📚 Для кого эта статья:
Родители учеников начальной школы (4–5 классы), желающие подготовить ребенка к разговорному английскому
Ученики 5-го класса российских школ, стремящиеся улучшить навыки устной речи
Преподаватели и репетиторы английского языка, ищущие готовые программы и материалы для 5-х классов
Самостоятельно обучающиеся школьники 9–11 лет, заинтересованные в практике разговорного английского
🎯 Ключевые выводы из статьи:
Готовая 5-недельная программа "5 тем за 5 недель" поможет освоить все необходимые разговорные навыки для 5 класса
Системный подход с speaking-карточками и диалогами-шаблонами значительно эффективнее хаотичного изучения слов
Родители могут контролировать прогресс ребенка даже без знания английского, используя готовые чек-листы
Правильная мотивация и преодоление страха ошибок — ключ к успешному развитию разговорных навыков
Что должен уметь говорить ученик к 5 классу: чек-лист навыков
Переходя в 5 класс, ученики сталкиваются с повышенными требованиями к разговорным навыкам. Многие родители ищут эффективные способы подготовки, включая
английский язык для детей онлайн, чтобы обеспечить ребенку уверенный старт в средней школе.
Тема |
Обязательные навыки |
Примеры фраз |
Знакомство |
Представиться, рассказать о возрасте, месте жительства |
"My name is...", "I'm ... years old", "I live in..." |
Семья |
Описать членов семьи, их профессии |
"I have a brother", "My mom is a doctor" |
Школа |
Рассказать о любимых предметах, расписании |
"My favorite subject is...", "I have Math on Monday" |
Хобби |
Описать увлечения и свободное время |
"I like reading", "I play football" |
Еда |
Назвать любимые блюда, вести диалог в кафе |
"I'd like a burger", "My favorite food is pizza" |
Минимальный набор фраз для успешной учебы
Каждый пятиклассник должен уметь:
- Задавать простые вопросы и отвечать на них
- Вести диалог продолжительностью 4-6 реплик
- Рассказывать о себе в течение 1-2 минут
- Описывать картинку простыми предложениями
Критерии оценки устной речи в школе
Учителя оценивают:
- Беглость речи — умение говорить без длинных пауз
- Грамматическую правильность — использование времен и конструкций
- Словарный запас — разнообразие используемых слов
- Произношение — понятность речи для собеседника
Почему традиционные методы не работают для разговорного английского
Проблема №1: Слишком много грамматики, мало практики речи
Большинство учебников уделяют 80% времени изучению правил и только 20% — их практическому применению в речи. В результате дети знают теорию, но не могут связать два слова в диалоге.
Проблема №2: Отсутствие обратной связи по произношению
При самостоятельной работе дома ребенок не получает коррекции произношения. Неправильные звуки закрепляются, и потом их сложно исправить.
Проблема №3: Скучные упражнения убивают мотивацию
Традиционные "Прочитай и переведи" не вызывают желания изучать язык. Детям нужны интерактивные задания, игры и реальные ситуации общения.
Проблема №4: Родители не могут контролировать прогресс
Без знания языка сложно понять, действительно ли ребенок развивает разговорные навыки или просто зубрит слова из словаря.
"Чтобы научиться говорить на английском, нужно говорить на английском. Никакое количество грамматических упражнений не заменит живую речевую практику." — принцип коммуникативной методики
Программа "5 тем за 5 недель": пошаговый план подготовки
Неделя 1: Знакомство и приветствие (Greetings & Introductions)
Цель недели: Научиться представляться и знакомиться
Базовые диалоги с примерами:
A: Hi! What's your name?
B: Hello! My name is Alex. What about you?
A: I'm Maria. Nice to meet you!
B: Nice to meet you too! How old are you?
A: I'm 11 years old. And you?
B: I'm 10.
Speaking-упражнения для отработки:
- Ролевая игра "Первый день в новой школе"
- Интервью с одноклассниками
- Запись аудио-представления на 30 секунд
Домашнее задание: Записать видео-презентацию себя продолжительностью 1 минута, используя изученные фразы.
Неделя 2: Школьная жизнь (School Life)
Цель недели: Говорить о школе, предметах и учителях
Vocabulary для описания школы и уроков:
- Предметы: Math, English, History, Geography, PE, Art
- Школьные принадлежности: textbook, notebook, pen, ruler
- Места в школе: classroom, library, gym, cafeteria
Ролевые игры "Учитель-ученик":
- Диалог на перемене о домашнем задании
- Разговор с новым учеником о расписании
- Беседа с родителями о школьных успехах
Диалоги о расписании и предметах:
A: What's your favorite subject?
B: I love English! It's very interesting. What about you?
A: I prefer Math. When do you have English lessons?
B: On Monday, Wednesday and Friday.
Неделя 3: Семья и хобби (Family & Hobbies)
Цель недели: Рассказывать о семье и увлечениях
Рассказ о семье: готовые фразы-конструкторы:
- "My family is big/small"
- "I have a mother, father and..."
- "My dad works as a..."
- "My mom likes to..."
Speaking cards для описания увлечений:
Спорт
I play football/tennis
I go swimming
I like running
Творчество
I draw pictures
I play the piano
I like singing
Чтение
I love reading books
My favorite book is...
I read every day
Интерактивные вопросы для диалога:
- What do you do in your free time?
- Do you have any brothers or sisters?
- What does your father do?
Неделя 4: Еда и повседневная жизнь (Food & Daily Life)
Цель недели: Вести диалоги о еде и распорядке дня
Диалоги в кафе и магазине:
Waiter: What would you like to order?
Customer: I'd like a burger and orange juice, please.
Waiter: Anything else?
Customer: No, thank you. How much is it?
Waiter: That's 5 dollars.
Описание распорядка дня:
- "I get up at 7 o'clock"
- "I have breakfast at 8"
- "I go to school at 8:30"
- "I do homework in the evening"
Игра "Что ты ел вчера?"
Ученики по очереди рассказывают о вчерашних приемах пищи, используя Past Simple.
Неделя 5: Планы и желания (Plans & Dreams)
Цель недели: Говорить о будущих планах
Конструкции с will и going to:
- "I will visit my grandparents"
- "I'm going to watch a movie"
- "We will have a party"
Говорение о планах на выходные:
A: What are you going to do on Saturday?
B: I'm going to the cinema with my friends. And you?
A: I will visit my cousin. We're going to play computer games.
Финальная speaking-презентация:
Каждый ученик готовит 2-минутное выступление, объединяющее все изученные темы.
Готовые speaking-карточки и диалоги для практики
20 карточек с вопросами для говорения
1. Tell me about your family
2. What's your favorite food?
3. Describe your best friend
4. What do you do after school?
5. Tell me about your pet
6. What's your favorite season?
Диалоги-шаблоны для разыгрывания по ролям
Диалог 1: В магазине игрушек
Shop assistant: Can I help you?
Child: Yes, please. I'm looking for a birthday present.
Shop assistant: How old is your friend?
Child: She's 10 years old.
Shop assistant: How about this puzzle?
Child: That's perfect! How much is it?
Диалог 2: Планирование выходных
Friend 1: Let's do something fun this weekend!
Friend 2: Good idea! What do you want to do?
Friend 1: We could go to the park or watch a movie.
Friend 2: I prefer the cinema. What film shall we see?
Friend 1: How about the new cartoon?
Friend 2: Great! Let's meet at 2 o'clock.
Описание картинок: пошаговый алгоритм
Шаг 1: Назовите, что изображено на картинке
Шаг 2: Опишите людей (возраст, внешность, одежда)
Шаг 3: Расскажите о месте действия
Шаг 4: Предположите, что происходит
Шаг 5: Выразите свое мнение о картинке
"Говорение — это навык, который развивается только через практику. Даже 10 минут разговорной практики каждый день дают больший результат, чем часовое изучение грамматики раз в неделю."
Как отслеживать прогресс и поддерживать мотивацию
Система badges за освоенные темы
Неделя 1: 🎭 Badge "Мастер знакомства"
Неделя 2: 📚 Badge "Школьный эксперт"
Неделя 3: 👨👩👧👦 Badge "Семейный рассказчик"
Неделя 4: 🍕 Badge "Гурман-полиглот"
Неделя 5: 🌟 Badge "Планировщик будущего"
Портфолио достижений для родителей
Каждую неделю записывайте:
- Новые слова, которые ребенок использует в речи
- Длительность непрерывного говорения
- Улучшения в произношении
- Уверенность при выполнении заданий
Speaking-дневник: что записывать каждый день
📝 Ежедневный чек-лист:
✅ Проговорил диалог дня
✅ Ответил на 3 вопроса speaking-карточки
✅ Записал аудио на 30 секунд
✅ Повторил слова предыдущего урока
Мини-тесты для самопроверки
В конце каждой недели проводите устный тест:
- 5 вопросов по пройденной теме
- Пересказ короткого текста
- Диалог с родителем (даже если он не знает английский)
- Описание картинки за 1 минуту
Инструменты и ресурсы для самостоятельной работы
Приложения с функцией проверки произношения
- ELSA Speak — анализ произношения с помощью AI
- Sounds Pronunciation App — отработка отдельных звуков
- Speech Blubs — игровая форма развития речи
YouTube-каналы для практики аудирования
- English Singsing — песни и диалоги для детей
- Super Simple Songs — простые песни на английском
- British Council Kids — интерактивные уроки
Онлайн-платформы для разговорных клубов
- Cambly Kids — разговорная практика с носителями
- NovaKid — индивидуальные уроки для детей
- Lingoda — групповые занятия по speaking
Книги и пособия с акцентом на speaking
- "English for Everyone Junior: Beginner's Course"
- "Oxford Discover" — интегрированный курс с акцентом на говорение
- "Kid's Box" от Cambridge — коммуникативный подход
Как родители могут помочь без знания английского
Чек-листы для контроля выполнения заданий
Ежедневная проверка:
- ✅ Ребенок занимался английским 15-20 минут
- ✅ Делал записи в speaking-дневнике
