
Почему именно программирование в Minecraft?
Minecraft — популярная игра, которую любят миллионы детей по всему земному шару, и именно это делает программирование в мире Minecraft таким интересным. Ребёнок пишет код и сразу же видит результат его выполнения в своей любимой игре: например, можно написать код, чтобы робот строил дом или искал алмазы.
В Minecraft есть возможность учиться программировать как на языке Lua, так и с помощью визуальных блоков. Так, через игру в Minecraft ребёнок сможет изучить основы программирования уже в 10 лет.

Маяк, который сделал робот

Мод, который добавляет программирование в Minecraft
В оригинальном Minecraft нет роботов, с помощью которых мы можем программировать. Чтобы начать делать это, нам нужно добавить в игру мод (мы уже рассказывали о том, что такое моды и как их устанавливать). Мод, который позволяет изучать программирование в Minecraft, называется ComputerCraft. Он добавляет в игру роботов и компьютеры. С ComputerCraft можно автоматизировать множество процессов, а робот-черепаха позволит создавать интересные постройки. Именно этот мод для Minecraft помогает детям развивать навыки программирования.

Компьютеры и роботы
Отличным дополнением к этому моду будет ComputerCraftEdu, который создан для изучения программирования Minecraft для детей. Эта модификация добавит в игру роботов-черепах, которые помогут ребёнку познакомиться с такими понятиями, как цикл, переменная, процедура, условие и т. д. Также программирование этих роботов отлично развивает навык построения алгоритмов.

Роботы-черепашки
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Научись программировать на курсах разработки.
-
Выбирай из 130+ наставников по программированию.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Как программировать с помощью ComputerCraft
Знакомство с черепашкой
Для управления роботом существует специальный пульт. При его активации мы видим четыре вкладки.
-
Первая вкладка — это управление роботом вручную: кнопки для перемещения вверх, вниз, вперёд, назад, для удаления и установки блока.
Пульт ручного управления
-
Следующая вкладка отвечает за инвентарь робота. В неё мы можем положить любые блоки, чтобы с их помощью черепаха могла возводить различные постройки.
Инвентарь робота
-
Следующая вкладка позволяет изменять внешний вид и имя робота. Мы можем изменять цвет и маску нашей черепахи.
Внешний вид робота
-
Самая интересная и самая важная вкладка нашего робота — это рабочее пространство, где мы можем писать код. В этом нам помогут специальные блоки, каждый из которых отвечает за свою функцию. Например, кирка ломает блок перед собой, зелёные стрелки управляют перемещением робота, а блоки с надписями позволяют создавать циклы или условные конструкции.
Рабочее пространство робота
Как мы уже сказали, мод позволяет программировать не только через блоки, но и на языке программирования Lua. Рабочее пространство для кода на Lua выглядит так:

Рабочее пространство для кода робота
Создание своего дома
Попробуем с помощью программирования на основе Minecraft построить свой небольшой домик. Для начала напишем команду, которая создаёт один столб. Код выполняется слева направо, сверху вниз. В инвентарь черепашки помещаем строительные блоки.

Столб с помощью робота
В код добавляем жёлтую стрелку вверх. Эта команда поднимает робота. Как только робот поднялся вверх, он ставит под собой блок. Повторяем это действие несколько раз. У нас получился столб из блоков. Несколько таких столбов и будут являться стеной нашего дома.

Стена дома
Давайте немного модернизируем код. Теперь робот строит один столб, отходит назад и приступает к постройке нового. Таким образом, у нас получается уже два столба. Внимательные читатели уже заметили, что код повторяется. А значит, мы можем добавить это действие в цикл.

Цикл для постройки стены
Чтобы добавить какое-то действие в цикл, мы переносим в рабочую область блок REP (от англ. repeat — повторять). После блока REP мы указываем число повторений. В нашем случае это пять, то есть стена дома будет состоять из пяти блоков в длину. DO открывает тело цикла — то, что будет повторяться. END закрывает тело цикла. Всё, что находится между блоками DO и END, будет повторяться пять раз.

3 стенки дома
Дальше нам необходимо воспользоваться переменной, условной конструкцией (IF), вложенным циклом, блоком для определения количества ресурсов (Item Count) и блоком для смены слота инвентаря (Select Slot). В самом начале мы создаем переменную Х и присваиваем ей значение 1. Далее в Select Slot выбираем X, чтобы робот начал брать ресурсы с первого слота. В одном слоте помещается максимум стак ресурсов.
Перед тем как поставить блок, робот с помощью Item Count проверяет, есть ли в этом слоте ресурсы. Если количество ресурсов равно нулю, то к переменной X прибавляется 1, и слот переходит на следующий. Эта условная конструкция позволяет избежать ошибки с нехваткой ресурсов в инвентаре черепашки. Также мы добавляем внешний цикл, который будет повторяться три раза. То есть черепашка построит одну стенку, развернётся и начнёт делать новую. Мы делаем только три повтора потому, что четвёртую стенку черепашке помешает достроить первая стена, она не сможет повернуться и выдаст ошибку.

4 стенки дома
Действие, где черепашка поднималась вверх, а потом ставила блок под собой, повторялось несколько раз. Поэтому его также можно добавить в цикл. Отдельным циклом добавляем постройку четвёртой стены. Теперь, когда стены готовы, можем приступать к постройке крыши.

Постройка крыши
В постройке крыши нет ничего сложного: нам достаточно сделать квадрат размером 4×4, и в этом нам помогут два цикла, каждый из которых будет повторяться по четыре раза.

Крыша готова
Далее составляем небольшой алгоритм, который с помощью циклов позволяет нам построить ступенчатую крышу.

Домик внутри
После того как мы поставили крышу, начинается самое интересное. Мы спускаем черепашку вниз. Ломаем два блока, которые в дальнейшем будут служить дверью. Заходим внутрь, ставим дверь, которую заранее добавили в инвентарь черепашке. После чего ломаем шесть блоков в стене и ставим вместо них стёкла. Отлично, теперь в нашем доме есть окно и входная дверь! Но и этого мало: поднимаем черепашку наверх, ставим красный блок, чтобы подпитывать лампу, и активируем её. Теперь наш дом освещён изнутри.
Конечно, можно ещё добавить верстак, печку, сундук, изменить пол и другими способами украсить дом. Декорации ограничиваются только вашей фантазией.

Домик
Так наш домик выглядит снаружи. С помощью черепахи вы можете также украсить дворик, сделать дорожку из гравия, осветить территорию и даже поставить робота охранять дом!
Программирование Minecraft для детей онлайн будет не только интересным, но и очень познавательным занятием. Мод, с которым мы познакомились, отлично развивает знания, умения и навыки, необходимые в программировании. С помощью робота ребёнок научится составлять алгоритмы, решать задачи, работать с переменными, циклами и условными конструкциями. А чтобы бросить себе вызов и научиться решать ещё более сложные и интересные задачи с помощью кода, приходите на курсы программирования Minecraft в Skysmart Pro. Увидимся на бесплатном вводном уроке!
