1banner-popap-exams-channel-math-trainingЭкзамс математика — тренажер
1banner-popap-exams-channel-soc-trainingЭкзамс общество — тренажер
1banner-popap-exams-channel-rus-trainingЭкзамс РЯ — тренажер
Заданий выполнено0 из 3
Показать предыдущие
  • Задание 1
    Просмотрено
  • Задание 2
    Ещё не выполнено
  • Задание 3
    Ещё не выполнено
Показать следующие
Задание 1
Все задания

Прочитай фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Говоря о значении творчества А. С. Пушкина в развитии русской литературы, А. Н. Островский использует (А)_____ (в предложениях 8, 22), усиливая экспрессивность с помощью (Б)_____ ("завещал" и "дал" в предложении 32) и синтаксического средства (В)_____ ("в тонкой и благоуханной" в предложении 8, "мыслить и чувствовать" в предложении 10). Призывая читателей к размышлениям, автор использует приём (Г)_____ (в предложениях 9-10, 23-24, 31-32)»

Список терминов:

  1. антонимы
  2. гипербола
  3. метафора
  4. ряд однородных членов
  5. метонимия
  6. олицетворение
  7. лексический повтор
  8. восклицательные предложения
  9. вопросно-ответная форма изложения

Запиши в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А — 3 ; Б — 7 ; В — 4 ; Г — 9 .

(1)От полноты обрадованной души, я позволю себе сказать несколько слов о нашем великом поэте, его значении и заслугах, как я их понимаю. (2)Строгой последовательности и сильных доводов я обещать не могу; я буду говорить не как человек учёный, а как человек убеждённый.

(3)Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценённы. (4)Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (5)Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и самые формулы мыслей и чувств. (6)Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием. (7)Высшая творческая натура влечёт и подравнивает к себе всех. (8)Поэт ведёт за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства.

(9)Отчего с таким нетерпением ждётся каждое новое произведение великого поэта? (10)Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостаёт мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим. (11)Вот отчего и любовь, и поклонение перед великим поэтом; вот отчего и великая скорбь при его утрате. (12)Без него образуется пустота, умственное сиротство: не с кем думать, не с кем чувствовать.

(13)Но легко осознать чувство удовольствия и восторга от изящного произведения; а подметить и проследить свое умственное обогащение от того же произведения — довольно трудно. (14)Всякий говорит, что ему то или другое произведение нравится, но редкий осознает и признается, что он поумнел от него. (15)Многие полагают, что поэты и художники не дают ничего нового, что всё, ими созданное, было и прежде где-то, у кого-то, но оставалось под спудом, потому что не находило выражения. (16)Это неправда.

(17)Ошибка происходит от того, что все вообще великие научные, художественные и нравственные истины очень просты и легко усваиваются. (18)Но как они ни просты, всё-таки предлагаются творческими умами, а обыкновенными умами только усваиваются, и то не вдруг и не во всей полноте, а по мере сил каждого.

(19)Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. (20)Наша литература обязана ему своим умственным ростом. (21)И этот рост был так велик, так быстр, что историческая последовательность в развитии литературы и общественного вкуса была как будто разрушена и связь с прошедшим разорвана. (22)Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие.

(23)Пушкин застал русскую литературу в период её молодости, когда она ещё жила чужими образцами и по ним вырабатывала формы, лишённые живого, реального содержания, — и что же? (24)Он сам оставил образцы, равные образцам литератур зрелых, образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто народному содержанию. (25)Он дал серьёзность, поднял тон и значение литературы, воспитал вкус в публике, завоевал её и подготовил для будущих литераторов, читателей и ценителей.

(26)До Пушкина у нас литература была подражательная, — вместе с формами она принимала от Европы и разные, исторически сложившиеся там направления, которые в нашей жизни корней не имели, но могли приняться, как принялось и укоренилось многое пересаженное. (27)Отношение писателей к действительности не было непосредственным, искренним; писатели должны были избирать какой-нибудь условный угол зрения. Каждый из них, вместо того, чтоб быть самим собой, должен был настроиться на какой-нибудь лад. (28)Высвобождение мысли из-под гнёта условных приёмов — дело нелёгкое, оно требует громадных сил. (29) Пушкин первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и стал самим собой.

(30)Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. (31)Что это за школа, что он дал своим последователям? (32)Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, он дал смелость русскому писателю быть русским. (33)Ведь это только легко сказать! (34)Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. (35)Теперь нам остаётся только желать, чтобы Россия производила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора; а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим поэтом, ведь русская литература идёт по пути, указанному Пушкиным.

