Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «стратификация».
- Каста
- Олигополия
- Уровень дохода
- Неравенство
- Выборы
- Социальный класс
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об общественном развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Реформа относится к общественным изменениям, вводимым законным путём.
- Крупные преобразования в обществе связаны только с революциями.
- Для общественного регресса характерен переход от более простого к более сложному.
- Развитие нравственной культуры человечества можно отнести к критериям общественного прогресса.
- Реформы, проводимые действующей властью, могут быть прогрессивными и регрессивными.
Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Методы
Уровни научного познания
А) эксперимент
Б) наблюдение
В) выдвижение научных теорий
Г) измерение
Д) выведение логических следствий
1) эмпирический
2) теоретический
На уроке обществознания по теме «Религия» ученики вместе с учителем сравнивали религию с другими формами духовной культуры. Найдите среди перечисленного ниже признаки, отличающие религию от других форм духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Логическая целостность.
- Вера в сверхъестественное.
- Наличие особых ритуалов и обрядов.
- Высокая роль фантазии.
- Догматизм
- Объективность.
Выберите верные суждения о видах рынков и конкуренции и укажите цифры, под которыми они указаны.
- Монополизация рынка ведёт к повышению цен на товары и услуги.
- Рынок совершенной конкуренции характеризуется сложным входом и выходом производителей.
- В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.
- В монополистической конкуренции производится уникальный продукт, не имеющий заменитетелей.
- Конкуренция производителей не улучшает качество товаров.
Установите соответствие между особенностями и видами безработицы, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Особенности безработицы
Виды безработицы
А) возникает из-за увольнения сотрудника по собственному желанию
Б) связана с экономическим спадом и закрытием предприятий
В) возникает из-за изменения спроса, связанного со сменой времени года
Г) возникает из-за высвобождения рабочей силы в период депрессии
Д) связана с поиском работы специалиста, только что вышедшего на рынок труда
1) фрикционная
2) циклическая
3) сезонная
Гражданин К. решил открыть своё собственное индивидуальное предприятие по продаже мебели ручной работы. Выберите в приведённом списке преимущества такой формы бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Возможность участия нескольких учредительных лиц.
- Простота организации и управления.
- Риски в пределах учредительного капитала.
- Возможность упрощённой системы налогообложения.
- Быстрый и простой способ вывода денежных средств.
- Возможность продажи или переоформления бизнеса.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и укажите цифры, под которыми они указаны.
- Разделение на различные социальные группы позволяет эффективнее распределять ресурсы и обеспечивать социальную стабильность.
- Авторитет относится к критериям социальной стратификации.
- Верхние слои находятся в менее привилегированном положении по отношению к низшим слоям.
- Стратификация — это процесс разделения общества на уровни в зависимости от объёма власти, уровня доходов и образования.
- К типам стратификационных систем относятся только касты и рабство.
Социологическая служба страны X провела опрос жителей в разные годы. Им задавали вопрос: «Как часто Вы берёте деньги в долг?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Доля тех кто отвечал на вопрос, что редко, но иногда берёт в долг уменьшилась к 2024 году.
- В 2004 году доля тех, кто практически никогда не брал в долг была ниже тех, кто довольно часто брал в долг.
- В 2024 году более 50-ти % опрошенных практически никогда не берут в долг.
- Каждый десятый опрошенный в 2024 году довольно часто берёт в долг.
- В 2004 году каждый второй опрошенный отвечал, что довольно часто берёт в долг.
Выберите верные суждения о правовом государстве и гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Один из признаков правового государства — суверенитет.
- Правовое государство обеспечивает защиту прав и свобод граждан, обеспечивает соблюдение законов и борется с произволом и коррупцией в обществе.
- Гражданское общество может плодотворно сотрудничать с государством.
- Гражданское общество не может существовать при монархиях.
- Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.
В поле для ответа запишите цифры в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания.
Гражданка России Р. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с её документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведённом списке возможные причины отказа.
- Гражданке Р. 28 лет.
- Гражданка Р. имеет либеральную позицию.
- Гражданка Р. имеет двойное гражданство со Францией.
- Гражданка Р. проживала последние 10 лет в Таиланде.
- Гражданка Р. является атеисткой.
- Гражданка Р. имеет среднее специальное образование.
Выберите в приведённом ниже списке социально–экономические права гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Право избирать и быть избранным.
- Право на отдых.
- Право на частную собственность.
- Уплата налогов и сборов.
- Право на свободу экономической деятельности.
- Право на выбор любой религии или атеизма.
