1banner-popap-prof-examsЛМ Профориентация
2banner-popap-newrulesЛМ Новые правила поступления
3banner-popap-last-chance-23-месячный курс Exams
Заданий выполнено0 из 27
Показать предыдущие
  • Задание №1
    Ещё не выполнено
  • Задание №2
    Ещё не выполнено
  • ЕГЭ. Задание 3
    Ещё не выполнено
  • Задание №4
    Ещё не выполнено
  • Задание №5
    Ещё не выполнено
Показать следующие
Задание №1
Вариант 8
Все задания

Прочитайте текст и выполните задание.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, (...) заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Открыть текст
Закрыть текст

Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) абзаце текста. Запишите это местоимение.

их Их ИХ

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Ст. 43 Конституции РФ взята с сайта http://www.kremlin.ru/ (CC BY). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Прочитайте текст и выполните задание.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, (...) заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Открыть текст
Закрыть текст

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. ПРАВО. Гарантированная возможность осуществлять определённые действия. Знать права.
  2. СРЕДНИЙ. Невыдающийся, посредственный. Средние способности.
  3. ОСНОВА. То, на чём строится что-либо. Основа знаний.
  4. ПОЛУЧИТЬ. Произвести, добыть. Получить масло из сливок.
  5. ПОДДЕРЖИВАТЬ. Оказывать помощь. Поддерживать малый бизнес.

135

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Ст. 43 Конституции РФ взята с сайта http://www.kremlin.ru/ (CC BY). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, (...) заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Открыть текст
Закрыть текст
  1. В тексте используются стандартные фразы и конструкции, характерные для нормативных актов.
  2. Текст официально-деловой, так как его цель — сообщить информацию об окружающей действительности.
  3. В тексте используются специальные термины, чтобы исключить двусмысленность и неоднозначность.
  4. Среди синтаксических средств можно выделить вводные конструкции, однородные и обособленные члены предложения.
  5. В тексте отсутствуют эмоционально окрашенные слова и выражения.

Ответ: 135 .

Ст. 43 Конституции РФ взята с сайта http://www.kremlin.ru/ (CC BY).

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. аэропОрты
  2. закУпорив
  3. сливОвый
  4. крЕмень
  5. клалА

12

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • СЫТНЫЙ обед после тяжёлого трудового дня создаёт приятное ощущение удовлетворения.
  • Новый рекламный ролик был настолько ЭФФЕКТНЫМ, что о нём говорили несколько дней.
  • ОКЛИК моментально привлёк внимание прохожих.
  • На презентации нужно было ПРЕДСТАВИТЬ свой проект.
  • Больше всего в сувенирной лавке мне запомнились КОСТНЫЕ бусы.

костяные Костяные КОСТЯНЫЕ

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Его новая, хорошо известная в широких кругах, инновационная технология работает на высшем уровне, и её эффективность признана ведущими специалистами.

новая Новая НОВАЯ инновационная Инновационная ИННОВАЦИОННАЯ

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • около ШЕСТИСТА метров;
  • огромные ЯКОРЯ;
  • ЖЖЁТ траву;
  • трое ОСЕТИН;
  • МЕТЧЕ выстрелить.

шестисот Шестисот ШЕСТИСОТ

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Выходя из дома, Мария заметила то, что забыла выключить свет в коридоре.

Б) Нарушение построения предложения с причастным оборотом

2. Когда солнце заходит за горизонт и на улице темнеет, многие люди начинают собираться домой, потому что им становится неуютно.

В) Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

3. Пока дети играют во дворе, мама готовит обед, который они больше всего любят.

Г) Нарушение построения предложения с несогласованным приложением

4. По истечении нескольких дней нужно будет сходить за документами, заполненными в инспекции.

Д) Ошибка в построении сложного предложения

5. В ресторане «Играх» предлагают новое меню, в котором есть моя любимая пицца.

6. Поднимаясь на вершину горы, мы наслаждались потрясающим видом на горы, увидеть который мы мечтали в течение 10 лет.

7. Строя планы, ему пришла в голову мысль, что времени осталось совсем немного и что ему придётся уволиться из компании «Герой».

8. Выпавший снег вчера уже сегодня начал таять, благодаря яркому солнцу.

9. Вопреки общепринятого мнения не стоит отказываться от сахара совсем.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

98751

Задание оценивается максимально в 2 балла.

  • 2 балла ставится, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания и полностью совпадает с правильным ответом: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют.
  • 1 балл ставится, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.
  • 0 баллов ставится во всех других случаях, а также если количество символов в ответе больше требуемого, вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. б..гаж, г..лактика, пл..вец;
  2. зам..рать, ст..лист, в..твистое (дерево);
  3. ск..чок, нагром..ждение, на выр..ст;
  4. инт..ллект, кол..бание, ст..реть (запись);
  5. к..ртина, прил..гательное, л..скать.

45

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. под..скать, вз..мать, трёх..мпульсный;
  2. раз..ём, ад..ютант, необ..ятный;
  3. перера..пределить, не..добровать, во..хождение;
  4. пр..бывать (в раздумьях), пр..смотреться, пр..ставить (к двери);
  5. от..йти, п..дбежать, р..зыграть.

23

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. издавн.., влев..;
  2. кавказ..кий, рыбац..кий;
  3. продл..вать, поч..вать (на лаврах);
  4. халат..к, усидч..вый;
  5. мыш..нок, скач..к.

45

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Укажите варианты ответа, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. постро..шь, рассматрива..мый;
  2. (они) клокоч..т, трепещ..щий;
  3. рассерж..нный, расстрел..нный;
  4. постел..шь, (он) реша..т;
  5. та..щий (снег), (они) выздорове..т.

245

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Укажите варианты ответов, в которых НЕ со словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

  1. Он помог своему другу, (НЕ)СМОТРЯ на то, что у самого было множество дел.
  2. В наборе (НЕ)ДОСТАВАЛО нескольких важных деталей.
  3. Прогноз погоды (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫЙ: дожди будут идти долго.
  4. Решение принять участие в проекте оказалось (НЕ)ПРОСТЫМ, но необходимым для его карьерного роста.
  5. В полночь сочинение было (НЕ)НАПИСАНО.

1234

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Укажите варианты ответов, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

  1. Временами ОТКУДА(ТО) набегала безобидная тучка и (ТОТ)ЧАС проливалась быстрым светлым дождём.
  2. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ докладчик выразил беспокойство (НА)СЧЁТ сроков завершения строительства.
  3. Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и всё (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс.
  4. Попробовав (КИСЛО)СЛАДКИЙ соус (НА)ТОЩАК, он понял, почему ему рекомендовали этого не делать.
  5. В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

35

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Неожида(1)о для всех в комнату вошёл ю(2)ый румя(3)ый курьер, в руках у которого сидел объявле(4)ый пропавшим кот: хозяева восторже(5)о закричали; в благодарность курьеру были подаре(6)ы серебря(7)ые часы, купле(8)ые в Милане.

1458

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В этой книге представлен не только увлекательный сюжет но и глубокий анализ чувств и эмоций главных героев.
  2. В парке распускались ароматные багряные розы и наполняли воздух с детства знакомым сладким запахом весны.
  3. Он говорил о своих путешествиях о далёких странах и неизведанных уголках природы.
  4. Сегодня и завтра и послезавтра будут отменены занятия.
  5. Она была обаятельна и образованна однако её застенчивость порой мешала ей раскрыться в полной мере на общественных мероприятиях.

135

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя (1) через тёмный лес (2) они наконец-то вышли на поляну (3) освещённую ярким утренним солнцем (4) только что-то вышедшим из-за гор.

234

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Послушай (1) вольности ты лишней не бери.

Я очень ветрено (2) быть может (3) поступила,

И знаю, и винюсь; но (4) где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да (5) с Чацким (6) правда (7) мы воспитаны, росли;

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж (8) у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым!

Остёр, умён, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

123567

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Отрывок из произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума», взятого с сайта http://az.lib.ru/ (Public Domain). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Хотя (1) она часто засыпала с открытой книгой (2) страницы (3) которой (4) нередко сминались из-за этой привычки (5) её сон всегда был крепким и спокойным (6) как будто слова из книги наполняли её сознание приятными сновидениями.

256

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Нам сказали (1) что (2) если мы захотим отправиться в путешествие без определённого плана (3) и просто позволим случаю вести нас к новым приключениям (4) то это будет лучшее решение в жизни!