- ✅ Проговаривал диалоги вслух
- ✅ Слушал английскую речь (песни, видео)
Еженедельная проверка:
- ✅ Выполнил все задания программы
- ✅ Записал итоговое видео недели
- ✅ Повторил материал предыдущих недель
- ✅ Показал прогресс в speaking-тестах
Способы поддержать ребенка при изучении языка
🌟 Создайте английскую среду дома:
• Включайте английские песни во время завтрака
• Смотрите мультфильмы с английскими субтитрами
• Повесьте постеры с английскими словами
• Празднуйте каждый успех ребенка
Игры и активности на английском для всей семьи
"Угадай слово" — ребенок объясняет английское слово жестами
"Английский ужин" — называем блюда только по-английски
"Цветная игра" — находим предметы определенного цвета и называем их на английском
"Что я вижу" — описываем предметы вокруг простыми английскими словами
Когда стоит обратиться к репетитору
⚠️ Признаки того, что нужна помощь специалиста:
• Ребенок отказывается говорить на английском после месяца занятий
• Произношение не улучшается или ухудшается
• Нет прогресса в понимании простых вопросов
• Сильный страх перед говорением на уроках в школе
Подготовка к первым контрольным по говорению
Типичные задания на speaking в 5 классе
Тип задания |
Описание |
Время |
Рассказ о себе |
Представиться, рассказать о семье и хобби |
1-2 минуты |
Диалог с учителем |
Ответить на 5-7 вопросов по пройденной теме |
2-3 минуты |
Описание картинки |
Рассказать, что изображено на картинке |
1 минута |
Диалог с одноклассником |
Разыграть ситуацию в магазине, кафе и т.д. |
2-3 минуты |
Алгоритм ответа на speaking-вопросы
Стратегия успешного ответа:
1. Выдержите паузу — не торопитесь отвечать сразу
2. Начните с простого — дайте прямой ответ на вопрос
3. Добавьте детали — расширьте ответ 1-2 предложениями
4. Используйте связки — also, and, because, but
5. Не бойтесь ошибок — главное донести смысл
Как побороть страх говорить перед классом
Техника "Малых шагов":
- Говорите перед зеркалом дома
- Записывайте себя на видео
- Говорите перед родителями
- Практикуйтесь с одним одноклассником
- Выступайте перед небольшой группой
- Говорите перед всем классом
Критерии оценки устных ответов
Учителя обычно оценивают по 4 критериям:
- Решение коммуникативной задачи (40%) — полнота ответа
- Лексико-грамматическое оформление (25%) — правильность речи
- Произношение (20%) — понятность для собеседника
- Беглость речи (15%) — темп и естественность
Ошибки, которые мешают заговорить на английском
Перфекционизм: почему не нужно бояться ошибок
Многие дети боятся говорить, потому что хотят сказать идеально правильно. Но даже носители языка делают ошибки! Главная цель — донести свою мысль до собеседника.
Зубрежка слов без контекста
Изучение списков слов не поможет в разговоре. Слова нужно сразу использовать в предложениях и диалогах, чтобы они откладывались в активном словарном запасе.
Игнорирование произношения
Неправильное произношение может полностью изменить смысл слова. Обязательно слушайте и повторяйте за носителями языка с первых уроков.
Недостаток практики с живыми собеседниками
Говорение — это интерактивный навык. Нужно учиться не только говорить, но и слушать ответы, реагировать на них, задавать уточняющие вопросы.
"Язык — это не предмет для изучения, это инструмент для общения. Чем раньше дети начнут воспринимать английский как средство коммуникации, а не набор правил, тем быстрее они заговорят свободно."
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
За сколько времени можно подготовиться к speaking в 5 классе?
При регулярных занятиях по 20-30 минут в день заметный прогресс появляется через 4-6 недель. Полная подготовка займет 2-3 месяца интенсивной работы.
Можно ли заниматься без репетитора?
Да, используя готовую программу и современные приложения для проверки произношения. Главное — регулярность и системность занятий.
Что делать, если ребенок стесняется говорить?
Начните с записи коротких аудио дома, постепенно увеличивая время говорения. Создайте безопасную среду, где ошибки — это часть обучения.
Какое произношение изучать — британское или американское?
Для школьной программы подходят оба варианта. Главное — последовательность. Не смешивайте акценты в рамках одного урока.
Сколько новых слов нужно изучать в неделю?
Для speaking достаточно 15-20 новых слов в неделю, но все они должны активно использоваться в диалогах и играх.
Как понять, что ребенок готов к контрольной по говорению?
Если он может рассказать о себе 1-2 минуты, ответить на простые вопросы и поддержать диалог из 6-8 реплик — он готов к оценке.
Нужно ли исправлять все ошибки ребенка?
Нет, исправляйте только те ошибки, которые мешают пониманию. Слишком много коррекций убивают желание говорить.