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Полномочия
Субъекты государственной власти РФ
А) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Б) назначение Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации
В) решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища
Г) назначение выборов Президента Российской Федерации
Д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
1) Президент
2) Государственная дума
3) Совет Федерации
Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Заключение брака в органах ЗАГС возможно без личного присутствия одного из лиц, вступающих в брак.
- Семейное право регулирует имущественные и неимущественные отношения между членами семьи.
- Недвижимость, купленная в браке, не является совместным имуществом супругов.
- Одним из принципов семейного права является приоритет прав мужа в семье.
- При наличии особых обстоятельств брак может быть заключён в день подачи заявления.
Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Правоотношения
Отрасли права
A) президент подписал закон
Б) увольнение сотрудника
B) заключение сделки
Г) вступление в наследство
Д) сдача в аренду помещения
1) гражданское
2) трудовое
3) конституционное
Стив, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Х, решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Стив может вступить в гражданство РФ в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
- Наличие родственников, имеющих гражданство РФ.
- Наличие законного источника средств к существованию.
- Наличие высшего образования.
- Владение русским языком.
- Обязательство соблюдать законы РФ.
- Наличие собственности в РФ.
Прочитайте текст и выполните задание.
К чему стремится наука? На чём основоно научное познание? Какие особенности имеет научное познание? Укажите любые три особенности.
Наука — это систематическое исследование и организованный накопленный набор знаний о природе, обществе и явлениях, основанный на фактах, экспериментах, наблюдениях и логическом рассуждении. Она стремится к пониманию и объяснению закономерностей и механизмов, лежащих в основе различных явлений. Наука также стремится к развитию новых теорий и моделей, которые могут прогнозировать и предсказывать поведение исследуемых объектов.
Научное познание — это способ получения знаний об окружающем мире на основе систематического исследования и использования методов науки. Оно основано на логике, наблюдении, экспериментах, фактах и результатах проверяемых и повторяемых исследований. Научное познание имеет следующие особенности: объективность, систематичность и воспроизводимость результатов.
Функции науки:
1. Описательная функция: наука предоставляет систематическое описание и объяснение явлений и закономерностей в мире.
2. Предсказательная функция: наука позволяет делать прогнозы о том, как будут развиваться события на основе имеющихся знаний и законов.
3. Образовательная функция: наука является основой для образования и просвещения людей. Она предоставляет знания и умения, необходимые для понимания мира, принятия обоснованных решений и развития критического мышления.
В целом, функции науки способствуют развитию общества, его прогрессу и улучшению качества жизни людей.
Проблема этики науки относится к вопросам моральных норм и принципов, которые должны руководить деятельностью и исследованиями в научной сфере. Обман и манипуляция данных включает фальсификацию, манипуляцию или подделку данных и результатов исследований. Это серьезное нарушение этических принципов науки, так как это искажает понимание истины и может иметь негативные последствия для общества.
1) Наука стремится к пониманию и объяснению закономерностей и механизмов, лежащих в основе различных явлений.
2) Научное познание основано на логике, наблюдении, экспериментах, фактах и результатах проверяемых и повторяемых исследований. .
3) Научное познание имеет следующие особенности: объективность, систематичность и воспроизводимость результатов.
2 балл | Если даны правильные ответы на три вопроса, то выставляется |
1 балл | Если даны правильные ответы на любые два вопроса |
0 баллов | Если дан ответ только на один вопрос или приведены рассуждения общего характера |
Ваш результат за К1:
Прочитайте текст и выполните задание.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «Научное познание»;
– объясните связь между приведёнными автором особенностями познания.
Наука — это систематическое исследование и организованный накопленный набор знаний о природе, обществе и явлениях, основанный на фактах, экспериментах, наблюдениях и логическом рассуждении. Она стремится к пониманию и объяснению закономерностей и механизмов, лежащих в основе различных явлений. Наука также стремится к развитию новых теорий и моделей, которые могут прогнозировать и предсказывать поведение исследуемых объектов.
Научное познание — это способ получения знаний об окружающем мире на основе систематического исследования и использования методов науки. Оно основано на логике, наблюдении, экспериментах, фактах и результатах проверяемых и повторяемых исследований. Научное познание имеет следующие особенности: объективность, систематичность и воспроизводимость результатов.
Функции науки:
1. Описательная функция: наука предоставляет систематическое описание и объяснение явлений и закономерностей в мире.
2. Предсказательная функция: наука позволяет делать прогнозы о том, как будут развиваться события на основе имеющихся знаний и законов.
3. Образовательная функция: наука является основой для образования и просвещения людей. Она предоставляет знания и умения, необходимые для понимания мира, принятия обоснованных решений и развития критического мышления.
