Статьи для родителей

Как помочь ребенку справиться со своими страхами

Все дети чего-то боятся. Дошкольники верят в Бабайку и в монстров под кроватью, первоклассники боятся строгого учителя, а подростки — насмешек со стороны сверстников. Страх бывает полезным, если не дает совершить опрометчивый поступок, но иногда он буквально парализует. Как помочь ребенку справиться со страхами? Разберемся, что советует современная психология.
  • Автор

    Яна Кононенко

  • Дата публикации

    30.11.2021

  • Просмотры

    3173

Теории страха: что говорят психологи

Проблемой страха занимались многие ученые. Практически все они были согласны с тем, что страх — это базовая эмоция, которая появилась одной из первых в эволюции человека.

Она встроена во всех людей и играет важную роль — помогает распознать опасные ситуации и защититься. Посмотрим, как видят страхи знаменитые психологи и психиатры.

Зигмунд Фрейд: выделил реальные и невротические страхи



Австрийский психиатр в своем труде «Введение в психоанализ» выделял две группы страхов:

  • реальные — когда человек боится опасной ситуации, которая на самом деле может с ним случиться;
  • невротические — когда человек видит угрозу в нереальной ситуации или в той, которую другие воспринимают как неопасную.

В системе Фрейда реальные страхи основаны на работе инстинкта самосохранения. Например, ребенок может бояться нырять в бассейн, потому что плохо плавает. Но если родители объяснят, что там не глубоко, вода уже не будет вызывать опасений. В этом случае понятно, как помочь ребенку победить страх — призвать на помощь убеждение и логику.

Невротические страхи логике не поддаются. К примеру, если ребенок отказывается даже стоять близко к воде или заходить в нее по пояс — это невротический страх. Он появляется не от реальной опасности, а оттого, что с водой связаны травмирующие воспоминания или ассоциации. Говорить о безопасности и убеждать в этом случае бесполезно, здесь нужен особый подход, о котором мы поговорим ниже.

Юрий Щербатых обозначил природные, социальные и внутренние страхи



Современный психолог, нейрофизиолог и доктор биологических наук Ю. В. Щербатых предлагает свою классификацию страхов. В книге «Психология страха» он выделяет такие группы:

  • Природные страхи — связаны с угрозами, которые может нести в себе окружающий мир. Например, боязнь опасных насекомых, ураганов, громких звуков.
  • Социальные страхи — связаны с опасностями от других людей или от общества в целом. Сюда можно отнести страх публичных выступлений, хулиганов, военных действий.
  • Внутренние страхи — связаны с фантазиями, личными особенностями, внутренним миром. Например, боязнь темноты или страх одиночества.

Самыми ранними считаются природные страхи, поскольку ребенок уже в первые дни жизни реагирует на громкие звуки, внезапный порыв ветра, яркий свет. Вместе с развитием воображения появляются внутренние страхи, а социальные возникают, когда человек становится частью коллектива.

Чтобы знать, как помочь ребенку не бояться, нужно для начала правильно определить страх.

Джон Боулби определил универсальные факторы страхов



Английский психолог и психоаналитик назвал всего четыре фактора , которые лежат в основе любых страхов:

  • физическая боль или ожидание боли;
  • одиночество, чувство покинутости;
  • неожиданные воздействия извне (звук, прикосновение);
  • быстрое приближение любых объектов.

Ученый считал, что мы биологически предрасположены реагировать на эти факторы, как на опасность. Например, и ребенка, и взрослого человека можно испугать внезапным прикосновением, даже если оно не несет угрозы. По мнению ученого, человек, который в детстве часто сталкивался хотя бы с одним из этих факторов, может вырасти тревожным и недоверчивым.

Эрик Эриксон доказал, что страхи закладываются в детстве



Знаменитый германо-американский психолог еще до Джона Боулби говорил о том, как важно заложить основы здоровой психики в детстве. В книге «Детство и общество» Эриксон утверждал, что доверие к миру в целом закладывается в период от рождения до года, и во многом оно зависит от заботы родителей.

Если в младенчестве близкое окружение ребенка часто менялось, у него не было стабильного распорядка дня, родители не находились рядом — в будущем это может привести к высокой тревожности и мнительности. Эриксон утверждает, что такие дети даже через много лет склонны воспринимать мир как что-то враждебное и полное опасностей.

Как проявляются страхи

Когда разговор заходит о детских страхах, многие представляют молчаливого, нерешительного ребенка. Но дети (как, впрочем, и взрослые) переживают страхи по-разному. У кого-то они проявляются через агрессию, а у кого-то — через нарочитое веселье и болтливость.

Некоторые дети склонны к психосоматике — это когда страх вызывает резкое повышение температуры, расстройство желудка, головную боль. Именно сюда относятся случаи, когда ребенок внезапно заболевает перед каждой контрольной работой. Не стоит сразу обвинять его в притворстве, нервное напряжение может и правда вызвать симптомы болезни.

Чтобы понять, что делать со страхами и как их определить, чтобы помочь ребенку не бояться, родителям стоит обращать внимание на признаки тревожности и стресса.

  • Внезапное изменение поведения — ребенок становится задумчивым, капризным или, напротив, много смеется и не может перестать (важно не само поведение, а его нетипичность).
  • Проблемы с памятью, концентрацией — невозможность сосредоточиться, все дела бросаются на полпути, не интересуют привычные занятия.
  • Появление навязчивых «ритуалов» — например, ребенок должен обязательно 3 раза обойти вокруг скамейки во дворе, и если ему запретили это сделать, начинается истерика.
  • Долгое засыпание, плохой сон с частыми пробуждениями всегда говорит о стрессе, даже если при этом не снятся кошмары.
  • Вредные привычки — такие, как вырывание волос или обгрызание ногтей, также стоит относить к признакам хронического стресса.
  • Стремление ломать игрушки, отрывать от них части (не путайте с естественным любопытством и желанием узнать, как устроена игрушка внутри).

Если ребенок жесток с животными

Дети старше 3 лет понимают, что их действия могут причинить боль. Если они продолжают дергать за хвост кота, мучать собаку, хомяка или других животных — чаще всего это говорит о сильном нервном напряжении, которое ребенок по каким-то причинам подавляет. Наказания и лекции о том, «как надо себя вести», не помогут.

Чаще всего ребенок проявляет жестокость потому, что чувствует давление, и таким образом он пытается вернуть себе контроль, преодолеть беспомощность. Обратите внимание на отношения в детсаду или в школе, а также на то, часто ли бывают ссоры в семье, часто ли с ребенком общаются командным тоном. Подробнее об этом пишет Вера Голутвина в книге «Как победить страх».

Страх, тревога и фобия — в чем разница

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, важно понимать разницу между этими понятиями.

  • Страх — это непосредственная реакция на опасность. Эмоция, которая возникает в ответ на реальную или воображаемую угрозу.
  • Тревога — это реакция на неопределенность, когда человек ожидает неприятных событий, но не уверен в их наступлении.
  • Фобия — это неконтролируемый, иррациональный страх перед ситуацией, которая может и не представлять реальной угрозы. Ключевое слово здесь «иррациональный», поскольку ребенок часто и сам понимает, что бояться нечего, но справиться с собой не может.

Если речь идет о тревоге (реакции на неизвестность), родителям достаточно поговорить с ребенком о волнующем событии, рассказать, как все будет происходить, ответить на вопросы. Этого хватит для того, чтобы он перестал бояться.

Что касается фобий — это область работы психолога или психотерапевта. Если речь идет об устойчивом иррациональном страхе, который не проходит от года и больше, нужно обратиться к специалисту.

В ситуации, когда дети испытывают именно страх (то есть уверены, что есть угроза), разговоров недостаточно. О том, как помочь ребенку преодолеть страх, поговорим ниже.

Детские страхи в разном возрасте


Психологи называют страх и тревогу биологически обусловленными эмоциями, которые появляются задолго до того, как ребенок начинает осознавать себя.

Есть мнение, что первые страхи ребенок может испытать еще до рождения. В ответ на громкие звуки или нервозность матери эмбрион начинает пинаться, ведет себя беспокойно.

От рождения до года

По классификации Ю. Щербатых детские страхи в этом возрасте относятся к природным, то есть основанным на инстинкте самосохранения. Ребенок боится незнакомых людей, громких звуков, может нервничать из-за новой обстановки или отсутствия мамы. Во втором полугодии он уже хорошо различает интонации и реагирует плачем на грубую речь.

Как помочь ребенку победить страх, если он уже возник? Сделать его жизнь стабильной, следить за режимом дня, создать ритуалы пробуждения и отхода ко сну. Очень важен для нормального развития психики и тактильный контакт — объятия, ношение на руках.

Эксперимент Харлоу доказал, что для здоровья детям необходимо родительское тепло

В 1950-х американский психолог Гарри Харлоу провел серию экспериментов, которые может и были жестокими, но в корне изменили представления об уходе за ребенком. Харлоу сформировал группу из детенышей обезьян, которых отделили от матерей и посадили в клетку с двумя «заменителями мамы» — проволочной фигурой с бутылочкой молока и мягкой фигурой, покрытой тканью. Вот что выяснилось.

