Странным свойством обладают стихи Сологуба. Их прочтёшь в журналах, в газетах, удивишься их изысканной форме и забудешь в сутолоке дня. Но после, может быть, через несколько месяцев, когда останешься один и печален, вдруг какая-то странная и близкая мелодия зазвенит на струнах души, и вспоминаешь какое-нибудь стихотворение Сологуба, один раз прочитанное, но всё целиком. И ни одно не забывается совершенно. Все они обладают способностью звёзд проявляться в тот или другой час ночного безмолвия. Я объясняю это тем, что Сологуб избегает случайного, жемчуг его переживаний принесён из глубин, где все души сливаются в одну мировую. В своём творчестве он следует заветам Шопенгауэра: отрекается от воли ради созерцания. Но в каждой фразе его, в каждом образе чувствуется, как была трудна эта победа, и чуткий читатель на каждом шагу находит окаменевшие, но ещё не остывшие молнии страсти и желания. Успокоенность Сологуба ранит больнее, чем мятежность других.
В «Homo Sapiens» Пшибышевского мельком говорится о человеке, во взгляде (...) чудились надломленные крылья большой белой птицы. Несколько лет тому назад это казалось идеалом судьбы человека. Могучий взлёт, беспощадное падение, а потом безмолвие отчаяния.
Но Сологуб не пошёл по этому пути. В долине скорби он обрёл нежное, нежалящее солнце и нашёл сладость в соке горьких подземных трав. Вот призывает он людей полюбоваться его сокровищами: окровавленным идолом полинезийских деревень, гибкими стеблями полыни и грешной алостью рубина. Он ворожащий колдун, у которого есть свой рай на звезде Маир. Его творчество живёт иным бытием, оно похоже на свинцовые воды заколдованного озера, где отражается весь мир, но отражается преображённым, и, вглядываясь в него, кажется, что всё иное — тень и бредовое безумье.
Переходя к формальной стороне творчества Сологуба, прежде всего останавливаешься на сложном механизме его приёмов. Темы его вечно-близки и вечно новы: ласкающая смерть, любовь без желанья, грусть и порыв к мятежу. Но для каждой есть новый образ, слова, волнующие своей неожиданностью. Как все большие художники, Сологуб избегает называть вещи их именами; часто он даёт только одну черту какого-нибудь события, но настолько сильную и меткую, что она заменяет страницы описания.
Стих его, мягкий и певучий, лишён и медной звонкости брюсовского стиха, и неожиданных поворотов блоковского. Но зато он и менее подвергся влиянию старых мастеров, в нём при той же пленительности чувствуется меньше литературности.
Его книга издана так, как ей и следует быть изданной: красиво и просто.
Правильное выполнение задания оценивается
Странным свойством обладают стихи Сологуба. Их прочтёшь в журналах, в газетах, удивишься их изысканной форме и забудешь в сутолоке дня. Но после, может быть, через несколько месяцев, когда останешься один и печален, вдруг какая-то странная и близкая мелодия зазвенит на струнах души, и вспоминаешь какое-нибудь стихотворение Сологуба, один раз прочитанное, но всё целиком. И ни одно не забывается совершенно. Все они обладают способностью звёзд проявляться в тот или другой час ночного безмолвия. Я объясняю это тем, что Сологуб избегает случайного, жемчуг его переживаний принесён из глубин, где все души
В «Homo Sapiens» Пшибышевского мельком говорится о человеке, во взгляде (...) чудились надломленные крылья большой белой птицы. Несколько лет тому назад это казалось идеалом судьбы человека. Могучий взлёт, беспощадное падение, а потом безмолвие отчаяния.
Но Сологуб не пошёл по этому пути. В долине скорби он обрёл нежное, нежалящее солнце и нашёл сладость в соке
Переходя к формальной стороне творчества Сологуба, прежде всего останавливаешься на
Стих его, мягкий и певучий, лишён и медной звонкости брюсовского стиха, и неожиданных поворотов блоковского. Но зато он и менее подвергся влиянию старых мастеров, в нём при той же пленительности чувствуется меньше литературности.
Книга его издана так, как ей и следует быть изданной: красиво и просто.
- СЛИТЬСЯ. Объединиться, составив одно целое, растворившись одно в другом.
Во время подготовки к благотворительному марафону, усилия всех участников слились в единый поток, направленный на обеспечение успешного проведения события. - СЛЕДОВАТЬ. Руководствоваться чем-нибудь, поступать подобно кому-нибудь.
Чтобы освоить сложный материал, студенту важно внимательно следовать учителю и выполнять все рекомендации. - ЧУТКИЙ. Быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств.
Чуткое ухо музыканта позволило ему заметить мелкие недочёты в произведении и исправить их до выступления. - ГОРЬКИЙ. Горестный, тяжёлый.
Горькая доля не оставила шансов на счастье, ведь каждый выбор вёл лишь к новым разочарованиям. - СЛОЖНЫЙ. Состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей и связей между ними.
Организм способен усваивать сложные вещества, расщепляя их на более простые компоненты.
Правильное выполнение задания оценивается
Странным свойством обладают стихи Сологуба. Их прочтёшь в журналах, в газетах, удивишься их изысканной форме и забудешь в сутолоке дня. Но после, может быть, через несколько месяцев, когда останешься один и печален, вдруг какая-то странная и близкая мелодия зазвенит на струнах души, и вспоминаешь какое-нибудь стихотворение Сологуба, один раз прочитанное, но всё целиком. И ни одно не забывается совершенно. Все они обладают способностью звёзд проявляться в тот или другой час ночного безмолвия. Я объясняю это тем, что Сологуб избегает случайного, жемчуг его переживаний принесён из глубин, где все души сливаются в одну мировую. В своём творчестве он следует заветам Шопенгауэра: отрекается от воли ради созерцания. Но в каждой фразе его, в каждом образе чувствуется, как была трудна эта победа, и чуткий читатель на каждом шагу находит окаменевшие, но ещё не остывшие молнии страсти и желания. Успокоенность Сологуба ранит больнее, чем мятежность других.
В «Homo Sapiens» Пшибышевского мельком говорится о человеке, во взгляде (...) чудились надломленные крылья большой белой птицы. Несколько лет тому назад это казалось идеалом судьбы человека. Могучий взлёт, беспощадное падение, а потом безмолвие отчаяния.
Но Сологуб не пошёл по этому пути. В долине скорби он обрёл нежное, нежалящее солнце и нашёл сладость в соке горьких подземных трав. Вот призывает он людей полюбоваться его сокровищами: окровавленным идолом полинезийских деревень, гибкими стеблями полыни и грешной алостью рубина. Он ворожащий колдун, у которого есть свой рай на звезде Маир. Его творчество живёт иным бытием, оно похоже на свинцовые воды заколдованного озера, где отражается весь мир, но отражается преображённым, и, вглядываясь в него, кажется, что всё иное — тень и бредовое безумье.
Переходя к формальной стороне творчества Сологуба, прежде всего останавливаешься на сложном механизме его приёмов. Темы его вечно-близки и вечно новы: ласкающая смерть, любовь без желанья, грусть и порыв к мятежу. Но для каждой есть новый образ, слова, волнующие своей неожиданностью. Как все большие художники, Сологуб избегает называть вещи их именами; часто он даёт только одну черту какого-нибудь события, но настолько сильную и меткую, что она заменяет страницы описания.
Стих его, мягкий и певучий, лишён и медной звонкости брюсовского стиха, и неожиданных поворотов блоковского. Но зато он и менее подвергся влиянию старых мастеров, в нём при той же пленительности чувствуется меньше литературности.
Книга его издана так, как ей и следует быть изданной: красиво и просто.
- Творчество Сологуба обладает уникальной способностью западать в душу читателя и возвращаться к нему в моменты одиночества и печали, отличаясь глубиной мысли и изысканностью формы, что делает его стихи не только мимолётно воспринимаемыми, но и долго живущими в памяти.
- Ритм текста создаётся чередованием коротких односоставных предложений и длинных сложных предложений с включёнными в них обособленным определением и обстоятельством.
- Особенность грамматики текста — преобладание черт книжной речи: использование предложений с однородными членами, распространённых приложений, сложноподчинённых предложений, что позволяет отнести этот текст к научному стилю.
- В первом предложении текста формируется тезис, затем автор последовательно раскрывает его.
- Посредством метафор автор раскрывает задачу эстетического воздействия на читателя, создавая художественные образы.
Правильное выполнение задания оценивается
- снЯта
- недУг
- крАлась
- обогнАла
- сОздав
Правильное выполнение задания оценивается
- На Новый год каждая улица города украшена ПРАЗДНИЧНЫМИ гирляндами, что добавляет волшебства зимним вечерам.
- Прогуливаясь по ЛЕСНОЙ тропинке, мы всё больше погружались в таинственную тишину природы, наслаждаясь каждым её звуком.
- На улице стоял МОРОЗНЫЙ день, когда каждый выдох превращался в облако пара, а солнечные лучи создавали иллюзию тепла.
- В старинном особняке массивная чугунная ВАННАЯ привносила в атмосферу нотку аристократичности и уюта.
- ОТДАЧА любимому делу дарит не только огромное удовлетворение, но и стимул к дальнейшему личностному росту и развитию.
Правильное выполнение задания оценивается
Изучение иностранных языков произвело воздействие на мой кругозор: я расширил его границы, открыл для себя новые культуры и традиции.
Правильное выполнение задания оценивается
- несколько ПОЛЕНЬЕВ;
- её МУЧИТ жажда;
- наполнен АЭРОЗОЛЕМ;
- с ЧЕТЫРЬМЯ одноклассниками;
- покрытое ТЮЛЬЮ.
Правильное выполнение задания оценивается
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом
1. Когда эксперт перешёл к описанию предлагаемых стратегий и методов, стало ясно, что доклад посвящён не столько анализу текущей экономической ситуации, сколько обсуждению возможных путей её улучшения в будущем.
Б) Неправильное употребление падежной формы существительного/местоимения с предлогом
2. Согласно статистическим данным, число пользователей интернета в мире продолжает расти с каждым годом, что говорит о постоянно увеличивающемся влиянии цифровых технологий на общество.
В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3. В рождественские праздники обычно колядующие проходили под окнами домов, звали хозяев, и, получив разрешение, пелись святочные народные песни или поздравления, называемые сейчас щедровками.
Г) Нарушение в построении предложения с косвенной речью
4. Через несколько десятилетий в «Автобиографичекой памяти» автор напишет, что за писательскую деятельность я удостоился множества наград и званий, но самым ценным для него всегда оставалось признание его читателей.
Д) Нарушение построения предложения с однородными членами
5. Беря за пример успешные стартапы последних лет, можно заметить, как важно обращать внимание на инновации и потребности рынка.
6. В книге о воспитании сказано, что ребёнок должен вести себя сообразно обстоятельств и всегда учитывать мнения и чувства других людей.
7. Когда я случайно задел стол, чашка перевернулась, какао пролился по всему ковру, и теперь большое тёмное пятно напоминает до сих пор о содеянной оплошности.
8. В отсутствие посторонних звуков хорошо было слышно щебетание птиц за окном, и, казалось, будто этот естественный концерт наполнял пространство комнаты главного героя, пробуждая в нём ощущение гармонии и спокойствия.
9. Под слоем пыли и паутины в небольшой, затерянной в глубинах земли пещере нашлась древняя книга, чудом сохранившаяся до наших дней и которая открывает перед учёными секреты утраченной цивилизации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
3. В рождественские праздники обычно колядующие проходили под окнами домов, звали хозяев, и,
6. В книге о воспитании сказано, что ребёнок должен вести себя
7. Когда я случайно задел стол, чашка перевернулась,
4. Через несколько десятилетий в «Автобиографичекой памяти» автор напишет, что за писательскую деятельность
9. Под слоем пыли и паутины в небольшой, затерянной в глубинах земли пещере нашлась древняя книга, чудом
Задание оценивается максимально в
-
2 балла ставится, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания и полностью совпадает с правильным ответом: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. -
1 балл ставится, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. -
0 баллов ставится во всех других случаях, а также если количество символов в ответе больше требуемого, вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
- к..лендарь, хв..стливый, утр..мбовать;
- ин..й, прим..рять (наряд), расст..латься;
- ц..рковой, рац..ональность, (ходить на) ц..почках;
- об..няние, подр..стковый, пл..вчиха;
- б..гряное (солнце), ур..внение, пог..рельцы.