*Александр Николаевич Островский (1823-1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

Открыть текст А. Н. Островского
Закрыть текст А. Н. Островского
Цитата А. Н. Островского использована из http://ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/ (Public Domain)

Прочитай фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая о сущности истинной любви, В. А. Соллогуб прибегает к такому приёму, как (А)_____ (предложения 21, 22). С помощью синтаксических средств — (Б)_____ (предложения 24, 25) и (В)_____ (предложение 10) — автор передаёт эмоции героев. Троп — (Г)_____ (предложение 14) — подчёркивает тоску персонажей по настоящему чувству».

Список терминов:

  1. литота
  2. парцелляция
  3. метафора
  4. метонимия
  5. противопоставление
  6. вопросительное(-ые) предложение(-я)
  7. гипербола
  8. восклицательное(-ые) предложение (-я)
  9. эпифора

Запиши в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А — 5 ; Б — 8 ; В — 6 ; Г — 3 .

(1) На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2) Наступила глухая полночь. (3) Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой.

— (4) Я виноват перед вами, — говорил офицер, — я сказал глупость. (5)Вы, кажется, на меня рассердились.

— (6) Нет, я не рассердилась. (7)Только я женщина несветская, я не привыкла к подобным любезностям. (8)Я знаю, вы смеётесь над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся… (9) И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного.

(10) Подумайте, — продолжала она , как будто говоря сама с собой, — что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? (11) Муж её в отъезжем поле. (12) Он, может быть, человек хороший… (13) Да всё не то: скучно в деревне… и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. (14) Все жалеют об узнике в темнице; никто не пожалеет о женщине, с детства приговорённой к вечной ссылке, к вечному заточению. (15) А вам весело в Петербурге?

— (16) Весело, — сказал, вздохнув, офицер, — да, мне там очень весело, слишком весело… (17) Я человек светский. (18) Только что странно: я от излишества, вы от … — мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. (19) Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. (20) Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете ещё холода общественной жизни. (21)Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. (22) В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.

— (23) Вы были влюблены? — спросила она едва внятно …

— (24) Ещё бы! (25) Да и как! (26) Да что в том толку… (27) В свете идти на любовь — значит идти на верный обман. (28) Любовь — душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (29) Потому, что за ней выглядывает тщеславие. (30) Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? (31) Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.

— (32) Неужели? — сказала она невольно. — (33) Да кто ж они могли быть?

— (34) Да мало ли их… (35) Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.

— (36) Так вы не верите в любовь?

— (37) Сохрани бог! (38) В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39) Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности.

(40) Он замолчал…

* Владимир Александрович Соллогуб (1813-1882) — русский чиновник, прозаик, драматург, поэт, мемуарист.

Открыть текст В. А. Соллогуба
Закрыть текст В. А. Соллогуба
Цитата В. А. Соллогуба использована из https://az.lib.ru/ (Public Domain)

Прочитай фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Известный русский писатель Владимир Короленко в отрывке показывает метафорический образ-символ: мороз — это застывшая жизнь, потому что не щадит ни природы, ни человека. И в этом произведении писатель демонстрирует случай «оттаявшей совести». Создать атмосферу и вызвать нужные эмоции помогает автору (А)_____ («суетливому колокольчику», «мучительно заныло», «угасшими и помутневшими глазами», «мёртвые впечатления»), передать сложные и абстрактные понятия с помощью простых образов автору удаётся благодаря (Б)_____ («тёмным пятном» из предложения 8, «как звон по стеклу» из предложения 19, «точно звенели льдинки» из предложения 15). Особенности речи персонажей писатель показывает с помощью такого лексического средства, как (В)_____ (предложения 71, 73). В тексте нередко используется синтаксическое средство выразительности (Г)_____ (в предложениях 1, 12, 46) для придания динамики повествования».

Список терминов:

  1. уничижительная лексика
  2. ряды однородных членов
  3. метафора
  4. паронимы
  5. синонимы
  6. фразеологизм
  7. эпитет
  8. парцелляция
  9. сравнение

Запиши в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А — 7 ; Б — 9 ; В — 1 ; Г — 2 .

(1) Несколько дней шёл густой пушистый снег, покрывший на три четверти аршина и лёд, и землю. (2) Он массами лежал на деревьях и порой падал с них комьями, рассыпаясь мелкою пылью в светлом воздухе. (3) Потом ударил мороз в тридцать, тридцать пять, сорок градусов. (4) Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть, и нам сказали, что так она стоит несколько дней.