Без доброй мамы — плохо. Очень быстро выяснилось, что обезьянки предпочитают проводить время, повиснув на мягкой фигуре, хотя у нее нет молока, а к проволочной «маме» подходят только для того, чтобы поесть. Когда оставили только ее, обезьяны начали вести себя подобно детям-аутистам — сжимались на полу, избегали контактов, раскачивались взад-вперед.

Злая мама — все равно мама. На последней стадии эксперимента Харлоу создал модель «злой матери» — поместил в клетку мягкую фигуру, которая была оборудована приспособлением, внезапно отталкивающим обезьянок или выпускающим шипы. Но даже пострадав от такого обращения, животные возвращались к «злой маме» и сохраняли привязанность к ней.

После окончания эксперимента обезьянки так и не восстановились. Во взрослом возрасте они оставались более робкими, нервными, по сравнению с обезьянами, которые выросли в нормальных условиях.

В итоге ученый сделал вывод, что ребенку недостаточно одного питания и хорошего ухода — без тактильного контакта (прикосновений, объятий, ласкового обращения) он не сможет сохранить психическое здоровье.

От 1 года до 3–4 лет

После года ребенок начинает ходить, обретает свободу действий и активно познает мир. Важно, чтобы родители нашли баланс между поощрением самостоятельности и здоровой опекой. Чрезмерные запреты могут развить робость, апатичность, или же, напротив, породить склонность обходить ограничения и рисковать.

Также в этом возрасте появляется страх боли — дети обычно связывают его с походами к врачу. Важно на доступном языке объяснить ребенку суть медицинских манипуляций, избегать грубого давления, по возможности быть рядом во время процедур.

С 3–4 до 7 лет

После 3 лет у детей активно развивается воображение и может появиться страх сказочных персонажей, привидений, темноты и т. д. В этом возрасте стоит внимательно отнестись к контенту, который видит ребенок, — агрессивным мультфильмам, компьютерным играм. Ввиду незрелой нервной системы перевозбуждение и стресс появляются даже от обилия ярких динамичных кадров.

Ближе к школьному возрасту дети начинают задумываться о смерти и могут бояться умереть или пережить смерть родителей. Это нормальный этап взросления. Но если ребенок слишком часто задает такие вопросы или рисует сюжеты, связанные с умиранием, — есть повод обратиться к психологу.

Страх перед сказочным персонажем иногда маскирует реальные проблемы в жизни ребенка

Родителям стоит аккуратно спросить ребенка о том, почему именно он боится этого персонажа — что конкретно он может сделать.

Бывает, что за образом «Бабы Яги, которая запрет в темном чулане», стоит реальный взрослый с чрезмерными ограничениями.


С 7 до 12 лет

Начало школьной жизни — тот экватор, за которым природные и «фантазийные» страхи все больше уступают место социальным. Дети, выросшие в гиперопеке, могут тяжело переживать разлуку с родителями и необходимость самостоятельно справляться с заданиями в школе.

Родители же часто усугубляют ситуацию, придавая чрезмерную важность оценкам, заставляя многократно переписывать домашние задания и т. д.

Как преодолеть детские страхи, связанные со школой, и помочь ребенку не бояться этого нового жизненного этапа? В первых классах стоит сосредоточиться не столько на отметках, сколько на том, понимает ли ребенок программу в целом, какие него есть белые пятна.

Если будет понимание, отметки подтянутся сами собой. И не забывайте, что школа — это лишь часть жизни, помимо уроков у детей должны оставаться увлечения и хобби.

С 12 до 16 лет


Подростковый возраст — время социальных страхов, которые вытесняют все остальные. Ребенок переживает половое созревание, у него быстро меняется внешность, идет гормональная перестройка.

Так появляется страх стать некрасивым и превратиться в объект насмешек. Чтобы свести такие страхи к минимуму, важно привить подростку навыки ухода за собой, привычку регулярно заниматься спортом, следить за питанием.

Также важно, чтобы у подростка были увлечения, своя компания единомышленников и друзей. Спортивные или творческие секции, хобби помогают избежать депрессивных мыслей и легче пройти кризис идентичности.

Как помочь ребенку не бояться: советы родителям

Главный совет, который дают психологи родителям тревожных детей, звучит так: «Избавьтесь от собственной тревожности и беспокойства». Родительская тревожность может выражаться по-разному: иногда гиперопекой с попытками оградить от малейших трудностей, а иногда — чрезмерной требовательностью и суровостью («Наказываю, потому что хочу, чтобы ты чего-то добился в жизни»).

И то, и другое часто маскирует глубоко спрятанную тревогу и восприятие мира как места, полного опасностей и угроз. Разница лишь в подходе: гиперопекающие родители пытаются защитить от угроз, суровые — научить справляться с ними самостоятельно.

Но в обоих подходах отсутствует позитивное восприятие жизни, в которой есть место не только борьбе, но и радостям, интересу ко всему новому. Часто дети не способны понять мотив взрослого человека, но они как губка впитывают главную мысль — «мир опасен». А с такой установкой невозможно помочь ребенку победить страх.

Простые советы по созданию безопасной обстановки в семье

  • Не акцентируйте внимание на негативе («будешь плохо учиться — станешь дворником»), вместо этого найдите позитивные стимулы («хорошо закончишь школу — сможешь научиться строить самолеты, это очень интересно»).
  • Избегайте выяснений отношений при ребенке, особенно на повышенных тонах. Для маленьких детей ссора родителей — настоящая трагедия. У подростка же таким образом легко потерять авторитет.
  • Не стыдите ребенка за страх — это еще больше усилит эмоциональную нагрузку. Ищите способы преодолеть травмирующую ситуацию в безопасных условиях (например, если ребенок боится публичных выступлений, можно тренироваться дома и перед родственниками).
  • С ранних лет вводите в жизнь детей элементы самостоятельности. Не ожидайте, что умение принимать решения и терпеливо работать над задачами придет само.
  • Если ребенок рассказывает о неприятных событиях в школе или о своих промахах, не спешите дать оценку ситуации и совет — расспросите обо всем подробнее, позвольте выговориться, проявите сочувствие и понимание.

Справиться с ночными страхами помогает установленный режим дня, в котором есть место спорту и прогулкам на свежем воздухе. Движение и спорт помогают снизить уровень гормона стресса — кортизола.

Для хорошего крепкого сна:

  • исключите громкий звук телевизора и компьютерные игры по вечерам;
  • проветривайте комнату перед сном;
  • не заставляйте ребенка спать в темноте, если ему страшно — лучше вместе выберите ночник.

Три эффективных метода «домашней психотерапии»

Родители не заменят психолога в сложных ситуациях, но некоторые методики можно использовать и дома. Большинство из них рассчитаны на детей 3–10 лет. Они помогут детям выразить свои чувства и сбросить напряжение, а родителям — понять, что именно мучает их сына или дочь.

1. Рисуночные психотехники


Попросите ребенка нарисовать семью и проанализируйте, где он расположил себя и своих близких. Дети, которые рисуют себя в стороне от родных, переживают одиночество, чувство брошенности.

Обратите внимание, к кому ближе всего расположена фигурка ребенка — это самый значимый для него взрослый человек, от которого ожидается поддержка. Посмотрите, чья фигура больше всего заштрихована. Сильный нажим — признак эмоционального напряжения, связанного с данным человеком.

Еще можно попросить ребенка нарисовать свой страх и расспросить, где он живет, что любит и что не любит, чего сам боится. В результате получится сказка о страхе — придумайте ей хороший конец.

2. Сюжетные игры

Игры, которые в безопасной обстановке воспроизводят травмирующую ситуацию, могут помочь ребенку справиться со страхами перед публичным выступлением или походом к врачу.

Причем важно, чтобы ребенок побывал и в роли пациента, который боится уколов, и в роли доктора, который ставит укол. Таким же образом можно отыграть пугающих сказочных героев. Например, превратиться в Кощея Бессмертного или в монстра — и поиграть в него.

3. Сказкотерапия

Суть метода в том, чтобы с помощью сказочных героев дать ребенку пример, как бороться со страхами и победить. Для этого можно взять готовые психотерапевтические сказки или сочинить свою собственную.

Выберите персонажей, обозначьте их фигурками кукол или животных, а затем вместе с ребенком придумайте сюжет. Готовые сказки можно читать детям от 3 лет, но придумать свою получится только с ребенком постарше.

Детские страхи — неотъемлемая часть взросления, и если они не переходят в фобии, стоит воспринимать их как норму. Ребенок легко преодолеет эти эмоции, если растет в атмосфере заботы и понимания.

Помните, что советы психолога лишь дают инструмент для борьбы со страхами, но создать подходящую обстановку для этого могут только родители.

 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0