  9. вопросно-ответная форма изложения

Запиши в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А — 2 ; Б — 7 ; В — 1 ; Г — 3 .

(1) Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

(2) Кого жалеть? (3) Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

(4) О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

(5) Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

(6) Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

(7) В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

(8) Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

(9) И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

(10) Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Открыть текст С. Есенина
Закрыть текст С. Есенина
Текст является адаптацией произведения С. Есенина «Отговорила роща золотая», взятого с сайта https://ilibrary.ru, (Public Domain).

Прочитай фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Рассказ А. П. Чехова небольшой по объёму, но необыкновенно глубокий по содержанию. Мастерство писателя выражено в подборе изобразительно-выразительных средств. Так, в тексте используется такой троп, как (А) _____ («в задумчивой позе», «хмурую улицу» в предложении 2), лексическое средство (Б) _____ («прогорим» в предложении 29, «плетётся, шлёпая…» в предложении 33), синтаксическое средство – (В) _____ (предложения 4, 6, 14, 35). Основой композиции произведения стало использование такого приёма, как (Г) _____ (предложения 9, 11, 43).

Список терминов:

  1. сравнение
  2. гипербола
  3. разговорная лексика
  4. эпитеты
  5. метонимия
  6. вопросительные предложения
  7. парцелляция
  8. инверсия
  9. антитеза

Запиши в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А — 4 ; Б — 3 ; В — 6 ; Г — 9 .

(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин.

(3)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха…»

(10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

(11)«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?»

(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.

(16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!»

— (24)Что вам, Семён Иваныч?

— (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо.

— (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна…

(31)«Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца… (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… »

—(37)Что там ещё?

— (38)Шубку старуха принесла… сколько дать?

— (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…»

(44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

(по А.П. Чехову*)

*Александр Павлович Чехов (1855–1913) – русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.

Открыть текст А. П. Чехова
Закрыть текст А. П. Чехова
Текст является адаптацией произведения А. П. Чехова «Слёзы крокодила», взятого с сайта https://www.litres.ru, (Public Domain).

Как пользоваться тренажёром

Инструкция

Сперва выберите предмет: обществознание, русский язык, базовую или профильную математику. Далее — формат. Это могут быть задания по конкретной теме или полноценный пробный экзамен со всеми типами заданий и темами по кодификатору.

Первое поможет тогда, когда надо отточить задания лишь по нескольким разделам программы. Выполнять весь тест для этого не нужно. Вместо этого можно выбрать раздел и темы внутри него, чтобы отработать все типы заданий, которые могут попасться на экзамене.

Переключаться между ними можно через кнопку Следующий тип заданий в теме.

Если же остановиться на пробном экзамене, можно будет выбрать один из нескольких вариантов. Далее тренажёр ознакомит вас со всеми условиями пробника: сколько будет заданий и какого типа, что понадобится для выполнения.

Обратите внимание: пробный экзамен в тренажёре повторяет условия реального. А значит, это работа на время, которое будет отсчитывать таймер. Если нужно, во время работы можно будет поставить таймер на паузу. Пока она активна, все задания на экране будут скрыты.

В начале пробника всегда будет инструкция. Она напомнит, какие бывают типы заданий в ЕГЭ, чем они отличаются. А также научит добавлять ответы в тренажёр, чтобы тот правильно их обработал.

Слева — все задания пробника по порядку. Их можно переключать здесь же или нажатием кнопки Следующее задание. Как и на реальном экзамене, задания можно выполнять по очереди или в произвольном порядке. С последним помогут кнопки Показать следующие и Показать предыдущие.

Если задание даётся трудно, перейдите к следующему. Позже можно будет вернуться к пропущенным, если останется время. По окончании теста можно не дожидаться, пока сработает таймер, и нажать Завершить тест. Тогда тренажёр перейдёт к проверке результатов.

Разбор результатов начинается со 2 части пробника. Здесь вы сможете сами сравнить ответ с верным и выставить количество баллов. Это несложно — на той же странице мы понятным языком изложили все критерии оценивания.

После этого тренажёр покажет, сколько баллов вы набрали за экзамен. Здесь же будет видно, в какой части и номерах были ошибки. Разобрать их точнее можно с помощью кнопки под результатами.

В разделе с разбором ошибок можно сверить свои ответы из 1 части экзамена с правильными. Это поможет закрепить знания по теме и не ошибиться в следующий раз.

Удачи и высоких баллов!