Дачное чтение, шифр для бабушки и сюжеты в облаках: как подготовить ребенка к первому классу

Каникулы даны человеку, чтобы отдыхать и набираться сил. Но если этому человеку в конце лета идти в первый класс, всем немного тревожно. Справится ли с нагрузкой? Достаточный ли багаж навыков? Мы поговорили с экспертами по детскому развитию, чтобы провести экспресс-прокачку самых нужных умений будущих первоклашек — часто они развиваются не за партой, а во время совместных игр, разговоров и дачного чтения.
  • Автор

    Инна Прибора

  • Дата публикации

    16.06.2021

  • Просмотры

    28

Что должен уметь будущий школьник

Некоторые родители убеждены: школьные успехи — это всегда вещи интеллектуального плана. Если ребенок бодро складывает числа и читает сложные предложения, значит, в школе у него всё будет прекрасно.

Однако педагоги с таким подходом не соглашаются. Секрет успешной учебы они видят в таких, например, вещах, как уверенность в своих силах, открытое отношение к миру и умение справляться со своими эмоциями.

Оказывается, нужно биться не за то, чтобы старший дошкольник читал 20 слов в минуту, а за то, чтобы он проявлял самостоятельность, интерес к миру и инициативность, умел задавать вопросы и делать выводы, не сдаваться, видя препятствия, и умел договариваться и дружить. Ведь именно эти качество влияют на наши успехи не только в учебе, но и на работе и вообще везде.

Чтобы развить эти навыки, недостаточно усадить младшего за парту и показать, как вычитать в столбик. Нужно подходить к этому последовательно, комплексно и с разных сторон.

Татьяна Мартенс,

педагог начальной школы, преподаватель математики и курса «Искусство для малышей»

В подходе «я не педагог, не буду ничему учить — пускай в школе всему научат» есть свои опасения.

Да, цифрам и буквам в школе научат, но системному мышлению сложно научить, если до школы в развитии ребенка не придавали этому значение.

Важно обсуждать с ребенком разные явления, выяснять причины и предполагать последствия того или иного действия.

Например, что случится, если я вставлю палку в крутящееся колесо велосипеда? Где будет скапливаться вода, если я сделаю на этом ручье плотину? Как связаны разбитое окно и вытянутое лицо папы?

Познавательные способности: играем, лепим, выдумываем

Любознательность и интерес к миру

Да, порой любознательность выходит родителям боком, особенно когда она толкает человека на разные эксперименты. Есть риск обнаружить дома коллекцию червей или пытаться отмыть кухню от последствий экспериментов с клейстером.

Вместе с тем важно поддерживать в детях этот дух первооткрывателя. «Сынок! Это был потрясающий опыт. Давай соберем осколки и попробуем понять, почему твоя рогатка стреляет в обратную сторону».

Не отмахивайтесь от детских: «как?», «почему?», «зачем?». Размышляйте и пробуйте найти объяснения явлениям жизни и поступкам окружающих, даже если вы сами не очень уверены в ответе. Родитель, которому интересно искать ответы на сложные вопросы, формирует правильную поведенческую модель.

А чтобы уж точно быть спокойным за новый этап в жизни ребенка, запишите его на экспресс-подготовку к первому классу в детскую школу Skysmart. За 16 уроков изучим всё, что нужно знать школьнику к первому классу, чтобы не волноваться и быть уверенным в себе.

Сюжетные уроки с кошкой-детективом погружают ребенка в чтение, письмо, математику и окружающий мир — вместе они исследуют цифры и буквы, учатся сохранять внимание и правильно воспринимать учителя. А еще не просто смотрят в экран, но и поют, танцуют, раскрашивают. Присоединяйтесь!

Системное мышление

Умение находить взаимосвязи в мире, сопоставлять и сравнивать — важный академический навык, который легко развивается в домашних условиях. Здесь здорово подталкивать ребенка к самостоятельным выводам, задавая ему вопросы: «Как ты думаешь, почему этот человек идет под зонтом, хотя дождя нет?».

Играйте в детективов, проводите расследования и стройте гипотезы. На прогулке в парке, по дороге в машину или дома устраивайте игры на выделение общих признаков и аналогию.

Татьяна Мартенс,

педагог начальной школы, преподаватель математики и курса «Искусство для малышей»

Важно научить ребенка систематизации. Например, уметь объединять предметы в группу. Уметь сказать, что стул и стол — это мебель, или объединить грушу и яблоко одним словом.

Можно взять любые предметы и пытаться объединить их по разным признакам. Например, взять игрушки и выбрать красные, маленькие, чистые и т. п.

Научите находить эти общие признаки. Например, так: «Скажи, что общего у редиски и кирпича».

Еще есть отличная игра на аналогии. Например: «Если печь — это дрова, то машина — это что?» Ребенку нужно догадаться, что если дрова кладут в печь, значит, надо назвать то, что кладут в машину. Это может быть бензин.

Динара Яруллина,

педагог начальной школы, преподаватель курса по развитию мышления

Пока вы гуляете с ребенком, развивайте наблюдательность и умение видеть разные признаки.

Здесь хороша игра «Я смотрю»: я смотрю и вижу вокруг три предмета в форме круга. Или пять предметов синего цвета. Пусть ребенок попробует угадать, что вы увидели вокруг. А потом сам предложит угадайку и даст критерий поиска.

Вербальные способности

Ребенок, с которым общаются, разговаривают напрямую и задают вопросы, разумеется, развивает речевые навыки. Но устная разговорная речь отличается от книжной, с которой придется иметь дело в школе: она сложнее и богаче с точки зрения лексики.

Таких слов, как нивы, корыто, удалец не встретишь в обычной жизни. Так что речь ребенка, которому читают художественные тексты, гораздо богаче, чем речь его сверстника, который лишен такой привилегии. Книга помогает накопить пассивный словарный запас, а оттачивать ораторские способности и навыки пересказа особенно здорово в игровых выступлениях.

Выслушайте сказку ребенка о его плюшевой свинье, полетевшей на луну, запишите ее в аудиоформате. Устройте пресс-конференцию человека, который плавал в море и видел рыбку. Пробуйте устраивать домашние кукольные спектакли (каждого героя надо озвучивать) и самодельные рэп-баттлы, пусть и без рифм.

Татьяна Мартенс,

педагог начальной школы, преподаватель математики и курса «Искусство для малышей»

Мне кажется важным научиться читать до школы.

Ребенку гораздо проще учиться: не будет паники от длинных текстов и найдется время, чтобы решить задачу, а не только для того, чтобы прочитать условие задачи.

Работа с информацией

Обучение — это сплошная работа с информацией. К счастью, мы можем прокачивать этот навык не только копаясь в энциклопедиях.

Самый увлекательный способ привить интерес к разным видам сведений — игра. Делайте шифры (можно оставить шифр для бабушки с информацией, кто съел клубнику), придумайте свой язык, рисуночное письмо, обозначайте слова и предложения с помощью эмодзи. Интерес к символам и знаковым системам прекрасно поддержит простая игра в ребусы.

Переводите информацию в графические схемы. Нарисуйте график настроения ребенка в зависимости от времени суток. Сделайте карту квартиры, дачного участка (там может стоять крестик в месте спрятанного клада).

Творческое мышление

Родители, которые говорят детям: «Не сочиняй, не выдумывай!», делают большую ошибку. Старший дошкольный возраст — прекрасное время для того, чтобы сочинять и выдумывать. Детские выдумки служат хорошей почвой для развития креативности.

Предложите вместе рисовать и лепить из пластилина, создавать комиксы, выдумать продолжение понравившимся книгам и мультикам, оживлять предметы и разгадывать в очертаниях облаков сюжеты, сочинять музыку, играя на губной гармошке и отбивая ритм подручными инструментами.

Динара Яруллина,

педагог начальной школы, преподаватель курса по развитию мышления

Есть отличная игра на развитие творческого мышления — найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово карандаш, а ребенок придумывает, как его можно использовать: писать, рисовать, накладывать заклятие (как волшебной палочкой) или измерять температуру плюшевому мишке, если он заболел.

Екатерина Попова,

руководитель школьной тьюторской службы, специалист по детской игре

Попробуйте сочинять, пусть и на ходу, сказки/песни/стихи, в которых персонажи активно действуют.

Так мы прокачиваем всё сразу: креативность, формулирование мысли, навык самопрезентации. А еще учимся самовыражаться и понимать себя: кто я? Какая ролевая модель мне ближе? Принцесса, которая стесняется? Или дракон, который беспрерывно болтает?

Психоэмоциональное и социальное развитие: поддерживаем, учимся правильно дышать и много двигаемся

Психологическая устойчивость, самоконтроль, установка на рост

Здорово, если к школе ребенок научится не бояться ошибок и поймет, что иногда имеет смысл рисковать и пробовать, даже когда ты не уверен в результате. Не нужно стремиться всегда всё делать правильно. Уметь не пасть духом, когда что-то не вышло, и снова попытаться — ценнейший навык в любом возрасте.

Чтобы помочь человеку его сформировать, давайте ребенку экологичную обратную связь: не ругайте за ошибки и оплошности, фиксируйте, что получилось в каждом отдельном случае («Сейчас ты смог построить башню из восьми этажей. Да, на девятом все рухнуло. Но ты можешь попытаться еще!»). Особенно отмечайте успехи и старания: не просто «Молодец!», а «Ты очень старался сделать плот. Это здорово. Ты разобрался, почему он может всё время тонуть».

Екатерина Попова,

руководитель школьной тьюторской службы, специалист по детской игре

В первом классе основная задача человека — научиться не пасовать перед разными сложностями. Когнитивными: вдруг откуда ни возьмись появились все эти буквы и цифры! Физическими: как приручить свои ноги, если хочется бежать и скакать? Психоэмоциональными, ведь задачи саморегуляции наваливаются плотной стеной. Социальными: кто все эти прекрасные и не очень люди? Вот это да! С ними можно дружить и даже ругаться, и все такие разные!

Чтобы успешно решить все эти задачи, вот что можно делать. Преодолеваем препятствия телом: ходим, лезем на горы камней и песка, забираемся на деревья, разводим костры, красим заборы. И самое главное, фиксируем!

«Ты делал, тебе было / не было — вот что получилось». Так ребенок учится физически преодолевать сложности, прикладывать усилия и рассматривать результат не как окончательное достижение, а как механизм.

Всё это помогает накапливать силы на маневры и новые попытки что-то переделать без истерики: и в учебе, и за пределами парты.

Внимание и концентрация

Управлять своим вниманием бывает нелегко, но без этого навыка сложно сосредоточиться на рутинных задачах.

Развить его помогут практики внимательности: специальные медитативные упражнения. Это несложно, не требует специальной подготовки и не обязывает верить в Будду и петь мантры.

Старшему дошкольнику достаточно научиться обращать внимание на то, как он дышит. Например, попробовать сосредоточиться на движении живота и грудной клетки и сделать собственный вывод: если дышишь медленно и размеренно, есть шанс почувствовать себя спокойнее.

Екатерина Попова,

руководитель школьной тьюторской службы, специалист по детской игре

Пусть ребенок научится делать хотя бы одно дело в рутине и самостоятельно.

Например, собирать на дачу игрушки, свой рюкзак, накрывать на стол или наводить порядок на полке — так он прокачает внимание, чтобы удерживать цель и доводить начатое до конца.

Важно добавить: здесь не должно быть давления со стороны родителей и реакции типа: «Я же тебе напоминала, тебе надо взять, ты должен, ты снова забыл!»

Терпение и поддержка, терпение и поддержка! Чем мягче и спокойнее вы сейчас — тем проще будет дальше.

Решение задач и успешная коммуникация

Чтобы увидеть, как ребенок проявляет себя в действии и принимает решения, играйте с ним в игры. Ролевые и дворовые доступны в редких случаях, если, например, вам повезло с хорошей дачной компанией. Но есть и более доступные варианты — настольные игры.

Многие из современных игр рассчитаны не на жесткую конкуренцию, а на сотрудничество. Играющему ребенку важно продумать стратегию, обсудить ее с другими игроками, привести аргументы в пользу своей позиции. Но главное, пережить успешный опыт принятия решений и работы в команде.

Вот несколько отличных настолок для старших дошкольников:

  • «Спящие королевы»,
  • «Шакал»,
  • «Мачи Коро»,
  • «Гномы-вредители»,
  • «Запретный остров».

Физическое развитие и общий кругозор

Пусть ребенок уже почти школьник — ему по-прежнему важно много двигаться и понимать мир через тело: ощущать разные текстуры, закручиваться в гамаке и залезать на канат, плескаться в воде и зарываться в песок, играть в догонялки и прятки.

Интересно изучать новое, путешествовать, забираться в горы, ходить по усадьбам и музеям. Ведь образование не заперто дверями классной комнаты. Мир огромен и прекрасен — изучай на здоровье.

Динара Яруллина,

педагог начальной школы, преподаватель курса по развитию мышления

Я рекомендую прежде всего провести лето насыщенно, чтобы было качественное время с ребенком: семейные прогулки, поездки, путешествия, больше спорта и движения.

В школьный период всё же больше шансов на гиподинамию, так что классно, когда у ребенка сформирована привычка двигаться: «Если я засиделся, я делаю колесо, стою на руках или прыгаю на одной ножке».

Совмещайте приятное с полезным. Например, чтобы не скучать в поездках, играйте всей семьей. Например, в «У меня большой рюкзак, и я беру с собой… яблоко». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «У меня большой рюкзак, и я беру с собой яблоко и шоколадку». Каждый следующий ход игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Отличная тренировка памяти!



 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0