b733e4

Синтаксический разбор предложений

Синтаксический разбор предложений
1593K

Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения. Из слов и словосочетаний мы составляем предложения. Сейчас узнаем, как делать синтаксический разбор простого предложения.

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

  1. Определить, какое предложение по цели высказывания:

    • повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)

    • побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

    • вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

  2. Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

  3. Определить, односоставное или двусоставное предложение.

    • Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Пойдем домой.)

    • Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

  4. Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

    • Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

    • Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

  5. Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

    • Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

    • Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

  6. Определить, полное предложение или неполное.

    • Полное — когда на месте все члены, которые нужны для понимания его смысла. (Я буду есть.)

    • Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

  7. Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

    Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые относятся сначала к подлежащему, затем — к сказуемому.

  8. Подчеркнуть все члены предложения.

  9. Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

  • простое — какой формой глагола;

  • составное глагольное — из чего оно состоит;

  • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Не забываем!
Важно отметить, чем является сказуемое — простым глагольным или составным.

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?

Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то

Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте

Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Н е и когда крупный т о а рговый центр края со временем начал пустеть и прих о а дить в упадок. Потеряв сн о а чала статус города, а потом большую часть ж ы и телей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и вод а о провода, прож ы и вает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на сн е и г о а х о а де по озеру Воже.

Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.

Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?

Мы нашли волшебное перо!

Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →

Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте

апельсин ов ый ноздр и живот н о вод

Вторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →

Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт

Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.

Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.

Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.

Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — это мечта надежда

Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →

Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте

Древний город Крако основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек однако в 1963 г. случилось землетрясение и их пришлось эвакуировать так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.

Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!

Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения. Также можно указать, как они связаны друг с другом: через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Слова, которые входят в его состав, при разборе считают единым членом предложения и подчеркивают соответствующе.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

  • по интонации (восклицательное или невосклицательное);

  • по количеству грамматических основ (простое);

  • по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

  • по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

  • по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

  • по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Чтобы сделать синтаксический разбор предложения:

  • Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя.
  • Задайте вопросы от подлежащего на второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельства).
  • Задайте вопросы от сказуемого для определения группы сказуемого.
  • Подчеркните все члены предложения.

Например, в предложении ""Собака лает на прохожих"":

  • Подлежащее: ""Собака"" — подчёркиваем одной чертой.
  • Сказуемое: ""лает"" — подчёркиваем двумя чертами.
  • Вопросы от подлежащего к дополнению: ""На кого?"" — ""на прохожих"" — дополнение.

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

  • Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

  • Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

  • Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

  • В предложении нет подлежащего. Сказуемое выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».

  • Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».

Пример 2

  • Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

  • Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

  • Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

  • Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

  • Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

  • Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

  • Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

  • Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Комментарии

Получите план обучения русскому языку на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Проверим знание синтаксиса и других разделов русского языка и выявим пробелы
  2. Подберём курс
  3. Познакомим с интерактивной платформой

Оставляя заявку, вы принимаете условия соглашения