14

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) На деревьях тихо качались, как будто перешёптываясь, листья. (2) Лёгкий ветерок, несущий запах цветов, играл с ними. (3) Серебристые струи ручья, переплетаясь с тенью деревьев, пели свою бесконечную мелодию. (4) Невидимые глазу птицы, визжа и щебеча, проплывали сквозь листву, оживляя мир своим присутствием. (5) Здесь, в этом уголке природы, каждый миг казался вечностью. (6) Наверное, поэтому мне не хотелось уходить. (7) Или это события вчерашнего дня так впечатлили меня, что я искал способ не возвращаться к людям. (8) Не знаю. (9) Лучше буду наблюдать за природой, наслаждаться её красотой.

134

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) В 1928 году больница для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый человек с истощённым лицом. (2) Он сломал ногу, оступившись на чёрной лестнице.

(3) Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. (4) Случай оказался серьёзный, так как сложный перелом кости вызвал разрыв сосудов.

(5) По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. (6) Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку, и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги.

— (7) Так вот как пришлось нам встретиться! — сказал доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом. — (8) Узнаёте ли вы меня, мистер Стильтон? (9) Я — Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зелёной лампы. (10) Я узнал вас с первого взгляда.

— (11) Тысяча чертей! — пробормотал, вглядываясь, Стильтон. — (12) Что произошло? (13) Возможно ли это?

— (14) Да. (15) Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?

— (16) Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… (17) Вот уже три года, как я стал нищим. (18) А вы? (19) Вы?

— (20) Я несколько лет зажигал лампу, — улыбнулся Ив, — и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку. (21) Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражён. (22) Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. (23) Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: «Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?» (24) Ответ был насмешлив: «Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» (25) Но я упрямо допрашивал, и я всё записал для себя на память.

(26) К тому времени я уже два года жёг зелёную лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на моё зелёное окно не то с досадой, не то с презрением. (27) «Ив — классический дурак! — пробормотал тот человек, не замечая меня. — (28) Он ждёт обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежду, а я… я почти разорён!» (29) Это были вы. (30) Вы прибавили: «Глупая шутка. (31) Не стоило бросать денег».

(32) У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. (33) Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…

(34) — А дальше? — тихо спросил Стильтон.

(35) — Дальше? (36) Хорошо. (37) Если желание сильно, то исполнение не замедлит. (38) В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне, года через полтора, сдать экзамены для поступления в медицинский колледж. (39) Как видите, я оказался способным человеком… Наступило молчание.

— (40) Я давно не подходил к вашему окну, — произнёс потрясённый рассказом Ива Стильтон, — давно… очень давно. (41) Но мне теперь кажется, что там всё ещё горит зелёная лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. (42) Простите меня.

(43) Ив вынул часы.

— (44) Десять часов. (45) Вам пора спать, — сказал он. — (46) Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. (47) Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. (48) А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

Александр Грин (1880-1932) — русский писатель, прозаик и поэт.

Открыть текст А. Грина
Закрыть текст А. Грина

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Старик с тяжёлой травмой был доставлен в больницу для бедных в Лондоне.
  2. Травму старик получил, споткнувшись на освещённой лестнице.
  3. Хирург, оперировавший старика, был знаком с ним.
  4. Джон Ив читал книги, а затем от скуки получил медицинское образование.
  5. Стильтон когда-то был богачом, а потом разорился.

135

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Отрывок из произведения А. Грина «Зелёная лампа», взятого с сайта https://rusneb.ru/ (Public Domain). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) В 1928 году больница для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый человек с истощённым лицом. (2) Он сломал ногу, оступившись на чёрной лестнице.

(3) Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. (4) Случай оказался серьёзный, так как сложный перелом кости вызвал разрыв сосудов.

(5) По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. (6) Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку, и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги.

— (7) Так вот как пришлось нам встретиться! — сказал доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом. — (8) Узнаёте ли вы меня, мистер Стильтон? (9) Я — Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зелёной лампы. (10) Я узнал вас с первого взгляда.

— (11) Тысяча чертей! — пробормотал, вглядываясь, Стильтон. — (12) Что произошло? (13) Возможно ли это?

— (14) Да. (15) Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?

— (16) Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… (17) Вот уже три года, как я стал нищим. (18) А вы? (19) Вы?

— (20) Я несколько лет зажигал лампу, — улыбнулся Ив, — и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку. (21) Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражён. (22) Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. (23) Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: «Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?» (24) Ответ был насмешлив: «Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» (25) Но я упрямо допрашивал, и я всё записал для себя на память.