В целом, функции науки способствуют развитию общества, его прогрессу и улучшению качества жизни людей.
Проблема этики науки относится к вопросам моральных норм и принципов, которые должны руководить деятельностью и исследованиями в научной сфере. Обман и манипуляция данных включает фальсификацию, манипуляцию или подделку данных и результатов исследований. Это серьёзное нарушение этических принципов науки, так как это искажает понимание истины и может иметь негативные последствия для общества.
1) Три признака научного познания:
– основанно на систематических исследованиях;
– использует научные методы;
– доказательность;
– объективность;
– проверяемость и воспроизводимость результатов.
2) Такие особенности как объективность и воспроизводимость результатов взаимесвязаны. Учёные должны объективно предоставлять результаты своих исследований, так как только объективные результаты возможно воспроизвести. Субъективные результаты могут воспроизвести только те же самые учёные.
2 балл | Правильное выполнение задания оценивается |
1 балл | Если приведён один любой элемент |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три функции науки.
Наука — это систематическое исследование и организованный накопленный набор знаний о природе, обществе и явлениях, основанный на фактах, экспериментах, наблюдениях и логическом рассуждении. Она стремится к пониманию и объяснению закономерностей и механизмов, лежащих в основе различных явлений. Наука также стремится к развитию новых теорий и моделей, которые могут прогнозировать и предсказывать поведение исследуемых объектов.
Научное познание — это способ получения знаний об окружающем мире на основе систематического исследования и использования методов науки. Оно основано на логике, наблюдении, экспериментах, фактах и результатах проверяемых и повторяемых исследований. Научное познание имеет следующие особенности: объективность, систематичность и воспроизводимость результатов.
Функции науки:
1. Описательная функция: наука предоставляет систематическое описание и объяснение явлений и закономерностей в мире.
2. Предсказательная функция: наука позволяет делать прогнозы о том, как будут развиваться события на основе имеющихся знаний и законов.
3. Образовательная функция: наука является основой для образования и просвещения людей. Она предоставляет знания и умения, необходимые для понимания мира, принятия обоснованных решений и развития критического мышления.
В целом, функции науки способствуют развитию общества, его прогрессу и улучшению качества жизни людей.
Проблема этики науки относится к вопросам моральных норм и принципов, которые должны руководить деятельностью и исследованиями в научной сфере. Обман и манипуляция данных включает фальсификацию, манипуляцию или подделку данных и результатов исследований. Это серьёзное нарушение этических принципов науки, так как это искажает понимание истины и может иметь негативные последствия для общества.
1) Описательная функция. Пример: Николай Коперник в своих трудах описал вращение небесных тел в космосе.
2) Предсказательная функция. Пример: метеорологи предсказывют погодные условия в разных городах России.
3) Образовательная функция. Пример:в школах проходят все законы Ньютона на уроках физики.
3 балл | Если правильно выполнено задание |
2 балл | Если приведены 2-3 права работника с указанием примеров только для двух из них |
1 балл | Если приведены 1-3 права работника с указанием примеров только для одного из них |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Прочитайте текст и выполните задание.
Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающие важность соблюдения учеными этических норм в работе.
Наука — это систематическое исследование и организованный накопленный набор знаний о природе, обществе и явлениях, основанный на фактах, экспериментах, наблюдениях и логическом рассуждении. Она стремится к пониманию и объяснению закономерностей и механизмов, лежащих в основе различных явлений. Наука также стремится к развитию новых теорий и моделей, которые могут прогнозировать и предсказывать поведение исследуемых объектов.
Научное познание — это способ получения знаний об окружающем мире на основе систематического исследования и использования методов науки. Оно основано на логике, наблюдении, экспериментах, фактах и результатах проверяемых и повторяемых исследований. Научное познание имеет следующие особенности: объективность, систематичность и воспроизводимость результатов.
Функции науки:
1. Описательная функция: наука предоставляет систематическое описание и объяснение явлений и закономерностей в мире.
2. Предсказательная функция: наука позволяет делать прогнозы о том, как будут развиваться события на основе имеющихся знаний и законов.
3. Образовательная функция: наука является основой для образования и просвещения людей. Она предоставляет знания и умения, необходимые для понимания мира, принятия обоснованных решений и развития критического мышления.
В целом, функции науки способствуют развитию общества, его прогрессу и улучшению качества жизни людей.
Проблема этики науки относится к вопросам моральных норм и принципов, которые должны руководить деятельностью и исследованиями в научной сфере. Обман и манипуляция данных включает фальсификацию, манипуляцию или подделку данных и результатов исследований. Это серьёзное нарушение этических принципов науки, так как это искажает понимание истины и может иметь негативные последствия для общества.
1) Благодаря соблюдению этических принципов и правил ученые могут предоставить надежную информацию и результаты исследований, которые можно использовать в дальнейших работах и принимать важные решения на их основе.
2) Соблюдение этических норм способствует созданию доверия к научным исследованиям и укреплению авторитета науки в обществе.
3) Учёные должны соблюдать этические нормы для защита прав и благополучия участников исследований. При проведении исследований с участием людей учёные должны учитывать их интересы, безопасность и достоинство, соблюдая принципы этики и защищая их права.
3 балл | Если правильно выполнено задание |
2 балл | Если приведены три аргумента |
1 балл | Если приведён один аргумент |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке цветов в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если появится новый крупный производитель при прочих равных условиях?
1) Равновесная рыночная цена увеличилась.
2) Приближение 8 марта вызвало увеличение спроса на цветы.
3) При появлении нового производителя предложение увеличится, а равновесная цена уменьшится.
3 балл | Если даны правильные ответы на три вопроса |
2 балл | Если даны ответы на два любых вопроса |
1 балл | Если дан правильный ответ на один любой вопрос |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
В стране Z большое количество людей заняты в сфере услуг. Места в парламенте распределяются между политическими партиями, преодолевшими 6%-ный избирательный барьер. Глава правительста —глава победишей на выборах партии.
Какой тип общества представляет собой страна Z? К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.
Информационное (постиндустриальное общество).
Пропорциональная избирательная система.
Мажоритарная избирательная система.
При пропорциональной системе избиратели голосуют за партийные списки, при мажоритарной — непосредственно за личности кандидатов.
4 балл | Если даны правильные ответы на четыре любых вопроса |
3 балл | Если даны правильные ответы на три любых вопроса |
2 балл | Если даны правильные ответы на два любых вопроса |
1 балл | Если дан ответ только на один любой вопрос |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Конституция Российской Федерации провозглашает принцип федерализма.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.
1) Конституция провозглашает Федеративное устройство Российской Федерации, основанное на её государственной целостности.
2) Субъекты федерации имеют свои законодательные органы власти, устав или конституцию и другое законодательство.
3) В Конституции закреплено федеративное устройство Российской Федерации, которое основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
3 балл | Если приведены три суждения |
2 балл | Если приведены два суждения |
1 балл | Если приведено одно суждение |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Используя обществоведческие знания, составь сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида».
Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
1. Понятие «Социализация».
2. Основные этапы социализации:
а) первичная;
б) вторичная.
3. Функции социализации:
а) нормативно-регулятивная;
б) личностно-преобразовательная;
в) ценностно-ориентационная.
4. Агенты социализации:
а) семья;
б) образование;
в) группа друзей (сверстников);
г) СМИ и так далее.
5. Десоциализация и ресоциализация индивида.
4 балл | Если правильно выполнено задание |
3 балл | Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, которые детализированы в подпунктах и позволяют раскрыть тему по существу |
2 балл | Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, позволяющих раскрыть тему по существу, два из которых детализированы в подпунктах |
1 балл | Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, позволяющих раскрыть тему по существу, один из которых детализирован в подпунктах |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
Обоснуйте необходимость целенаправленной социализации для развития личности. (Обоснование должно быть дано в нескольких распространённых предложениях.)
Какие социальные институты могут способствовать формированию правомерного поведения личности? Назовите любые три института. Для каждого института приведите по одному примеру, иллюстрирующему его воздействие на личность. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных института.
1) Обоснование: Целенаправленная социализация помогает личности стать активным участником общества, обладать социальной компетентностью и успешно функционировать в различных социальных ситуациях. Благодаря целенаправленной социализации человек осваивает необходимые для реализации его личности социальные роли.
2)Социальные институты: школа, СМИ, семья.
3) Примеры:
1. Школа. Маша узнала в школе на уроке обществознания об административном и уголовном праве в РФ и какие бывают наказания за правонарушения.
2. СМИ. Петя по телевизору смотрел выпуск новостей и узнал, что бывает за совершение преступления, и решил, что не будет так никогда поступать.
3. Семья. Мама рассказала Лизе, что нельзя нарушать правила дорожного движения и какие за это будут наказания.
2 балл | Если приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях |
1 балл | Если приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания, которое содержит отдельные неточности |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К1:
1 балл | Если приведён правильный ответ на вопрос |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К2:
3 балл | Если приведены три примера |
2 балл | Если приведены два примера |
1 балл | Если приведён один пример |
0 баллов | В остальных случаях |
Ваш результат за К3: