Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «безработица».
- Монополия
- Рынок труда
- Пособие
- Товар
- Занятость
- Рабочая сила
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Внимание учителей к личности учащегося, его интересам — гуманизация образования.
- Современное школьное образование полностью обеспечивает учащихся знаниями и навыками, которые им могут понадобиться в профессиональной деятельности.
- Дистанционное обучение даёт возможность получить знания и развить навыки, не выходя из дома, и подходит для людей с различными обстоятельствами и потребностями.
- Гуманитаризация образования предполагает увеличение внимания к гуманитарным дисциплинам, их включение в программы обучения и поддержку исследований в этих областях.
- Интернационализация образования не способствует созданию глобальной сети учёных и специалистов.
Установите соответствие между социальными фактами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Социальные факты
Типы культуры
А) празднование масленицы
Б) концерт популярного рэп-исполнителя
В) фестиваль органной музыки
Г) выставка интерактивных экспонатов рок-культуры
Д) премьера нового телесериала
1) массовая
2) элитарная
3) народная
Алексей создаёт презентацию к докладу по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он создал слайд — черты, свойственные человеку. Выберите из списка черты, отражающие социальную природу человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Способность к творческой деятельности.
- Общение с помощью членораздельной речи.
- Инстинкт самосохранения.
- Забота о потомстве.
- Способность к целеполаганию.
- Потребность в отдыхе.
Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и укажите цифры, под которыми они указаны.
- Цель экономического роста — улучшение жизни каждого человека в государстве, её уровня и качества.
- Экстенсивный экономический рост достигается за счёт повышения квалификации работников предприятий.
- Интенсивный экономический рост связан с увеличением количества работников на предприятии.
- Показателем экономического роста может являться прирост реального валового внутреннего продукта.
- ВВП включает в себя товары, произведённые в теневой экономике.
Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и конкретным их выражением к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Конкретное выражение статей государственного бюджета
Виды статей государственного бюджета
А) выплата пенсий
Б) обслуживание государственного долга
В) акцизные сборы
Г) налоги
Д) оплата строительства новой больницы
1) доходные статьи
2) расходные статьи
Гражданин Р. купил привилегированную акцию одного из популярных банков. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции? Запишите цифры, под которыми указаны эти права.
- Фиксированная сумма при выплате дивидендов.
- Право голоса на собрании акционеров.
- Получение дивидендов после выплаты по обыкновенным акциям.
- Первоочерёдное получение имущества при банкротстве компании.
- Получение суммы дивидендов в зависимости от прибыли.
Выберите верные суждения о социальных нормах и санкциях и укажите цифры, под которыми они указаны.
- Выговор относится к неформальным негативным санкциям.
- Нормы морали способствуют социализации подрастающего поколения.
- Социальные нормы регулируют только действия отдельных людей.
- Социальные санкции обеспечивают соблюдение социальных норм в обществе.
- Только с помощью социальных санкций обеспечивается контроль в обществе.
Социологическая служба страны X провела опрос 20-летних и 60-летних жителей. Им задавали вопрос: «В деятельности каких общественных организаций Вы могли бы безвозмездно принимать участие?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Найди в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Доля тех кто считает, что участвовал бы в экологических организациях больше в группе 20-летних, чем в группе 60-летних.
- Среди 60-летних благотворительные организации более популярны, чем политические партии и движения.
- Равные доли в группе 20-летних и 60-летних считают, что могли бы участвовать в деятельности профессиональных объединений.
- Каждый пятый в группе 60-летних участвовал бы в деятельности экологических организаций.
- Доля тех, кто затруднился дать ответ выше в группе 20-летних.
Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В мажоритарной избирательной системе, победившим считается кандидат набравший большинство голосов.
- В пропорциональной избирательной системе возможен второй тур голосования.
- Один из принципов демократической избирательной системы — тайна голосования на избирательных участках.
- В демократических государствах обязательно проведение парламентских выборов в два тура.
- Подсчёт голосов избирательной комиссией происходит на выборах только в пропорциональной избирательной системе.
В поле для ответа запишите цифры в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания.
В государстве N принята новая конституция, с определённой периодичностью проводятся выборы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве N существует демократический режим? Выберите верные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Полный контроль государства за всеми сферами жизни общества.
- Органы власти формируются с помощью свободных выборов.
- Существует единая идеология.
- Глава государства пользуется авторитетом.
- Страна имеет федеративное устройство.
- Конституция гарантирует права и свободы граждан.
Выберите в приведённом ниже списке политические права гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Право частной собственности.
- Избирать и быть избранным.
- Участие в деятельности политических партий и движений.
- Уплата налогов и сборов.
- Направлять обращения в органы власти.
- Сохранение природы и окружающей среды.
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Полномочия
Субъекты государственной власти РФ
А) Назначает на должность Председателя Центрального банка РФ
Б) Назначает на должность судей высших судов РФ
В) Осуществляет помилование
Г) Утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации
Д) Утвержает военную доктрину
1) Президент
2) Государственная дума
3) Совет Федерации
Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Административное право относится к частному праву.
- Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
- Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону общественных отношений.
- Судебный прецедент является одним из видов источников права.
- Семейные правоотношения регулируются конституционным правом.
Установите соответствие между участниками уголовного процесса и стороной, которую они представляют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Участники уголовного процесса
Сторона уголовного процесса
A) Адвокат
Б) Прокурор
B) Подсудимый
Г) Потерпевший
Д) Следователь
1) Защита
2) Обвинение
Карине 12 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Самостоятельно вносить вклады в банк и распоряжаться ими.
- Быть заслушаным в ходе судебного заседания по определению места жительства при разводе родителей.
- Заключать трудовой договор.
- Совершать мелкие бытовые сделки.
- Открывать на своё имя юридическое лицо.
- Осуществлять права авторства на литературные произведения.
Прочитайте текст и выполните задание.
Какая форма договора не допускается между работодателем и работником? Кто является сторонами трудовых отношений? Какие права есть у работника? (укажите любые три права).
Статья 15.
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Статья 20.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Статья 21.
Работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
Статья 22.
Работодатель имеет право на:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
1) Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
2) Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
3) Работник имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовой договор; право на рабочее место;выплату заработной платы.
2 балл | Если даны правильные ответы на три вопроса, то выставляется |
1 балл | Если даны правильные ответы на любые два вопроса |
0 баллов | Если дан ответ только на один вопрос или приведены рассуждения общего характера |
Ваш результат за К1:
Прочитайте текст и выполните задание.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «Трудовые отношения»;
– объясните связь между сложностью труда и размером заработной платы работника.
Статья 15.
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Статья 20.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Статья 21.
Работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
Статья 22.
Работодатель имеет право на:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
1) Три признака трудовых отношений:
– отношения, зафиксированные в трудовом договоре ;
– отношения между работником и работодателем;
– отношения под контролем работодателя.
2) Зачастую чем сложнее и требовательнее работа, тем выше может быть заработная плата, так как эти работы могут требовать особой квалификации, профессиональных навыков и знаний.
2 балл | Правильное выполнение задания оценивается |
1 балл | Если приведён один любой элемент |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три права работодателя.
Статья 15.
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Статья 20.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Статья 21.
Работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
Статья 22.
Работодатель имеет право на:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
1) Заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками. (И.М. Бондарев заключил трудовой договор с продавцом К.И. Петровым).
2) Поощрять работников за добросовестный эффективный труд. (И.М. Бондарев выписал премиию продавцу К.И. Петрову за выполнение плана продаж).
3)Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности (И.М. Бондарев привлёк продавца К.И. Петрова к ответственности за прогул рабочего дня)
3 балл | Если правильно выполнено задание |
2 балл | Если приведены 2-3 права работника с указанием примеров только для двух из них |
1 балл | Если приведены 1-3 права работника с указанием примеров только для одного из них |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих важность законодательной защиты прав работника в РФ.
Статья 15.
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Статья 20.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Статья 21.
Работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
Статья 22.
Работодатель имеет право на:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
1) Законодательная защита прав работника является важной стороной обеспечения благополучия в обществе, так как предотвращает возможную эксплуатацию работодателями работников и нарушение их прав.
2) Законодательная защита прав работника является важной стороной обеспечения социальной справедливости, так как устанавливает равные возможности для каждого человека.
3) Защита прав работников обеспечивает социальную стабильность в обществе. Когда права нарушаются, это может привести к разногласиям, протестам и конфликтам, которые могут подрывать устойчивость общества.
3 балл | Если правильно выполнено задание |
2 балл | Если приведены три аргумента |
1 балл | Если приведён один аргумент |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке куринной продукции в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут денежные доходы населения при прочих равных условиях?
1) Равновесная рыночная цена увеличилась.
2) Сокращение предложения на куринную продукцию могло быть вызвано увелечением издержек на её производство, в частности стоимость кормов.
3) При росте денежных доходов населения спрос увеличится и равновесная цена увеличатся.
3 балл | Если даны правильные ответы на три вопроса |
2 балл | Если даны ответы на два любых вопроса |
1 балл | Если дан правильный ответ на один любой вопрос |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
В стране Z большая часть населения занята в сельском хозяйстве, производство товаров основано на вековых традициях земледельцев. Государство Z установило специальные выплаты при рождении третьего и последующих детей, выплачивает пособия на каждого школьника. Женщина после вступления в брак переезжает в дом к мужу и его семье.
Какой тип общества страны Z? Какое направление политики государства описано в задании? Какой тип семьи характерен для страны Z? Укажите любые два признака этой семьи.
Традиционное общество.
Социальная/демографическая политика.
Традиционная (патриархальная) семья.
Проживание в одном доме несколких поколений, и мужчина является главой в семье.
4 балл | Если даны правильные ответы на четыре любых вопроса |
3 балл | Если даны правильные ответы на три любых вопроса |
2 балл | Если даны правильные ответы на два любых вопроса |
1 балл | Если дан ответ только на один любой вопрос |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.
1) В Конституции Российской Федерации утверждается принцип политического многообразия и многопартийности.
2) В Конституции закреплён принцип идеологического многообразия.
3)Конституция закрепляет выборность органов власти.
3 балл | Если приведены три суждения |
2 балл | Если приведены два суждения |
1 балл | Если приведено одно суждение |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Используя обществоведческие знания, составь сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги».
Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
1. Понятие «налоги».
2. Объекты налогообложения:
А) прибыль;
Б) доходы;
В) имущество;
Г) операции с ценными бумагами.
3. Субъекты налогообложения:
А) физические лица;
Б) юридические лица.
4. Принципы налогообложения:
А) принцип справедливости;
Б) принцип определённости и точности налогов;
В) принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков;
Г) принцип экономичности (эффективности);
Д) принцип обязательности.
5. Функции налогов:
А) фискальная;
Б) распределительная;
В) стимулирующая (антиинфляционная);
Г) социально-воспитательная;
Д) конкретно-учётная.
6. Основные виды налогов:
А) прямые и косвенные;
Б) федеральные, региональные и местные.
7. Системы налогообложения:
А) пропорциональная;
Б) прогрессивная;
В) регрессивная.
4 балл | Если правильно выполнено задание |
3 балл | Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, которые детализированы в подпунктах и позволяют раскрыть тему по существу |
2 балл | Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, позволяющих раскрыть тему по существу, два из которых детализированы в подпунктах |
1 балл | Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, позволяющих раскрыть тему по существу, один из которых детализирован в подпунктах |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Обоснуйте необходимость налогообложения в любом государстве. (Обоснование должно быть дано в нескольких распространённых предложениях.)
Какие существуют права у налогоплательщика в РФ? (Назовите любые три основания.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных права.)
1) Обоснование: Налогообложение является одним из основных источников дохода для государства и необходимым инструментом для обеспечения его функционирования и удовлетворения потребностей общества.Налоги используются для финансирования государственных программ и предоставления общественных услуг, таких как здравоохранение, образование, социальная защита, безопасность и развитие инфраструктуры. Без налогов государство не сможет обеспечить своим гражданам доступ к этим важным услугам.
2) Права налогоплательщика:
- Получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
- Использовать налоговые льготы.
- Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
3) Примеры:
1. Гражданин Сидоров обратился в налоговую службу с просьбой рассказать, какие налоги должна уплачивать его фирма.
2. Гражданка Иванова получина налоговые льготы, так как является пенсионеркой.
3. Гражданин Сковородько присутствовал при налоговой проверке в его фирме по производству кухонной утвари.
2 балл | Если приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях |
1 балл | Если приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания, которое содержит отдельные неточности |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
1 балл | Если приведён правильный ответ на вопрос |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К2:
3 балл | Если приведены три примера |
2 балл | Если приведены два примера |
1 балл | Если приведён один пример |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К3: