1banner-popap-prof-examsЛМ Профориентация
2banner-popap-newrulesЛМ Новые правила поступления
3banner-popap-last-chance-23-месячный курс Exams
Заданий выполнено0 из 27
Показать предыдущие
  • Задание №1
    Ещё не выполнено
  • Задание №2
    Ещё не выполнено
  • Задание №3
    Ещё не выполнено
  • Задание №4
    Ещё не выполнено
  • Задание №5
    Ещё не выполнено
Показать следующие
Задание №1
Вариант 2
Все задания

Прочитайте текст и выполните задание.

Есть эта тайная, но близкая человеку жизнь в растениях у Толстого. Деревья у него умеют ходить. Черёмуха выросла близко от липы, липа затенила её. «Черёмуха, чтоб её не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку. Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком на землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила» (Рассказы для детей из ботаники: «Как ходят деревья»).

«Тополь знал, что умирает», «черёмуха почуяла, что ей не жить». У Толстого это не поэтические образы, не вкладывание в неодушевлённые предметы человеческих чувств, как делают баснописцы. Пусть не в тех формах, как человек, — но всё же тополь и черёмуха действительно знают что-то и чувствуют. Эту тайную их жизнь Толстой живо ощущает душою, и жизнь эта роднит дерево с человеком.

Толстой рубит черёмуху. «Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, и дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черёмухе и (...) думал о том, как бы скорее свалить её… Когда я запыхался, я положил топор, упёрся с мужиками в дерево и попытался свалить его. Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас посыпались белые душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то, — хрустнуло в середине дерева, — мы налегли, и как будто заплакало, затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились.

— Эх, штука-то важная! — сказал мужик. — Живо жалко!

А мне так было жалко, что я поскорее отошёл к другим рабочим»...

Ещё крепче эта таинственная, живая связь у людей друг с другом. Наружно они сообщаются словами, но души их, помимо слов, всё время соприкасаются в каком-то другом общении, неизмеримо более глубоком, тесном и правдивом.

Открыть текст
Закрыть текст

Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в предложении текста. Запишите эту частицу.

только Только ТОЛЬКО лишь ЛИШЬ Лишь исключительно Исключительно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО

Прочитайте текст и выполните задание.

Есть эта тайная, но близкая человеку жизнь в растениях у Толстого. Деревья у него умеют ходить. Черёмуха выросла близко от липы, липа затенила её. «Черёмуха, чтоб её не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку. Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком на землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила» (Рассказы для детей из ботаники: «Как ходят деревья»).

«Тополь знал, что умирает», «черёмуха почуяла, что ей не жить». У Толстого это не поэтические образы, не вкладывание в неодушевлённые предметы человеческих чувств, как делают баснописцы. Пусть не в тех формах, как человек, — но всё же тополь и черёмуха действительно знают что-то и чувствуют. Эту тайную их жизнь Толстой живо ощущает душою, и жизнь эта роднит дерево с человеком.

Толстой рубит черёмуху. «Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, и дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черёмухе и (...) думал о том, как бы скорее свалить её… Когда я запыхался, я положил топор, упёрся с мужиками в дерево и попытался свалить его. Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас посыпались белые душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то, — хрустнуло в середине дерева, — мы налегли, и как будто заплакало, затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились.

— Эх, штука-то важная! — сказал мужик. — Живо жалко!

А мне так было жалко, что я поскорее отошёл к другим рабочим»...

Ещё крепче эта таинственная, живая связь у людей друг с другом. Наружно они сообщаются словами, но души их, помимо слов, всё время соприкасаются в каком-то другом общении, неизмеримо более глубоком, тесном и правдивом.

Открыть текст
Закрыть текст

В тексте выделено пять слов. Укажите в порядке возрастания варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. ХОДИТЬ. Быть кем-нибудь, исполнять какие-нибудь обязанности, находиться в каком-либо состоянии. Целый день хожу довольный, потому что вдохновлён красотой природы.
  2. КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. До корней волос я ощутил холодный ветер, пронизывающий меня насквозь во время прогулки по парку.
  3. ПРЕДМЕТ. Всякое материальное явление, вещь. Комнатное растение стало для меня предметом домашнего обихода, без которого я уже не представляю своего уютного жилища.
  4. ДРОЖАТЬ. Сотрясаться от частых и коротких колебательных движений, трястись, испытывать дрожь. Прокатился гулкий звук грома, и стёкла задрожали.
  5. ТЕСНЫЙ. Недостаточный по пространству, непросторный. Они протиснулись через тесный проход, едва помещаясь по одному.

34

Прочитайте текст и выполните задание.

Есть эта тайная, но близкая человеку жизнь в растениях у Толстого. Деревья у него умеют ходить. Черёмуха выросла близко от липы, липа затенила её. «Черёмуха, чтоб её не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку. Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком на землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила» (Рассказы для детей из ботаники: «Как ходят деревья»).

«Тополь знал, что умирает», «черёмуха почуяла, что ей не жить». У Толстого это не поэтические образы, не вкладывание в неодушевлённые предметы человеческих чувств, как делают баснописцы. Пусть не в тех формах, как человек, — но всё же тополь и черёмуха действительно знают что-то и чувствуют. Эту тайную их жизнь Толстой живо ощущает душою, и жизнь эта роднит дерево с человеком.

Толстой рубит черёмуху. «Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, и дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черёмухе и (...) думал о том, как бы скорее свалить её… Когда я запыхался, я положил топор, упёрся с мужиками в дерево и попытался свалить его. Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас посыпались белые душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то, — хрустнуло в середине дерева, — мы налегли, и как будто заплакало, затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились.

— Эх, штука-то важная! — сказал мужик. — Живо жалко!

А мне так было жалко, что я поскорее отошёл к другим рабочим»...

Ещё крепче эта таинственная, живая связь у людей друг с другом. Наружно они сообщаются словами, но души их, помимо слов, всё время соприкасаются в каком-то другом общении, неизмеримо более глубоком, тесном и правдивом.

Открыть текст
Закрыть текст

Укажите в порядке возрастания варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  1. В тексте растения воспринимаются как живые существа, способные ощущать и чувствовать. Л. Н. Толстой особенно ярко и чутко передаёт это восприятие в своих произведениях, описывая внутреннюю жизнь деревьев.
  2. Автор акцентирует внимание на особенности человеческого восприятия окружающего мира, подчёркивая, что общение людей происходит только на уровне языка.
  3. Первые два предложения текста связаны между собой последовательно. Средством связи выступает личное местоимение.
  4. Тексту свойственна образность, субъективная оценка, присутствуют цитаты, поэтому текст относится к публицистичекому стилю, целью которого является передача информации о мире через художественные образы.
  5. Текст относится к публицистическому стилю речи, так как задача автора — поделиться с читателями мыслью о существовании у Толстого живой и чувствующей природы.

135

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов в порядке возрастания.

  1. сосредоточЕние
  2. кОнусов
  3. мозаИчный
  4. навралА
  5. нАнявшийся

234

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • БУДНИЧНЫЕ заботы забирали у меня много времени, не оставляя ни минуты для хобби.
  • Спустя несколько часов напряжённой работы из ЦЕЛОЙ глыбы мрамора перед нами начали прорисовываться очертания будущей статуи.
  • Его непомерная ГОРДЫНЯ стала причиной многих конфликтов на работе.
  • Новый проект был настолько таинственным, что начал ВОЗБУЖДАТЬ любопытство сотрудников.
  • ДОВЕРЧИВЫЕ люди не задумывались о возможных последствиях и вложили все свои сбережения в обещающий быструю прибыль проект.

ЦЕЛЬНОЙ Цельной цельной

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Они сидели на небольшом балконе, завершая ужин при свете фонарей, и на её прямой вопрос о его чувствах он уклончиво улыбнулся и явно не желал выражать ответ, однако его глаза были более откровенны, чем самые искренние слова.

давать Давать ДАВАТЬ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • сложное РАЛЛИ;
  • рассказать более ДОХОДЧИВО;
  • ответственные СТОРОЖА;
  • ЧЕТВЕРО малышей;
  • ОКРЕПНУЛ после болезни.

ОКРЕП Окреп окреп

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1. В «Дачном уголке» было написано: «Тимьян расстилается по земле, его аромат наполняет воздух свежестью и слегка горчит, словно предвещая не только приближение ночи, так и возможные опасности».

Б) Неправильное построение предложения с косвенной речью

2. Анализируя произведение «Жизнь» Ги де Мопассана, возникло чувство отвращения к поступкам одного из героев и гордость за автора, сумевшего так тонко передать все детали происходящего.