(5) Дорога пошла лесом, полозья скрипели; лошади то и дело фыркали, и тогда ямщик останавливался и извлекал пальцами льдины из их ноздрей... (6) Высокие сосны проходили перед глазами, как привидения, белые, холодные и как-то не оставлявшие впечатления в памяти... (7) В одном месте в глаза мне попало неожиданное впечатление: невдалеке от дороги вился тонкий дымок между валежником. (8) На пне сидел человек, и его фигура одна чернела среди общей белизны тёмным пятном... (9) Над ним со всех сторон свесились мохнатые лапы лесной заросли, вверху ещё освещённые солнцем, внизу уже охваченные сумраком наступающей ночи. (10) Зрелище это промелькнуло мимо моего неподвижного взгляда... (11) В последнее мгновение мне показалось, что фигура шевельнулась и что это имело какое-то отношение к нам, к нашему суетливому колокольчику, к нашему быстрому движению. (12) Но я не повернул головы, не повёл глазами. (13) Видение пронеслось мимо и исчезло, и впечатления плыли к сознанию застывшие, мёртвые, неподвижные, ничего в нём не будя и не шевеля воображение...

(14) Ямщик повернулся к нам и, наклонясь, стал говорить что-то, и помню, что он смеялся. (15) Но для меня это были только разрозненные звуки, точно звенели льдинки… (16) Самые слова были пусты, в них для меня в ту минуту не было никаких понятий. (17) Смех ямщика тоже не казался мне смехом и не производил на меня того впечатления, какое произвёл бы при других обстоятельствах. (18) Я просто видел неприятно-желтоватое лицо в рамке мехового малахая, два глаза с ресницами, опушёнными инеем. (19) Мой спутник (Игнатович) зашевелился и тоже пробормотал что-то. (20) Кажется, он сердито торопил ямщика…

(21) Короткий день давно угас, когда мы расположились на ночлег.

(22) Под шум я стал засыпать, только радуясь животною радостью при мысли, что я в избе, близко к огню, что всё то, что во мне так неприятно застыло и окоченело, — скоро должно оттаять и распуститься…

(23) И действительно, что-то «оттаяло… и распустилось…».

(24) Мне снилось, что я опять еду той же дорогой, и опять мне холодно, и опять кругом меня опушённый инеем лес, и косые лучи солнца, густые и жёлтые, уходят из этого леса, играя кое-где на стволах и мохнатых ветках… (25) Потом я увидел кучу деревьев, составлявших как бы беседку под мохнатыми ветвями, белыми от снега, и тонкий, как будто замирающий дымок, и около костра тёмную фигуру… (26) И всё это, по обычной нелогичности сна, — казалось мне острыми, колючими льдинками, попавшими мне в грудь и холодившими сердце. (27) Потом я увидел Игнатовича, который сказал:

— (28) Вы помните, вероятно, легендарные рассказы о полярных странах средневековых путешественников. (29) Зимой слова замерзают и лежат мёрзлыми льдинами до тепла. (30) А потом оттаивают и опять становятся словами...

(31) Если понимать это, как метафору, в этом есть глубокий смысл. (32) По крайней мере, в эту минуту я вдруг вспомнил слова ямщика, которые он говорил ещё тогда, на дороге, и которые до этого времени лежали у меня где-то в глубине памяти лишёнными смысла. (33) Да, несомненно, он говорил тогда об этом человеке в лесу и о том, что он «убился» где-то на приисках и идёт пешком от станции до станции... (34) Только теперь эти слова вдруг оттаяли, и от них в груди у меня что-то мучительно заныло... (35) Я невольно застонал и раскрыл глаза. (36) Огонь в камине почти догорел. (37) На дворе всё ещё тянул ветер, надо мной наклонилось лицо моего спутника... (38) Никогда в моей жизни, ни прежде, ни после, я не видел ничего ужаснее этого лица, освещённого трепетным пламенем камина... (39) Оно было совершенно искажено выражением ужаса и как будто мучительного вопроса. (40) Нижняя челюсть его дрожала, зубы стучали, как будто от озноба...

— (41) Что такое? (42) Ради бога? — сказал я, поднимаясь.

— (43) Вы не знаете? — спросил он, глядя на меня своими угасшими и помутневшими глазами. — (44) Скажите — разве это... был только сон?

— (45) Что именно?

— (46) То, от чего вы сейчас застонали и проснулись, — сказал он резко и затем подозрительно взглянул на меня. (47) И, видя, что я не отвечаю, он всё так же подозрительно всматривался мне в лицо:

— (48) Вы не заметили там, в лесу... человека?

(49) Я промолчал и невольно отвёл глаза.

— (50) Послушайте, — заговорил он, — скажите мне что-нибудь... (51) Я ещё думаю, что это был сон... (52) Ведь не может быть, чтобы это было наяву!.. (53) Чтобы мы...

— (54) Да ведь это и был почти сон, — сказал я. — (55) Мороз так притупляет впечатления...

(56) Он сделал резкое движение и сразу сел на своём месте; глаза его странно сверкнули...

— (57) Правда?.. — сказал он жалобно и потом вдруг прибавил с какой-то дикой энергией: (58) — Не лгите! (59) Не изворачивайтесь... (60) Я тоже лгал... (61) Я знал, что это было наяву... (62) Мы все видели... все... (63) Этот человек подымался, он хотел что-то крикнуть... (64) Вы это знаете, и я знаю, и тогда знал... (65) Вы будете подыскивать оправдания... (66) Совесть замёрзла!.. (67) О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает... закон природы... (68) Не замерзает только соображение о своих удобствах и подлое, фарисейское лицемерие... (69) О, какая низость...

(70) Он схватил голову руками, и несколько секунд прошло в молчании.

— (71) Да встаньте же, наконец, вы... негодяй! — крикнул вдруг Игнатович с дикой враждой. — (72) Ведь мы с вами убили человека. (73) Понимаете ли вы, себялюбивое животное! (74) Хозяин, вставай... (75) Зови всех... (76) Господи боже!.. (77) Что делать, что теперь делать?..

* Владимир Галактионович Короленко (1853 — 1921) — русский писатель, журналист, прозаик и редактор, общественный деятель. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

Открыть текст В. Г. Короленко
Закрыть текст В. Г. Короленко
Текст является адаптацией произведения В. Г. Короленко «Мороз», взятого с сайта http://lib.ru/ (Public Domain).
Разберите все типы заданий по теме «Языковые средства выразительности»

Как пользоваться тренажёром

Инструкция

Сперва выберите предмет: обществознание, русский язык, базовую или профильную математику. Далее — формат. Это могут быть задания по конкретной теме или полноценный пробный экзамен со всеми типами заданий и темами по кодификатору.

Первое поможет тогда, когда надо отточить задания лишь по нескольким разделам программы. Выполнять весь тест для этого не нужно. Вместо этого можно выбрать раздел и темы внутри него, чтобы отработать все типы заданий, которые могут попасться на экзамене.

Переключаться между ними можно через кнопку Следующий тип заданий в теме.

Если же остановиться на пробном экзамене, можно будет выбрать один из нескольких вариантов. Далее тренажёр ознакомит вас со всеми условиями пробника: сколько будет заданий и какого типа, что понадобится для выполнения.

Обратите внимание: пробный экзамен в тренажёре повторяет условия реального. А значит, это работа на время, которое будет отсчитывать таймер. Если нужно, во время работы можно будет поставить таймер на паузу. Пока она активна, все задания на экране будут скрыты.

В начале пробника всегда будет инструкция. Она напомнит, какие бывают типы заданий в ЕГЭ, чем они отличаются. А также научит добавлять ответы в тренажёр, чтобы тот правильно их обработал.

Слева — все задания пробника по порядку. Их можно переключать здесь же или нажатием кнопки Следующее задание. Как и на реальном экзамене, задания можно выполнять по очереди или в произвольном порядке. С последним помогут кнопки Показать следующие и Показать предыдущие.

Если задание даётся трудно, перейдите к следующему. Позже можно будет вернуться к пропущенным, если останется время. По окончании теста можно не дожидаться, пока сработает таймер, и нажать Завершить тест. Тогда тренажёр перейдёт к проверке результатов.

Разбор результатов начинается со 2 части пробника. Здесь вы сможете сами сравнить ответ с верным и выставить количество баллов. Это несложно — на той же странице мы понятным языком изложили все критерии оценивания.

После этого тренажёр покажет, сколько баллов вы набрали за экзамен. Здесь же будет видно, в какой части и номерах были ошибки. Разобрать их точнее можно с помощью кнопки под результатами.

В разделе с разбором ошибок можно сверить свои ответы из 1 части экзамена с правильными. Это поможет закрепить знания по теме и не ошибиться в следующий раз.

Удачи и высоких баллов!