(26) К тому времени я уже два года жёг зелёную лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на моё зелёное окно не то с досадой, не то с презрением. (27) «Ив — классический дурак! — пробормотал тот человек, не замечая меня. — (28) Он ждёт обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежду, а я… я почти разорён!» (29) Это были вы. (30) Вы прибавили: «Глупая шутка. (31) Не стоило бросать денег».

(32) У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. (33) Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…

(34) — А дальше? — тихо спросил Стильтон.

(35) — Дальше? (36) Хорошо. (37) Если желание сильно, то исполнение не замедлит. (38) В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне, года через полтора, сдать экзамены для поступления в медицинский колледж. (39) Как видите, я оказался способным человеком… Наступило молчание.

— (40) Я давно не подходил к вашему окну, — произнёс потрясённый рассказом Ива Стильтон, — давно… очень давно. (41) Но мне теперь кажется, что там всё ещё горит зелёная лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. (42) Простите меня.

(43) Ив вынул часы.

— (44) Десять часов. (45) Вам пора спать, — сказал он. — (46) Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. (47) Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. (48) А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

Александр Грин (1880-1932) — русский писатель, прозаик и поэт.

Открыть текст А. Грина
Закрыть текст А. Грина

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 1 представлено описание.
  2. Предложение 6 содержит причину того, о чём говорится в предложении 5.
  3. Предложения 20-21 содержат повествование.
  4. В предложении 37 представлено рассуждение.
  5. Предложения 47 и 48 противопоставлены по содержанию.

134

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Отрывок из произведения А. Грина «Зелёная лампа», взятого с сайта https://rusneb.ru/ (Public Domain). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Из предложений 35-42 выпишите фразеологизм.

принялучастие Принялучастие ПРИНЯЛУЧАСТИЕ принятьучастие Принятьучастие ПРИНЯТЬУЧАСТИЕ

(1) В 1928 году больница для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый человек с истощённым лицом. (2) Он сломал ногу, оступившись на чёрной лестнице.

(3) Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. (4) Случай оказался серьёзный, так как сложный перелом кости вызвал разрыв сосудов.

(5) По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. (6) Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку, и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги.

— (7) Так вот как пришлось нам встретиться! — сказал доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом. — (8) Узнаёте ли вы меня, мистер Стильтон? (9) Я — Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зелёной лампы. (10) Я узнал вас с первого взгляда.

— (11) Тысяча чертей! — пробормотал, вглядываясь, Стильтон. — (12) Что произошло? (13) Возможно ли это?

— (14) Да. (15) Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?

— (16) Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… (17) Вот уже три года, как я стал нищим. (18) А вы? (19) Вы?

— (20) Я несколько лет зажигал лампу, — улыбнулся Ив, — и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку. (21) Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражён. (22) Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. (23) Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: «Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?» (24) Ответ был насмешлив: «Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» (25) Но я упрямо допрашивал, и я всё записал для себя на память.

(26) К тому времени я уже два года жёг зелёную лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на моё зелёное окно не то с досадой, не то с презрением. (27) «Ив — классический дурак! — пробормотал тот человек, не замечая меня. — (28) Он ждёт обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежду, а я… я почти разорён!» (29) Это были вы. (30) Вы прибавили: «Глупая шутка. (31) Не стоило бросать денег».

(32) У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. (33) Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…

(34) — А дальше? — тихо спросил Стильтон.

(35) — Дальше? (36) Хорошо. (37) Если желание сильно, то исполнение не замедлит. (38) В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне, года через полтора, сдать экзамены для поступления в медицинский колледж. (39) Как видите, я оказался способным человеком… Наступило молчание.

— (40) Я давно не подходил к вашему окну, — произнёс потрясённый рассказом Ива Стильтон, — давно… очень давно. (41) Но мне теперь кажется, что там всё ещё горит зелёная лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. (42) Простите меня.

(43) Ив вынул часы.

— (44) Десять часов. (45) Вам пора спать, — сказал он. — (46) Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. (47) Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. (48) А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

Александр Грин (1880-1932) — русский писатель, прозаик и поэт.

Открыть текст А. Грина
Закрыть текст А. Грина

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Отрывок из произведения А. Грина «Зелёная лампа», взятого с сайта https://rusneb.ru/ (Public Domain). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Среди предложений 26-31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-и) с помощью форм слова и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

27

(1) В 1928 году больница для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый человек с истощённым лицом. (2) Он сломал ногу, оступившись на чёрной лестнице.