Правильное выполнение задания оценивается
- выб..ешься (из сил), об..ятие, об..ект;
- обе..ценить, чере..чур, в..бить (сливки);
- беспр..станный, непр..менно, непр..взойдённый;
- вз..гравшее (самолюбие), без..нъекционная (процедура), воз..меть (действие);
- пре..шественник, по..тянуть, о..душина.
Правильное выполнение задания оценивается
- мер..ть, серебр..ный.
- разбуш..ваться, букаш..чка;
- младенч..ский, черкеш..нка;
- кирилл..ца, здань..це;
- масл..ные (краски), раскашл..лся.
Правильное выполнение задания оценивается
- высп..мся, истле..т (бумага);
- венч..нный (на царство), замолч..нный (факт);
- внемл..щий, та..щий (секрет);
- лицемер..шь, (если) напиш..те;
- вывал..нный (мусор), незыбл..мый.
Правильное выполнение задания оценивается
- Осознав (НЕ)ИЗБЕЖНОСТЬ перемен, она решила встретить их лицом к лицу, вооружившись надеждой и оптимизмом.
- И только её (НЕ)ПОДДЕЛЬНАЯ радость от подарка заставила меня понять, что весь труд и ожидание того стоили.
- Их уникальные таланты были столь выдающимися, что стало очевидно: они (НЕ)ПОХОЖИ на никого из окружающих.
- (НЕ)ПОНИМАВШИЕ, насколько задача будет сложной и требующей от них полной самоотдачи, они всё равно решились на её выполнение.
- На ветках сада зреют яблоки, но среди них много ещё (НЕ)ДОСПЕЛЫХ, поэтому собирать урожай пока рано.
Правильное выполнение задания оценивается
- На концерте группа играла (БЕЗ)УМОЛКУ, заряжая энергией присутствующих, которые (ПО)ОЧЕРЕДИ поднимались с мест, чтобы танцевать под мелодии.
- С каждым мгновением он шёл НА(ВСТРЕЧУ) неизведанным открытиям (В)ВИДУ своей неутолимой жажды знаний.
- ПРИ(ЧЁМ) здесь я, когда речь идёт о принятии решений, касающихся исключительно тебя и Марии, которая ТАК(ЖЕ), как и ты, имеет полное право быть вовлечённой в процесс?
- Медсестра услышала (ТЯЖЕЛО)ДЫШАЩИЙ шёпот за спиной и поняла: (ЧТО)БЫ ни случилось, она останется в больнице и будет бороться за каждого пациента.
- Этот (ВЫСОКО)ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ робот способен самостоятельно решать сложные задачи и предоставлять данные (В)ВИДЕ удобных отчётов и аналитики.
Правильное выполнение задания оценивается
Изначаль(1)о «коньками» назывались деревя(2)ые подставки с металлическими полозьями, они были предназначе(3)ы для скольжения по ледя(4)ой поверхности.
Правильное выполнение задания оценивается
- Две молчаливые не обращающие внимание на прохожих собаки спокойно лежали у входа в парк.
- Это стало полным сюрпризом не только для меня но и для всех моих коллег и вызвало чувство неуверенности и беспокойства в будущем.
- Из оцинкованного стального листа делают автомобильные кузова бытовую технику и различные виды упаковки.
- Завораживали и уносили в мир фантазий светящиеся звёзды на ночном небе и лёгкий аромат цветущих ночных цветов и мягкий шёпот ветра.
- Стояла безветренная погода и лишь изредка лёгкий бриз скользил по листьям деревьев и кустарников и заставлял их тихо шелестеть и извиваться в нежном танце.
Правильное выполнение задания оценивается
Попрощавшись с друзьями (1) нисколько не изменившимся (2) за столь долгий период разлуки (3) я проехал три остановки на (4) погружённом в темноту (5) метро.
Правильное выполнение задания оценивается
Амур (1) совсем (2) друзья (3) не слеп:
Но шалуну пришла ж охота,
Чтоб, людям на смех и назло,
Его безумие вело...
Идёт проказник к Гименею...
А что такое Гименей?
Он (4) сын Вулкана молчаливый,
Да (5) нрав имеет он ревнивый...
Вот мальчик мой к нему подходит
И речь коварную заводит:
«Развеселися (6) Гименей!
Ну (7) помиримся, будь умней!
Забудь (8) товарищ мой любезный (9)
Раздор смешной и бесполезный!..
Но только навсегда, смотри!
Возьми ж повязку в память ты,
А мне фонарь свой подари!»
Правильное выполнение задания оценивается
Если мы отложим наше путешествие на неделю (1) и личному менеджеру удастся дополнительно улучшить условия проживания в отеле (2) где мы планировали остановиться (3) то поймём (4) как наш отпуск превратится в настоящее роскошное приключение (5) которое сравнится с эпизодами из сказочных историй (6) когда каждая деталь спланирована для поддержания атмосферы волшебства (7) и безупречного комфорта.
Правильное выполнение задания оценивается
После прочтения публицистической статьи «Компьютерные игры в жизни подростка» стало понятно (1) что Евдокия Константиновна — тот человек (2) который может эффективно использовать видеоигры (3) как средство образования и развития молодого поколения (4) и (5) если она согласится (6) это может стать прорывом в современных методах обучения.
Правильное выполнение задания оценивается
(1) Перекус сухофруктами и орехами является отличной альтернативой сладкой газировке, шоколадным батончикам и печеньям. (2) Он значительно более полезен для нашего организма, поскольку содержит множество необходимых витаминов и микроэлементов. (3) Сухофрукты и орехи обеспечивают длительное чувство насыщения и энергии, не вызывая резких скачков сахара в крови. (4) Орехи богаты здоровыми жирами (они полезны для сердца и сосудов) и белками, необходимыми для построения мышц. (5) Сухофрукты, в свою очередь, являются источником клетчатки, способствующей нормализации пищеварения и предотвращения переедания. (6) Высушенные фрукты также содержат антиоксиданты, они играют важную роль в профилактике хронических заболеваний. (7) Перекус орехами может способствовать улучшению концентрации и повышению уровня энергии в течение дня без необходимости прибегать к сладким перекусам. (8) Этот вид перекуса легко подготовить и взять с собой в любую поездку, и это делает его удобным вариантом для занятых людей. (9) В речах Пьера Дюкана и Алексея Ковалькова, известных французского и русского диетологов соответственно, выделяется важная мысль: выбор в пользу такого вида перекуса способствует формированию полезных пищевых привычек и поддержанию здорового образа жизни.
Правильное выполнение задания оценивается
(1) Что-то горькое, что-то страшное и в то же время несомненно подлое угнетало мою душу. (2) Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе этот груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (3) Без малейшей нравственной потребности вошёл я в сени музея. (4)Войдя, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (5) И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской.
(6) Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (7) Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (8) До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (9) Похожа ли она видом на руку человеческую? (10) Нет, это просто какой-то кожаный комок. (11) Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (12) Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт. (13) Заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(14) Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (15) Что это такое? (16) Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (17) И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос. (18) Я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (19) Разбить это? (20) Да ведь это всё равно что лишить мир солнца. (21) Тогда жить не стоит, если нельзя будет хоть раз в жизни не ощущать этого!
(22) Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог даже подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (23)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (24) Нет, нет! (25) Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, которое я в себе самом бережно принёс в мою комнату.
(26) С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, — теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (27) Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (28) Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (29) Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (30) И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: «Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь.
(31) Я долго не мог определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, «выпрямляют» и расширяют скомканную человеческую душу. (32) Потом понял: как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(33) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.
(34) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, не думая о поле и о возрасте, а ловя во всём этом только человеческое. (35) Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямлённую.
*
Какие из высказываний
- В произведении утверждается, что искусство оказывает значительное влияние на человеческую душу и способно изменить взгляды на мир.
- Рассказчик остаётся равнодушным к Венере Милосской, считая встречу с ней лишь случайным событием без глубокого эмоционального или духовного воздействия на его жизнь.
- Рассказчик находился в глубоком эмоциональном кризисе, ощущая в душе смесь горечи, страха и ощущение подлости, что отражалось на его бесцельных скитаниях по Парижу.
- После встречи с Венерой Милосской лишь усиленно подчёркивается чувство пустоты и отсутствие смысла в жизни рассказчика.
- В тексте утверждается, что рассказчик искал в Лувре укромное место, чтобы скрыться от искусства, поскольку оно вызывало у него тревогу и непонимание, делая его более замкнутым и отстранённым от мира.
Правильное выполнение задания оценивается
(1) Что-то горькое, что-то страшное и в то же время несомненно подлое угнетало мою душу. (2) Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе этот груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (3) Без малейшей нравственной потребности вошёл я в сени музея. (4)Войдя, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (5) И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской.
(6) Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (7) Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (8) До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (9) Похожа ли она видом на руку человеческую? (10) Нет, это просто какой-то кожаный комок. (11) Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (12) Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт. (13) Заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(14) Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (15) Что это такое? (16) Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (17) И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос. (18) Я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (19) Разбить это? (20) Да ведь это всё равно что лишить мир солнца. (21) Тогда жить не стоит, если нельзя будет хоть раз в жизни не ощущать этого!
(22) Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог даже подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (23)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (24) Нет, нет! (25) Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, которое я в себе самом бережно принёс в мою комнату.
(26) С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, — теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (27) Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (28) Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (29) Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (30) И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: «Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь.
(31) Я долго не мог определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, «выпрямляют» и расширяют скомканную человеческую душу. (32) Потом понял: как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(33) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.
(34) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, не думая о поле и о возрасте, а ловя во всём этом только человеческое. (35) Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямлённую.
*
Какие из перечисленных утверждений являются
- В предложениях 6-10 представлено рассуждение.
- Предложениях 11 и 12 противопоставлены по содержанию.
- Предложение 24 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 23.
- В предложениях 26-27 представлено повествование.
- Предложение 33 раскрывает содержание предложений 31-32.
Правильное выполнение задания оценивается
(1) Что-то горькое, что-то страшное и в то же время несомненно подлое угнетало мою душу. (2) Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе этот груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (3) Без малейшей нравственной потребности вошёл я в сени музея. (4)Войдя, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (5) И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской.
(6) Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (7) Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (8) До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (9) Похожа ли она видом на руку человеческую? (10) Нет, это просто какой-то кожаный комок. (11) Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (12) Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт. (13) Заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(14) Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (15) Что это такое? (16) Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (17) И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос. (18) Я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (19) Разбить это? (20) Да ведь это всё равно что лишить мир солнца. (21) Тогда жить не стоит, если нельзя будет хоть раз в жизни не ощущать этого!
(22) Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог даже подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (23)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (24) Нет, нет! (25) Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, которое я в себе самом бережно принёс в мою комнату.
(26) С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, — теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (27) Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (28) Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (29) Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (30) И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: «Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь.
(31) Я долго не мог определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, «выпрямляют» и расширяют скомканную человеческую душу. (32) Потом понял: как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(33) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.
(34) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, не думая о поле и о возрасте, а ловя во всём этом только человеческое. (35) Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямлённую.
*
Правильное выполнение задания оценивается
(6) Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (7) Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (8) До сих пор я был
(1) Что-то горькое, что-то страшное и в то же время несомненно подлое угнетало мою душу. (2) Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе этот груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (3) Без малейшей нравственной потребности вошёл я в сени музея. (4)Войдя, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (5) И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской.
(6) Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (7) Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (8) До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (9) Похожа ли она видом на руку человеческую? (10) Нет, это просто какой-то кожаный комок. (11) Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (12) Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт. (13) Заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(14) Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (15) Что это такое? (16) Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (17) И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос. (18) Я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (19) Разбить это? (20) Да ведь это всё равно что лишить мир солнца. (21) Тогда жить не стоит, если нельзя будет хоть раз в жизни не ощущать этого!
(22) Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог даже подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (23)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (24) Нет, нет! (25) Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, которое я в себе самом бережно принёс в мою комнату.
(26) С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, — теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (27) Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (28) Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (29) Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (30) И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: «Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь.
(31) Я долго не мог определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, «выпрямляют» и расширяют скомканную человеческую душу. (32) Потом понял: как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(33) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.
(34) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, не думая о поле и о возрасте, а ловя во всём этом только человеческое. (35) Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямлённую.
*
Правильное выполнение задания оценивается
«Текст Г. И. Успенского описывает глубинные переживания и моменты прозрения главного героя. Внутреннее состояние рассказчика помогает передать приём А_____ (
Список терминов:
- антонимы;
- инверсия;
- обособленные члены предложения;
- восклицательное предложение;
- метафора;
- олицетворение;
- ряды однородных членов;
- синонимы;
- градация.
Запишите в ответе цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
(1) Что-то горькое, что-то страшное и в то же время несомненно подлое угнетало мою душу. (2) Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе этот груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (3) Без малейшей нравственной потребности вошёл я в сени музея. (4)Войдя, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (5) И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской.
(6) Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (7) Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (8) До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (9) Похожа ли она видом на руку человеческую? (10) Нет, это просто какой-то кожаный комок. (11) Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (12) Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт. (13) Заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(14) Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (15) Что это такое? (16) Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (17) И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос. (18) Я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (19) Разбить это? (20) Да ведь это всё равно что лишить мир солнца. (21) Тогда жить не стоит, если нельзя будет хоть раз в жизни не ощущать этого!
(22) Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог даже подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (23)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (24) Нет, нет! (25) Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, которое я в себе самом бережно принёс в мою комнату.
(26) С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, — теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (27) Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (28) Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (29) Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (30) И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: «Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь.
(31) Я долго не мог определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, «выпрямляют» и расширяют скомканную человеческую душу. (32) Потом понял: как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(33) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.
(34) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, не думая о поле и о возрасте, а ловя во всём этом только человеческое. (35) Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямлённую.
*
Задание оценивается максимально в
-
3 балла ставится, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания и полностью совпадает с правильным ответом: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. -
2 балла ставится, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в правильном ответе. -
1 балл ставится, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. -
0 баллов ставится во всех других случаях, а также если количество символов в ответе больше требуемого, вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения — не менее
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью
переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
(1) Что-то горькое, что-то страшное и в то же время несомненно подлое угнетало мою душу. (2) Без цели и без малейшего определённого желания идти по той или другой улице я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе этот груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (3) Без малейшей нравственной потребности вошёл я в сени музея. (4)Войдя, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (5) И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской.
(6) Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (7) Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (8) До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (9) Похожа ли она видом на руку человеческую? (10) Нет, это просто какой-то кожаный комок. (11) Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (12) Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт. (13) Заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(14) Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (15) Что это такое? (16) Где и в чём тайна этого твёрдого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (17) И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос. (18) Я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. (19) Разбить это? (20) Да ведь это всё равно что лишить мир солнца. (21) Тогда жить не стоит, если нельзя будет хоть раз в жизни не ощущать этого!
(22) Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог даже подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (23)Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (24) Нет, нет! (25) Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, которое я в себе самом бережно принёс в мою комнату.
(26) С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, — теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (27) Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (28) Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (29) Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было. (30) И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придёшь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: «Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» — и уйдёшь.
(31) Я долго не мог определить, в чём заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, «выпрямляют» и расширяют скомканную человеческую душу. (32) Потом понял: как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(33) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.
(34) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, не думая о поле и о возрасте, а ловя во всём этом только человеческое. (35) Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямлённую.
*
- Какое влияние произведения искусства могут оказывать на человека? Авторская позиция: произведения искусства способны произвести в человеке неожиданные перемены, принести радость, нравственно исцелить человека.
- Проблема влияния случая на жизнь человека. Авторская позиция: по воле случая могут произойти неожиданные перемены в мировосприятии и мировоззрении человека.
- Когда замысел художника открывается зрителю? Авторская позиция: Тогда открывается, когда произведение находит отклик в душе зрителя.
Задание оценивается по
По критерию К1 (формулировка проблемы исходного текста) ставится:
-
1 балл, если одна из проблем исходного текста сформулирована верно. -
0 баллов, если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.
Если ученик не сформулировал или сформулировал неверно одну
из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается
Ваш результат за К1:
По критерию К2 (комментарий к проблеме исходного текста) ставится:
-
3 балла, если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями. -
2 — если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно. -
1 балл, если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации. -
0 баллов, если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.ИЛИ
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста.ИЛИ
Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.ИЛИ
Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.ИЛИ
Проблема исходного текста не прокомментирована.
Указания к оцениванию.
1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.
2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.
3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
4. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12).
Ваш результат за К2:
По критерию К3 (отражение позиции автора по проблеме исходного текста) ставится:
-
1 балл, если позиция автора по проблеме исходного текста сформулирована верно. -
0 баллов, если позиция автора по проблеме исходного текста сформулирована неверно.ИЛИ
Позиция автора по проблеме исходного текста не сформулирована.
Указание к оцениванию.
Если ученик не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается
Ваш результат за К3:
По критерию К4 (отношение к позиции автора по проблеме исходного текста) ставится:
-
1 балл, если отношение к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано. -
0 баллов, если отношение к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано.ИЛИ
Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.ИЛИ
Отношение ученика заявлено лишь формально: я согласен/не согласен с автором.
Ваш результат за К4:
По критерию К5 (смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения) ставится:
-
2 балла, если работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют. -
1 балл, если работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.ИЛИ
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.ИЛИ
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. -
0 баллов, если в работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.ИЛИ
В работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.ИЛИ
В работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки.
Ваш результат за К5:
По критерию К6 (точность и выразительность речи) ставится:
-
1 балл, если работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи. -
0 баллов, если работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
Ваш результат за К6:
По критерию К7 (соблюдение орфографических норм) ставится:
-
3 балла, если орфографических ошибок нет. -
2 балла, если допущены одна-две ошибки. -
1 балл, если допущены три-четыре ошибки. -
0 баллов, если допущены пять или более ошибок.
Ваш результат за К7:
По критерию К8 (соблюдение пунктуационных норм) ставится:
-
3 балла, если пунктуационных ошибок нет. -
2 балла, если допущены одна-две ошибки. -
1 балл, если допущены три-четыре ошибки. -
0 баллов, если допущены пять или более ошибок.
Ваш результат за К8:
По критерию К9 (соблюдение грамматических норм) ставится:
-
2 балла, если грамматических ошибок нет. -
1 балл, если допущены одна-две ошибки. -
0 баллов, если допущены четыре или более ошибки.
Ваш результат за К9:
По критерию К10 (соблюдение речевых норм) ставится:
-
2 балла, если допущено не более одной ошибки. -
1 балл, если допущены две-три ошибки -
0 баллов, если допущены четыре или более ошибки.
Ваш результат за К10:
По критерию К11 (соблюдение этических норм) ставится:
-
1 балл, если этические ошибки в работе отсутствуют. -
0 баллов, если допущена одна этическая ошибка или более.
Ваш результат за К11:
По критерию К12 (соблюдение фактологической точности) ставится:
-
1 балл, если фактические ошибки в работе отсутствуют. -
0 баллов, если допущена одна фактическая ошибка или более.
Ваш результат за К12:
Максимальное количество баллов за выполнения задания 27
(К1–К12) —
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом
Если в сочинении
При оценке сочинения объёмом от
К7 — орфографических ошибок нет;
К8 — пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущено не более двух ошибок;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста ученика, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит ученику. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.