Что такое изложение и как оно будет проходить на ОГЭ
Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.
На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — это разные задания, не стоит их путать. В рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.
Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.
Минимальный объём изложения на ОГЭ — 70 слов. Тексты менее этого значения не засчитываются. Ограничений по максимальному объёму нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. При подсчёте учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.
Как написать изложение на ОГЭ: пошаговая инструкция
На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причём их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.
Шаг №1. Создание черновика
На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Вот алгоритм, который поможет вам ничего не упустить:
- Во время первого прочтения внимательно слушайте текст, т. е. активно воспринимайте содержание записи, старайтесь сразу понять главную мысль автора, а также определить основную тему и микротемы, идею; соотнести друг с другом смысловые части. Также советуем запомнить ключевые слова.
- В перерыве составьте план текста, дополните его ключевыми словами, а ещё лучше — краткими тезисами для каждой микротемы.
- Во время второго прочтения дополните каждый пункт своего плана так, чтобы сделать его более конкретным. Также убедитесь, что не допустили ошибок в определении темы, микротем и т. д.
Совет
Не гонитесь за тем, чтобы переписать все обороты слово в слово. Во-первых, так вы только зря потратите драгоценное время и сместите внимание на ненужную работу.
Во-вторых, цель изложения — проверить, как вы можете понимать текст и излагать его своими словами. Сделайте именно это, а не учите его.
Шаг №2. Корректировка черновика
Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нём должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.
Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Сделать это можно тремя способами:
Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.
- В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
- «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчёт не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчёт до четверга.
Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.
- Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками всё пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
- К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.
Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.
- Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.
Совет
При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.
Шаг №3. Работа над чистовиком
Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик. Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание.
Завершив редактуру и переписав всё на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать всё на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.
Сжатое изложение |
90 минут |
|
---|---|---|
1-ое прослушивание |
Прослушать и осмыслить текст, выделить микротемы и ключевые слова к ним. |
2,5–3 мин |
Перерыв |
Составить план сочинения с микротемами и тезисами к ним на основе ключевых слов. |
3–4 мин |
2-ое прослушивание |
Проверить, правильно ли определены микротемы, позиция автора, тема, основная мысль. Расширить тезисы плана подробностями. |
2,5–3 мин |
Написание |
Составить связный текст на основе тезисов и отредактировать его. |
80 мин |
Получи больше пользы от Skysmart:
-
Подготовься к ОГЭ на пятёрку.
-
Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы.
Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Решай задания в бесплатном тренажёре ЕГЭ.
Разбор задания
Разберём задание №1 из КИМ прошлых лет. В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека. Чтобы выполнить изложение, выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.
Как писать изложение на ОГЭ: пример |
||
---|---|---|
Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать её от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности. |
Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший её, ответит взаимностью. |
Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее. |
Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга. |
Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит. |
Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места. |
Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, вы вырабатываете свою стратегию запоминания. Самым действенным из них мы также учим ребят на курсе подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Критерии оценивания
В этом разделе рассмотрим их все, но ознакомиться с ними в официальном виде также можно на сайте ФИПИ в разделе ОГЭ с документацией: демоверсиями, кодификаторами и спецификациями.
Совет
Перед тем, как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.
Оценка содержания
За содержание текста можно получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте. В ОГЭ по русскому языку 2025 года микротем будет 3.
ИК1 |
Содержание изложения |
|
---|---|---|
Ученик точно передал содержание текста, отразив все его микротемы |
2 |
|
Ученик передал основное содержание текста, но упустил или добавил 1 микротему |
1 |
|
Ученик передал основное содержание текста, но упустил или добавил более 1 микротемы |
0 |
|
Максимум баллов |
2 |
Оценка сжатия
Все приёмы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это время. Как только вы научитесь выделять главную мысль текста, далее сможете тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать изложение.
При оценке работы эксперты учитывают использование компрессии в каждой микротеме. Нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью. При этом последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остаётся в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
---|---|---|
Ученик правильно применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всей работы |
2 |
|
Ученик правильно применил 1 или несколько приёмов сжатия текста для работы с 2 микротемами текста |
1 |
|
Остальные случаи |
0 |
|
Максимум баллов |
2 |
Оценка логичности
Готовый текст должен представлять собой логично составленное высказывание, правильно разделённое на абзацы. Также важно не допускать соединения двух разнородных мыслей в одном предложении, а также не нарушать последовательности событий.
ИК3 |
Логичность речи |
|
---|---|---|
Нет логических ошибок |
2 |
|
Есть 1 логическая ошибка |
1 |
|
Есть 2 логические ошибки и более |
0 |
|
Максимум баллов |
2 |
Оценка грамотности
Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.
Некоторое количество ошибок допускается, но в чём точно нельзя ошибаться, так это в терминологии. Если вы не уверены в значении слова, лучше его заменить.
Критерии оценки грамотности и фактической точности |
||
---|---|---|
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Нет ошибок |
3 |
|
Есть 1–2 ошибки |
2 |
|
Есть 3–4 ошибки |
1 |
|
Есть 5 и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность речи |
|
Нет ошибок |
1 |
|
Есть 1 ошибка и более |
0 |
|
Максимум баллов |
13 |
Как подготовиться к изложению ОГЭ
Определите ваш канал восприятия информации
Есть три канала восприятия:
- аудиальный;
- визуальный;
- кинестетический.
Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.
Типы людей по каналам восприятия информации |
||
---|---|---|
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей. |
Лучше всего помнят зрительные образы. Если ученик с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради. |
Ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ученику с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется написать это слово. |
Понимая главный канал восприятия информации, вам будет проще понять, как лучше писать изложение — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.
Много практикуйтесь
На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей, подобных тем, что будут на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.
Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:
- слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
- заранее подготовить листочки для черновиков и ещё один лист в качестве экзаменационного бланка;
- засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.
На экзамене помните о важном
Вот несколько советов, что делать на самом экзамене, чтобы не потерять баллы:
- В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому, если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите её своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
- Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
- В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
- Если до экзамена ещё полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.
Ещё больше советов и разборов — в статье про подготовку к ОГЭ по русскому языку.
А чтобы сразу перейти к практике, начните путь к высокой оценке с бесплатного вводного урока на подготовке к ОГЭ в Skysmart. На занятиях школьники:
- разбирают актуальные задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков;
- получают поддержку внимательных учителей;
- занимаются по авторской программе, составленной на основе ФГОС;
- учатся самостоятельности, в т. ч. самому контролировать прогресс — для этого есть и обратная связь от преподавателя, и вкладка со статистикой по успехам;
- закладывают основы для высоких баллов на ЕГЭ в будущем.
Кроме того, занятия помогают ребятам найти интерес в школьных предметах. Если раньше некоторые из них давались с тудом или вовсе на нравились, после уроков в Skysmart ученики чувствуют себя комфортнее на уроках в школе и на экзаменах.
До встречи на уроке!