(3) Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. (4) Случай оказался серьёзный, так как сложный перелом кости вызвал разрыв сосудов.

(5) По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. (6) Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку, и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги.

— (7) Так вот как пришлось нам встретиться! — сказал доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом. — (8) Узнаёте ли вы меня, мистер Стильтон? (9) Я — Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зелёной лампы. (10) Я узнал вас с первого взгляда.

— (11) Тысяча чертей! — пробормотал, вглядываясь, Стильтон. — (12) Что произошло? (13) Возможно ли это?

— (14) Да. (15) Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?

— (16) Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… (17) Вот уже три года, как я стал нищим. (18) А вы? (19) Вы?

— (20) Я несколько лет зажигал лампу, — улыбнулся Ив, — и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку. (21) Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражён. (22) Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. (23) Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: «Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?» (24) Ответ был насмешлив: «Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» (25) Но я упрямо допрашивал, и я всё записал для себя на память.

(26) К тому времени я уже два года жёг зелёную лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на моё зелёное окно не то с досадой, не то с презрением. (27) «Ив — классический дурак! — пробормотал тот человек, не замечая меня. — (28) Он ждёт обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежду, а я… я почти разорён!» (29) Это были вы. (30) Вы прибавили: «Глупая шутка. (31) Не стоило бросать денег».

(32) У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. (33) Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…

(34) — А дальше? — тихо спросил Стильтон.

(35) — Дальше? (36) Хорошо. (37) Если желание сильно, то исполнение не замедлит. (38) В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне, года через полтора, сдать экзамены для поступления в медицинский колледж. (39) Как видите, я оказался способным человеком… Наступило молчание.

— (40) Я давно не подходил к вашему окну, — произнёс потрясённый рассказом Ива Стильтон, — давно… очень давно. (41) Но мне теперь кажется, что там всё ещё горит зелёная лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. (42) Простите меня.

(43) Ив вынул часы.

— (44) Десять часов. (45) Вам пора спать, — сказал он. — (46) Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. (47) Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. (48) А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

Александр Грин (1880-1932) — русский писатель, прозаик и поэт.

Открыть текст А. Грина
Закрыть текст А. Грина

Правильное выполнение задания оценивается 1 баллом.

Отрывок из произведения А. Грина «Зелёная лампа», взятого с сайта https://rusneb.ru/ (Public Domain). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«А. Грин описывает встречу двух героев — Стильтона и Джона Ива. Чтобы познакомить читателя с их историей, автор использует такую форму речи, как А_____ (предложения 7-20). Взволнованность Стильтона, который узнал историю Ива, показана с помощью лексического средства — Б_____ (тысяча чертей), а также синтаксических средств: В_____ (предложения 16, 18, 19) и Г_____ (предложение 11)».

Список терминов:

  1. фразеологизм;
  2. восклицательное предложение;
  3. градация;
  4. синонимы;
  5. антонимы;
  6. метонимия;
  7. диалог;
  8. неполные предложения;
  9. синтаксический параллелизм.

Запишите в ответе цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

7182

(1) В 1928 году больница для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый человек с истощённым лицом. (2) Он сломал ногу, оступившись на чёрной лестнице.

(3) Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. (4) Случай оказался серьёзный, так как сложный перелом кости вызвал разрыв сосудов.

(5) По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. (6) Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку, и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги.

— (7) Так вот как пришлось нам встретиться! — сказал доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом. — (8) Узнаёте ли вы меня, мистер Стильтон? (9) Я — Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зелёной лампы. (10) Я узнал вас с первого взгляда.

— (11) Тысяча чертей! — пробормотал, вглядываясь, Стильтон. — (12) Что произошло? (13) Возможно ли это?

— (14) Да. (15) Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?

— (16) Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… (17) Вот уже три года, как я стал нищим. (18) А вы? (19) Вы?

— (20) Я несколько лет зажигал лампу, — улыбнулся Ив, — и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку. (21) Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражён. (22) Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. (23) Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: «Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?» (24) Ответ был насмешлив: «Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» (25) Но я упрямо допрашивал, и я всё записал для себя на память.

(26) К тому времени я уже два года жёг зелёную лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на моё зелёное окно не то с досадой, не то с презрением. (27) «Ив — классический дурак! — пробормотал тот человек, не замечая меня. — (28) Он ждёт обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежду, а я… я почти разорён!» (29) Это были вы. (30) Вы прибавили: «Глупая шутка. (31) Не стоило бросать денег».

(32) У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. (33) Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…

(34) — А дальше? — тихо спросил Стильтон.

(35) — Дальше? (36) Хорошо. (37) Если желание сильно, то исполнение не замедлит. (38) В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне, года через полтора, сдать экзамены для поступления в медицинский колледж. (39) Как видите, я оказался способным человеком… Наступило молчание.

— (40) Я давно не подходил к вашему окну, — произнёс потрясённый рассказом Ива Стильтон, — давно… очень давно. (41) Но мне теперь кажется, что там всё ещё горит зелёная лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. (42) Простите меня.

(43) Ив вынул часы.

— (44) Десять часов. (45) Вам пора спать, — сказал он. — (46) Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. (47) Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. (48) А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

Александр Грин (1880-1932) — русский писатель, прозаик и поэт.

Открыть текст А. Грина
Закрыть текст А. Грина

Задание оценивается максимально в 3 балла.

  • 3 балла ставится, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания и полностью совпадает с правильным ответом: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют.
  • 2 балла ставится, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в правильном ответе.
  • 1 балл ставится, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.
  • 0 баллов ставится во всех других случаях, а также если количество символов в ответе больше требуемого, вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Отрывок из произведения А. Грина «Зелёная лампа», взятого с сайта https://rusneb.ru/ (Public Domain). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

(1) В 1928 году больница для бедных, помещающаяся на одной из лондонских окраин, огласилась дикими воплями: кричал от страшной боли только что привезённый старик, грязный, скверно одетый человек с истощённым лицом. (2) Он сломал ногу, оступившись на чёрной лестнице.

(3) Пострадавшего отнесли в хирургическое отделение. (4) Случай оказался серьёзный, так как сложный перелом кости вызвал разрыв сосудов.

(5) По начавшемуся уже воспалительному процессу тканей хирург, осматривавший беднягу, заключил, что необходима операция. (6) Она была тут же произведена, после чего ослабевшего старика положили на койку, и он скоро уснул, а проснувшись, увидел, что перед ним сидит тот самый хирург, который лишил его правой ноги.

— (7) Так вот как пришлось нам встретиться! — сказал доктор, серьёзный, высокий человек с грустным взглядом. — (8) Узнаёте ли вы меня, мистер Стильтон? (9) Я — Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зелёной лампы. (10) Я узнал вас с первого взгляда.

— (11) Тысяча чертей! — пробормотал, вглядываясь, Стильтон. — (12) Что произошло? (13) Возможно ли это?

— (14) Да. (15) Расскажите, что так резко изменило ваш образ жизни?

— (16) Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… (17) Вот уже три года, как я стал нищим. (18) А вы? (19) Вы?

— (20) Я несколько лет зажигал лампу, — улыбнулся Ив, — и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать всё, что мне попадалось под руку. (21) Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражён. (22) Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. (23) Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: «Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?» (24) Ответ был насмешлив: «Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» (25) Но я упрямо допрашивал, и я всё записал для себя на память.

(26) К тому времени я уже два года жёг зелёную лампу, а однажды, возвращаясь вечером (я не считал нужным, как сначала, безвыходно сидеть дома 7 часов), увидел человека в цилиндре, который смотрел на моё зелёное окно не то с досадой, не то с презрением. (27) «Ив — классический дурак! — пробормотал тот человек, не замечая меня. — (28) Он ждёт обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежду, а я… я почти разорён!» (29) Это были вы. (30) Вы прибавили: «Глупая шутка. (31) Не стоило бросать денег».

(32) У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. (33) Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…

(34) — А дальше? — тихо спросил Стильтон.

(35) — Дальше? (36) Хорошо. (37) Если желание сильно, то исполнение не замедлит. (38) В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне, года через полтора, сдать экзамены для поступления в медицинский колледж. (39) Как видите, я оказался способным человеком… Наступило молчание.

— (40) Я давно не подходил к вашему окну, — произнёс потрясённый рассказом Ива Стильтон, — давно… очень давно. (41) Но мне теперь кажется, что там всё ещё горит зелёная лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. (42) Простите меня.

(43) Ив вынул часы.