В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3. В течение полуторы месяцев мы добирались до села Светловодского, и никто из нас не предполагал, какие трудности и испытания нас там ожидают, хотя и так было понятно, что впереди нас ждёт далеко не простой путь.

Г) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4. Мы живём недалеко от железнодорожной станции, поэтому часто слышим голос из рупора о том, что по прибытии поезда иностранным гражданам необходимо обратиться в полицию за временной регистрацией.

Д) Ошибка в образовании форм числительного

5. Учитель по биологии объяснял ребятам, что у кошачьих шершавый язык, потому что он выполняет функцию напильника, с помощью которого они лакают молоко, сдирают мясо с добычи и очищают свою шерсть гораздо легче.

6. Я понимал, что с шестьюстами рублями много чего не закажешь в кафе, но Марину я уже давно пригласил на свидание, поэтому сказал ей, что «Марина, пойдём лучше сходим кино».

7. Из учебника «Анатомия животных» все, кто прочитал о найденном древними греками черепе мамонта, узнал, что он мог стать причиной возникновения мифа о циклопах.

8. Мы, обе проказницы, любили, когда мама рассказывала истории из своего детства, а мы подбегаем, берём кренделёк с сахаром, устраиваемся поудобнее и всё слушаем да слушаем, ибо знали мы, что эти самые байки помогут нам справиться с теми трудностями, которые ждали нас впереди.

9. Мало кто знает, что 29 февраля — день Касьяна, немилостивого, завистливого, злопамятного и скупого, который на что ни глянет, ни посмотрит, всё вянет и сохнет, во всяком случае, так написано в «Нумерология».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

96783

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов в порядке возрастания.

  1. п..рламент, зерк..ло, пл..вник;
  2. тр..пещущий, ж..стяной, зам..рев (от восторга);
  3. в..русолог, пр..митивный, ч..стота (колебаний);
  4. обм..кнуть (в краску), отр..сль, нест..бильный;
  5. пр..стираться, об..няние, м..нтаж.

1245

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов в порядке возрастания.

  1. без..ядерный, диз..ассоциация, интер..ер;
  2. ра..грызть, ..дравница, ди..баланс;
  3. п..никнуть, р..звальни, (сесть) п..одаль;
  4. раз..щут, об..скиваемый, без..нициативный;
  5. пр..спосабливающийся, пр..зывающий, пр..уныл.

345

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов в порядке возрастания.

  1. выкорч..вать, увид..лись;
  2. овлад..вать, надрыв..стый;
  3. грозн..нский, досто..н;
  4. реч..вка, общ..;
  5. каза..кий, бурла..кий.

145

Укажите варианты ответа, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов в порядке возрастания.

  1. отпущ..нный, застав..вший;
  2. дра..ть, закашл..вшийся;
  3. полощ..щий, топч..щий;
  4. выскобл..вший, (студент) рассмотр..т;
  5. леле..щий, (овцы) бле..т.

345

Укажите в порядке возрастания варианты ответов, в которых НЕ со словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

  1. Человек, пишущий эти превосходные стихи под псевдонимом, оказался (НЕ)КТО иной, как мой учитель по литературе.
  2. Ласково омывала берега зелёного луга (НЕ)ГЛУБОКАЯ, но довольно широкая речка.
  3. Солнечная энергия — это (НЕ)ИСЧЕРПАЕМЫЙ источник энергии на нашей планете.
  4. (НЕ)БЫВАВШАЯ до этого на охоте моя младшая сестра была в восторге от нового приключения.
  5. Хотя старший брат всегда был (НЕ)ПРЕКЛОНЕН в своих убеждениях, Миша всё-таки сумел убедить его в своей точке зрения.

235

Укажите в порядке возрастания варианты ответов, в которых оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. (ОТ)НЫНЕ было принято решение ребятами двора кормить найденную дворнягу (В)СКЛАДЧИНУ.
  2. (ПО)НАЧАЛУ было распространено мнение, что он просто пришёл временно, но потом все привыкли к его присутствию, (ПРИ)ЧЁМ его интеллект и харизма стали настоящей находкой в компании.
  3. (В)ОТЛИЧИЕ от прошлого навигатора, этот обладает более подробными и точными картами, а (ТАК)ЖЕ имеет улучшенную систему определения местоположения.
  4. Имей (В)ВИДУ, что успех приходит к тем, кто не боится трудностей и усердно работает над своими целями, и таких людей уважают ЗА(ТО), что они не останавливаются перед преградами.
  5. (В)СЛЕДСТВИЕ таяния снега реки заполнились водой, (ПО)ЭТОМУ службы МЧС ввели в режим повышенной готовности обследовать береговые зоны на предмет возможного подтопления.

4

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Ответ запишите в порядке возрастания.

Вы когда-нибудь задумывались, какая информация, записа(1)ая на берестя(2)ых грамотах, могла быть? Несмотря на то, что многие из них были изуче(3)ы, многое остаётся загадкой, и новые находки всегда вызывают несдержа(4)ое волнение среди историков и археологов. Подобные це(5)ости считались утеря(6)ыми за все века, но надо отдать должное исти(7)ому энтузиазму и увлечё(8)ости учё(9)ых.

239

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений в порядке возрастания.

  1. Маленькие бескрылые насекомые питаются мёртвой материей или бумагой и живут в библиотеках на книжных полках и обложках книг способны пробурить толстые томы и оставить после себя мелкие округлые отверстия и тонны фрагментов бумаги.
  2. Весной по-особому ощущаются свежесть воздуха и будоражащий аромат распустившихся деревьев и каменные глыбы гор выглядят благороднее под покрывалом зелёного мха.
  3. Крокусы и фиалки ветреница и примула ярко сияют на фоне зелёной травы и поднимают настроение своей беззаботностью пчёлы и бабочки беспрестанно летают с цветка на цветок в поисках нектара.
  4. Скворцы и галки выщипывают шерсть животных для утепления своих гнёзд а ласковые соловьи радуют ухо своим волшебным щебетанием и день и ночь.
  5. Питательные кремы для рук при регулярном применении как способствуют увлажнению и защите кожи так и борются с сухостью и шелушением с помощью омолаживающих свойств.

145

Расставьте знаки препинания. Укажите в порядке возрастания все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На багряном небе плавали (1) окрашенные жгучим закатом в оттенки пурпура и золота (2) облака; дуновение морского бриза нежно обвевало гостей (3) даря приятную прохладу в вечерней жаре (4) и запах моря (5) смешавшийся с ароматами пряных специй (6) исходившими из павильона с едой (7) создавал неповторимую атмосферу экзотики и приключений, и весь этот аромат (8) едва уловимый (9) заставлял мысли гостей улетать к местам, о которых они только мечтали.

3456789

Расставьте знаки препинания. Укажите в порядке возрастания все цифры, на месте котороых в предложении должны стоять запятые.

Эх (1) вы (2) сани! А кони, кони!

Видно (3) чёрт их на землю принёс.

В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слёз.

Ни луны, ни собачьего лая

В далеке, в стороне, в пустыре.

Поддержись (4) моя жизнь (5) удалая (6)

Я ещё не навек постарел.

Пой (7) ямщик (8) вперекор этой ночи, —

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про весёлую юность мою.

Эх (9) бывало (10) заломишь шапку,

Да заложишь в оглобли коня,

Да приляжешь на сена охапку, —

Вспоминай лишь, как звали меня.

В цельных сочетаниях, в составе которых имеются частицы, внутри запятая не ставится: эх вы, эх ты, ах вы, ах ты, ну что ж, ай да, ну уж и др.

234678910

Расставьте знаки препинания. Укажите в порядке возрастания все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В сознание людей начинает постепенно проникать мысль о том (1) что электронная книга может заменить печатную (2) и (3) это может привести к исчезновению бумажных книг вовсе (4) потому что экологическая составляющая в пользу электронных книг (5) которые также могут быть доступны для крупных групп пользователей сразу после публикации (6) что уменьшает необходимость в перевозке (7) и (8) хранении печатных книг.

1456

Расставьте знаки препинания. Укажите в порядке возрастания все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Задние ноги зайца длиннее передних (1) и (2) когда он бежит (3) то выкидывает длинные задние ноги вперёд (4) поэтому след задних ног бегущего животного впереди следа передних ног (5) это предусмотрение природы (6) благодаря (7) которому заяц набирает высокую скорость бега (8) обеспечивает зайцу неповторимую манёвренность при прыжках.

134568

Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений в порядке возрастания.

(1) Не только людям свойственно ухаживать за своим телом, но и братьям нашим меньшим. (2) Трудно поверить в то, что зебра, чтобы избавиться от отшелушившейся кожи и разных букашек, моется в грязи, будто трётся жёсткой щёткой. (3) Грязь и песок — это средство для купания у слонов. (4) Ещё будучи мокрым, слон посыпает себя песком или валяется в нём, в результате чего на его коже образуется защищающая от кусачих мошек корка. (5) Обезьяны всегда помогают друг другу вытаскивать из шерсти различных насекомых и комочки грязи, и они всегда поэтому держатся постоянно большими группами. (6) Коты, являющиеся самыми чистоплотными животными, чистят свою шубку получше всякой платяной щётки с помощью шершавого язычка. (7) Мурзик, мой рыжий пушистик, умывается так, словно он расчёсывает и укладывает шёрстку в определённом порядке. (8) Конечно, не все животные предпочитают сухую чистку. (9) Утки и мыши, чтобы избавиться от паразитов и загрязнений, которые могут собраться на их коже или шерсти, моются в водоёмах.

279

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Это случилось в 1805 году, незадолго до Аустерлица, — (2) начал мой старый знакомый. — (3) Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии. (4) Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.

(5) У меня был денщик Егор, бывший крепостной моей матери. (6) Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

(7) Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур. (8) Она в этой краже обвиняла моего денщика. (9) Он оправдывался, призывал меня в свидетели… (10) Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.

(11) Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом. (12) Он ехал верхом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (13) Хозяйка увидала его и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени, и начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

— (14) Господин генерал! — (15) кричала она, — (16) ваше сиятельство! (17) Рассудите! (18) Помогите! (19) Этот солдат меня ограбил!

(20) Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, как часовой. (21) Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

(22) — Ну?…

(23) Стоит Егор как истукан и зубы оскалил!

(24) Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

— (25) Повесить его! — (26) толкнул лошадь под бока и двинулся дальше. (27)Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

(28) Егора тотчас схватили и повели на казнь.

(29) Тут он совсем помертвел и только раза два с трудом воскликнул:

— (30) Батюшки! (31) Видит бог — не я!

(32) Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. (33) Я был в отчаянии.

— (34) Егор! — (35) кричал я, — (36) как же ты это ничего не сказал генералу!

(37) Сама хозяйка ужаснулась. (38) Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры её отыскались, что она сама готова всё объяснить…

(39) Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (40) Военные, сударь, порядки!

(41) Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

— (42) Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… (43) Ведь я ей простил.

(44) Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, и слёзы закапали по его старым щекам.

*Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик.

Открыть текст И. С. Тургенева
Закрыть текст И. С. Тургенева

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. Главный герой рассказа был командующим полком, происходящее случилось в 1805 году, незадолго до Аустерлица.
  2. У главного героя был денщик Егор, который ранее был крепостным его матери, и хозяйка дома обвинила именно его в краже яблок.
  3. Проезжающий по улице на колеснице главнокомандующий выслушал хозяйку и отдал приказ.
  4. Главнокомандующий после обвинений немедленно освободил Егора, вместо того чтобы приказать его повесить.
  5. Главнокомандующий приказал повесить Егора без слушанья его оправданий.

1234

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Это случилось в 1805 году, незадолго до Аустерлица, — (2) начал мой старый знакомый. — (3) Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии. (4) Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.

(5) У меня был денщик Егор, бывший крепостной моей матери. (6) Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

(7) Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур. (8) Она в этой краже обвиняла моего денщика. (9) Он оправдывался, призывал меня в свидетели… (10) Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.

(11) Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом. (12) Он ехал верхом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (13) Хозяйка увидала его и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени, и начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

— (14) Господин генерал! — (15) кричала она, — (16) ваше сиятельство! (17) Рассудите! (18) Помогите! (19) Этот солдат меня ограбил!

(20) Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, как часовой. (21) Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

(22) — Ну?…

(23) Стоит Егор как истукан и зубы оскалил!

(24) Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

— (25) Повесить его! — (26) толкнул лошадь под бока и двинулся дальше. (27) Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

(28) Егора тотчас схватили и повели на казнь.

(29) Тут он совсем помертвел и только раза два с трудом воскликнул:

— (30) Батюшки! (31) Видит бог — не я!

(32) Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. (33) Я был в отчаянии.

— (34) Егор! — (35) кричал я, — (36) как же ты это ничего не сказал генералу!

(37) Сама хозяйка ужаснулась. (38) Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры её отыскались, что она сама готова всё объяснить…

(39) Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (40) Военные, сударь, порядки!

(41) Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

— (42) Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… (43) Ведь я ей простил.

(44) Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, и слёзы закапали по его старым щекам.

*Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик.

Открыть текст И. С. Тургенева
Закрыть текст И. С. Тургенева

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. Предложение 38 поясняет содержание предложения 37.
  2. В предложениях 5 – 6 содержится описание.
  3. В предложениях 12 – 13 представлено повествование.
  4. В предложении 11 содержится вывод из предложения 10.
  5. В предложении 39 представлено рассуждение.

25

Из текста выпиши слово со значением «офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений».

адъютант Адъютант АДЪЮТАНТ

(1) Это случилось в 1805 году, незадолго до Аустерлица, — (2) начал мой старый знакомый. — (3) Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии. (4) Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.

(5) У меня был денщик Егор, бывший крепостной моей матери. (6) Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

(7) Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур. (8) Она в этой краже обвиняла моего денщика. (9) Он оправдывался, призывал меня в свидетели… (10) Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.

(11) Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом. (12) Он ехал верхом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (13) Хозяйка увидала его и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени, и начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

— (14) Господин генерал! — (15) кричала она, — (16) ваше сиятельство! (17) Рассудите! (18) Помогите! (19) Этот солдат меня ограбил!

(20) Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, как часовой. (21) Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

(22) — Ну?…

(23) Стоит Егор как истукан и зубы оскалил!

(24) Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

— (25) Повесить его! — (26) толкнул лошадь под бока и двинулся дальше. (27) Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

(28) Егора тотчас схватили и повели на казнь.

(29) Тут он совсем помертвел и только раза два с трудом воскликнул:

— (30) Батюшки! (31) Видит бог — не я!

(32) Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. (33) Я был в отчаянии.

— (34) Егор! — (35) кричал я, — (36) как же ты это ничего не сказал генералу!

(37) Сама хозяйка ужаснулась. (38) Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры её отыскались, что она сама готова всё объяснить…

(39) Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (40) Военные, сударь, порядки!

(41) Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

— (42) Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… (43) Ведь я ей простил.

(44) Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, и слёзы закапали по его старым щекам.

*Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик.

Открыть текст И. С. Тургенева
Закрыть текст И. С. Тургенева

Среди предложений 5-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-и) с помощью контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

6

(1) Это случилось в 1805 году, незадолго до Аустерлица, — (2) начал мой старый знакомый. — (3) Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии. (4) Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.

(5) У меня был денщик Егор, бывший крепостной моей матери. (6) Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

(7) Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур. (8) Она в этой краже обвиняла моего денщика. (9) Он оправдывался, призывал меня в свидетели… (10) Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.

(11) Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом. (12) Он ехал верхом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (13) Хозяйка увидала его и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени, и начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

— (14) Господин генерал! — (15) кричала она, — (16) ваше сиятельство! (17) Рассудите! (18) Помогите! (19) Этот солдат меня ограбил!

(20) Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, как часовой. (21) Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

(22) — Ну?…

(23) Стоит Егор как истукан и зубы оскалил!

(24) Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

— (25) Повесить его! — (26) толкнул лошадь под бока и двинулся дальше. (27) Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

(28) Егора тотчас схватили и повели на казнь.

(29) Тут он совсем помертвел и только раза два с трудом воскликнул:

— (30) Батюшки! (31) Видит бог — не я!

(32) Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. (33) Я был в отчаянии.

— (34) Егор! — (35) кричал я, — (36) как же ты это ничего не сказал генералу!

(37) Сама хозяйка ужаснулась. (38) Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры её отыскались, что она сама готова всё объяснить…

(39) Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (40) Военные, сударь, порядки!

(41) Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

— (42) Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… (43) Ведь я ей простил.

(44) Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, и слёзы закапали по его старым щекам.

*Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик.

Открыть текст И. С. Тургенева
Закрыть текст И. С. Тургенева

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Прозаическое стихотворение И. С. Тургенева обладает значительной глубиной содержания и вобрала в себя принципы христианской этики. Тургенев умело и тонко ведёт читателя через эмоциональный лабиринт персонажей. Автор в мельчайших деталях описывает поведение кроткого и преданного Егора, при упоминании которого использует троп А_____ (предложение 20). Описывая главнокомандующего, Тургенев активно использует троп Б_____ («рассеянный и угрюмый взгляд» в предложении 21, «обрюзглый» в предложении 12) для более полного и живого изображения персонажа. Особую эмоциональность придаёт произведению такое синтаксическое средство, как В_____ (предложения 14, 16, 17, 18, 19, 25, 34, 40). Авторская речь образна, характеризуется использованием такого лексического средства выразительности, как Г_____ («стоять на квартирах» в предложении 3).

Список терминов:

  1. метафора;
  2. фразеологизм;
  3. синонимы;
  4. парцелляция;
  5. восклицание;
  6. сравнение;
  7. риторический вопрос;
  8. эпитет;
  9. устаревшие слова.

Запишите в ответе цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

6852

(1) Это случилось в 1805 году, незадолго до Аустерлица, — (2) начал мой старый знакомый. — (3) Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии. (4) Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.

(5) У меня был денщик Егор, бывший крепостной моей матери. (6) Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

(7) Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур. (8) Она в этой краже обвиняла моего денщика. (9) Он оправдывался, призывал меня в свидетели… (10) Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.

(11) Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом. (12) Он ехал верхом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (13) Хозяйка увидала его и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени, и начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

— (14) Господин генерал! — (15) кричала она, — (16) ваше сиятельство! (17) Рассудите! (18) Помогите! (19) Этот солдат меня ограбил!

(20) Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, как часовой. (21) Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

(22) — Ну?…

(23) Стоит Егор как истукан и зубы оскалил!

(24) Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

— (25) Повесить его! — (26) толкнул лошадь под бока и двинулся дальше. (27)Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

(28) Егора тотчас схватили и повели на казнь.

(29) Тут он совсем помертвел и только раза два с трудом воскликнул:

— (30) Батюшки! (31) Видит бог — не я!

(32) Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. (33) Я был в отчаянии.

— (34) Егор! — (35) кричал я, — (36) как же ты это ничего не сказал генералу!

(37) Сама хозяйка ужаснулась. (38) Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры её отыскались, что она сама готова всё объяснить…

(39) Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (40) Военные, сударь, порядки!

(41) Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

— (42) Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… (43) Ведь я ей простил.

(44) Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, и слёзы закапали по его старым щекам.

*Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик.

Открыть текст И. С. Тургенева
Закрыть текст И. С. Тургенева

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

(1) Это случилось в 1805 году, незадолго до Аустерлица, — (2) начал мой старый знакомый. — (3) Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии. (4) Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.

(5) У меня был денщик Егор, бывший крепостной моей матери. (6) Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

(7) Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур. (8) Она в этой краже обвиняла моего денщика. (9) Он оправдывался, призывал меня в свидетели… (10) Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.

(11) Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом. (12) Он ехал верхом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (13) Хозяйка увидала его и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени, и начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

— (14) Господин генерал! — (15) кричала она, — (16) ваше сиятельство! (17) Рассудите! (18) Помогите! (19) Этот солдат меня ограбил!

(20) Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, как часовой. (21) Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

(22) — Ну?…

(23) Стоит Егор как истукан и зубы оскалил!

(24) Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

— (25) Повесить его! — (26) толкнул лошадь под бока и двинулся дальше. (27)Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

(28) Егора тотчас схватили и повели на казнь.

(29) Тут он совсем помертвел и только раза два с трудом воскликнул:

— (30) Батюшки! (31) Видит бог — не я!

(32) Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. (33) Я был в отчаянии.

— (34) Егор! — (35) кричал я, — (36) как же ты это ничего не сказал генералу!

(37) Сама хозяйка ужаснулась. (38) Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить…

(39) Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (40) Военные, сударь, порядки!

(41) Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

— (42) Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… (43) Ведь я ей простил.

(44) Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, и слезы закапали по его старым щекам.

*Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, прозаик и переводчик.

Открыть текст И. С. Тургенева
Закрыть текст И. С. Тургенева
  1. В чём состоит опасность необдуманных решений? Авторская позиция: опасность необдуманных решений заключается в том, что они могут отразиться на судьбе человека
  2. Проблема ценности человеческой жизни. Авторская позиция: пренебрежение человеческой жизнью преступно.
  3. Какими качествами обладает праведный человек? Авторская позиция: праведный человек превыше всего ставит истинные ценности, заключающиеся в доброте, милосердии и всепрощении, и ни при каких условиях не предает их. Никакие обиды и никакое зло не сумеет затмить в праведном человеке доброту и сострадание.

Задание оценивается по 12 критериям.

По критерию К1 (формулировка проблемы исходного текста) ставится:

  • 1 балл, если одна из проблем исходного текста сформулирована верно.
  • 0 баллов, если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Если ученик не сформулировал или сформулировал неверно одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов.

Ваш результат за К1: 0 1

По критерию К2 (комментарий к проблеме исходного текста) ставится:

  • 3 балла, если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
  • 2 — если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно.
  • 1 балл, если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации.
  • 0 баллов, если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

    ИЛИ

    Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста.

    ИЛИ

    Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.

    ИЛИ

    Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

    ИЛИ

    Проблема исходного текста не прокомментирована.

Указания к оцениванию.

1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.

2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

4. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12).

Ваш результат за К2: 0 1 2 3

По критерию К3 (отражение позиции автора по проблеме исходного текста) ставится:

  • 1 балл, если позиция автора по проблеме исходного текста сформулирована верно.
  • 0 баллов, если позиция автора по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

    ИЛИ

    Позиция автора по проблеме исходного текста не сформулирована.

Указание к оцениванию.

Если ученик не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов.

Ваш результат за К3: 0 1

По критерию К4 (отношение к позиции автора по проблеме исходного текста) ставится:

  • 1 балл, если отношение к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано.
  • 0 баллов, если отношение к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано.

    ИЛИ

    Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

    ИЛИ

    Отношение ученика заявлено лишь формально: я согласен/не согласен с автором.

Ваш результат за К4: 0 1

По критерию К5 (смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения) ставится:

  • 2 балла, если работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.
  • 1 балл, если работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

    ИЛИ

    Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

    ИЛИ

    Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.
  • 0 баллов, если в работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

    ИЛИ

    В работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

    ИЛИ

    В работе ученика просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки.

Ваш результат за К5: 0 1 2

По критерию К6 (точность и выразительность речи) ставится:

  • 1 балл, если работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи.
  • 0 баллов, если работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Ваш результат за К6: 0 1

По критерию К7 (соблюдение орфографических норм) ставится:

  • 3 балла, если орфографических ошибок нет.
  • 2 балла, если допущены одна-две ошибки.
  • 1 балл, если допущены три-четыре ошибки.
  • 0 баллов, если допущены пять или более ошибок.

Ваш результат за К7: 0 1 2 3

По критерию К8 (соблюдение пунктуационных норм) ставится:

  • 3 балла, если пунктуационных ошибок нет.
  • 2 балла, если допущены одна-две ошибки.
  • 1 балл, если допущены три-четыре ошибки.
  • 0 баллов, если допущены пять или более ошибок.

Ваш результат за К8: 0 1 2 3

По критерию К9 (соблюдение грамматических норм) ставится:

  • 2 балла, если грамматических ошибок нет.
  • 1 балл, если допущены одна-две ошибки.
  • 0 баллов, если допущены четыре или более ошибки.

Ваш результат за К9: 0 1 2

По критерию К10 (соблюдение речевых норм) ставится:

  • 2 балла, если допущено не более одной ошибки.
  • 1 балл, если допущены две-три ошибки
  • 0 баллов, если допущены четыре или более ошибки.

Ваш результат за К10: 0 1 2

По критерию К11 (соблюдение этических норм) ставится:

  • 1 балл, если этические ошибки в работе отсутствуют.
  • 0 баллов, если допущена одна этическая ошибка или более.

Ваш результат за К11: 0 1

По критерию К12 (соблюдение фактологической точности) ставится:

  • 1 балл, если фактические ошибки в работе отсутствуют.
  • 0 баллов, если допущена одна фактическая ошибка или более.

Ваш результат за К12: 0 1

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12) — 21.

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов.

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — орфографических ошибок нет;

К8 — пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — допущено не более двух ошибок;

К8 — допущено не более двух ошибок;

К9 — грамматических ошибок нет;

К10 — допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста ученика, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит ученику. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Текст является адаптацией произведения И. С. Тургенева «Повесить его», взятого с сайта https://www.culture.ru/ (Public Domain). Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по русскому языку (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/).