«Смотреть в экран с пользой — это вообще возможно?» И еще 6 вопросов про разумное потребление гаджетов

«Да они совсем разучатся общаться со сверстниками!» «Целыми днями играет в свои игрушки, и ничего больше неинтересно». «А вдруг он вырастет блогером?» Гаджеты вызывают у родителей целую палитру эмоций. Мы задали вопросы, которые волнуют всех родителей, экспертам в детской психологии и образовании. Главные инсайты — в статье.
  • Автор

    Елизавета Кокорина

  • Дата публикации

    03.08.2021

  • Просмотры

    88

С какого возраста стоит разрешать ребенку пользоваться гаджетами?

Первый интерес к гаджетам дети могут проявлять в совсем раннем возрасте — малышам нравится нажимать на кнопки. Но до трех лет лучше познавать окружающий мир через реальный опыт и общение — это важный этап для гармоничного развития ребенка.

Виктория Шиманская,

доктор психологии, эксперт в области эмоционального интеллекта и развития софт скиллов, сооснователь Skillfolio

Начиная с трех лет можно знакомить ребенка с гаджетами, и тут главное — контент.

Он должен быть в первую очередь развивающим: помогать совершенствовать мелкую моторику, развивать логику и внимание, изучать иностранный язык.

Проводить время перед экраном с пользой — это вообще возможно?

Короткий ответ — да. Гаджеты — это не только про видео с котиками и игры-стрелялки. Это инструмент: и от нас зависит, используем мы его как тайм-киллер или как помощник.

Позвонить бабушке по скайпу — это живое общение. Найти рецепт пирога в интернете и вместе его приготовить — это семейный досуг. Посмотреть ютуб-видео про космос — это саморазвитие. Записаться на онлайн-курс шахмат — это новое хобби.

Анастасия Никитина,

лидер детского направления компании SberDevices

Ищите вместе с ребенком полезные функции и приложения, которые интересны самому ребенку или могут помочь ему в занятиях.

Например, если ребенок увлекается танцами, пригодится функция замедленной съемки — так можно рассмотреть в деталях, правильно ли он выполняет движения, или просто снять красивое видео для семейного архива.

Читать интерактивные книги, играть в игры на развитие памяти и логики, составлять муд-борды, карты желаний и целей, чтобы визуализировать путь к вдохновляющей ребенка мечте — способов использовать технологии с пользой просто море!

А еще ноутбук и смартфон пригодятся для занятий по школьным предметам: выучить новые английские слова через увлекательную игру, порисовать геометрические фигуры на онлайн-доске, разобраться в пунктуации прямой речи любимых персонажей или провести настоящий физический опыт и навсегда влюбиться в физику.

Приходите на бесплатный вводный урок в Skysmart — покажем, как наша интерактивная платформа превращает любой гаджет в виртуальный класс, где каждый ребенок находит интересное именно ему.

От обучения онлайн действительно есть толк?

Мы в Skysmart верим, что смартфон похож на артефакт из видеоигры — он тоже дает суперспособности. Поэтому мы делаем так, чтобы экранное время было максимально полезным и нескучным.

На наших курсах можно создать свою компьютерную игру и освоить азы программирования, отправиться в кругосветное путешествие на английском с инопланетянином Элом, изучать математику по комиксам и квестам.

Елизавета Кокорина,

методист в современной школе для детей и подростков Skysmart

В уроках мы используем разные форматы: тексты, видео, картинки, аудио. Так новый материал удается объяснить более наглядно, а главное — он лучше усваивается.

Детей увлекает интерактивность: игры, симуляторы, тренажеры. Учиться так интереснее, потому что есть ощущение, что ты просто играешь, но на самом деле — узнаешь новое, получаешь поддержку от внимательных учителей и веришь в себя еще больше.

Ребенок слишком много времени проводит в телефоне. Что делать?

Используйте таймер — вот так все просто. Таймер помогает добавлять виртуальную реальность в мир ребенка дозированно. Вы заранее договариваетесь о лимите времени — это может быть 10–30 минут в зависимости от того, чем именно занят ребенок. Звенит таймер, телефон или планшет выключаются.

Виктория Шиманская,

доктор психологии, эксперт в области эмоционального интеллекта и развития софт скиллов, сооснователь Skillfolio

Важно вводить ограничения через обсуждение, а не жесткую диктатуру: «потому что я так сказала» — недостаточно веский аргумент.

Объясните, почему вы ограничиваете экранное время и что ребенок получит вместо залипание в гаджет.

Составьте вместе с ребенком карту интересов и отобразите на ней все, что ему нравится: рисовать, танцевать, собирать конструктор, готовить, читать. На эту карту можно ориентироваться, когда звенит таймер — и переключаться на любимое занятие в реальной среде.

Как только я забираю у ребенка телефон, случается истерика. Как быть?

Часто проблема не в самих гаджетах, а в том, что мы ими замещаем. Например, скуку — когда у ребенка нет особых интересов и увлечений, ему скучно и непонятно, чем себя занять, кроме как уткнуться в телефон. Взрослые поступают так же. Если не хотите, чтобы дети переняли эту привычку, избавьтесь от нее сами — больше беседуйте друг с другом, играйте, читайте, занимайтесь творчеством.

Другая ситуация: ребенок отказывается есть без мультфильмов на планшете и устраивает истерику. Тогда стоит вообще отказаться от планшета, но не ругать ребенка, когда он начнет скандалить, а дать ему понять, что вы понимаете его чувства и знаете, как он расстроен.

Но правила есть правила — за едой вы больше мультики не смотрите. Несколько дней будут непростыми, но потом ребенок привыкнет. Однако важно не просто отбирать гаджет, но и обсуждать ваши чувства и эмоции. А для этого родителям вместе с ребенком стоит работать над развитием эмоционального интеллекта.

Виктория Шиманская,

доктор психологии, эксперт в области эмоционального интеллекта и развития софт скиллов, сооснователь Skillfolio

Я советую родителям составить чек-лист, когда они дают ребенку гаджеты.

Используйте его хотя бы на протяжении недели и понаблюдайте. Может оказаться, что осознанное потребление контента (например, просмотр мультфильма, общение, развивающие игры) занимает 30–40%, а все остальное — просто замещение других эмоциональных потребностей.

Старайтесь это замечать и не формировать у ребенка привычку брать гаджет каждый раз, когда ему, например, не хватает близости с родителями.

А как быть с огромным массивом информации — не всегда качественной и полезной. Нужно ли ее фильтровать?

Вспомните, как мы выбираем школу или спортивные секции для детей — тщательно и сами. Вряд ли вы разрешите своему семилетнему ребенку самостоятельно найти себе педагога по вокалу в интернете.

С цифровой средой то же самое. Родитель заботится о том, какой именно контент ребенок будет потреблять. Базовая цифровая гигиена — навык, которому нужно в первую очередь учиться взрослым.

Анастасия Никитина,

лидер детского направления компании SberDevices

Моему старшему сыну 12 лет. Он увлекается компьютерными играми и постоянно смотрит на ютубе геймерские стримы и летсплеи.

Чтобы не лишать сына любимого хобби, но внести немного пользы, я добавила ему в подписки образовательные и DIY-каналы — в итоге ему иногда попадается контент, который мне хотелось бы, чтобы он потреблял. Что-то он сразу выключает, а какие-то видео ему кажутся интересными. Так формируется его кругозор: без давления и как бы между делом.

Какой главный совет родителям?

Начать с себя. Чтобы дети пользовались гаджетами с умом, важно воспитывать в себе культуру осознанного использования гаджетов: учиться искать качественный контент, полезные приложения, ограничивать свое время в соцсетях.

Тогда вы сможете передать эти навыки и ребенку.

 
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Консультация с экспертом по поступлению в университет