— (44) Десять часов. (45) Вам пора спать, — сказал он. — (46) Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. (47) Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. (48) А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

Александр Грин (1880-1932) — русский писатель, прозаик и поэт.

Открыть текст А. Грина
Закрыть текст А. Грина

Как можно достичь желаемого? Авторская позиция: достичь желаемого можно с помощью труда.

Задание оценивается по 12 критериям.

По критерию К1 (формулировка проблемы исходного текста) ставится:

  • 1 балл, если одна из проблем исходного текста сформулирована верно.
  • 0 баллов, если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Если ученик не сформулировал или сформулировал неверно одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов.

Ваш результат за К1: 0 1

По критерию К2 (комментарий к проблеме исходного текста) ставится:

  • 3 балла, если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
  • 2 — если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно.
  • 1 балл, если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации.
  • 0 баллов, если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

    ИЛИ

    Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста.

    ИЛИ

    Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.

    ИЛИ

    Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

    ИЛИ

    Проблема исходного текста не прокомментирована.

Указания к оцениванию.

1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.

2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

4. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12).

Ваш результат за К2: 0 1 2 3

По критерию К3 (отражение позиции автора по проблеме исходного текста) ставится:

  • 1 балл, если позиция автора по проблеме исходного текста сформулирована верно.
  • 0 баллов, если позиция автора по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

    ИЛИ

    Позиция автора по проблеме исходного текста не сформулирована.

Указание к оцениванию.

Если ученик не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов.

Ваш результат за К3: 0 1

По критерию К4 (отношение к позиции автора по проблеме исходного текста) ставится:

  • 1 балл, если отношение к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано.
  • 0 баллов, если отношение к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано.

    ИЛИ

    Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

    ИЛИ

    Отношение ученика заявлено лишь формально: я согласен/не согласен с автором.

Ваш результат за К4: 0 1

По критерию К5 (смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения) ставится:

  • 2 балла, если работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.
  • 1 балл, если работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

    ИЛИ

    Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

    ИЛИ

    Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.
  • 0 баллов, если в работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

    ИЛИ

    В работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

    ИЛИ

    В работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки.

Ваш результат за К5: 0 1 2

По критерию К6 (точность и выразительность речи) ставится:

  • 1 балл, если работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи.
  • 0 баллов, если работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Ваш результат за К6: 0 1

По критерию К7 (соблюдение орфографических норм) ставится:

  • 3 балла, если орфографических ошибок нет.
  • 2 балла, если допущены одна-две ошибки.
  • 1 балл, если допущены три-четыре ошибки.
  • 0 баллов, если допущены пять или более ошибок.

Ваш результат за К7: 0 1 2 3

По критерию К8 (соблюдение пунктуационных норм) ставится:

  • 3 балла, если пунктуационных ошибок нет.
  • 2 балла, если допущены одна-две ошибки.
  • 1 балл, если допущены три-четыре ошибки.
  • 0 баллов, если допущены пять или более ошибок.

Ваш результат за К8: 0 1 2 3

По критерию К9 (соблюдение грамматических норм) ставится:

  • 2 балла, если грамматических ошибок нет.
  • 1 балл, если допущены одна-две ошибки.
  • 0 баллов, если допущены четыре или более ошибки.

Ваш результат за К9: 0 1 2

По критерию К10 (соблюдение речевых норм) ставится:

  • 2 балла, если допущено не более одной ошибки.
  • 1 балл, если допущены две-три ошибки
  • 0 баллов, если допущены четыре или более ошибки.

Ваш результат за К10: 0 1 2

По критерию К11 (соблюдение этических норм) ставится:

  • 1 балл, если этические ошибки в работе отсутствуют.
  • 0 баллов, если допущена одна этическая ошибка или более.

Ваш результат за К11: 0 1

По критерию К12 (соблюдение фактологической точности) ставится:

  • 1 балл, если фактические ошибки в работе отсутствуют.
  • 0 баллов, если допущена одна фактическая ошибка или более.

Ваш результат за К12: 0 1

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12) — 21.

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов.

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — орфографических ошибок нет;

К8 — пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — допущено не более двух ошибок;

К8 — допущено не более двух ошибок;

К9 — грамматических ошибок нет;

К10 — допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста ученика, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит ученику. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Отрывок из произведения А. Грина «Зелёная лампа», взятого с сайта https://rusneb.ru/ (Public Domain). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).