1banner-popap-prof-examsЛМ Профориентация
2banner-popap-newrulesЛМ Новые правила поступления
3banner-popap-last-chance-23-месячный курс Exams
Заданий выполнено0 из 25
Показать предыдущие
  • Задание №1
    Ещё не выполнено
  • Задание №2
    Ещё не выполнено
  • Задание №3
    Ещё не выполнено
  • Задание №4
    Ещё не выполнено
  • Задание №5
    Ещё не выполнено
Показать следующие
Задание №1
Вариант 5
Все задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются объектами изучения макроэкономики.

  1. ВВП
  2. издержки производства
  3. занятость
  4. прибыль
  5. государственный бюджет
  6. инфляция

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

24

Выберите верные суждения о деятельности и укажите цифры, под которыми они указаны.

  1. Человек, как и животное, обладает способностью к осуществлению деятельности.
  2. Деятельность выступает одним из условий развития личностных качеств человека.
  3. В процессе деятельности человек способен преобразовать не только окружающий мир, но и себя самого.
  4. Мотивом любого вида деятельности является необходимость удовлетворения потребностей.
  5. В процессе деятельности человек руководствуется инстинктами, заложенными в нём природой.

234

Установите соответствие между признаками и формами духовной культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Признаки

Формы духовной культуры

А) образность

Б) объективность

В) иррациональность

Г) системность

Д) догматизм

1) религия

2) искусство

3) наука

23131

Представьте, что вы делаете презентацию по обществознанию по теме «Познание мира». Один из слайдов презентации называется «Формы рационального познания». Что из перечисленного вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти особенности.

  1. Суждение.
  2. Восприятие.
  3. Умозаключение.
  4. Ощущение.
  5. Понятие.
  6. Представление.

135

Выберите верные суждения о безработице и укажите цифры, под которыми они указаны.

  1. В условиях высокого уровня безработицы снижается объём производства товаров и услуг.
  2. Безработица, как правило, возникает в государствах с высоким уровнем экономического развития.
  3. Одним из позитивных последствий безработицы является повышение уровня конкуренции на рынке труда.
  4. Виды безработицы выделяют прежде всего по темпам роста рабочей силы.
  5. Безработица может быть вызвана рецессией в экономике.

135

Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Функции

Уровни банковской системы

А) привлечение во вклады денежных средств граждан

Б) управление золотовалютными резервами государства

В) предоставление кредитов юридическим лицам

Г) осуществление эмиссии денег

Д) проведение рассчётно-кассовых операций

1) Центральный банк

2) коммерческие банки

21212

Специально уполномоченное государственное ведомство государства X ежегодно занимается подсчётом Валового внутреннего продукта (ВВП). Найдите в приведённом списке операций, которые будут учтены специалистами при исчислении Валового внутреннего продукта государства X, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Покупка рыбы в местной рыбной лавке.
  2. Продажа автомобилей с пробегом.
  3. Выплата пенсий гражданам государства.
  4. Операции с ценными бумагами.
  5. Оплата услуг в частной клинике стоматологии.
  6. Розничная продажа журналов.

156

Выберите верные суждения об этнических общностях и укажите цифры, под которыми они указаны.

  1. Одним из признаков этноса принято считать культурную и языковую общность.
  2. Этнические общности, как правило, являются малыми социальными группами.
  3. Самым древним видом этноса считается род.
  4. Этническая идентичность — это наличие у представителей одного этноса совокупности схожих физических особенностей.
  5. Предпосылкой складывания этноса является общность территории.

135

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан стран X и Y им задавали вопрос «Какие социальные институты, по вашему мнению, в большей степени осуществляют политическую социализацию граждан?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Равные доли опрошенных в каждой стране считают самым важным социальным институтом, осуществляющим политическую социализацию, СМИ.
  2. Доля тех, кто считает семью важным агентом политической социализации, в стране Y больше, чем в стране X.
  3. В стране X равные доли опрошенных выбрали в качестве важного агента политической социализации СМИ и политические партии.
  4. Наименьшие доли опрошенных в каждой стране назвали политические партии важным агентом политической социализации.
  5. В стране Y доля тех, кто выбрал школу в качестве важного агента политической социализации меньше доли тех, кто выбрал семью.

345

Выберите верные суждения о государстве и укажите цифры, под которыми они указаны.

  1. Государство является центральным институтом экономической системы.
  2. Любое государство играет важную роль в обеспечении социальной справедливости.
  3. Государство может применять насилие для исполнения законов или защиты граждан от вреда.
  4. Государство выступает в роли производителя общественных благ и услуг.
  5. Государство отвечает за управление населением и поддержание порядка на его территории.

345

В стране X раз в три года проводятся выборы в парламент. Избирательная система страны X основана на принципах добровольного прямого и равного избирательного права. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что выборы в стране X проходят по пропорциональной избирательной системе? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

  1. Победителем считается кандидат, набравший большинство голосов.
  2. Устанавливается избирательный барьер.
  3. Существует возможность участия беспартийных кандидатов.
  4. Возможно проведение второго тура голосования.
  5. Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.
  6. Бюллетени представлены списками кандидатов от политических партий.

246

Что из перечисленного относится к гражданским (личным) правам граждан Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Право на личную неприкосновенность.
  2. Право на доступ к культурным ценностям.
  3. Право на наследование.
  4. Право на свободу слова.
  5. Право на жизнь.
  6. Право на создание союзов.

145

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти Российской Федерации, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Вопросы

Субъекты государственной власти РФ

А) управление федеральной государственной собственностью

Б) выполнение международных договоров Российской Федерации

В) оборона и безопасность

Г) установление общих принципов налогообложения

Д) социальная защита

1) только федеральный центр

2) совместно федеральный центр и субъекты Российской Федерации

12122

Выберите верные суждения о системе российского права и укажите цифры, под которыми они указаны.

  1. Гражданское право регулирует отношения между гражданами и правительством по таким вопросам, как защита прав человека.
  2. Административное право регулирует государственное управление и деятельность органов власти.
  3. Конституционное право является частной отраслью права.
  4. Уголовное право рассматривает преступления, совершённые отдельными лицами или организациями против общества или государства.
  5. Трудовое право устанавливает права и обязанности работников и работодателей.

245

Установите соответствие между примерами и видами субъектов в гражданском праве Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Примеры

Субъекты гражданского права

A) унитарное предприятие «Городской транспорт»

Б) Республика Адыгея

B) акционерное общество «Секунда»

Г) иностранный гражданин С.Н. Фасин

Д) Чукотский автономный округ

1) физические лица

2) юридические лица

3) публично-правовые образования

23213

Константин и Мария спустя год совместной жизни в браке решили заключить брачный договор, для этого они обратились к нотариусу. Запишите цифры, под которыми указаны возможные пункты содержания данного документа.

  1. Права супругов в отношении детей.
  2. Обязанности по взаимному содержанию.
  3. Ограничение дееспособности одного из супругов.
  4. Способы участия в доходах друг друга.
  5. Режим раздельной собственности на всё имущество супругов.
  6. Право на обращение в суд за защитой своих прав.

245

Прочитайте текст и выполните задание.

Какое определение понятия «девиантное поведение» приводит автор? Почему, по мнению автора, негативное девиантное поведение является одной из основных проблем современного общества? Какие типы девиантного поведения названы в тексте? (Укажите два типа.)

Девиантное поведение — это понятие, обозначающее любой тип поведения, отклоняющийся от социальных норм и общественных ожиданий. Такое отклонение может быть как позитивным, так и негативным по своей природе, и может иметь различные последствия для общества.

Негативное девиантное поведение является одной из основных проблем современного общества, так как оно может нанести серьёзный ущерб его социальной структуре. Для эффективного решения проблемы негативного девиантного поведения в общество функционирует механизм социального контроля. Под социальным контролем понимаются различные методы, с помощью которых индивиды или группы пытаются регулировать поведение друг друга. Это могут быть как неформальные методы, такие как давление со стороны сверстников, так и формальные, такие как законы и санкции.

Одним из элементов социального контроля являются социальные нормы. Это общепринятые убеждения и ожидания относительно того, как люди должны вести себя в той или иной ситуации. Когда человек отклоняется от этих норм, считается, что он демонстрирует девиантное поведение. К нему можно отнести как незначительные нарушения правопорядка, так и более серьёзные проступки, например, кражи или насилие.

Для того чтобы социальные нормы выполнялись, они должны быть обеспечены социальными санкциями, то есть наказаниями для тех, кто их нарушает. Это могут быть как штрафы или тюремное заключение за уголовные преступления, так и просто устное замечание за незначительные проступки. Цель состоит не только в том, чтобы наказать нарушителей правил, но и в том, чтобы служить сдерживающим фактором для тех, кто может задуматься о подобном поведении в будущем.

Понимание того, как девиантное поведение регулируется с помощью социального контроля, необходимо для создания безопасного и процветающего общества, где права каждого человека уважаются и защищаются в равной степени в соответствии с законом.

Открыть текст
Закрыть текст

1) Ответ на первый вопрос: Девиантное поведение — это любой тип поведения, отклоняющийся от социальных норм и общественных ожиданий.

2) Ответ на второй вопрос: по мнению автора, негативное девиантное поведение является одной из основных проблем современного общества, так как оно может нанести серьёзный ущерб его социальной структуре.

3) Ответ на третий вопрос: позитивное и негативное.

2 балл Если даны правильные ответы на три вопроса, то выставляется
1 балл Если даны правильные ответы на любые два вопроса
0 баллов Если дан ответ только на один вопрос или приведены рассуждения общего характера

Ваш результат за К1: 0 1 2

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

Прочитайте текст и выполните задание.

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «социальный контроль»;

— объясните связь социального контроля и социальных санкций.

Девиантное поведение — это понятие, обозначающее любой тип поведения, отклоняющийся от социальных норм и общественных ожиданий. Такое отклонение может быть как позитивным, так и негативным по своей природе, и может иметь различные последствия для общества.

Негативное девиантное поведение является одной из основных проблем современного общества, так как оно может нанести серьёзный ущерб его социальной структуре. Для эффективного решения проблемы негативного девиантного поведения в общество функционирует механизм социального контроля. Под социальным контролем понимаются различные методы, с помощью которых индивиды или группы пытаются регулировать поведение друг друга. Это могут быть как неформальные методы, такие как давление со стороны сверстников, так и формальные, такие как законы и санкции.

Роль социальных институтов заключается в том, чтобы помогать людям удовлетворять свои потребности путём предоставления ресурсов, таких как образование или медицинские услуги, или путём создания среды, в которой люди могут развиваться. Кроме того, социальные институты помогают поддерживать порядок в обществе, создавая основу для законов и правил, обеспечивающих правосудие и безопасность.

Одним из элементов социального контроля являются социальные нормы. Это общепринятые убеждения и ожидания относительно того, как люди должны вести себя в той или иной ситуации. Когда человек отклоняется от этих норм, считается, что он демонстрирует девиантное поведение. К нему можно отнести как незначительные нарушения правопорядка, так и более серьёзные проступки, например, кражи или насилие.

Для того чтобы социальные нормы выполнялись, они должны быть обеспечены социальными санкциями, то есть наказаниями для тех, кто их нарушает. Это могут быть как штрафы или тюремное заключение за уголовные преступления, так и просто устное замечание за незначительные проступки. Цель состоит не только в том, чтобы наказать нарушителей правил, но и в том, чтобы служить сдерживающим фактором для тех, кто может задуматься о подобном поведении в будущем.

Понимание того, как девиантное поведение регулируется с помощью социального контроля, необходимо для создания безопасного и процветающего общества, где права каждого человека уважаются и защищаются в равной степени в соответствии с законом.

Открыть текст
Закрыть текст

1) Три признака понятия «социальный контроль» : 1) представляет собой систему мер; 2) направлен на обеспечение порядка в обществе; 3) направлен на снижение уровня девиаций в обществе.

2) Объяснение: социальные санкции являются одним из элементов в структуре социального контроля, благодаря которому возможно его действие в обществе.

2 балл Правильное выполнение задания оценивается
1 балл Если приведён один любой элемент
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К1: 0 1 2

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

Прочитайте текст и выполните задание.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три вида позитивного девиантного поведения.

Девиантное поведение — это понятие, обозначающее любой тип поведения, отклоняющийся от социальных норм и общественных ожиданий. Такое отклонение может быть как позитивным, так и негативным по своей природе, и может иметь различные последствия для общества.

Негативное девиантное поведение является одной из основных проблем современного общества, так как оно может нанести серьёзный ущерб его социальной структуре. Для эффективного решения проблемы негативного девиантного поведения в общество функционирует механизм социального контроля. Под социальным контролем понимаются различные методы, с помощью которых индивиды или группы пытаются регулировать поведение друг друга. Это могут быть как неформальные методы, такие как давление со стороны сверстников, так и формальные, такие как законы и санкции.

Одним из элементов социального контроля являются социальные нормы. Это общепринятые убеждения и ожидания относительно того, как люди должны вести себя в той или иной ситуации. Когда человек отклоняется от этих норм, считается, что он демонстрирует девиантное поведение. К нему можно отнести как незначительные нарушения правопорядка, так и более серьёзные проступки, например, кражи или насилие.

Для того чтобы социальные нормы выполнялись, они должны быть обеспечены социальными санкциями, то есть наказаниями для тех, кто их нарушает. Это могут быть как штрафы или тюремное заключение за уголовные преступления, так и просто устное замечание за незначительные проступки. Цель состоит не только в том, чтобы наказать нарушителей правил, но и в том, чтобы служить сдерживающим фактором для тех, кто может задуматься о подобном поведении в будущем.

Понимание того, как девиантное поведение регулируется с помощью социального контроля, необходимо для создания безопасного и процветающего общества, где права каждого человека уважаются и защищаются в равной степени в соответствии с законом.

Открыть текст
Закрыть текст

1) 11-классник Лёша вытащил из горящего дома своего младшего брата, рискуя собственным здоровьем, проявив тем самым смелость и героизм (героизм).

2) 11-классница Люся получила звание мастера спорта по плаванию, проявив силу духа (спортивные достижения).

3) 11-классница Маша после уроков, в своё свободное время, помогла в подготовке к контрольной работе своей однокласснице Ксюше (инициативное поведение).

3 балл Если правильно выполнено задание
2 балл Если приведены 2-3 права работника с указанием примеров только для двух из них
1 балл Если приведены 1-3 права работника с указанием примеров только для одного из них
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К1: 0 1 2 3

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

Прочитайте текст и выполните задание.

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих роль социального контроля в сдерживании негативного девиантного поведения в обществе.

Девиантное поведение — это понятие, обозначающее любой тип поведения, отклоняющийся от социальных норм и общественных ожиданий. Такое отклонение может быть как позитивным, так и негативным по своей природе, и может иметь различные последствия для общества.

Негативное девиантное поведение является одной из основных проблем современного общества, так как оно может нанести серьёзный ущерб его социальной структуре. Для эффективного решения проблемы негативного девиантного поведения в общество функционирует механизм социального контроля. Под социальным контролем понимаются различные методы, с помощью которых индивиды или группы пытаются регулировать поведение друг друга. Это могут быть как неформальные методы, такие как давление со стороны сверстников, так и формальные, такие как законы и санкции.

Одним из элементов социального контроля являются социальные нормы. Это общепринятые убеждения и ожидания относительно того, как люди должны вести себя в той или иной ситуации. Когда человек отклоняется от этих норм, считается, что он демонстрирует девиантное поведение. К нему можно отнести как незначительные нарушения правопорядка, так и более серьёзные проступки, например, кражи или насилие.

Для того чтобы социальные нормы выполнялись, они должны быть обеспечены социальными санкциями, то есть наказаниями для тех, кто их нарушает. Это могут быть как штрафы или тюремное заключение за уголовные преступления, так и просто устное замечание за незначительные проступки. Цель состоит не только в том, чтобы наказать нарушителей правил, но и в том, чтобы служить сдерживающим фактором для тех, кто может задуматься о подобном поведении в будущем.

Понимание того, как девиантное поведение регулируется с помощью социального контроля, необходимо для создания безопасного и процветающего общества, где права каждого человека уважаются и защищаются в равной степени в соответствии с законом.

Открыть текст
Закрыть текст

1) Социальный контроль направлен на профилактику негативного девиантного поведения.

2) Социальный контроль обеспечивает наложение санкций на людей, демонстрирующих негативное девиантное поведение в обществе.

3) Социальный контроль оказывает воспитательное воздействие на членов общества, минимизируя возможности для повторного возникновения негативного девиантного поведения.

3 балл Если правильно выполнено задание
2 балл Если приведены три аргумента
1 балл Если приведён один аргумент
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К1: 0 1 2 3

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке велосипедов иностранного производства в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение спроса? Укажи любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если снизятся таможенные тарифы на ввоз в страну велосипедов иностранного производства при прочих равных условиях?

1) Равновесная рыночная цена уменьшилась.

2) Сокращение спроса на велосипеды могло быть вызвано снижением доходов населения страны Z.

3) При снижении таможенных тарифов на ввоз велосипедов иностранного производства предложение увеличится, а равновесная цена снизится.

3 балл Если даны правильные ответы на три вопроса
2 балл Если даны ответы на два любых вопроса
1 балл Если дан правильный ответ на один любой вопрос
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К1: 0 1 2 3

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

В государстве X законодательная власть принадлежит парламенту, члены которого избираются гражданами каждые пять лет. Монарх государства X выполняет представительную функцию, выступая от имени государства на международной арене. Государство X обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Государство X включает в себя 11 субъектов, которые имеют собственное законодательство. В государстве X вопросы местного значения решают органы местного самоуправления. В Конституции государства X гарантируется принцип идеологического многообразия и на легальной основе действуют несколько политических партий.

Какая форма правления установлена в государстве X? (Укажите полное название.) Какой факт, по условию задачи, позволяет сделать вывод о том, что государство X является федерацией? Каков политический режим государства X? Назовите два признака этого политического режима, не упоминаемые в тексте.

1) Ответ на первый вопрос: форма правления государства X — парламентская монархия.

2) Ответ на второй вопрос: субъекты государства X имеют собственное законодательство.

3) Ответ на третий вопрос: политический режим государства X — демократия.

4) Ответ на четвёртый вопрос: принцип разделения властей, гарантии основных прав и свобод граждан.

4 балл Если даны правильные ответы на четыре любых вопроса
3 балл Если даны правильные ответы на три любых вопроса
2 балл Если даны правильные ответы на два любых вопроса
1 балл Если дан ответ только на один любой вопрос
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К1: 0 1 2 3 4

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

Конституция Российской Федерации провозглашает принцип государственного суверенитета.

На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3 балл Если приведены три суждения
2 балл Если приведены два суждения
1 балл Если приведено одно суждение
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К1: 0 1 2 3

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу.

(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

1. Понятие «мораль».

2. Категории морали:

а) добро и зло;

б) честь;

в) достоинство.

3. Функции морали:

а) регулятивная;

б) оценочная;

в) воспитательная.

4. Мораль и право как социальные регуляторы.

4 балл Если правильно выполнено задание
3 балл Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, которые детализированы в подпунктах и позволяют раскрыть тему по существу
2 балл Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, позволяющих раскрыть тему по существу, два из которых детализированы в подпунктах
1 балл Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, позволяющих раскрыть тему по существу, один из которых детализирован в подпунктах
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К1: 0 1 2 3 4

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

Обоснуйте необходимость правового регулирования с опорой на мораль. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Какие общие черты есть у права и морали? (Назовите любые три характеристики.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему общность морали и права. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные характеристики.)

1) Обоснование: право возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества. Вместе с тем, существующие правовые нормы должны соответствовать представлениям общества о добре и зле, должном и недолжном поведении человека в обществе. Именно единство права и морали обеспечивает неукоснительное соблюдение принимаемых государством общеобязательных правил поведения.

2) Ответ на вопрос: право и мораль служат регуляторами поведения людей, право и мораль состоят из общих правил поведения, право и мораль имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу.

3) Примеры:

1) Право и мораль служат регуляторами поведения людей: законодательством РФ установлено право на достоинство личности, которое охраняется государством, что соответствует и нормам морали – умаление чести и достоинства является проявлением безнравственности.

2) Право и мораль состоят из общих правил поведения: право и мораль регулируют общественные отношения, а не каждый отдельный случай социальной практики. Так, как в нормах права, так и в нормах морали осуждается кража – т.е. форма неправомерного обогащения, что и применяется к каждому отдельному случаю в общественной жизни.

3) Право и мораль имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу: право, а равно и мораль соответствуют исторической эпохе, в которой нормы действуют. Так, в Древней Греции рабство признавалось формой собственности, а жестокое отношение к рабу не считалось аморальным.

2 балл Если приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях
1 балл Если приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания, которое содержит отдельные неточности
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К1: 0 1 2

1 балл Если приведён правильный ответ на вопрос
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К2: 0 1

3 балл Если приведены три примера
2 балл Если приведены два примера
1 балл Если приведён один пример
0 баллов В остальных случаях

Ваш результат за К3: 0 1 2 3

Критерии оценивания выполнения задания основаны на материалах спецификации КИМ для проведения в 2024 году ЕГЭ по обществознанию (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory).